2 июля 2021. В рамках подготовки фестивалю "Литература Тихоокеанской России" (12+), который в этом году пройдет во Владивостоке уже в четвертый раз, организаторы мероприятия — медиахолдинг PrimaMedia и культурная площадка "Культбригада" — проводят серию творческих встреч в режиме онлайн. Одной из них стал виртуальный круглый стол на тему "Куда идем? Будущее литературы как профессиональной деятельности. Электронные площадки VS бумажные издательства", прошедший 30 июня.
Как рассказал модератор круглого стола, куратор премии имени Арсеньева, президент фестиваля "Литература Тихоокеанской России" Вячеслав Коновалов, во время подготовки круглого стола к нему обращались дальневосточные автора. Как правило, их интересовали вопросы, связанные с издательской деятельностью.
"Тем приятнее сообщить, что в круглом столе принимают участие главный редактор "Литрес: Издательство" Ася Гасымова, главный редактор издательства "Альпина Паблишер" Сергей Турко и исполнительный директор издательства "Молодая гвардия" Роман Косыгин, а также лауреат премии имени Арсеньева писатель Александр Куланов", — сказал Вячеслав Коновалов.
Участники дискуссии: куратор премии имени Арсеньева, президент фестиваля "Литература Тихоокеанской России" Вячеслав Коновалов. Фото: скрин видео
Начали с ответов на вопрос, который в первую очередь интересовал дальневосточных писателей — как сделать так, чтобы рукопись твоего произведения попала на стол редактора крупного и общепризнанного издательства.
Первое слово дали женщине — Асе Гасымовой.
"Современные издательства — это все-таки не история про то, что автора — обладателя каких-то премий берут за руку и оказывают ему какое-то покровительство. На самом деле глобальные издательства не ориентируются на премии или на то, насколько автор уже популярен. Открывать новые имена — важная часть издательской миссии", — сказала она.
Поэтому современное издательство само ищет проекты, ориентируясь на читательский спрос. Всем понятно, что популярность приобретет только та книга, которая нужна читателю. Поиск проектов идет постоянно. Если говорить о художественной литературе, то поиски могут завести издателя на площадки самиздата.
"Многие писатели взяли свою судьбу в свои руки, вооружившись издательскими компетенциями, сами продвигают свои книги, пробуя свои силы и в роли пиар-менеджера, и редактора, и литературного агента. И стараются максимально заинтересовать издателя", — отметила Ася Гасымова.
Участники дискуссии: главный редактор "Литрес: Издательство" Ася Гасымова. Фото: скрин видео
Конкретного рецепта того, как завоевать благосклонность издателя и внимание читателя, не существует. Бывает внезапный успех, бывает результат планомерной работы автора с издательством. И если раньше бремя редактуры и прочей предпечатной подготовки целиком лежало на плечах издательства, то сейчас автор в этих вопросах находится в сотворчестве с издательством. Поэтому очень важно, насколько автор ориентирован на успех, на работу с аудиторией, подчеркнула Гасымова.
"Автор — сделай себя сам! Лозунг наших дней от Аси Гасымовой", — подытожил выступление главреда "Литрес: Издательство" Вячеслав Коновалов.
По мнению исполнительного директора издательства "Молодая гвардия" Романа Косыгина, автор сегодня действительно сам кует свое счастье.
"Раньше была государственная система, сейчас мы принадлежим сами себе, и каждый должен сбивать свое молоко, чтобы не утонуть в бездне книг и информации", — отметил Роман Косыгин и далее объяснил, как попасть "Молодую гвардию".
Участники дискуссии: исполнительный директор издательства "Молодая гвардия"Роман Косыгин. Фото: скрин видео
Прежде всего, надо иметь в виду, что издательство, в основном, ориентируется на жанре биографии. Поэтому нужно написать какую-нибудь биографию. Если хочется, чтобы эта биография была принята, нужно выбрать самого известного героя, изучить как можно больше информации о нем, посидеть в архивах.
"Александр <Куланов> наверняка это подтвердит. Он автор нескольких книг, которые вышли в серии "Жизнь замечательных людей", — сказал Роман Косыгин.
Писатель начинается с текста. Для начала надо все-таки что-то написать. Дальнейшее — проще: рукопись посылается по электронной почте в издательство. Дальневосточному автору можно стать участником фестиваля "Литература Тихоокеанской России" и лично встретиться с кем-нибудь из издателей (они традиционно приглашаются на фестиваль), объяснив в неформальном общении, что собой представляет рукопись.
"И все-таки нужна рекомендация. Поэтому надо постараться найти мостик к издательству. Фестиваль — один из таких мостов", — резюмировал Косыгин.
Главного редактора издательства "Альпина Паблишер" Сергея Турко круглый стол застал в машине где-то в Подмосковье. Но это не помешало ему принять участие в обсуждении.
"Со мной встречаться необязательно, хотя в сентябре я собираюсь приехать на ЛИТР, — сообщил он. — У нашего издательства такая политика: нам неважно кто где живет (кстати, один из наших авторов — из Владивостока), сейчас автор может жить, где угодно. В основном нас интересуют книги не художественные (мы только начали их выпускать, поэтому опыта еще не набрались). А в нехудожественных книгах важно, чтобы автор рассказал о чем-нибудь интересном: о мире, об истории, о профессии. Например, у нас есть автор, Михаил Шифрин, он написал книгу "100 историй о медицине". Он живет в Москве, но ничто не мешает человеку с Камчатки или Сахалина написать что-нибудь интересное".
Участники дискуссии: главный редактор издательства "Альпина Паблишер"Сергей Турко. Фото: скрин видео
Хорошо получится в том случае, если человек талантливо напишет о том, что ему интересно, о том, что он знает, в чем имеет опыт. Писать о чем-нибудь глобальном или о чем-нибудь местном. Главное — заинтересовать редактора. Сегодня все издатели ищут интересных авторов, которые пишут на интересные темы. Территориальная принадлежность здесь не имеет значения. Главное — помнить: писать все-таки надо не под издателя — писать надо под себя. В общем, как говорил Мастер: "Сами придут и предложат".
"Проблема, в общем-то, заключается в поиске золотой середины между пассионарной шизофреничностью писателя, который пишет то, что в первую очередь нравится ему самому, и пожеланиями издателя. Как писатель, чья первая книга вышла достаточно давно, в 2003 году, я могу сформулировать главный тезис так: "Издательство — это коммерческая компания, главной целью которой является зарабатывание денег. Соответственно, если вы хотите что-нибудь написать, вы должны понимать, что себе доставляете удовольствие, а издательству должны доставить деньги", — сказал писатель Александр Куланов.
Участники дискуссии: писатель Александр Куланов. Фото: скрин видео
В общем, почти по Маяковскому: автор плюс издатель равняется производство, которое должно приносить прибыль (прежде всего, издателю). Если автор это понимает и принимает, его душевному здоровью ничего не угрожает. Сам Александр это понял не сразу. Начинал, как практически все молодые писатели: рассылал рукописи редакторам по электронной почте, ходил по редакциям, где на него, в основном, смотрели косо. В одном издательстве женщина-редактор честно сказала: "Я пришла сюда из мясной промышленности, и никакой разницы между выпуском колбасы и книги не существует. Лучше продается то, что подешевле. Если вы согласны, то мы с вами". В этом издательстве Куланов издал три книги. Впрочем, в отличие от многих согласившихся на роль литраба, он на достигнутом не остановился и все-таки сумел реализовать свои авторские амбиции. Результат — премия имени Арсеньева в 2020 году.
"Все очень просто. Текст делает автор, книгу — издатель. И автору потом за то и другое будет либо стыдно, либо не стыдно. Существует огромное количество авторов, которых вообще противопоказано подпускать к клавиатуре, но они издаются", — сурово пошутил Александр Куланов.
В дискуссию о том, является ли главной целью издательств зарабатывание денег, вступила Ася Гасымова.
"У любого издательства есть своя редакционная политика, какой-то процент <средств>, который можно пустить на развитие <литературы как таковой>, на просветительскую деятельность, так сказать. Но в первую очередь мы должны понимать, что издательство — это сотрудники, это авторы, которым нужно платить гонорар, это художники, это работники типографии. Это как в кино, где в создании полуторачасового фильма принимает участие колоссальное количество людей", — справедливо заметила Ася.
Да, издательство — бизнес, и оно должно каким-то образом окупаться. Иначе получится, как в известном анекдоте: "Что нужно сделать, чтобы заработать маленький капитал? Взять большой капитал и открыть издательство".
"Издательство — действительно бизнес, — подтвердил Сергей Турко. — Но я совершенно не согласен с тем, что для издательства главное — найти что-нибудь подешевле и издать под красивой обложкой. Может, какие-то издательства так и действуют, то тогда они, как мне кажется, в конце концов, потеряют свое лицо, и в него не будут обращаться хорошие авторы".
Все-таки в тренде издательства, которые следят за автором, помогают ему определиться с интересной, читабельной, востребованной на рынке темой. Писателю есть смысл сотрудничать с издательством, которое работает не только с рукописью, но и с автором.
"Автору мало уметь произвести продукт, нужно уметь его правильно упаковать и предоставить публике. И здесь проводником выступает издательство. Я правильно понимаю?" — решил уточнить Вячеслав Коновалов.
"Да, здесь его проводником является издательство. Но это может сделать и сам автор, который хорошо знает свою тему. Это не сложно сейчас сделать. Сложность заключается в том, чтобы выйти на рынок, сделать так, чтобы книга появилась на полках. Это очень сложно. У маленьких издательств нет своих отделов реализации. Действительно сейчас такое время, что писатель должен делать себя сам. Если он начнет двигаться, если он действительно талантлив, большие тиражные издательства его обязательно заметят", — выразил уверенность Роман Косыгин.
И тут возникает дилемма, над которой бился еще Пушкин (и, кстати говоря, успешно ее разрешил, о чем знает каждый российский школьник). Творчество и продвижение — все-таки разные парадигмы.
Написать классный текст, а потом классно его продавать под силу разве что гению. Впрочем, можно придумать классное название. Александр Куланов привел забавный пример: в одном из издательств, куда он отослал рукопись, приступили к подготовке издания на следующий день — таким ярким, емким и читабельным оказалось название.
Оставшиеся 20 минут круглого стола Вячеслав Коновалов предложил посвятить об суждению вопроса, волнующего многих дальневосточных авторов: "Что делать, если книгу издали, но она не продалась и лежит мертвым грузом на полке? Есть ли возможность такую книгу реанимировать?"
"У каждой книги есть свой жизненный цикл. Первые три месяца ее продвигают активно, до полугода — еще какими-то маркетинговыми и пиар инструментами, а потом смотрят, что произошло с книгой первый год. С точки зрения электронного издательства я бы сфокусировалась не на том, кто виноват в том, что книга не расходится — автор или издательство, а на позитиве. Наверное, единственный ответ, который здесь может быть, — надо писать дальше", — призвала Ася Гасымова.
Каждая книга — индивидуальна. Поэтому и продвигать ее нужно каким-то особым, подходящим только для нее образом. Любую новинку нужно предложить почитать какому-нибудь эксперту. В сегодняшнем книжном море выходит огромное количество книг, поэтому какие-то вещи необходимо подсвечивать.
"Насколько мнение лидеров литературного общественного мнения — критиков и блогеров — может помочь столкнуть с мертвой точки продажу той или иной книги?" — спросил Вячеслав Коновалов.
"Разумеется, это может помочь. У каждого литературного критика есть определенный вес. И все-таки здесь примерно с 2018 года мы находимся в такой развилке: помимо профессиональных литературных критиков есть блогеры-инфлюенсеры, являющиеся не профессиональными экспертами, а профессиональными читателями, мнению которых доверяют. И эта категория — тоже действенная сила в продвижении", — ответила Ася.
Институт литературной критики сейчас тоже существует, но роли разделились: критики и блогеры работаю с разными аудиториями читателей.
"Если книга не пошла, значит, неправильно определили тираж. Продать сейчас можно все, другое дело, каким тиражом и по какой цене, — выразил свою точку зрения Роман Косыгин. — Но если продажа забуксовала, конечно, надо обратиться к службе продвижения, и к блогерам, и к соцсетям".
Можно попробовать снизить цену книги, продавать ниже себестоимости. В конце концов, распрощаться с книгой. Поднять рейтинг книги, которую уже не покупают, очень сложно. На самом деле процесс продажи книги начинается с того момента, когда издательство приглашает автора, обсуждает с ним идею и название будущей книги. Такой вариант надежнее.
Вместо послесловия
Директор магаданского издательства "Охотник" Павел Жданов не принимал участие в круглом столе, однако, посмотрев трансляцию на сайте ИА PrimaMedia, также захотел высказаться:
— Поиск новых авторов — дело, достаточно сложное. Маленькие издательства не имеют возможности решать этот вопрос. Они часто действуют на свой страх и риск. Времени на работу с большим количеством авторов у маленьких издательств нет. Поэтому есть только одна возможность: обращаться к старой советской системе, где существовали крупные территориальные издательства, такие, как Магаданское книжное издательство, в котором был целый штат редакторов, читающих, отбирающих и работающих с произведениями и их авторами постепенно выращивающими их. У маленьких территориальных издательств сегодня такой возможности нет.
Сегодня работа с авторами — это дело случая. Хотя, наверное, и создание книги, которая будут продаваться, — тоже дело случая.
Существует еще одна проблема. В старой советской системе молодой автор всегда знал, что стоит ему отнести свое произведение в издательство, он узнает от редактора, годится ли его рукопись или не годится. Сегодня авторы не знают, куда им отнести свое произведение. В крупные издательства они боятся идти, а где находятся мелкие, не знают. Поэтому, может быть, нужно создать какой-нибудь центр, куда молодые авторы могли бы отправлять свои произведения. Но каким образом будут отбираться в таком центре произведения, я мало представляю.