- На сегодняшний день абсолютно все работы по строительству спецморнефтепорта в Козьмино завершены. Проведены также индивидуальные и общие испытания комплекса, в конце декабря ожидается прибытие первого танкера и отгрузка нефти. Скорее всего, на это торжественное событие прибудут высшие государственные чины, поскольку стройка находилась на особом контроле.
- Как вашей компании удалось получить этот подряд, и что конкретно Корпорация построила в Козьмино?
- Нас, как подрядчиков, выбирал заказчик - АК "Транснефть" - на тендерной основе. Мы достаточно давно работаем на строительном рынке, и в этом году "Корпорация Инжтранссстрой" в очередной раз была признана лучшим строительным предприятием России. И то, что мы заканчиваем этот год вводом столь масштабного объекта, лишний раз подтверждает это звание.
На этапе строительства первой очереди нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО) на Корпорацию были возложены задачи по строительству трех объектов: путевого развития и его обустройства, большого коридора коммуникаций и морских береговых сооружений.
Первый объект (путевое развитие) включал в себя работы по устройству железнодорожного полотна (в общей сложности 26 км), устройство ж/д станции с 12 подходными путями, строительство поста электрической централизации и всех сопутствующих сетей.
Что касается коридора коммуникаций, то мы проложили 23 км технологической трубы под нефть, два водовода, диаметром 108 мм и систему напорной канализации. По трассе коридора были построены две высоковольтные линии ВЛ 10 и ВЛ 35, смонтирована волоконно-оптическая система связи (ВОЛС). Кроме того, мы построили два водозабора для запитки водой нефтебазы и прочих объектов.
Но самое интересное, конечно, - площадка береговых морских сооружений. Она, прежде всего, уникальна своими гидротехническими характеристиками: это нефтепирс эстакадного типа длинной порядка 600 метров, при строительстве которого применялись сваи диаметром 1420 мм и длинной до 70 метров. Была построена подходная эстакада, ряд промышленных объектов под технологическое оборудование и так называемая зона портофлота. В нее вошли два причала для швартовки буксиров, пункт пропуска через госграницу и еще множество подобъектов.
- Нефтепорт был полностью завершен за 1,5 года, хотя расчетное время строительства таких объектов в норме составляет 3,5 года. Изначально же комплекс планировалось возвести за 2 года, но любое удлинение сроков ведет к дополнительным расходам. Поэтому то, что сделали здесь строители, не без гордости можно назвать подвигом.
- Сколько человек было задействовано на стройке в Козьмино?
- Практически постоянно здесь работало до 2,5 тыс. человек персонала, на объекте было сконцентрировано 800 единиц различной техники. Причем в пиковые месяцы стройки (лето и начало сентября) количество людей доходило до 3,5 тысяч! Разумеется, чтобы обеспечить объект людьми и техникой Корпорации пришлось выполнять перебазировку. Специально под этот объект мы закупили самоподъемную платформу для строительства нефтепирса (чтобы не зависеть от погодных условий), приобрели современнейшее крановое оборудование и много другой специализированной техники. Что касается людей, которые здесь работали, то стройку можно смело назвать всероссийской. Были задействованы подрядчики из Санкт-Петербурга, Брянска, Сочи, Ставрополя, Хабаровска, Сахалина и, конечно, Владивостока.
- Много ли приморцев работало на этой стройке?
- В стране давно не строилось ничего подобного, да еще с такой скоростью… На качестве не скажется?
- Действительно, сам проект ВСТО уникален для новой России, но не стоит забывать, что здесь применялись самые передовые технологии и материалы. Кроме того, заказчик создал службы контроля за качеством применяемых материалов и непосредственно строительством. Более того, как я уже упоминал, стройка находилась на особом контроле государства.
- Возникали ли проблемы при работе в нашем регионе? Легко ли нашли взаимопонимание с местной властью?
- При строительстве всегда возникает множество вопросов, но надо отдать должное и администрации Приморского края и лично Сергею Дарькину, который постоянно курировал объект, а также администрации города Находки – никаких сложностей по взаимодействию с местной властью не возникало. Нам всегда оказывалась всесторонняя помощь и поддержка.
- Все-таки жителей Находки и всего Приморья волнует, насколько нефтепорт будет влиять на экологию края. Специалисты не раз приводили свои успокоительные доводы, но людей они не убеждают…
На самой площадке нефтебазы также есть очистные сооружения для дождевых и промышленных стоков. Кроме того, спецморнефтепорт оснащен двумя лабораториями - эколого-аналитической и химической, в них трудятся порядка 30 химиков и экологов. Одна из их задач – контроль за уровнем загрязнения балластных вод, сбрасываемых танкерами в море. Да и все процессы в порту настолько автоматизированы, что позволяют отслеживать буквально каждую минуту технологического процесса.
- На каких еще объектах работает Корпорация в Приморье?
- Сейчас мы также реконструируем взлетно-посадочную полосу в Международном аэропорту Владивосток. Надеемся, что вскоре приступим к строительству приморского НПЗ в Новолитовске.
- Сегодня в крае возводятся десятки объектов, один масштабнее другого. Как думаете, уложимся по срокам к саммиту?
- Отвечу вам как строитель – для нас нет слов "не сможем", "не успеем", если надо, то сделаем!