11 июля 2021. Власти Приморского края для ускорения программы газификации рассматривают возможность реализации проектов в области малотоннажного производства сжиженного природного газа. Интерес к строительству мини-заводов в крае проявляла компания из Санкт-Петербурга. Аэропорт Владивостока, потерявший из-за пандемии пассажиров на международных линиях, спустя три года успешной работы вновь стал убыточным. Глава Росрыболовства заверил, что красной икры в этом году будет достаточно и для экспорта, и для внутреннего рынка. Но резко выросшие цены могут снизиться только при удачном ходе начавшейся 1 июля путины. Угольщики Якутии предлагают построить новую железнодорожную ветку, параллельно Транссибирской и Байкало-Амурской магистралям. По ней предполагается возить уголь в адрес портов Приморского и Хабаровского краев.
Об этих и других важных экономических тенденциях читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.
Приморский край определился с планами по созданию ресурсной базы для догазификации региона. Параллельно с ростом объёмов поставок природного газа по "большой трубе" в регионе планируется реализовать несколько проектов в области малотоннажного производства СПГ (сжиженный природный газ).
В настоящее время министерством энергетики и газоснабжения Приморского края совместно с муниципальными образованиями и "Газпромом" создан штаб, где ведётся сбор заявок от граждан на подключение к экологически чистому топливу.
Мы видим, что не во всех муниципальных районах возможно будет строительство газопроводов, в связи с этим мы также пойдем по пути альтернативной газификации, то есть необходимо будет на территории Приморского края (создать) минимум три завода по сжижению природного газа, которые позволят поставлять в отдаленные и централизованные районы СПГ, и на нём уже делать генерацию",
— заявил министр энергетики и газоснабжения Приморского края Андрей Леонтьев на Восточном нефтегазовом форуме.
По данным ИА PrimaMedia, интерес к созданию малотоннажного производства сжиженного природного газа в Приморье проявляло ООО "Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация им. В.Н. Соколова" (Санкт-Петербург) совместно с местной компанией "Приморский газ".
Год назад проект был представлен на совещании в Минэнерго РФ под руководством замглавы ведомства Павла Сорокина. На нем было рекомендовано "Газпрому" и правительству Приморья оказать поддержку в строительстве производств.
Планировалось, что СПГ-комплексы будут расположены в Уссурийске (проектная мощность в 98 тысяч тонн), в Большом Камне (72 тысяч тонн) и Надеждинском районе (13,5 тысячи тонн).
По словам Леонтьева, уровень газификации Приморья на сегодняшний день составляет 23,7%.
"В настоящее время ведётся огромная работа по актуализации генеральной схемы газоснабжения газификации Приморского края. Она была разработана в 2014 году. Сформирован перечень действующих социальных потребителей пригодного газа. По нашим оценкам, к 2030 году потребление составит порядка 13 млрд метров кубических в год", — сказал чиновник.
Компаниями группы "Газпром" на территории края уже построено 484 км магистрального газопровода, пять газораспределительных станций (ГРС), а также межпоселковые газопроводы по территории Владивостокского городского округа, Большого Камня, Уссурийского, Спасского и Дальнереченского муниципальных районов.
На данный момент основными потребителями газа в Приморье являются объекты большой энергетики, на очереди проект строительства Артемовской ТЭЦ-2, которая будет работать на "голубом топливе". На стадии реализации также находится такой крупный проект, как Находкинский завод минеральных удобрений (НЗМУ) с объёмом потребления газа 3,2 млрд кубометров в год. Кроме того, "Роснефть" также сохраняет планы по реализации проекта ВНХК.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, одними из первых в Приморье доступ к природному газу получили верфь "Звезда", "Спасскцемент" семьи бывшего мэра Владивостока Игоря Пушкарёва, тепличный комплекс "НК Лотос" в ТОР "Михайловский" сына губернатора Приморья Никиты Кожемяко и производственная площадка ООО "Русагро-Приморье" (входит в группу "Русагро") в, опять же, Михайловском районе.
Первую малотоннажную установку сжижения природного газа (УСПГ) в Приморье ввела компания "Газпром гелий сервис", оператор логистического центра обслуживания гелиевых контейнеров (гелиевый хаб) в ТОР "Надеждинская". Установка позволит заправлять газомоторным топливом седельные тягачи КАМАЗ-5490 Neo, которые будут осуществлять транспортировку жидкого гелия в изотермических контейнерах по маршруту от Амурского газоперерабатывающего завода через гелиевый хаб и далее в порты Приморья.
Отметим, что "Газпром" в 2022 году планирует приступить к строительству на Сахалине завода компримированного и сжиженного природного газа (КПГ и СПГ) для газификации отдаленных территорий региона, первыми получат СПГ острова Курильской гряды — Итуруп и Кунашир.
Автономная газификация будет проводиться по следующей схеме. "Газпром" построит на Сахалине завод компримированного и сжиженного природного газа. Новое производство будет перерабатывать сырье проекта "Сахалин-2". С помощью специальных автомобилей и судов продукцию завода будут доставлять потребителям. Топливо, вновь перешедшее из жидкого в газообразное состояние, пойдет по трубам на электростанции и котельные в населенных пунктах.
Также поставлена задача в 2023 году доставить первый СПГ на остров Итуруп и использовать его на коммунальных объектах. В том же году система приема, хранения и регазификации должна заработать и на другом острове — Кунашире.
Программа газификации Сахалинской области на 2021-2025 годы предусматривает строительство около 1,2 тысячи км газопроводов, газифицировать свыше 35 тысяч домов и более 150 предприятий и котельных. Для удаленных районов предусмотрена автономная газификация за счет сжиженного природного газа. К 2025 году Сахалин планируется полностью газифицировать. В настоящее время уровень газификации равен 40%.
Акционеры АО "Международный аэропорт Владивосток" (МАВ) на годовом собрании 29 июня приняли решение не выплачивать дивиденды по итогам 2020 года в связи с убытком в размере 302,963 млн рублей. По итогам 2019 года дивиденды также не выплачивались, чистая прибыль была оставлена нераспределенной.
Последний раз аэропорт получил убыток в 2016 году, затем три года подряд компания последовательно наращивала прибыль на фоне роста пассажиропотока — 59,522 в 2017 году, 156,977 млн рублей в 2018 году и 388,726 млн рублей в 2019 году.
Ударом для аэропорта, как и для всей авиаотрасли, стал первый пандемийный год. В 2020 году аэропорт обслужил лишь 1,295 млн пассажиров, что в 2,4 раза меньше чем в 2019 году, когда был достигнут рекордный для воздушных ворот Приморья показатель в 3,08 млн человек. На внутрироссийских воздушных линиях в 2020 году было обслужено 1,07 млн пассажиров (снижение на 34% к 2019 году), или 83% всего пассажиропотока. Наибольшие объемы на внутрироссийских направлениях обеспечили рейсы в Москву, Новосибирск и Южно-Сахалинск. Международный пассажиропоток в 2020 году рухнул в 6,4 раза — до 225,2 тысяч человек.
Отметим, что в 2020 году АО "МАВ" получило 156 млн рублей так называемой "коронавирусной субсидии" из федерального бюджета. Субсидия предоставлена "на частичную компенсацию расходов вследствие снижения доходов в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок в связи с распространением новой коронавирусной инфекции".
Аэропорт Владивостока может принимать любые типы воздушных судов. Маршрутная сеть насчитывает более 45 направлений, полеты по которым совершают 20 российских и зарубежных авиакомпаний. Пассажирский терминал рассчитан на 3,5 млн пассажиров. Основными конкурентами Владивостока в части привлечения российских и иностранных авиакомпаний к развитию перевозок являются аэропорты Хабаровска и Иркутска, в меньшей степени — аэропорт Южно-Сахалинска.
На данный момент основным акционером АО "Международный аэропорт Владивосток" является находящееся под управлением ООО "Аэродинамика" (ранее — "Базэл Аэро") АО "Международный аэропорт Сочи" — 62,0752%. Сингапурская компания Levanterra Pte. Ltd. владеет 17,3854%, АО "Кварц-Инвест" (Москва) — 16,8424%.
В совет директоров, избранный на годовом собрании, вошли 7 человек. Четверо из них представляют основного акционера, двое — инвесторов из Сингапура. Также в совет входит бенефициар АО "Хабаровский аэропорт" Константин Басюк.
Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, несмотря на сложности пандемийного периода, дал оптимистичный прогноз на вылов рыбы в этом году.
К настоящему времени рыбаками выловлено 2,375 млн тонн рыбы, что на 10% меньше, чем годом ранее. "Надеемся, что это отставание будет сокращено. И мы по итогам года сможем выйти на тот объём, который в прошлом году добыли — 5 млн тонн", — сказал глава Росрыболовства (здесь и далее цитаты по "Интерфаксу").
Начавшаяся 1 июня лососёвая путина идёт достаточно неплохо — выловлено 13 тысяч тонн по состоянию на 7 июля. Это лучше, чем в 2019 году (выловы лососей сравниваются между четными и между нечетными годами).
"Понятно, что пока объёмы небольшие, и говорить о том, как закончится путина, преждевременно. Но в этом году были выделены дополнительные средства на научные исследования именно по лососям, и сейчас мы полностью мониторим их подходы непосредственно к промысловым участкам. Ожидания, которые у нас есть, достаточно оптимистичны", — сказал главный рыбак России.
Наука говорит о том, что прогноз будет подтверждён, и вылов в этом году составит 465 тысяч тонн лососей.
Этого хватит и для внутреннего рынка, и для экспорта. Ну и, конечно, хватит для того, чтобы обеспечить россиян красной икрой. Цена на красную икру по сравнению с прошлым годом значительно выросла. В прошлом году объем вылова лососей был небольшим, и сейчас остатки реализуются по высоким ценам",
— сказал Илья Шестаков.
Отвечая на вопрос о ценах на рыбу, Шестаков заявил, что "этот вопрос достаточно тяжелый". Проблема, по его мнению, в том, что "прямой корреляции и зависимости от цен на прилавке нет". "Мы динамику изменения цен в течение даже одного года, даже сезона у рыбаков видим, а корреляции на прилавках не видим", — сказал он.
Вместе с тем, глава ведомства заявил, что во многом рассчитывает на лососевую путину. "Если нам удастся всю ее отловить, то, конечно, мы ожидаем, что цены также среагируют на эти показатели, и мы увидим хорошую динамику", — сказал он.
Разработчики Эльгинского месторождения в Якутии на фоне дефицита провозных мощностей для угля в адрес портов Приморского и Хабаровского краев предлагают вместе с "Российскими железными дорогами" (РЖД) построить новую железнодорожную ветку, параллельно Транссибирской и Байкало-Амурской магистралям. На данный момент с Эльги ежедневно отправляются 9-10 составов с углем.
Коллеги предложили вариант — построить вообще отдельную ветку в сторону Тихого океана при условии, если им дадут возможность вывозить уголь. То есть это будет даже на БАМ и не Транссиб, а ещё одна новая ветка выше, третья, параллельная, в сторону Тихого океана. Мы тоже этот вариант сейчас вместе с ними рассматриваем и будем предлагать правительству, чтобы дополнительно расширить и эти мощности",
— заявил глава ОАО "РЖД" Олег Белозеров на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства, прошедшего 7 июля.
Эльгинское угольное месторождение — одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля, расположенное в Республике Саха (Якутия). Его запасы составляют около 2,2 млрд тонн по стандартам JORC.
Разрабатывает Эльгу ООО "Эльгауголь". По итогам 2020 года "Эльгауголь" добыла 7 млн тонн угля — в 1,6 больше, чем в предыдущем году. В 2021 году предприятие планирует увеличить добычу более чем в 2,5 раза, к 2023 году — выйти на добычу 45 млн тонн угля, вложив в проект 130 млрд рублей.
В 2020 году компания "А-Проперти" владельца телеком-оператора Yota Альберта Авдоляна стала собственником 100% ООО "Эльгауголь": сначала выкупила у "Мечела" 51% в Эльгинском проекте за 89 млрд рублей, а в декабре реализовала опцион на покупку 49% "Эльги" у Газпромбанка за 45 млрд рублей. В 2021 году "А-Проперти" оставило 95% в ООО "Эльгауголь", остальные 5% получила "дочка" госкорпорации "Ростех" — ООО "РТ-развитие бизнеса".
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) хочет взыскать с бывших топ-менеджеров обанкротившегося банка "Таатта" (Якутск) 4,1 млрд рублей. Заявление в Арбитражный суд Якутии было подано 5 июля в отношении бывшего председателя правления банка Дмитрия Соловьева и еще четырех лиц.
Банк "Таатта", конечным бенефициаром которого считают проживающего в Израиле бывшего топ-менеджера Центробанка Дмитрия Рубинова, остался должен вкладчикам более 6 млрд рублей. Банк имел филиалы за пределами Якутии, в том числе, во Владивостоке.
Банк России отозвал лицензию у банка "Таатта" 5 июля 2018 года. 21 августа 2018 года суд признал "Таатту" банкротом и открыл конкурсное производство. Функции конкурсного управляющего возложены на АСВ.
Временная администрация по управлению банком "Таатта" выявила существенные нарушения бывшим руководством и работниками кредитной организации в учете вкладов, оформленных в московском офисе незадолго до отзыва у банка лицензии. В частности, в середине августа были выявлены признаки хищения должностными лицами банка "Таатта" денежных средств и иных материальных ценностей на сумму более 4,2 млрд рублей. Кроме того, было возбуждено уголовное дело по факту хищения денежных средств в особо крупном размере из кассы московского филиала банка.
"Российский топливный союз" (РТС), объединяющий розничных операторов топливного рынка, обратился к председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой рассмотреть ряд предложений по стабилизации рынка топлива.
В письме президента РТС Евгения Аркуши перечислены следующие предложения: повышение экспортных пошлин на бензин, увеличение норматива минимального объема биржевых продаж бензина до 15% и 10% для дизельного топлива, а также субсидирование железнодорожных перевозок в регионы Дальнего Востока.
РТС отмечает наличие существующего диспаритета между ценой топлива в рознице и опте. Сложившаяся ситуация заложена в конструкции налогового маневра, по которому акцизы на бензин и дизель должны были снижаться, а по факту, они растут и будут продолжать это делать.
По данным союза, введенный кабмином демпфирующий механизм в существующем виде не в состоянии сгладить диспаритет цен, что, в конечном итоге, приводит к росту оптовых цен выше инфляции и к убыткам на розничном сегменте рынка.
В качестве примера Аркуша привел цифры за май 2021 года, когда бензин в опте подорожал на 5,1% для АИ-92 и на 6,1% для АИ-95, в то время как в рознице повышение составило 0,7-1,2%.