31 августа 2021. Министр профессионального образования и занятости населения Приморского края Сергей Дубовицкий в интервью RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) рассказал о путях обеспечения кадрами развивающейся экономики региона, а также почему в решении "кадрового вопроса" делать ставку нужно не только на учебные заведения, но и на работодателей.
— Сергей Викторович, расскажите, с какой целью было создано Министерство профессионального образования и занятости населения?
— Министерство было образовано 1 июля 2021 года. Глобальная цель — обеспечение кадрами развивающейся экономики Приморского края. Министерство создано на базе Министерства труда и социальной политики Приморского края и одного отдела, который занимался профессиональным образованием в Министерстве образования. Мы сейчас имеем министерство, состоящее из четырех отделов, плюс у нас 31 подведомственное учреждение: одно крупное (Приморский центр занятости населения с 24 отделениями по всему Приморью) и 29 учреждений среднего профессионального образования (так называемые колледжи, тоже которые распределены по краю). Некоторые из них имеют филиальную сеть. И последнее, 31-е подведомственное учреждение — это учебный центр подготовки и переподготовки управленческих кадров, где проходят повышение квалификации госслужащие различных уровней органов исполнительной власти региона. Фактически у меня сконцентрированы все ресурсы органов исполнительной власти, которые разными инструментами выполняют одну задачу — обеспечение кадрами экономики Приморья. Перед нами стоят амбициозные задачи: мы к 2024 году хотим расширить рынок абитуриентов, выйти за пределы Приморского края. В первую очередь, в те регионы, где есть избыточное население, чтобы их молодежь приезжала к нам учиться. За время обучения они бы адаптировались к местным условиям, к культуре, и после получения дипломов оставались бы в Приморье, обеспечивая входящую мобильность. И второй блок — это служба занятости, которая на данном этапе, конечно, еще работает в традиционной модели — поиска и трудоустройства незанятого населения.
Сейчас экономика Приморского края проходит этап обновления, происходит экономическая трансформация, появляются новые отрасли, которых раньше в регионе не было, например, нефтегазохимическая промышленность. Новое развитие получило судостроение, у всех на слуху завод "Звезда" в Большом Камне. Также мы видим, какое внимание уделяет губернатор развитию сельского хозяйства. Это те отрасли, которые имели определенное развитие еще в советские времена, питали экономику Приморского края. Но в последние лет 20 ушли "на вторые роли".
Сейчас на приморский рынок пришли новые инвестиции, новые игроки. Поэтому остро встает проблема обеспечения кадровыми ресурсами. И разбалансировка кадров, старые подходы по определению приоритетов по их подготовке, порождали дисгармонию. Пришлось искать новые пути решения: каким образом можно было бы объединить ресурсы и усилия для того чтобы отвечать на новые вызовы. Хотя у нас в Приморье существуют и традиционные вызовы. Например, численность трудоспособного населения края не соответствует объемам вакансий. Другими словами, даже если бы мы сейчас поставили бы себе цель абсолютно всех школьников после 9, 11 класса направлять на рынок труда или обучать и выводить на этот рынок, мы все равно были бы не в состоянии обеспечить развивающуюся экономику человеческими ресурсами.
— Как решить эту кадровую проблему?
— Мне видится два глобальных пути. С одной стороны, уделять должное внимание молодому поколению, которое выросло в Приморье, создавать молодежи условия для обучения, получения востребованных профессий. Чтобы они могли с уверенностью смотреть в будущее, оставаясь в крае. Тем самым уменьшить отток населения, особенно трудоспособного. С другой стороны, надо обеспечить меры по трудоустройству тех безработных, которые есть в каждом регионе, в том числе и в Приморье. У нас напряженность рынка труда меньше одного процента (около 0,2%). Фактически у нас на каждого безработного приходится по 5 вакансий. То есть, выбор очень большой. Но существует проблема с самой структурой безработицы. Сейчас в крае службой занятости в качестве безработных зарегистрировано 12 000 человек. Но из них 68% — это те люди, которые вообще не имеют никакого профессионального образования. Остальные 32% — люди с высшим и среднепрофессиональным образованием. А рынок вакансий выглядит так: есть потребность в 65 000 работниках, из них 70% — это рабочие специальности, и только 30% специальностей относятся к так называемому инженерно-техническому составу и служащим. Вот эту задачу надо решать.
— Какие технологии вы планируете применять при решении кадрового вопроса?
— Мы еще до образования министерства внутри Приморского центра занятости создали отдел по работе с крупными работодателями, где фактически начали развивать две новые компетенции. Первая компетенция — это рекрутинг (фактически Приморский центр начинает выступать как кадровое агентство по поиску необходимых кадров для крупных работодателей). Понятно, что одними безработными здесь не обойтись. Мы смотрим и на тех людей, которые сейчас относятся к категории ищущих работу, которые не совсем удовлетворены текущим положением дел, но боятся уволиться, либо сомневаются. Мы начинаем с ними работать, чтобы не ждать, когда они сами к нам придут. Фактически это хедхантерство.
А вторая компетенция — это консалтинг (в первую очередь, для людей, которые ищут работу, безработных). Ведь, по большому счету, многие просто не знают, как себя правильно преподнести работодателю. А работодатель на входе смотрит на квалификацию, специальность и какие-то софтскилсы, так называемые социальные компетенции, которые человек преподносит кадровику. Так вот, правильно себя преподнести, обозначить свои конкурентные преимущества, свою нацеленность на работу — это тоже очень важный момент на этапе трудоустройства. Эти две функции, консалтинг и рекрутинг, мы сейчас активно капитализируем в этом блоке.
— Какие целевые показатели вы ставите для министерства?
— В своем докладе "Приоритеты развития системы профессионального образования занятости населения на 22-24 год", который я представлял на правительстве Приморского края, я описывал текущую ситуацию и обозначал необходимые меры, направления действия. Обозначались и показатели, по которым эту работу можно было бы замерить. Мы ставим задачу максимально использовать ресурсы, которые мы имеем и за счет реорганизации управленческой части, технологии управления. Мы собираемся получить новую модель системы профобразования. Что имеется ввиду? У нас есть новые отрасли, есть отрасли, которым в прошлые годы по разным причинам не уделялось должное внимание. Плюс, сейчас на фоне пандемии обострилась проблема нехватки медицинского персонала. Мы видим, что система ЕГЭ, которая в свое время запускалась с благими целями, чтобы дать равные возможности всем школьникам получить одинаковое образование, поступить в ВУЗы, на данный момент не достигнута. Качество и количество педагогического состава в школах сельских районов и городов разная. Даже во Владивостоке есть дефицит учительских кадров. И это вызов.
Также мы должны удовлетворять спрос по приоритетным отраслям. Некоторые я уже обозначил. Это судостроение. Мы много строим, и судостроительная отрасль испытывает острую нехватку кадров. Аналогичная ситуация в сельском хозяйстве, машиностроении (в первую очередь, в авиастроении и судостроении), газонефтехимической промышленности.
Есть показатели, которые измеримы. На национальном, общероссийском уровне есть так называемый рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. Там есть один показатель, по которому Приморье сильно проваливается. Он называется "Удовлетворенность работодателей качеством и оперативностью доставления трудовых ресурсов для нужд экономики". Здесь нам надо из группы Е (самые отстающие регионы) к 2024 году сдвинуться в группу Д, потом — в группу Б (ведущие регионы). Он замеряется, в том числе за счет мониторинга рынка труда, анкетирования, опроса работодателей.
Второй параметр из так называемой социальной инициативы, удовлетворенность самих граждан услугами по занятости. Это процент трудоустроенных выпускников после окончания обучения. Меня интересует не просто фактическая цифра процента. Мне хотелось бы видеть за этой цифрой качество этого трудоустройства. Чтобы ребята, получив достойную профессию, получив необходимые для рынка компетенции, имели достойную заработную плату, и могли содержать себя, свою семью и детей. И чтобы сама социальная сфера соответствовала их ожиданиям в тех городах, селах, поселках где они будут работать после выпуска.
— Каким вы видите будущее приморской системы профессионального образования?
— Если мы собираемся выходить на рынки абитуриентов за пределы Дальнего Востока, то мы должны быть одними из лучших в России. Есть система ежегодного мониторинга, там много показателей: по среднему возрасту преподавателей, по среднему балу аттестатов поступающих, по степени обновления материально-технической базы, по активности участия системы среднего профобразования в World Skills. Это отдельная, очень хорошая история по оценке качества подготовки, когда мы можем сравнить себя не только с региональным рынком, но и со всей системой Российской федерации, и даже с международной системой. Сравнить, насколько мы готовим современных специалистов, насколько они отвечают требованиям не только сегодняшнего дня, но и могут легко встроиться в экономику через 5-10 лет. Сейчас технологические уклады меняются фактически каждые 5-7 лет. Мы видим, что идет роботизация, автоматизация многих процессов, уход от ручного труда. Где-то быстрее, где-то медленнее, но цифровизация вошла уже во все отрасли.
— Как правильно выстроить взаимодействие образовательных учреждений с работодателями?
— Сейчас темпы развития стали намного быстрее. И нет возможности выстраивать модели и улучшать ситуацию по взаимодействию с работодателем в течение 10 лет. Поэтому интенсификация этих взаимодействий — один из важнейших критериев. Та же материально-техническая база будет обновляться каждые пять лет. Поэтому мы не только должны работать от желания профессиональных образовательных учреждений, но и от мотивации самих работодателей идти навстречу. В этом направлении движение должно быть двусторонним. Во-первых, как я и говорил по приоритетным отраслям, мы сейчас выстраиваем систему, реализуем модель создания опорных отраслевых колледжей. Что это означает? Что вот эти опорные отраслевые колледжи становятся учебно-методическими центрами, центрами оценки компетенций. Именно на их базе будут проходить все выпускные квалификационные испытания выпускников. Например, сейчас сварщиков готовят многие колледжи, но Дальневосточный судостроительный колледж, находящийся в Большом Камне, де-факто стал опорным колледжем по сварочному производству. У него прекрасная материально-техническая база.
Создавая эти опорные базовые отраслевые колледжи, мы одновременно будем мониторить, сколько мы готовим специалистов и какого качества. Если в край будут заходить крупные работодатели, они в первую очередь будут общаться с базовым колледжем.
Чтобы сами работодатели были заинтересованы и в большей степени подключались, мы все средние профобразования до конца следующего года переведем в автономные образовательные учреждения. Сейчас это соотношение где-то 50 на 50. Что это даст? Автономное образовательное учреждение станет инструментом включения и привлечения работодателей. Крупных работодателей включим в наблюдательные и попечительские советы. Плюс обязательно пригласим отраслевые министерства в эти же наблюдательные советы. Чтобы они вовлекались, в том числе в проблемы и направления развития, понимали и сами участвовали в корректировке этих траекторий развития. Потому что, когда ты вовлечен, информационно подпитан, то уже не можешь быть безразличен к происходящему.
Через советы директоров вместе с работодателями необходимо совместно выстраивать контрольные цифры приема, систему реального заказа, в каких специальностях нуждается экономика. Чтобы деньги, которые сейчас идут из регионального бюджета на подготовку специалистов среднего звена более эффективно расходовались. А студенты, отучившись, сразу же заходили на предприятия. Это не вопрос целевого набора. Это уже вчерашний и даже позавчерашний день. Сейчас мы должны от форматов целевого набора переходить к форматам целевого обучения. Чтобы производственные практики проходили уже на предприятиях. Чтобы сами образовательные программы были ориентированы по дисциплинам, по компетенциям на будущие потребности работодателей.
— Как будут внедряться ускоренные программы обучения?
— Мы пойдем навстречу работодателям для оперативного реагирования на их запросы. Мы ограничены рамками федерального законодательства. Но в будущем период обучения по программам будет сокращаться. Мы в большей степени будем ориентироваться, как я обозначил, на незанятое население. Надо, чтобы они получали профессию.
Сейчас на базе 9 классов обучение длится 3 года и 10 месяцев, в лучшем случае 2 года и 10 месяцев. Конечно, если бы дети оставались в 10-11 классе, то они бы просто получали аттестат без профессии. Так вот мы и на базе 11 классов будем увеличивать количество набора по годовым и полугодовым программам профобучения. Речь не идет о решении проблемы через ускорение и снижение качества образования. Будем использовать все ресурсы, которые имеем. Сейчас технологии позволяют получить один и тот же результат за разный промежуток времени. Например, можно яму выкопать экскаватором, а можно десятью рабочими. Тоже самое и в образовании. Я хочу, чтобы мы добились единого образовательного пространства по всей системе профобразования. Это сэкономит ресурсы в каждой отдельной точке. И повлияет на качество образования.
— Как вы видите организацию единого регионального образовательного пространства?
— Это будет единое сообщество профессионалов, в рамках которого мастера производственного обучения, которые дают практический навык студентам, будут встречаться раз в год, раз в полгода, делиться своим опытом, повышать квалификацию друг друга. И потом, разъезжаясь по своим образовательным учреждениям, будут продолжать общаться. Сейчас это взаимодействие не развито на должном уровне. Руководители активно общаются, делятся впечатлениями, а вот линейные сотрудники, которые непосредственно, как говорится, в полях работают, нет. Вторая история единого образовательного пространства — когда студенты обучаются, например, в Уссурийске, Дальнереченске, Дальнегорске, Арсеньеве, а учебные практики будут проходить в опорных отраслевых колледжах, знакомиться с передовыми технологиями, общаться с такими же студентами из других учебных заведений. Это также касается и преподавателей различных профессиональных дисциплин. Это тот ресурс, те возможности, которые мы не докапитализировали.
Пандемия коронавируса дала толчок развитию дистанционных образовательных технологий, а также спровоцировала ускоренный переход на них. Это позволяет эффективно использовать человеческие, кадровые ресурсы. Например, ТОПовый преподаватель живет в Дальнегорске и не хочет переезжать во Владивосток, но может дистанционно провести мастер-класс, урок. И тогда в других колледжах, может быть, не придется искать преподавателя такого же высокого уровня. Вы такого же не найдете просто. Мы кадровый ресурс могли бы более эффективно использовать.
— Руководители и преподаватели образовательных учреждений готовы к внедрению новых технологий?
— Конечно. Все в разной степени своего понимания все равно развивались. Кто-то больше внимания уделял одному направлению развития, условно говоря, традиционному. Вкладывался в материально-техническую базу, не занимаясь вопросом интенсификации. То есть экстенсивный путь развития для себя видел. Кто-то начал интенсифицировать этот путь. Кто-то смело шел к новым технологиям, кто-то — с опаской. Я не сторонник повального перехода на дистанционные технологии. Потому что пока человек руками что-то не сделает, он не почувствует себя специалистом, станет бояться свою профессию. Мы не можем допустить такого. Есть теоретические знания, какие-то практические тренинги, тренажеры. Но ученик все равно должен "выйти в поля", что называется, подойти к станку, проверить, чему научился. Приобретенные навыки должны перейти в опыт. Желательно, чтобы он превратился в трудовой опыт еще на этапе обучения. И для этого применяются дуальные, практикоориентированные технологии. Потому что надо увеличивать долю занятий практического толка в самих программах.
— Какое должно быть оптимальное соотношение теории и практики в профессиональном образовании?
— К сожалению, по своему опыту могу сказать, что сейчас соотношение 70 на 30. 70% — это в классе поговорить, на доске пописать, посмотреть фильмы. И только 30% времени ребята занимаются практикой, то есть отрабатывают практические навыки будущей профессии. А минимальное требование должно быть 50 на 50. Оптимальное, ну, в зависимости от профессии. Где-то и 50 на 50 будет вполне достаточно. Есть очень наукоемкие или технологически емкие специальности, где только знать, как функционирует станок, недостаточно. Надо понимать, как он работает. А это все-таки зона теоретическая. А где-то может существовать даже обратная пропорция: 30% — теории, 70% — практики. Но это в большей степени индивидуально. В этом вопросе я в большей степени рассчитываю на мнение профессионалов — на преподавателей, директоров колледжей, чтобы они определяли эту долю. А замерить можно с помощью такого инструмента, как демонстрационный экзамен.
— Как вы относитесь к внедрению стандартов World Skills и демонстрационного экзамена?
— Я бы немного разделил эти два процесса. К самой технологии независимой оценки качества, какой является демонстрационный экзамен, я отношусь положительно. Более того, в своем докладе обозначил, что в будущем каждый студент по любой специальности на выходе будет обязательно проходить через демонстрационный экзамен. Может быть, дополнительно и защита проектов будет. Это в нашем праве — делать и то и другое. Мы будем наращивать эти темпы. В логике формата World Skills эта процедура очень дорогая. World Skills ежегодно меняет инфраструктурные листы, усложняя их. Где-то эта история понятна, потому что развиваются технологии. А где-то непонятна.
Человека нужно тренировать, научить работать в рамках тех задач, которые ему надо выполнять на демонстрационном экзамене. Поэтому как инструмент и технология демэкзамен — абсолютно верная история. Мы в этом направлении будем двигаться. Меня в этом вопросе волнует удовлетворенность работодателей итогами демонстрационных экзаменов. Ведь, зачастую, и отрасль одна, но технологии разные. Например, дорожное строительство и требования к дорожному полотну в Приморье отличается от других регионов, где другая геодезическая составляющая. Как стандартизировать требования к ученикам под единый стандарт не совсем понятно. Поэтому будем обсуждать так называемый инфраструктурный лист с коллегами, подстраиваться под технологические уклады наших современных отраслей (посмотрите, сколько новых, обновленных производств создается). Поэтому я поддерживаю демоэкзамены, в том числе по стандартам World Skills.
Вторая история — подготовка наших студентов для участия в региональных и общероссийских чемпионатах. По этому направлению мы также будем работать. Но я пока не уверен, сможем ли мы эту историю потянуть финансово. Там много ограничений, это дорогое удовольствие, эксперты только федерального уровня. Думаю, переболеем младенческим центризмом, максимализмом, и придет какая-то сбалансированная система. Кстати, про демоэкзамен, команда Приморского края (24 конкурсанта) отправляется на финал национального чемпионата России по World Skills. С точки зрения мониторинга показателей по системе СПО по России мы выглядим достаточно прилично по отношению к среднему по России, наш показатель — выше среднего по количеству победителей. Мы не можем отправлять на подобные мероприятия большое число участников, но качество тех, кого мы направляем, гораздо лучше в среднем, конкурсантов из других регионов. Надеюсь, в этом году мы покажем результат не хуже, чем в прошлом году.
— В перспективе сможем принимать у себя национальный чемпионат WorldSkills?
— Мы рассматриваем такую возможность. Буквально две последних недели обсуждали узким кругом, а не заявиться ли нам на конкурс 2023-го года? Провести в Приморском крае финал национального чемпионата? К сожалению, федеральный бюджет не предполагает выделения дополнительных средств, а стоимость — порядка 2 миллиардов рублей. И даже не в деньгах дело. Деньги — вопрос приоритетов. Можно получить часть этих средств от спонсорства, можно лизинговыми или арендными инструментами решить вопрос. Но нужна площадка. И эта сама площадка с точки зрения требований очень большая. На те же 100 компетенций — 80 тысяч квадратных метров. В Приморье такой площадки пока нет.
Кстати, могу похвастаться, мы в июне подали заявку на конкурс грантов. Конкурс проходил между субъектами Российской федерации. Буквально пару недель назад уже прошел конкурс, и мы получили 205 миллионов рублей на модернизацию материальной базы программ СПО в наших профессиональных образовательных учреждениях. Эти 205 миллионов распределены на три года, 2022, 2023 и 2024. На 2022 год — 60 миллионов, на 2023 — 67 миллионов, на 2024 — 77 миллионов. Это реальные деньги на создание мастерских по компетенциям и стандартам World Skills, чтобы мы на их базе аккредитовали и проводили региональные и отборочные чемпионаты. Также будем проводить на этой базе демонстрационные экзамены по выпуску. Я ставлю задачу всем колледжам — максимально эффективно распоряжаться своими ресурсами: материально-техническими, временными и имущественными.
— Как еще можно повысить качество среднего профессионального образования?
— В прессе и блогосфере все больше обсуждается необходимость перехода школьного образования, общеобразовательных программ на первую смену. Я считаю, это дело общего образования. Там есть свои причины и свое видение. Но по среднему профобразованию мы должны добиться формата минимум 12 на 7. Чтобы студенты минимум по 12 часов в день — с утра и до вечера — могли пользоваться всеми ресурсами СПО, в том числе оборудованием. Чтобы компьютерные классы открывались или закрывались только в момент, когда у них занятия. Чтобы в свободное время, в том числе вечернее, студенты могли приходить и заниматься все семь дней в неделю. Нужно максимально амортизировать оборудование. Чтобы можно было его эффективно обновлять раз в пять лет, а не демонстрировать музейный экспонат.
Еще одна задача — мы планируем возвращаться в школы, 10-е, 11-е классы. Чтобы ребята, которые после 9-го класса не пошли к нам учиться, тоже имели возможность получить рабочие профессии. Уже в 2022 году мы запускаем несколько пилотных проектов. В первую очередь, речь идет о рабочих специальностях, которые востребованы в Приморском крае, в том числе сезонных. Я уже говорил, что сейчас в крае существует потребность закрыть 65 000 вакансий. Из них 19 000 — это рабочие профессии в строительной области. А строительная сфера, где активность, особенно по дорожному строительству, возрастает именно в весенне-летне-осенний период. Если ребята будут получать рабочие профессии, кто-то из них , получив аттестат, пойдет в СПО, кто-то пойдет учиться в наших высших учебных заведениях: ДФВУ, ВГУЭС, медицинский университет, МГУ Невельского, Дальрыбвтуз. Но летом ребят можно будет задействовать в стройотрядах, чтобы они могли заработать, имея профессию, а не методом проб и ошибок на "стройках века". Вот какая задумка. По большому счету, она повторяет лучшие советские традиции, когда школьники 9-х и 10-х классов одновременно обучались на учебно-производственном комбинате. Я, например, так освоил профессию фрезеровщика. В школе токарил и после 9 класса летом два месяца проработал на заводе "Прогресс" в качестве фрезеровщика, заработал хорошие деньги собственным трудом.
— Будете ли вы назначать KPI для руководителей СПО?
— Если выстраивается система доверия и свобод, то я без KPI не вижу вариантов действий. Я хочу дать руководителям максимальные полномочия в управлении колледжами, финансовыми ресурсами. В законодательном русле, конечно. Главное, чтобы все их действия были направлены на развитие, и они понимали, что ответственны не только за набор, но и за будущую судьбу своих выпускников. А значит, необходимо более ответственно относиться и к успехам.
Материал подготовлен в рамках проекта RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) "Профессиональное" будущее Приморья". Цель проекта — повышения уровня удовлетворенности населения информированностью об общем среднем и среднем профессиональном образовании в Приморском крае, популяризация рабочих профессий, необходимых на рынке труда Приморья, информирование о развитии профессионального образования в регионе.
18+. Электронное периодическое издание RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-35110 перерегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 23.01.2009. Учредитель и издатель ООО "Прима Медиа". Адрес учредителя, издателя, редакции: 690001, г. Владивосток, ул. Светланская, 83, офис 201. Тел.: +7 (423) 221-52-59 и 265-17-28. Электронный адрес: info@primamedia.ru. Главный редактор Федотов И. М.