6 августа 2021. Круглый стол "Проблемы системы образования от средней школы до "серебряного университета" прошел во Владивостоке в рамках акции "Имеем право!" приморского регионального отделения Партии Пенсионеров, стартовавшей в апреле 2021 года. Участником дискуссии стала сенатор от Хабаровского края Елена Грешнякова.
"Пересмотр системы образования и отмена ЕГЭ — сегодня это одни из самых принципиальных вопросов, — обозначил на старте круглого стола его модератор Вячеслав Байделюк. — Система образования должна учить думать, анализировать, развивать внутреннюю культуру человека. Причем система образования не должна сбрасывать со счетов людей старшего поколения. Для людей предпенсионного и пенсионного возрастов должны быть разработаны отдельные программы обучения и переобучения. Эти вопросы сегодня на повестке. Наш руководитель Юлия Толмачева обращалась к губернатору с предложением реализовать в Приморском крае "Программу активного долголетия", включающую развитие обучающих программ. К сожалению, пока эта инициатива не продвинулась. Но мы продолжаем работу по этому вопросу и будем добиваться его решения. Мы имеем право на качественное образование в любом возрасте".
Пенсии дальневосточников, пересмотр системы образования и отмену ЕГЭ обсудили на круглом столе во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
Представитель Хабаровского края в Совете Федерации из команды экс-губернатора Сергея Фургала Елена Грешнякова выступила с докладом об изменениях в ФЗ "Об образовании", реализации программы "Земский учитель" и организации обучения людей предпенсионного возраста.
Озвученные вопросы сенатор знает не понаслышке — довелось изучить их изнутри. 20 лет — с 1989 по 2009 гг. — Елена Грешнякова работала в образовательных учреждениях Бикинского района Хабаровского края, была свидетелем введения Единого государственного экзамена и образовательного разворота в сторону Болонской системы. Сегодня член Совета Федерации не может назвать эти процессы иначе, как деградацией российского образования.
"Я всегда являлась противником отхода от традиционных форм дореволюционного и советского образования. Всегда была противником реструктуризации образовательных учреждений, — подчеркнула сенатор. — Мы видим, что образование сегодня не отвечает запросам и требованиям времени. Мы видим, насколько просело его качество, как в школах, так и в вузах. Видим, что дети к окончанию школы вынуждены быть просто натасканными на сдачу ЕГЭ. На результат, который нужен учреждению, чтобы отчитаться о своей эффективности. А чего мы не видим? Нет заинтересованности в том, чтобы ребенок вышел из школы всесторонне образованным и воспитанным человеком. Пресловутые показатели, бюрократическая отчетность — вот что ставится во главу угла".
Пенсии дальневосточников, пересмотр системы образования и отмену ЕГЭ обсудили на круглом столе во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
Почему это плохо? По мнению Елены Грешняковой, ЕГЭ не свойственен российской ментальности, стремящейся к познанию, к расширению кругозора, а не тенденциозной зубрежке. Вместо того, чтобы взрастить в школьнике талант и любовь к обучению, его насильно подталкивают к заучиванию правильных ответов. Во-вторых, одним из аргументов ввода ЕГЭ было снижение коррупции при поступлении в вузы. Как показала практика, новая модель не привела к уменьшению объема коррупции, а лишь перераспределила его по другим этапам обучения.
"Она снизилась при поступлении, — признала сенатор, — но при сдаче нерадивыми студентами зачетов и экзаменов — процветает махровым цветом".
Еще один важный момент — ЕГЭ и сопутствующая подготовка к нему стали настоящим стресс-тестом для детей, который ведет иногда к трагическим последствиям. Неудивительно, что социология показывает негативное отношение к экзамену у порядка 90 процентов опрошенных респондентов — учащихся, их родителей и преподавателей.
Сенатор отметила и абсолютную неадекватность "подушевого" финансирования образовательных учреждений в условиях Дальнего Востока. Отсюда — недофинансирование образовательных учреждений в селах и малых городах. Елена Грешнякова отметила и пагубное влияние реструктуризации образовательных учреждений. И несправедливую разницу в размере оплаты труда учителей на Дальнем Востоке и в Москве. Как итог — Россия, занимавшая раньше достойное место в пятерке самых образованных стран, скатилась за первую 10-ку. Сенатор отметила необходимость поиска альтернативы Болонской системе, которую видит в возрождении традиционной отечественной системы образования. А также введение единого подхода к формированию заработной платы работников образования.
Ветеран труда, председатель Владивостокской организации "Дети войны" Николай Мозговой в своем выступлении подчеркнул, что показатель успешной государственной политики — это не цифры в документах, а жизнь и самочувствие врачей, учителей и пенсионеров.
Пенсии дальневосточников, пересмотр системы образования и отмену ЕГЭ обсудили на круглом столе во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
"Обидно, что мы — страна победителей, влачим сегодня жалкое существование, — отметил он. — Те, кого мы когда-то победили, живут сегодня намного лучше нашего. Я не говорю даже про немцев. Японцы мне рассказывали, что получают 3 тысяч долларов — пенсия от муниципалитета, и две — от предприятия".
По словам Николая Мозгового, скоро ветеранам могут закрыть доступ в образовательные учреждения, где они ведут с подрастающим поколением работу по патриотическому воспитанию, демонстрируют своим примером необходимые жизненные принципы.
"Говорят, нет у вас педагогического образования, — сообщил он. — Для того, чтобы с детьми разговаривать, окончите сперва курсы. А куда мне? Уже девятый десяток идет. Куда мне еще учиться? При таком отношении мы не добьемся перемен в образовании. Второе — это отношение к учителям. Прежде чем говорить о том, что нужно менять систему образования, нужно подумать, как улучшить быт учителей. Их доход — это то, что определяет их отношение к своей работе, также это определяет и отношение окружающих — к учителю".
Участник дискуссии, известный приморский издатель Татьяна Варнакова подняла проблемы обучения людей пенсионного и предпенсионного возраста, отсутствия дальневосточного коэффициента на пенсионные выплаты и ряд других острых вопросов.
Пенсии дальневосточников, пересмотр системы образования и отмену ЕГЭ обсудили на круглом столе во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
"Уровень благосостояния страны должен считаться по тому, как в ней живут пенсионеры, — отметила она. — Человек получал пусть 20-30 тысяч, он выходит на пенсию и начинает получать 12 тысяч. Как будто он стал меньше есть, как будто коммуналка подешевела. Не продуман вопрос размера пенсий. Вот есть показатель средней заработной платы, и человек должен примерно ориентироваться — что наработает, то и получит после выхода на пенсию. А у нас система — то бальная, то не бальная, то есть накопительная часть, то ее нет. Почему работающим пенсионерам убирают все надбавки? С одной стороны — власти стимулируют их продолжать работать. С другой — если человек уже заработал, отдайте ему это. А дальше — его личное желание, работать или нет".
Пенсии дальневосточников, пересмотр системы образования и отмену ЕГЭ обсудили на круглом столе во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
Участники дискуссии согласились с тем, что вопросы эти последние десятилетия не решались, а только копились, как снежный ком. Закоренелость проблем частично кроется в "забронзовелости" тех, кто принимает решения.
"Они до сих пор не смогли снять эти проблемы. Накопилась их критическая масса. Здесь нужна новая кровь — нужны люди, которые готовы выступать с инициативами, которые не боятся высоких начальников, указывающих "здесь можно, а вот здесь нельзя". Мы, в первую очередь, должны представлять интересы наших граждан", — подчеркнула сенатор Елена Грешнякова.
В итоге мероприятия участники дискуссии сошлись во мнении, что работу по теме развития образования необходимо продолжить: собрать пожелания и мнения от представителей разных возрастных групп, общественных организаций и представителей педагогического сообщества для формирования предложений и заявлений, направленных на решение проблем в этой сфере.