26 сентября 2021. Елена Киселёва родилась в 1991 году во Владивостоке. Окончила ДВФУ по специальности "Архитектор — дизайнер". Награждалась премией за вклад в культурное развитие Приморского края, была судьей на литературном конкурсе Исправляй №1, вошла в финал VII сезона Всероссийского фестиваля молодой поэзии имени Леонида Филатова "Филатов-Фест". Выступает со своими произведениями на различных площадках города Владивостока. На фестивале ЛиТР Елена Киселева представила два поэтических сборника "Стихозавры" и "A MORE мимо". В интервью мы поговорили о "свободной области поэзии".
— Есть ли принципиальная разница, на ваш взгляд, между поэтом и поэтессой? Как вы сами себя называете? Как девушка, пишущая стихи, ощущаете ли вы диктат тем?
— Есть люди, для которых важно, как их называют, "поэт" или "поэтесса", знаю, что есть множество дискуссий на эту тему и жестких позиций. Для меня это не принципиально. Если отвечать сухо и не углубляться в феминизм и феминитивы, то поэт — это человек любого пола, который пишет стихи. Поэтесса — человек женского пола, который пишет стихи. Я называю себя — поэт. Никакого диктата тем не ощущаю, мне кажется, что поэзия — это очень свободная область. Возможно, стихи о любви пользуются чуть большим спросом у читателя, потому что тема любви в принципе понятна большинству, это то чувство, которое проживал в жизни каждый.
— Что чаще всего побуждает писать: мысль, чувство, услышанная интонация, увиденная сценка из жизни?
— Чаще всего побуждает писать какой — то накопленный пласт эмоций, мыслей и образов. В начале наполняешь себя, накапливаешь какой — то личный опыт, а затем сублимируешь накопленные впечатления в творчество. Иногда записываю какой-то образ, пару строк, затем возвращаюсь к ним, и из этих строк вырастает хорошее произведение.
— У ваших стихов необычный, характерный ритм. Как он выработался?
— Мне кажется, что мой ритм еще не выработался до конца. Могу только сказать, что мне уже давно не нравятся "плавные" стихи. Сейчас силлабо-тонические стихи пишу редко, по большей части пишу верлибры. В новых стихотворениях много внутренней рифмы, она хорошо заметна, если читать вслух.
— Работаете ли вы над стихом? Есть ли мучительный поиск слов, созвучий, рифм? Или они текут сами?
— Если стихотворение пришло легко, я его записываю, оставляю на несколько дней, а после шлифую и дорабатываю. Не люблю оставлять, как есть, как правило вижу слабые места. Мозг так устроен, что он выбирает самый простой и наименее энергозатратный путь из точки "а" в точку "б". Это правильно во многих сферах, но не в творчестве. Простые и понятные слова и описание своих эмоций простыми устойчивыми выражениями — это очень плохая идея для поэтического текста. Мозг понимает, что если сказать "невыносимая боль", другой человек поймет тебя быстрее. Мозг прав, в жизни это работает. В поэзии — нет, это клише. Такие вещи я стараюсь выявлять и убирать. Это похоже на прополку сорняков.
— Можно ли сказать, что ваши стихи — это такая рефлексия, которая помогает лучше осмыслить полученный жизненный опыт или все же для вас это нечто иное?
— Мне кажется, про последние стихи можно так сказать.
— Что для вас важнее в стихотворении: форма или содержание? Есть ли метафоры, которыми вы особенно гордитесь?
— Для меня важно и то, и другое, стихотворение — это и форма, и содержание. Важно выбрать подходящую форму и ритм для тех мыслей и эмоций, которые я хочу выразить. Про метафоры сложно, отвечу так. Я недавно вернулась со Всероссийской школы писательского мастерства, которая проходила в Хабаровске. Там на разборе моих тестов, меня похвалили за такие образы, как "шкура подъезда в татуировках", "руки бабушки покрываются годовыми кольцами" и строки:
"Зимой к маяку приплывают ларги,
Припадают к льдинам ворсистым боком,"
Человек не знал, что такое "ларги", но понял, благодаря второй строке, хотя об этом не говорилось прямо. На школе меня и ругали тоже, вообще, если разбирать стихотворение пословно, можно увидеть много интересного.
— Оба ваших сборника — какими они получились? Хотелось ли передать что-то глубоко личное или выйти на общечеловеческое?
— Первый сборник "Стихозавры" я делала, по большей части, для себя. Собрала все свои стихи, написанные с 10 до 28 лет, выбрала самые удачные и оформила в книгу, нарисовала иллюстрации, обложку. Там стихотворения композиционно выстроены не по темам, а по годам, напечатаны в подбор. Это уже потом мне объяснили, что так лучше не делать. Но я рада, что первый сборник получился таким, как я его задумала. Второй сборник, "A MORE мимо", получился спонтанно. Я прошла конкурс и попала в акселератор "ВПрофессии" Стефании Даниловой, известной Петербургской поэтессы.
Вторая книга была напечатана по итогам акселератора. Восемьдесят пять процентов стихотворений из этой книги написаны в этом году, в феврале и июле, всего семьдесят текстов. Эта книга получилась более зрелой, целостной, получила хороший отзыв от редактора журнала "Аврора" Киры Грозной. Книга состоит из двух блоков, "Море" и "Суша". Блок "Море" посвящен Дальнему Востоку, здесь читатели встретят такие знакомые для себя образы, как сопки, песня "Катюша", японские автомобили, зимняя рыбалка, точечная застройка. Блок "Суша" — это личные философские тексты о взрослении, любви и ненависти, отчаянье и надежде.
Анастасия Николенко (Николь Воскресная) — родилась 10 апреля 1990 года. Директор издательства "Дальиздат" ( с 2018). Сочинять стихи начала в раннем детстве. Первое осознанное стихотворение было написано в 12 лет. С тех пор стала постоянным участником литературных объединений "Литера" и "Вектор". В школьные годы являлась сотрудником молодежной газеты "Прибой" г. Владивосток. Псевдоним Николь Воскресная появился в 17 лет. Первый сборник стихотворений был выпущен в 2011 году. Член Союза писателей России (с 2017). Кандидат политических наук, доцент, дописывает докторскую диссертацию, связанную с организацией политической власти в контексте русской локальной цивилизации, а еще поэт с очень тонким и пронзительным восприятием мира. На ЛиТР Анастасия представила новый сборник стихов "Даггеротип" и рассказала, как ей удалось подружить рациональность и эмоциональность.
Анастасия Николенко (Николь Воскресная). Фото: ИА PrimaMedia
— Как серьезному ученому удается быть таким пронзительным поэтом?
— Сама себя я не могу оценивать, но мне очень приятно, что вы назвали меня пронзительным поэтом, значит, мои стихи находят отклик в душе читателя и слушателя, а это самое главное и для поэта, и для преподавателя вуза. Думаю, на этот вопрос сложно дать точный ответ. Единственное для меня объяснение то, что и наука, и поэзия требуют творческого подхода, видимо, это единый мыслительный процесс.
— А писать чаще всего зовет мысль или чувство? Вдохновение выливается в философское размышление или переживание?
— Всё очень взаимосвязанно. Чувство становится мыслью, а от мыслей возникают чувства.
— Как бы вы сами описали свой поэтический стиль?
— Что-то вроде метафизического реализма с элементами готики. Но это не точно.
— Новый сборник стихов — каким он получился для вас?
— Очень сложным и личным, 109 мгновений, прожитых в городе. Это попытка создать своеобразные отпечатки моментов методом сходным с дагерротипией. Надеюсь, это удалось. Еще одна большая история — само воплощение сборника, из-за некоторых проблем доставки тираж сначала уехал во Владикавказ, потом мучительно возвращался по нужному адресу. Возможно, в этом есть высший замысел, но я пока не знаю какой.
— Вот эти строчки из стихотворения:
Что я скажу летящей в меня пуле?
Что я прокричу падающей на меня звезде?
Не останавливайся, не оборачивайся!
Я хочу утонуть в этом гуле,
и только жду от тебя новостей.
Наверняка, так чувствовала себя хотя бы раз в жизни любая ваша слушательница. Как вам удается так тонко чувствовать нерв и так точно воплощать?
— Это особенности восприятия. Человек рождается или чувствительным или не не очень.