Путин и Воздвиженка, тень локдауна в Приморье и крепкий хозяйственник близко

Главные события политической недели в доходчивом материале ИА PrimaMedia
Тематический фотоколлаж
Фото: ИА PrimaMedia

2 июля 2021. На этой неделе были внесены поправки в бюджет Приморского края. Сумма допдоходов такова, что пройти мимо нее тяжело. Эпидемиологическая ситуация усугубляется и впереди, возможно, непопулярные решения. На общественных настроениях отразятся как их наличие, так и их отсутствие. Порты начали массово штрафовать за уголь — власти играют мускулами экозащитников. Определились кандидаты в Госдуму от партий. А село Воздвиженка оказалось на прямой линии с Владимиром Путиным.

Бюджетная доходчивость

Внесение поправок в бюджет края — редкая тема для политобзора. Документ корректируют почти ежемесячно. Однако, пройти мимо 5,8 млрд рублей тяжело. Такие суммы приятно охватить хотя бы умозрительно.


Заседание ЗС ПК. Фото: Кадр с трансляции в Youtube

Именно на такую сумму приморские законодатели увеличили краевую казну, которая теперь насчитывает почти 150 млрд рублей. Доходы выросли по налоговым статьям. Основная их часть превратится в дополнительные расходы и пойдет, по большому счету, на социальные направления — жилье для детей-сирот, модернизацию системы здравоохранения, выплаты медработникам и так далее. Достанется и дорожному строительству, системе ЖКХ, туризму и многим другим сферам.

Отметим коротко два момента. Первый — за главный финансовый документ региона отвечает председатель правительства Приморья Вера Щербина — один из самых профессиональных игроков в команде губернатора Олега Кожемяко. Она равноудалена от политических процессов, зато демонстрирует навыки успешного администратора процессов бюджетных. По сути, это своеобразная эманация на земле того самого "крепкого хозяйственника" — недостижимого идеала последних лет.

Во-вторых, не стоит забывать о предвыборном периоде. Гигантские вливания в социальный сектор способны положительно отразиться на общественных настроениях и графитовым стержнем войти в глубину протестного реактора. Добавим — способны, но не обязаны.

Реакция на прививку

Во всей России наблюдается ухудшение эпидемиологической обстановки. И Приморье, к сожалению, не исключение. Темпы заболеваемости за последний месяц выросли в четыре раза — с 40 человек в начале июня до 175 и выше на этой неделе. Растут и темпы вакцинации — сейчас уже более пяти (а по данным за пятницу — семи) тысяч прививок делают ежедневно (при норме в восемь тысяч).


Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia

Существует вероятность, что рано или поздно приморским властям, по аналогии с рядом других дальневосточных регионов, придётся вводить жесткие ограничения и добровольно-принудительный порядок вакцинации. Что ставит, в том числе, и политические вопросы — что будет с общественными настроениями и реакцией. Парадоксально, но мягкий и жесткий сценарии одинаково протестоёмки.

— Я думаю, что напряжение должно нарастать не по линии, что сделают власти, а по линии того, разучился ли ты думать, или в состоянии адекватно оценивать ситуацию, которая складывается, — считает политолог Андрей Кудисов. — Я не имею в виду, что надо вводить обязательную и поголовную вакцинацию. И президент предостерег от обязаловки. Но сами люди для себя должны сделать выбор — я хочу спокойно жить или я хочу сыграть в русскую рулетку. И при этом не факт, что жертвой станет сам человек, а не его родные и близкие. По этой линии должно нарастать напряжение.

Похожего мнения придерживается и политолог Павел Наливайко.

— Надо ориентироваться не на общественные настроения, а все-таки на реальное положение дел с точки зрения безопасности жителей региона, — говорит он. — Пока ситуация чуть лучше, чем в прошлом году, но важна динамика. На мой взгляд, в данном случае власти будут думать категориями здоровья приморцев, нежели категориями предвыборных рейтингов и рейтингов поддержки власти. Другой вопрос, дойдет ли ситуация вообще до жестких ограничений? Сейчас, по большому счету, половина субъектов РФ ничего похожего на жесткие ограничения прошлого года не ввела.

Краеугольная повестка

На этой неделе Дальневосточная транспортная прокуратура оштрафовала сразу два крупных приморских порта за нарушения, допущенные при перевалке угля.


Перевалка угля. Фото: ИА PrimaMedia

Следует отметить, что тема перевалки угля открытым способом давно переросла уровень локальной проблематики и вышла в политическую плоскость. В целом же экологическая повестка стала катализатором многочисленных конфликтов и митингов последних лет, обрела своих знамядержателей. Залповый удар по угольной проблеме со стороны надзорных органов может говорить о том, что власти пытаются перехватить древко у экозащитников и вернуть контроль за флагом.

— Меры прокурорского реагирования в виде простых представлений об устранении замеченных нарушений — это одна история. Но когда есть фазовый переход из напоминаний в конкретные действия — это сигнал стивидорам и портам, в которых они работают, что время разговоров закончилось, — считает Андрей Кудисов. — Это не перехват экологической повестки. Это то, чем должна заниматься власть.

— Штрафы со стороны надзорных органов по большому счету не решают проблемы открытой варварской перевалки угля в том виде, в котором ведет ее часть портов, — отметил Павел Наливайко. — Есть поручение президента по этому поводу. Выполняют его лишь несколько компаний в Приморском крае. Одним из примеров, кто сейчас в шаге от защищенной перевалки — это терминал Астафьева в Находке, который возводит инновационный навес, и в скором времени уголь уйдет под крышу. Конечно, принимаются меры еще рядом компаний, но пока на бумаге. Но, повторюсь, штрафы не решают проблемы. Кучи угля как лежали, так и лежат перед глазами, пыль никуда не делась. Оппозиция все равно будет педалировать эту тему на предстоящих выборах.

Добавим только, что штрафы приморским портам составили суммы в размере 332 тысячи и 1 миллион рублей.

Выдвинуто в Приморье

Почти по всем одномандатным округам в Госдуму от Приморья стал понятен состав участников от партий. Скорее всего, предварительный список одновременно станет и заключительным. По идее, к выдвиженцам от партий в бюллетене могут присоединиться и самовыдвиженцы, но их путь к кандидатству осложнен сбором подписей (3% от числа избирателей), которые в условиях широты госдумских территорий исчисляются тысячами.


Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia

Надо отметить, что далеко не все политические объединения опубликовали списки одномандатников в каком-либо дружелюбном для пользователя виде. На сайтах некоторых партий после проведения съездов, где решались судьбы кандидатов, можно было найти даже ямбические стихотворения, посвященные принятым резолюциям, но не сами резолюции.

Пока же ясен примерный расклад по Владивостокскому одномандатному округу №62. Здесь сразятся Александр Щербаков ("Единая Россия"), Артем Самсонов (КПРФ), Андрей Андрейченко (ЛДПР), Максим Белобородов (СРЗП), Светлана Петропавлова ("Родина"), Сергей Матлин (Партия Роста), Роза Чемерис ("Новые люди").

В Артемовском округе (№63) за мандат будут бороться Андрей Акимов (КПРФ), Александр Тепляков ("Родина"), Владимир Новиков ("Единая Россия"), Алексей Козицкий (СРЗП), Василий Васильев (ЛДПР) и Кирилл Батанов (Партия Роста).

В Арсеньевском избирательном округе расклад такой: Виктория Николаева ("Единая Россия"), Евгения Заварзина (СРЗП), Сергей Мильвит ("Родина"), Евгений Шкарупа (Партия Роста), Анатолий Елишов (КПРФ).

Часть партий еще либо не провела партийные съезды, либо не опубликовала списки выдвиженцев.

"Индульгенция" и "крайне неприятный сигнал"

Учителя и родители бывшего военного городка Воздвиженка в Уссурийском городском округе во время прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным пожаловались главе государства на аварийное состояние школы, где в апреле этого года обвалилась одна из стен. Глава государства ответил, "если школа в аварийном состоянии, нужно строить новую", "деньги запланированы", "надо, чтобы руководство региона подало заявку" и "мы поможем".


Прямая линия с Владимиром Путиным. Фото: Kremlin.ru

Цепочка дальнейших событий выстроилась согласно уже почти физическому правилу. Губернатор Олег Кожемяко, еще не успела завершиться прямая линия, выступил с комментарием: "проблема нам известна", "принимаем городок от Минобороны", "помимо школы — там отсутствие канализации, водоснабжения, протекают крыши", хотели провести реконструкцию, но будет новое строительство, "связались с министром просвещения России Сергеем Кравцовым, он пообещал нам помочь в выделении необходимых денежных средств".

Прокуратура края сообщила, что главе Уссурийска Евгению Коржу внесено представление из-за ненадлежащего содержания здания образовательного учреждения. Минвостокразвития сообщило, что в приоритетном порядке займется вопросом школы в селе Воздвиженка.


В апреле этого года там обрушилась стена в школе села Воздвиженка. Фото: ИА PrimaMedia

В общем, можно сказать о двух вещах. Во-первых, прямая линия с президентом — это та самая комната с Золотым Шаром из "Пикника на обочине". То редкое в России место, где слова овеществляются. Второе — увидеть свой регион в ходе прямой линии вряд ли захочет хоть кто-то из губернаторов.

— Это сигнал, что понимание краевыми властями проблемы не приводит к тому, что люди остаются довольны. Не случайно они решили высказать свою жалобу президенту. Какой-то сбой в коммуникациях на уровне региона все же прослеживался, — говорит Павел Наливайко. — Другой вопрос, дойдут ли те слова, которые декларировали власти, до конкретики, реально ли изменится ситуация. Нужно наблюдать за этим. В-третьих, для региона это крайне неприятный сигнал, когда тебя показывают во время прямой линии с президентом.

Политолог Андрей Кудисов отметил, что реакция Олега Кожемяко на жалобы жителей Приморья "если не индульгенция, то показатель того (и для администрации президента в том числе), что губернатор владеет ситуацией на территории".

Смотрите полную версию на сайте >>>