Бизнес-обзор: кто снял сливки с ВЭФа, новый порт в Суходоле

Главные экономические темы - в фокусе ИА PrimaMedia
Тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimaMedia

8 сентября 2021. VI Восточный экономический форум (ВЭФ) (6+), как и следовало ожидать, превратился в ярмарку тщеславия (выражение заимствовано у классика английской литературы Уильяма Теккерея — прим. ред.) госкорпораций и госбанков, в кильватере которых в меру своих возможностей пытались держаться бизнес-структуры, владельцы которых имели (или имеют), опять же, отношение к властным кабинетам, и второе гражданство.

Увы, но тот самый дальневосточный бизнес, который с запуском оказавшегося не совсем Свободным порта должен был выйти на первые роли ни много ни мало в АТР, уже который год тратится на базовый входной билет (300 тысяч рублей без питания и парковки), чтобы в очередной раз убедиться — "наше место на галерке", как метко сказал один из региональных бизнесменов, не попавший в зал проведения сессии по инвестквотам.  

И пусть вас не сбивают с толку отчёты о подписании более 380 соглашений на рекордную общую сумму 3,6 трлн рублей (учтены соглашения, сумма которых не является коммерческой тайной). Кстати, в допандемийном 2019 году на юбилейном форуме таких соглашений было ровным счётом 270 на сумму 3,4 трлн рублей. Большая часть этого "золотого дождя", который всё никак не может отогнать засуху от экономики Приморья и его соседей, приходится на рубли, а заветные юани, иены и воны остаются в тугих кошельках прижимистых соседей по региону, которых интересуют только углеводороды, уголь, лес, зерно и рыба. Исключительно — на вывоз.

Дотации отбили с "наваром"

Среди крупнейших проектов, соглашения по которым были официально подписаны на полях VI ВЭФа, виц-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев назвал строительство Находкинского завода минеральных удобрений в Приморье (445 млрд рублей инвестиций), второй очереди ГОКа на Удоканском месторождении меди в Забайкальском крае (289 млрд рублей инвестиций), организацию электроснабжения для Баимского горно-обогатительного комбината на Чукотке (150 млрд рублей), создание дальневосточного венчурного фонда "Восход" (10 млрд рублей).

В целом развитие Дальнего Востока — высокорентабельный процесс. Мы на форуме доложили, что дотации Дальнему Востоку уже окупились: мы вложили 80 млрд рублей, а в бюджет поступило налогов с учетом преференций от организаций в объеме 123 млрд рублей. То есть бюджет уже получил прямую выгоду от развития Дальнего Востока. Эту работу надо продолжать и расширять",

— подвел итоги форума Юрий Трутнев.

Иностранный бизнес-легион на этот раз во Владивостоке представляли фигуры далеко не первого ранга, среди которых экзотически выделялся главный исполнительный директор DP World (один из крупнейших портовых операторов мира) Султан Ахмед бин Сулайем. Свое уважение Президенту Путину, создавшему Восточный экономический форум, выразили главный исполнительный директор Korea Shipbuilding and Offshore Engineering Co Ltd (Республика Корея) Ка Сам-Хен, главный исполнительный директор KT Corporation (Республика Корея) Ку Хйеонмо; почетный председатель совета директоров, директор Iida Group Holdings Co Ltd (Япония) Мори Кадзухико, а также представители таких известных иностранных корпораций, как Deloitte and Touche CIS JSC, China Railway Construction Corporation International Investment Group, Schneider Electric JSC. Список забугорных VIP-персон, хочется верить, откорректировал ковид, а не падение интереса к России.

Отдельную группу на форуме образовали представитель индийских компаний нефтегазового сектора, не успевших в своё время к дележу российского пирога.

Кстати, индийский бизнес уже получил негативный опыт работы в сфере недропользования на Дальнем Востоке, куда его активно зазывали и зазывают институты развития. Губернатор региона Владимир Солодов в интервью "Интерфаксу" сообщил, что российская "дочка" крупнейшего энергетического холдинга Индии Tata Power — ООО "Фар Истерн Нэйчэрл Рисорсис" — приостановила работу над проектом освоения Крутогоровского угольного месторождения на полуострове.

Ранее под реализацию угольного проекта Tata Power были расширены границы ТОР "Камчатка". Индийские инвесторы разработали документацию на проведение поисково-оценочных и геологоразведочных работ, которая получила положительное заключение экспертизы. Летом 2020 года холдинг приступил к геологоразведочным работам. Угольный проект оценивался в $750 млн.

Рыночная экономика накладывает свои изменения. Действительно, проект по добыче угля сейчас отложен. Я могу сказать, что это не влияет на наши добрые отношения с Индией",

— сказал Владимир Солодов.

Хочется верить, что другие соглашения, подписанные на VI ВЭФе, в отличие от камчатского примера ждёт совершенно иная история. С современными производственными объектами, новыми рабочими местами и миллиардами дополнительных налогов. В текущем обзоре мы упомянем лишь тяжеловесов, о новых проектах более мелкого уровня поговорим позже.

На этом фоне особенно в секторе "Приморье" особенно интригует транспортная отрасль.

Порт Суходол уходит от угольной специализации

АО "Центр развития портовой инфраструктуры" (ЦРПИ) хочет создать на базе морского порта Суходол в Шкотовском районе многофункциональный хаб с перевалкой не только угля, но и погрузкой контейнеров и зерна. Новый многофункциональный порт будет расположен в 80 км от Владивостока по автомобильной дороге и около 50 км по морю.

По данным ВЭБ.РФ, общий объем инвестиций в проект оценивается до 180 млрд рублей, включая инвестиции в первый этап проекта — угольный терминал (до 62 млрд рублей). Тот самый терминал, инициатором которого выступало АО "Холдинговая компания "СДС-Уголь", до сих пор не имеющее собственных портовых активов на Дальнем Востоке. Проект реализуется с 2012 года.

Суходол должен стать не только угольным портом, как это планировалось изначально, а крупным многофункциональным хабом с последующей интеграцией контейнерных и зерновых грузов в логистику Северного морского пути и в международные транзитные потоки",

— сказал гендиректор АО "ЦРПИ" Евгений Прилепин, комментируя подписание соглашения по проекту.

Терминалы для перевалки зерновых, минеральных удобрений и прочих грузов планируется создать до 2030 года.

Портфель АО "Центр развития портовой инфраструктуры" (Москва) состоит из инвестиций в такие крупные проекты, как специализированный угольный порт "Суходол" в Приморском крае, угольный терминал морского торгового порта "Лавна" в Мурманской области и производственный холдинг "Алтайвагон" в Алтайском крае. С 18 февраля 2020 года единственным акционером АО "ЦРПИ" значится ООО "ВТБ Капитал Пенсионный резерв, доверительный управляющий ЗПИФ "Инфраструктура развития".

ТОР и газ: cекреты выращивания хорошей рассады

Одним из четырех инвестиционных проектов, старт которым на ВЭФ-2021 лично дал президент Владимир Путин, стал проект компании "НК Лотос" по строительству в ТОР "Михайловский" второй очереди теплиц. Общая стоимость проекта оценивается в 4,5 млрд рублей. Кстати, тепличный комбинат одним из первых в Приморье получил доступ к природному газу, что позволило значительно снизить себестоимость производственного процесса.

На сегодняшний день площадь комбината составляет 12 га, из них 10 га — это непосредственно производственные блоки для выращивания томата, огурца и салата. Этот тепличный комплекс является первым этапом. Следующий этап — создание такого же комплекса площадью 17 га",

— сказал владелец компании Никита Кожемяко в эфире телеканала "Россия-24" в рамках презентации новых проектов Президенту на площадке Восточного экономического форума.

По его словам, второй комплекс, как и первый, будет иметь замкнутый цикл производства — от посева семян до упаковки и отправки продукции на прилавки. Общий объем производства составит до 25 тысяч тонн готовой продукции в год.

Гендиректор "НК Лотос" Тамара Муленкова отметила, что возможности тепличного комплекса позволяют в течение года выращивать более 8 тысяч тонн овощей защищенного грунта.

В настоящее время комбинат завершил пуско-наладочные работы. В августе была высажена рассада томатов и огурцов.

ООО "НК Лотос" зарегистрированно в апреле 2018 года в селе Михайловка с уставным капиталом 10 тысяч рублей. По данным ЕГРЮЛ, владельцем компании является Никита Кожемяко, гендиректор ООО "Вымпел" и совладелец около двадцати компаний в Приморском и Камчатском краях.

На каждый бюджетный рубль — сто частных

Строительство "Находкинского завода минеральных удобрений" (НЗМУ) начнётся уже в сентябре 2021 года, заявил гендиректор компании Николай Сабитов на Восточном экономическом форуме.

Гендиректор АО "НЗМУ" назвал проект под Находкой "самым эффективным" проектом с точки зрения мультипликативного эффекта для бюджета — на один рубль из бюджета будет вложено сто рублей частных инвестиций.

Объем инвестиций в обе очереди проекта составят 445 млрд рублей, обеспечивая переработку более 3,5 млрд кубометров газа в год. Первая очередь — это 1,8 млн тонн метанола, вторая очередь — 3 млн тонн карбамида в год",

— сказал Николай Сабитов.

Он добавил, что "в следующем году НЗМУ планирует подготовить и опубликовать ESG-стратегию, предусматривающую достижение полной углеродной нейтральности".

Зампред правления "Газпрома" Виталий Маркелов в свою очередь отметил, что НЗМУ входит в число "крупнейших потребителей "Газпрома", которые в скором времени получат газ".

Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, Главгосэкспертиза России одобрила проектную документацию и инженерные изыскания на строительство газопровода-отвода и газораспределительной станции (ГРС) "Врангель" в Приморском крае для газификации НЗМУ НЗМУ, который является якорным резидентом ТОР "Нефтехимический". Новый газопровод протяженностью 94 км будет подключен к газотранспортной системе "Сахалин-Хабаровск-Владивосток".

Новое казино в Приморье построит топ-менеджер игорной зоны "Красная Поляна"

ООО "Восток Резортс", созданное во Владивостоке в августе этого года, вслед за компанией "Шамбала" вторым российским инвестором в интегрированной курортной зоне (ИКЗ) "Приморье". Компания, владельцем которой является директор по развитию сочинской игорной зоны "Красная Поляна" Дмитрий Анфиногенов, планирует инвестировать 14,5 млрд рублей в строительство казино, гостиницы и кампуса для сотрудников. Начало стройки намечено на 2022 год, завершение —  через четыре года.

Это будет казино мирового уровня с развитой инфраструктурой. В первую очередь проект направлен на увеличение въездного туристического потока из Китая, Японии и Кореи. Страны в радиусе четырёх часов перелета. Потенциал рынка — 1 млрд человек. У нас уже есть опыт привлечения иностранных гостей в игорную зону "Красная Поляна", 

— сказал Дмитрий Анфиногенов.

Предполагается, что к моменту завершения строительства объектов компания разместит более тысячи вакансий.

Уголь и контейнеры: разумный баланс

АО "Восточный Порт" (крупнейший в России специализированный терминал с высокотехнологичной перевалкой угля) и АО "РЖД Бизнес Актив" (контейнерный оператор, структура ОАО "РЖД") на площадке ВЭФ договорились о сотрудничестве в области развития контейнерных перевозок.

Целью подписанного меморандума является развитие контейнерных перевозок во внутрироссийском и международном сообщении с использованием инфраструктуры морского контейнерного терминала АО "Восточный Порт". На долгосрочной основе стороны договорились содействовать созданию совместных высококачественных сервисов по перевозкам грузов в контейнерах, а также о совместном привлечении морских перевозчиков для активного развития нового контейнерного терминала.

Директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО "УГМК" (управляет АО Восточный Порт") Ирина Ольховская в рамках дискуссии о развитии транспортной инфраструктуры "Как приблизить Дальний: пути снижения транспортных издержек" заявила, что для развития потенциала мультимодальных перевозок необходимо рассмотреть возможность продления проекта по строительству третьего пути, который сейчас запланирован от Хабаровска до Шкотово в Приморье и дальше до транспортного узла Находка-Восточная.

Мы видим, что в программу РЖД закладывается третий путь Хабаровск — Шкотово. Станция Находка-Восточная — это огромный транспортный узел. Здесь ведут свою деятельность, помимо угольных терминалов, контейнерный и нефтеналивной терминалы, большое развитие имеют и другие предприятия, поэтому необходимо развивать "последнюю милю",

— сказала Ирина Ольховская.


Директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО "УГМК" Ирина Ольховская на ВЭФ.. Фото: пресс-служба "Восточного порта"

Развитие подходов от Хабаровска до Шкотово со строительством третьего главного пути и обхода Шкотово — Смоляниново предусмотрено в планах развития ОАО "РЖД" до 2024 года. Это позволит повысить провозную способность подхода до станции Смоляниново.

В том числе Ирина Ольховская отметила, что для сбалансированного развития транспортного потенциала страны важно соблюдать правило "золотой середины", не забывать про массовые грузы, так как всю их номенклатуру перевозить контейнерами не получится.

Сегодня АО "Восточный Порт" реализует трёхэтапный инвестиционный проект по созданию Контейнерного терминала на базе Универсального производственного-перегрузочного комплекса (ППК-1), который должен выйти на мощность до 116,8 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год.

Ирина Ольховская отметила, что в текущий момент, когда активно обсуждаются транзитные контейнерные грузы сквозь всю страну, необходимо выверено подойти к этому вопросу и все четко просчитать. Во всех видах груза существуют различные периоды рыночного колебания спроса.

Сегодня на перевозку контейнеров есть спрос. А еще пять лет назад контейнерооборот был низким, он точно также снова может достичь низкой отметки. Такая же ситуация существует и на рынке угля: спрос на него то падает, то растет",

— сказала Ирина Ольховская.

ВМТП станет одним из транспортно-логистическим узлов для Севморпути

Транспортная группа FESCO (головная компания — ПАО "Дальневосточное морское пароходство", ДВМП) и АО "Атомэнергопром" (структура "Росатома") планируют создать на территории "Владивостокского морского торгового порта" (ВМТП, входит в FESCO) Восточный транспортно-логистический узел в рамках реализуемого "Росатомом" проекта по организации Евроазиатского транзита контейнерных грузов.

Восточный транспортно-логистический узел предназначен для перегрузки контейнеров между судами арктического класса и фидерными судами. Он должен стать частью проекта "Евроазиатский контейнерный транзит", предполагающего развитие контейнерных грузоперевозок на направлении Восточная Азия — Северо-Западная Европа, в том числе с использованием Северного морского пути, в рамках которого предусматривается создание двух транспортно-логистических узлов — на западе и на востоке России и организация перевозки контейнеров между этими узлами судами ледового класса.

В сотрудничестве с "Росатомом" мы (FESCO —  прим. ред.) сможем усилить мощности ВМТП, который уже представляет собой одно из самых передовых портовых предприятий России, чтобы предложить нашим партнерам оптимальные логистические решения и помочь им в полной мере воспользоваться уникальными преимуществами этого маршрута",

— сказал председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов во время подписания соглашения по проекту.

"Атомэнергопром" входит в госкорпорацию "Росатом". Компания не ведет производственной деятельности, а консолидирует гражданские активы атомной отрасли.

FESCO рассчитывает к марту 2026 года построить в ВМТП новый глубоководный причал для перегрузки транзитных контейнеров с судов океанского класса на контейнеровозы ледового класса для дальнейшей транспортировки по Северному морскому пути.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость