28 сентября 2021. С какими сложностями чаще всего сталкиваются предприниматели Приморья, с какой мотивацией вступают в "Опору России" и что думают о социальной ответственности бизнеса, в интервью RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) рассказал председатель Приморского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Виталий Гуменюк.
— Виталий Васильевич, каковы основные направления деятельности "Опоры России" в Приморском крае?
—Общественная организация "Опора России" в Приморском крае существует и работает уже давно. Ее отделения есть во всех субъектах Российской федерации, это более полумиллиона предпринимателей, более 100 отраслевых союзов и объединений по всей стране. Что касается нашей деятельности в Приморье, то на сегодняшний день членами "Опоры России" являются более 550 предпринимателей и руководителей региональных бизнесов. У нас работают 11 местных отделений в муниципалитетах и 21 комитет. Комитеты у нас формируются от запросов предпринимателей, как отраслевых, представляющих интересы той или иной отрасли, так и актуальных для всего бизнес-сообщества края.
— Какую помощь вы предлагаете предпринимателям?
—Наши отделения уже стали намного больше, чем просто институтами развития. Это добровольное сообщество, куда предприниматели идут сами. Мы стараемся отражать позицию, цели, задачи и вызовы, которые стоят сегодня перед предпринимательским сообществом. Помогать им, быть мостиком между исполнительной и законодательной властью, и параллельно рупором — формировать экспертную позицию, давать оценку. Например, наши предприниматели, которые являются экспертами, выступают на площадках в муниципалитетах или в краевом правительстве.
Еще один весомый фактор, за которым к нам идут предприниматели, это защита их прав и интересов. У нас организовано Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов, работают более 40 профессиональных адвокатов и юристов, которых мы стараемся привлекать в качестве экспертов в процессах по защите бизнеса. У нас есть успехи, громкие дела, причем, даже при уголовном преследовании, когда надежд на благоприятное решение практически не было. Нам помогают СМИ, освещают существующие проблемы, обращают внимание федеральных властей на сложившуюся ситуацию. Например, Екуб Фозилов, который является членом приморского отделения "Опоры России", около двух с половиной лет находился под стражей. Около пяти лет в общей сложности длилось уголовное преследование. Но в результате внимания, в том числе федеральных властей и генеральной прокуратуры, на эту проблему удалось решить, человек был оправдан, реабилитирован. К сожалению, он полностью потерял бизнес.
—Как вы оказываете правовую поддержку предпринимателям?
— Таких запросов много. Мы стараемся на региональном и муниципальном уровне взаимодействовать с надзорными органами, в частности, с прокуратурой. В планах — подписать соглашение со следственным комитетом Приморского края. Сейчас оно находится на стадии согласования с руководителем СК ПК. Подобная практика успешно внедрена в других регионах. Она необходима, потому что предприниматель находится в определенной зоне риска, так как регулярно общается с должностными лицами. Здесь важно заниматься профилактикой возможных правонарушений, в которые представители бизнеса могут попасть просто по незнанию.
—Почему предприниматели вступают в "Опору России"?
— В определенный период у предпринимателя превалирует та или иная ценность или потребность. Сейчас идет определенный спад уголовного преследования, к нам все меньше обращаются за защитой именно в этой части. Был период, когда предприниматели обращались за грантами, финансовой поддержкой и "бонусом" получали масштабные проверки с правовыми последствиями для себя. Разные истории были, в том числе аресты. В итоге такой вид поддержки со стороны государства исчерпал себя, стал токсичным для предпринимателей. Что тоже, скажем так, не есть хорошо, потому что государство искренне хотело помочь предпринимателям. Но потом пришли проверяющие органы, и началась борьба со статистикой, силовые подходы, попытки во всем разглядеть уголовно наказуемое деяние. Для предпринимателя это уже не про бизнес. Это одна из ценностей, за которой идут к нам в организацию. Вторая — это социальный лифт. Для предпринимателей, которые ставят себе задачу двигаться в муниципалитетах или на краевом уровне в законодательную и исполнительную власть — это достаточно хорошая перспектива. Она менее политически окрашена и более насущна для сегодняшнего дня, потому что предпринимателю всегда есть что предложить, озвучить много вопросов и задач, которые предстоит решать. Получается такой непрерывный, созидательный процесс. Третья причина — это, не побоюсь этого слова, лоббирование интересов предпринимателей или того или иного бизнеса. Ведь существуют крупные проекты, которые очень сложно запускаются, сталкиваются с большими препятствиями. Не всегда городское или краевое руководство видит ту или иную проблему, которую нужно помочь решить резидентам ТОРов или СПВ. И в этой части у нас наработана хорошая практика взаимодействия с контрольно-надзорными органами. Есть, во-первых, инвестиционный совет при губернаторе, куда мы входим и можем напрямую транслировать главе региона предложения, обращаться за советом или помощью. Мы также регулярно проводим Совет по взаимодействию и контрольно-надзорной деятельности, в который вовлечены практически все главы муниципалитетов, представители федеральных и местных органов власти, правоохранительных органов, прокуратуры, контрольно-надзорных ведомств. И четвертая причина — это кооперация. В первую очередь, конечно, предприниматели остаются предпринимателями, им хочется идти в организацию за новыми контактами, показывать себя, искать новые ценности, интересные проекты. И вот эта внутренняя кооперация, коллаборация, которая возникает внутри организации, позволяет бизнесу меньше бояться каких-то темных историй. Можно продвинуть свою услугу, товар, позиционировать себя. Это четыре базовые ценности: защита прав предпринимателей и инвесторов, лоббирование интересов, социальный лифт и внутренняя кооперация.
—Какие пожелания по улучшению бизнес-климата в Приморском крае высказывают предприниматели?
—Безусловно, от предпринимателей всегда поступает множество пожеланий и обращений. Мы эту всю эту информацию аккумулируем, наши эксперты из числа предпринимателей ее прорабатывают, перерабатывают, выделяют из всех предложений рациональное зерно. После этого формируют для передачи руководству края или муниципалитета взвешенное экспертное предложение. Например, предприниматели всегда очень болезненно реагируют на часто меняющиеся правила игры, законодательство, введение новых требований, усиление внимания со стороны контрольно-надзорных органов. И долгое время "Опора России" является основным локомотивом в продвижении моратория на проверки. К сожалению, не так давно этот мораторий был прекращен. Не смотря на то, что бизнес еще не оправился от негативного влияния пандемии, многие компании закрылись. Безусловно, идет трансформация, предприниматели переходят в новые проекты, новые процессы. И здесь мы очень тесно работаем с региональными властями. Власть в Приморском крае открыта к диалогу с бизнесом, таких площадок достаточно создано. Правда бизнес не всегда активен, когда это необходимо и не всегда консолидирован, но именно такие организации как наша, стараются призывать к сплоченному и системному подходу и подаче информации.
—С какими проблемами к вам обращаются резиденты ТОР и СПВ?
—Это немного разные виды и подходы в деятельности резидентов, в реализации своих проектов. Резиденты территорий опережающего развития ограничены конкретной территорией, а резиденты свободного порта Владивосток имеют, на мой взгляд, более широкий спектр задач, которыми они занимаются. Это таможня, сложности с перевозом, вы знаете, там есть преференциальные режимы для ввоза оборудования. Не всегда таможенное законодательство позволяет с учетом самого закона о резидентах ТОРов и СПВ действовать однозначно. Очень часто резиденты жалуются на субъективный подход конкретных должностных лиц. Когда есть преференциальные режимы и возможности, но таможня становится перед выбором, как правильно оценивать эту ситуацию.
— С какими органами власти у предпринимателей возникает больше всего проблем?
— Сам бизнес-климат, на наш взгляд, формируется внизу, на уровне муниципалитетов. И это первая коммуникация, которой предприниматели должны уметь пользоваться, выстраивать правильный диалог, формировать правильные экспертные советы, апеллировать, вовлекать руководителей муниципалитетов в диалог. При этом практически все главы муниципалитетов адекватно, с желанием подходят к диалогу с предпринимателями. И часто мы получаем запросы от глав муниципалитетов открыть отделение "Опоры России" в том или ином населенном пункте, поделиться нашим опытом, нашими кейсами, чтобы бизнес и власть работали на местах консолидировано. Нам бы хотелось, чтобы предприниматели в крае не были оторваны актуальной сегодняшней повестки. Чтобы все знали, как пользоваться теми институтами развития и инструментами поддержки, которые сегодня предлагаются.
— Какие показатели состояния инвестиционного климата в Приморье нуждаются в улучшении?
— Конечно, у нас есть над чем работать. Среди насущных тем вопросы выдачи разрешений на строительство, регулирования земельных отношений, лицензирования отдельных видов деятельности, актуальна тема проверок. А также необходимость диалога бизнес-сообщества с властью. Здесь "Опора России" является как раз таким коммуникатором и позволяет правильно вести этот диалог с учетом нашего опыта. Благодаря внедрению рейтингов АСИ в регионах многое делается. Это позволяет увидеть существующую картину и в конкретных муниципалитетах, и в регионе в целом. Хотелось бы, чтобы Приморский край, учитывая наше экономико-географическое положение, был драйвером экономического развития на Дальнем Востоке и благоприятным местом для работы предпринимателей. Сегодня мы переживаем сложный период, потому что бизнес, я еще раз повторюсь, трансформируется, перестраивается. Но, если мы посмотрим, что делает власть для бизнеса, она его слышит, идет навстречу. Вопрос как бизнес озвучивает свои вопросы, хочет ли он быть услышанным. Конечно, это сложный процесс взаимодействия и работы, кропотливой, не быстрый.
— Мотивируете ли вы бизнес проявлять социальную ответственность?
— Мы занимаемся абсолютно разными, в том числе и социальными задачами. Например, мы в "Опоре России" обратили внимание на ремонт Казанского моста, который важен и для рядовых жителей Эгершельда, и для предпринимателей. Это одна из основных транспортных артерий, связанная с торговым портом. В итоге Минтранс, благодаря нашим усилиям, включил мост в план реконструкции. Конечно, у нас есть и меценаты, и социальные проекты, и помощь детям. В нашей организации работает комитет по социальному предпринимательству. Это уже не просто бизнес, а миссия предпринимателей, которые этим занимаются. В итоге государство узнает о тех проблемах и чаяниях, которые возникают в этих направлениях и начинает включаться, помогать.
Если говорить в целом о социальной ответственности бизнеса, то любой бизнес, который платит налоги, является социально ответственным. Есть, конечно, люди, которые занимаются именно социальным предпринимательством, работают с инвалидами, малоподвижными гражданами, особенными детками, в частных школах создают классы для этих детей. Это, кстати, очень большая проблема для общества, муниципального, да и общероссийского образования. Но предприниматели не боятся, и берут на себя такую ответственность. У нас такие примеры есть среди наших коллег. Государство в этих проектах тоже участвует, помогает. Зачастую основную роль здесь играют именно государственные органы и меры государственной поддержки.
— Почему в Приморье частные проекты и проекты ГЧП зачастую успешнее государственных?
— Дело в том, что история государственного частного партнерства в крае у нас не сильно развита. Наверное, бизнес имеет больше желания взаимодействовать в этом направлении. Все будет зависеть от усилий власти и муниципальной, и краевой, в том числе. Насколько это необходимо, в первую очередь, власти и готов ли к этому бизнес. Предпринимателям важны гарантии получения и возврата своих средств, а также успешности проекта. И они сумеют это для себя просчитать. Безусловно, система государственного управления тоже требует определенной реформы. Ей необходимо быть более "поворотливой" именно во взаимодействии с такими направлениями, как государственное частное партнерство.
—Как вы оцениваете последствия пандемии для приморского бизнеса?
— Наверное, он ударил абсолютно по всем. Мы имеем дело в основном с малым и средним, и в этом сегменте пандемия коснулась всех абсолютно. Многие предприниматели разорились, многие замерли, кто-то трансформировался, ушел в другие проекты. Сказать, что сейчас бизнес восстановился, еще нельзя, должен пройти определенный цикличный период, чтобы понять, как подстроился бизнес под новые условия работы. Поэтому повторю, что в такой период любое изменение законодательства, колебания, всегда создаю для предпринимателей неудобства и риски. Взять, к примеру, туристическую отрасль. Наш край имеет туристический потенциал для въездного туризма. А в период закрытия границ статистика нам говорит, что налоговые сборы с внутреннего туризма превысили показатели въездного. То есть, у нас есть потенциал. Вопрос, сохранится ли эта тенденция на следующий год? Для региона это, безусловно, вектор работы на будущее — создавать условия для развития внутреннего туризма, делать комфортным пребывание, делать сервисы и услуги доступными, потому что все-таки надо учитывать нашу географическую удаленность от остальной части Российской Федерации. И мы, в том числе, являемся одними из инициаторов субсидирования перелетов на Дальний Восток, потому что считаем, что важно, как для развития туризма, так и для жизни граждан и привлекательности региона в целом.
Сегодня основная проблема, это закредитованность бизнеса, не всегда доступные финансовые ресурсы. И государством была создана Корпорация "МСП" (Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства), сейчас там сменился руководитель. Мы рассчитываем на перезагрузку, на достаточно активное взаимодействие. 1 сентября, пользуясь приездом руководителя "МСП" Александр Исаевича на Восточный экономический форум, мы провели его прямую встречу с бизнесом. В ходе диалога он смог прямо поговорить с предпринимателями, получить от них обратную связь. И мы ожидаем сейчас новых подходов, новых продуктов от корпорации для бизнеса. Со своей стороны "Опора России" готова плотно взаимодействовать с бизнесом, демонстрировать предпринимателям все эти продукты. На краевом уровне тоже созданы институты поддержки, например, в Приморье активно работает Центр "Мой бизнес", в ряде муниципалитетов наши опоровцы эти центры возглавляют. В частности, предприниматели в рамках этого проекта могут получить консультационную поддержку.
— Закредитованность бизнеса повысилась за последний год?
— Думаю, да. У нас есть определенная статистика, так как мы взаимодействуем с банками, в "Опоре России" функционирует комитет по взаимодействию с кредитно-финансовыми организациями. Вы знаете, что ключевая ставка была поднята, что не может не отразиться негативно на доступности финансовых ресурсов. Вообще кредиты и финансовые инструменты — это кровеносная система бизнеса. Бизнес всегда берет кредиты. Они могут быть разные. Конечно, хотелось бы меньшие процентные ставки, финансового планирования, длинных кредитов и горизонтов. Мы со своей стороны все это предложения формируем и озвучиваем кредитным организациям.
— Смог ли кто-то перестроиться под новые "ковидные" реалии?
— Конечно, любой кризис, любые ограничения — это также это и период возможностей. Это время формирования новых ниш бизнеса. Мы можем сколь угодно уходить в интернет, цифру, переводить туда общение и покупки, но физическое перемещение грузов и логистика всегда будут оставаться. Да, инструменты будут совершенствоваться, поэтому мы видим определенные очереди на границах, повышение арендных ставок на услуги морских перевозок, удорожание порожних контейнеров, разные перекосы в этом направлении. Кстати, что касается общепита, многие предприниматели начали процветать именно в период "ковидных" ограничений, закрытости, так как на доставках увеличились продажи. Выручка у наших продуктовых магазинов, в том числе региональных, тоже была достаточно высокой во время локдауна, потому что народ сфокусировался на запасах, на системности закупа продуктов, рациональности.
Конечно, появляются новые проекты, "Опора России" и наши участники этому не исключение. Некоторые ребята уходили из частного образования в сеть кафе и наоборот. Причем мы не всегда могли логически это предугадать, но именно эта находчивость и интуитивность предпринимателя, позволяет открывать новые ниши на рынке, видеть новые возможности даже в периоды кризиса.
Материал подготовлен в рамках проекта RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) "Приморье: закон и порядок". Основной целью проекта является продвижение юридической грамотности, повышение правового сознания и информированности приморцев, формирование гражданской ответственности у молодого поколения.
18+. Электронное периодическое издание RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-35110 перерегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 23.01.2009. Учредитель и издатель ООО "Прима Медиа". Адрес учредителя, издателя, редакции: 690001, г. Владивосток, ул. Светланская, 83, офис 201. Тел.: +7 (423) 221-52-59 и 265-17-28. Электронный адрес: info@primamedia.ru. Главный редактор Федотов И. М.