21 сентября 2021. "Российские железные дороги" (РЖД) подготовили предварительную конфигурацию третьей очереди расширения Байкало-Амурской магистрали. Один из вариантов предполагает дополнительный вывоз угля с Эльгинского месторождения в объеме 16,6 млн тонн, стоимость проекта — 332,6 млрд рублей. Также предлагаются варианты расширения под другие новые грузы, сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на источник, знакомый с рассматриваемыми вариантами. Вторая очередь развития БАМа предусматривает рост пропускной способности примерно до 180 млн тонн, уточняет издание.
Один из вариантов предполагает дополнительный вывоз угля с Эльгинского месторождения в объеме 16,6 млн тонн. Работы планируются только на Байкало-Амурской магистрали, в фокусе — участок Улак-Комсомольск.
Кроме того, существуют еще два сценария. Первый предполагает достижение к 2030 году пропускной способности в 210 млн тонн и вывоз не только 16,6 млн тонн эльгинского угля на Ванино, но и еще 13,4 млн тонн на порты Приморья. Для этого БАМе потребуется еще 1,1 тысяч км вторых главных путей в дополнение к 553 км, предусмотренных "эльгинской" частью.
Этот вариант, по расчетам "Российских железных дорог", обойдется еще в 891 млрд рублей, вместе с первым — в 1,22 трлн рублей, пишет "Коммерсантъ".
"Альтернатива — стройка с расчетом на грузопотоки в объеме 240 млн тонн. В рамках этого варианта предусмотрены масштабные работы как на Байкало-Амурской магистрали, так и на Транссибе, включающие, в том числе, такие дорогостоящие мероприятия, как строительство обхода Хабаровска, моста через реку Амур и второго Кузнецовского тоннеля", — добавляет газета.
Предполагается построить еще 1,45 тысяч км вторых главных и свыше 800 км третьих путей. Такой вариант обойдется в 2,55 трлн рублей, а с учетом "эльгинской" части — в 2,89 трлн рублей. При этом ни в одном из сценариев не предусмотрен второй Северомуйский тоннель (Бурятия) на БАМе.
"Коммерсантъ" напоминает, что о принципиальной разнице в масштабах стройки в зависимости от выбранного сценария III этапа расширения "восточного полигона" железнодорожной сети глава РЖД Олег Белозеров предупреждал в сентябре. "Если ехать из европейской части большим объемом, значит, нам придется полностью увеличить пропускные возможности и на Транссибе, и на БАМе, то есть произвести больший объем работ", — говорил он.
"В качестве примера: 81 млн тонн мы можем провезти в совгаванский регион без дополнительного строительства, допустим, Кузнецовского тоннеля. Кузнецовский тоннель — 50 млрд рублей. Мы должны либо ограничить 80 млн тонн, а если коллеги скажут, что готовы ехать 120 млн тонн, мы скажем: хорошо, цены тогда дополняются на это", — пояснял Белозеров.