Бизнес-обзор: бензиновый недолив, красной икре дешеветь невыгодно

Главные экономические темы минувшей недели - в фокусе ИА PrimaMedia
тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimMedia

26 июля 2021. Приморский край в разгар пляжного сезона столкнулся с отсутствием бензина на ряде АЗС, в один день вывесивших объявления "ремонт" на своих колонках. Участники рынка говорят о неизбежном росте цен и призраке банкротства. Влетевшие цены на красную икру аналитики объяснили низкими уловами, рыбаки ссылаются на возросшие затраты и "аппетиты" торговли. Промышленный парк "Большой Камень" вошёл в состав одноимённой территории опережающего развития. Дело за малым — собрать резидентов, которым обещаны серьезные преференции.

Об этих, и других важных экономических тенденциях читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.

Бензин не льётся через край

Прошлая неделя для автовладельцев прошла под знаком поиска доступного по цене топлива — ряд АЗС начиная с вечера 22 июля прекратил продажу бензинов, что незамедлительно вызвало появление очередей на наиболее популярных направлениях. При этом бензин присутствовал на большинстве так называемых независимых АЗС, но по завышенным ценам.

По официальной версии, перебои с поставками бензина были вызваны чисто техническими проблемами и предпосылок для топливного апокалипсиса нет. Однако владельцы независимых АЗС настроены пессимистически — биржевые цены на бензины переписывают исторические максимумы, что в любом случае приведет к повышению цен в ближайшей перспективе. Общий рост биржевых цен на бензин в 2021 году составил примерно 30%.

2021 году в России действует порядка 23 тысяч АЗС, примерно треть из них принадлежат крупным нефтяным компаниям, остальные — независимые. В Приморье основными закупщиками бензинов и дизтоплива на бирже выступают именно независимые АЗС, не имеющие собственной переработки.  

Ситуация убыточности, в которой живет топливная розница в 2021 году, одинакова и для независимых сетей, и для сеток в составе вертикально-интегрированных компаний (ВИНК). Основная причина проблем: в стране сформировался устойчивый диспаритет оптовых и розничных цен на нефтепродукты. В результате доходность АЗС ниже той суммы, что необходима для покрытия расходов, кредитов, налогов и т.д. Но если нефтяные компании могут компенсировать убытки от топливной розницы прибылью в других видах бизнеса, то у частной АЗС такой возможности нет — прибыли от продажи сопутствующих товаров и услуг не хватает даже для "поддержания штанов".

По данным исследовательской группы "Петромаркет", общая убыточность розничной торговли на АЗС бензином Аи-92 наблюдается с начала 2021 года, околонулевая маржинальность реализации АИ-95 и дизтоплива — с марта. К середине июля средняя по РФ чистая маржа розничной продажи 92-го бензина составила минус 1,3 рубя с литра, 95-го и летних сортов дизтоплива — минус 30 копеек.

Министр энергетики Николай Шульгинов поспешил заверить, что текущий рост биржевых оптовых цен не окажет значительного влияния на динамику розничной цены на заправках для конечного потребителя.

"В случае сохранения биржевых цен на нынешних рекордных уровнях, на следующей (текущей — прим. ред.) неделе будет запущен процесс запрета на экспорт бензина, а также может быть рассмотрен вопрос о подписании соглашений с нефтяными компаниями, регламентирующих объёмы и уровни цен в оптовом звене, и увеличения биржевых нормативов до 15%", — сказал Николай Шульгинов.

В Российском топливном союзе (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка, в его составе значительная доля частных сетей АЗС) дают другой прогноз — если сложившаяся ситуация с ценообразованием для розничного бизнеса не улучшится, весьма велика вероятность закрытия нерентабельных АЗС.

Частный топливный бизнес, который стартовал 30 лет, построенный без помощи государства — лишь за счет собственных средств — может накрыть череда банкротств. По цепочке это отразится на трейдерах и банках, может привести к снижению ликвидности биржевых торгов, сокращению уровня конкуренции. В тех субъектах, где присутствуют исключительно частные АЗС, закрытие заправок может привести к нехватке нефтепродуктов для населения. А самое главное, это угроза потери рабочих мест",

— цитирует главу РТС Николаю Аркушу "Интерфакс".

Цены на икру вниз не пойдут

Аналитики ФАНУ "Востокгосплан" (структура Минвостокразвития), проанализировав уровень добычи лососёвых и ценообразование за последние четыре года, пришли к выводу, что одной из главных причин роста цен на икру является негативная тенденция по динамике объема улова. А вот рыбаки, опрошенные ИА PrimaMedia, говорят о необходимости компенсации роста цен на топливо и судоремонт, а также на непомерные аппетиты торговли.

По оценкам ВНИРО уровень добычи лососевых в ДФО по итогам 2020 года составил 295 тысяч тонн и оказался почти на 23% ниже прогнозной оценки, достигнув наименьших значений с 2009 года. В свою очередь, по данным Росстата, потребительские цены на икру лососевых рыб на внутреннем рынке значительно увеличились в первой половине 2021 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года как в целом по России (на 33,4%), так и по дальневосточным регионам (на 30,3%). Данная тенденция стала прослеживаться с 2019 года и по текущий момент усиливается.

В сообщении "Востокгосплана" говорится, что в июне года рост цен на лососёвую икру по регионам Дальнего Востока имел неоднородную динамику: максимум в Магаданской области (выше среднероссийского уровня на 24,1%), минимум — Чукотском автономном округе (ниже среднероссийского уровня на 27,7%). По отношению к 2020 году наибольший прирост цены наблюдался также в Магаданской области — 62,5%, наименьший в Республике Саха (Якутия) — 10,1%.

"Повышение цен на лососёвую икру в 2020 году последовало за провальным уловом, обусловленным низкой численностью подходов тихоокеанских лососей. Причины дальнейшего роста цен в первой половине 2021 года также связаны с продолжившимся снижением объемом добычи лососёвых. Снижение объема улова может быть связано с изменением экологической обстановки в акваториях Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, а также возможной избыточной нагрузкой со стороны рыбодобывающих предприятий", — считают эксперты.

Икры добывается предостаточно, но ценообразование начинается уже на берегу. Мы лишь закладываем в отпускную цену издержки на топливо и подготовку судов к путине, а эти расходы растут постоянно. Вопрос по цене нужно адресовать оптовикам и рознице",

— сказал ИА PrimaMedia представитель одной из крупнейших рыбодобывающих компаний Камчатки.

Грузите икру бочонками

Ожидаемо провальной оказалась идея Росрыболовства о переходе на новые правила перевозок гражданами красной икры в самолётах с Дальнего Востока.

Введение ограничений перманентно обсуждается для пресечения вывоза икры, полученной браконьерским путем. Вопрос поднимался на заседании правкомиссии по рыбохозяйственному комплексу ещё в сентябре 2020 года, по его итогам было решено проработать вопрос введения требования к перевозке гражданами без электронных ветеринарных сертификатов не более 10 килограммов красной икры.

Но пока не нашли такой путь, чтобы для граждан он был простым. Сейчас ведем переговоры: возможно одна из авиакомпаний в порядке эксперимента ввела бы новые правила как требование авиакомпании",

— сказал глава Росрыболовства Илья Шестаков.

На практике на введение ограничений при перевозке икры пассажирами, пусть даже в экспериментальном режиме, не решился ни один авиаперевозчик.

По оценкам Россельхознадзора, среднегодовой объем транспортировки икры авиасообщением достигает 2 тысяч тонн.

Банк "Приморье" сменил руководителя

Председателем правления банка "Приморье" (Владивосток) утверждён Андрей Зверев, ранее занимавший должность заместителя председателя правления — финансового директора.

"Кандидатура Андрея Зверева согласована Восточным центром допуска финансовых организаций Центрального банка РФ на должность председателя правления банка "Приморье", — сообщила пресс-служба кредитной организации.

Срок полномочий Сергея Белавина, занимавшего должность председателя правления банка с апреля 2017 года, истек 31 мая 2021 года. И.о. предправления был назначен Зверев.

Банк "Приморье" входит в число крупнейших региональных банков Дальнего Востока РФ. Головной офис кредитной организации располагается во Владивостоке, отделения — в Уссурийске, Находке, Артеме (все — Приморский край), Хабаровске, Южно-Сахалинске, Магадане, Иркутске и Москве.

Супруге экс-губернатора Приморского края Сергея Дарькина Ларисе Белобровой принадлежит 54,17% акций банка "Приморье", компании Anchor Worldwide Limited (Гонконг, бенефициар — Сон Рён Фа) — 10%, чешской CDV CZ s.r.o. (по 50% принадлежит супругам Александру и Алле Маляренко) — 6,27%.

Промпарк "Большой Камень" зашёл в ТОР

Промышленный парк "Большой Камень", начало строительства которого в Приморском крае запланировано на 2022 год, включен в состав одноимённой территории опережающего развития. Будущим резидентам первого в Приморье промышленного парка теперь доступны льготы по аренде земельного участка или складского помещения, а также налоговые преференции.

На данный момент в промпарке есть свободные земельные участки, которые можно рассматривать для размещения производств. Вопрос строительства транспортной и инженерной инфраструктуры будет решаться в рабочем порядке совместно с "Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики",

— сказал исполнительный директор "Корпорации развития Приморского края" Игорь Трофимов.

Резидентами промпарка планируют стать структуры судостроительного комплекса "Звезда" (ССК, создается консорциумом во главе с НК "Роснефть") и ООО "Красный вымпел" (входит в группу "Доброфлот").

Также возможность участия в промпарке рассматривают компании в сфере строительства маломерных судов, логистики, производства железобетонных изделий и комплектующих деталей для кораблестроения.

Китайцы хотят построить газопровод до Приморья

Китайская провинция Цзилинь запланировала строительство на своей территории газопровода в расчёте на российский природный газ.

От границ с Приморьем и дальше до Хуньчуня они собираются строить газопровод. У нас (в Приморье — прим. ред.) газа ещё по большому счёту нет, а они уже запланировали строительство ветки газопровода",

— сказал Виктор Ларин на очередном заседании дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия" (12+) по теме "Развивать Дальний Восток — что это значит?".

Импорт углеводородов в КНР по северному участку "Восточного маршрута" начался в декабре 2019 года. Соответствующий договор был подписан между "Газпромом" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) в мае 2014 года. Он заключен на 30 лет и предполагает поставку до 5 млрд кубометров в 2020 году и 38 млрд кубометров ежегодно — с 2024 года.

Федералы скупают камчатских рыбаков

Учрежденная в феврале этого года компания "УК "Камчатка проект" (принадлежит АФК "Система" Владимира Евтушенкова) приобрела 49% долей в уставном капитале ООО "Заря" — крупной рыбодобывающей компании Камчатки.

По данным "СПАРК-Интерфакс", сделка состоялась 19 июля. Оставшиеся доли в ООО "Заря" принадлежат физлицам — Евгению Широкову (28%), Эдуарду Василейко (20%) и Евгении Широковой (3%).

"Заря" — крупный игрок на рынке красной рыбы с объемом вылова более 20 тысяч тонн в год. Компания занимает долю примерно в 10% на рынке лососёвых Камчатки и около 5% — в России. Выручка компании формируется за счет реализации рыбы (основные объекты промысла — нерка, горбуша, кета), икры и рыбы донных видов. В 2020 году выручка ООО "Заря" составила 3,572 млрд рублей, чистая прибыль — 1,973 млрд рублей.

"Заре" принадлежат права на пять речных рыбопромысловых участков и 16 участков в Охотском море, а также два перерабатывающих предприятия общей мощностью 460 тонн продукции в сутки.

"РусГидро" получит компанию, отвечающую за энергоснабжение острова Русский

Акции "Дальневосточной энергетической управляющей компании — ГенерацияСети" (100% принадлежат РФ через Росимущество) в течение 18 месяцев будут переданы в уставный капитал "Русгидро" в качестве оплаты допэмиссии генерирующей компании, говорится в указе президента Владимира Путина.

До завершения передачи акции будут находиться в доверительном управлении "Русгидро" без проведения конкурса на право заключения договора доверительного управления акциями.

"ДВЭУК — ГенерацияСети" работает на территории Дальневосточного федерального округа. Основным направлением деятельности компании в настоящее время является технологическое присоединение объектов газотранспортной системы "Сила Сибири", а также строительство высоковольтных линий электропередачи на территории Магаданской области. Во Владивостоке компания отвечает за энергоснабжение ряда объектов на острове Русский.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость