Новая экономика набирает обороты

По мнению экспертов, режимы ТОР и СПВ позволили реализовать в ДФО крупные проекты и дают мультипликативный эффект, стимулируя развитие МСП
ООО "Судостроительный комплекс "Звезда", ТОР "Большой Камень"
Фото: ИА PrimaMedia

8 октября 2021. В ближайшие десятилетия экономику Дальнего Востока ожидает новый этап развития. Особую роль в этом процессе должны сыграть преференциальные режимы. К 2030 году на Дальнем Востоке, при сохранении нынешней динамики развития экономики региона, на территориях опережающего развития и Свободного порта Владивосток появится около 4 тысяч предприятий на 360 тысяч новых рабочих мест, придут 11 трлн рублей инвестиций. И это — без учета проектов, которые реализуются за периметром преференциальных режимов территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток, сообщает ИА PrimaMedia.

Сегодня планы правительства РФ по дальнейшему развитию Дальнего Востока, озвученные Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики в ходе VI Восточного экономического форума, проходившего 2-4 сентября 2021 года во Владивостоке, активно обсуждаются в предпринимательском сообществе региона. В связи с этим ИА PrimaMedia решило дать слово известным представителям дальневосточного бизнеса. Собеседниками агентства стали руководитель Консультационного центра содействия малому и среднему предпринимательству при Приморском региональном отделении Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Дмитрий Боярко и президент группы компаний "Арника" Александр Генералов (ГК "Арника" является резидентом ТОР "Надеждинская" в Приморском крае).

Без льготных режимов не было бы крупных инвестпроектов

Как сообщили ИА PrimaMedia в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, за годы работы преференциальных режимов (территорий опережающего развития, Свободного порта Владивосток) введены в эксплуатацию более 400 новых предприятий. Реализуется более 2,6 тысяч новых проектов на 6,3 трлн рублей, из которых уже инвестированы 2 трлн рублей. Создается 196,5 тысяч новых рабочих мест, из которых более 82 тысяч уже создано. Меры господдержки обеспечивают на каждый рубль бюджетных вложений 30 рублей средств частных инвесторов. Из 81 млрд бюджетных средств, вложенных в развитие ТОР и СПВ, в виде налогов вернулось 123 млрд рублей.

По мнению руководителя Консультационного центра содействия малому и среднему предпринимательству при Приморском региональном отделении "Деловой России" Дмитрия Боярко, преференциальные режимы ТОР и СПВ являются хорошим и весомым стимулом к достижению предпринимателями своих целей.

Особо следует отметить такие меры государственной поддержки, как льготы по налогообложению, использование режима свободной таможенной территории, льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры, возможность получения льготного кредита по субсидированной ставке и т.д.


Автозавод "Мазда Соллерс", резидент ТОР. Фото: ИА PrimaMedia

Но, пожалуй, самое главное — это то, что преференциальные режимы дают возможность реализовать проекты, подразумевающие большие финансовые вложения.

— Для возврата больших денежных средств, вложенных в крупный проект, всегда требуется много времени, сил и энергии. И когда государство на длительный период предоставляет налоговые преференции и при этом ослабляет административный нажим, для предпринимателей это большой плюс, — отметил Дмитрий Боярко.

Преференциальные режимы ТОР и СПВ — это движение в правильном направлении. Однако не следует ожидать мгновенного эффекта. Так считает Александр Генералов, президент Группы компаний "Арника", реализующей на территории ТОР "Надеждинская" высокотехнологичный проект "Кормбиосинтез" (уникальное для России производство компонентов корма для животных по современным биомолекулярным технологиям).

— Преференциальные режимы ТОР и СПВ пока являются показателями инвестиционной активности и организации рабочих мест. Каким образом они отразятся на экономике Приморья, на ВРП и налоговой базе региона, станет понятно через пять-семь лет, а еще яснее лет через десять, — сказал Александр Генералов. — Сейчас, на мой взгляд, мы находимся в точке, когда первая волна проектов, аналогичных нашему, подошли к своему старту. Первый завод запущен и начинает выпуск своей продукции. Думаю, в следующем году выйдем на запланированные мощности. Однако, если учесть, что в инвестиционной программе нашей группы компаний десять  подобных проектов, можно представить, какая большая работа нас еще ожидает.

По мнению собеседника агентства, подобные проекты не могли бы состояться без государственной поддержки в виде преференциальных режимов, которые дают бизнесу возможность воспользоваться налоговыми льготами, специальными тарифами на газ, электричество и воду и многим другим, включая подведение инфраструктуры к строящимся объектам.


Комбикормовый завод и элеваторы, "Русагро", резидент ТОР "Михайловский". Фото: предоставлено ГК "Русагро"

Как и Дмитрий Боярко, Александр Генералов отметил, что преференциальные режимы, в сочетании с другими мерами господдержки — такими как кредитование сельхозпроизводителей по льготной ставке, субсидируемые программы кредитования резидентов ТОР и СПВ — позволяют осуществлять именно масштабные проекты.

— Несомненно, льготные режимы работают. Более того, если бы они не возникли, то сейчас вряд ли была какая-то активность, поскольку прежняя система не была лояльна к инвестпроектам, — подчеркнул Александр Генералов.

Мультипликативный эффект

Проекты, реализуемые благодаря преференциальным режимам ТОР и СПВ, дают  существенный мультипликативный эффект, отметили оба собеседника ИА PrimaMedia. Он распространяется на рынок  труда, рынок недвижимости, на развитие сервисов, инфраструктуры и логистики, на малый и средний бизнес.

— Крупные инвестиционные проекты всегда подтягивают к себе в качестве субподрядчика малые предприятия. В нашем случае — бизнес, который не находится в преференциальных режимах. При реализации инвестпроектов создаются новые рабочие места помимо заявленных под сам проект. Параллельно рядом появляются бизнесы-спутники, которые начинают организовывать новые виды и сферы бизнеса. Простой пример — построили торговый центр в рамках Свободного порта Владивосток. В нем сразу же открыли магазины и сервисы малые и средние предприниматели. При этом они напрямую не относятся к ТОРам и СПВ, однако пользуются объектом, созданным в рамках преференциального режима. Или, например, в рамках ТОР создаются огромные складские комплексы. В них арендуют площади  в том числе и  предприятия-нерезиденты, которые, тем не менее, могут воспользоваться льготной ставкой аренды, — сказал Дмитрий Боярко.

При реализации проектов в рамках преференциальных режимов в цепочках разделения труда уже активно задействуется малый и средний бизнес, считает Александр Генералов.

— Смежные услуги всегда нужны. Компания не может все сделать сама, все равно какие-то виды деятельности приходится заказывать на стороне. У нас, например, чувствовалась тотальная нехватка проектировщиков, хотя раньше казалось, что это не проблема для Владивостока и Приморья. А сейчас я начинаю понимать, что строителей и проектировщиков не хватает. Отсутствуют, например, некоторые специализированные компании, оказывающие какие-то конкретные услуги. Поэтому мы вынуждены обращаться к предприятиям Сибири и Урала, договариваемся, чтобы они сделали здесь свои филиалы, — сказал президент группы компаний "Арника". 


ООО "Судостроительный комплекс "Звезда", ТОР "Большой Камень". Фото: ИА PrimaMedia

Проекты в рамках ТОР и СПВ оказывают непосредственное влияние на рынок юридических, экономических, консалтинговых, бухгалтерских услуг, а также на логистику.

— Мы, например,  заинтересованы в выстраивании взаимодействия с транспортными компаниями, как с крупными, так и с небольшими, оказывающими услуги в сфере автомобильных, железнодорожных, контейнерных перевозок,  портовой логистики, таможенного оформления, поскольку мы планируем экспортировать часть произведенной продукции, — сообщил Генералов.

Проекты резидентов ТОР и СПВ уже оказывают влияние на состояние рынка труда. Новым предприятиям требуются дополнительные квалифицированные кадры. Значит, появится достаточно большой спрос на хорошее образование и профессиональную подготовку. А когда проект реализуется на территории опережающего развития, то неизбежно встает вопрос о жилье, расположенном в шаговой доступности от предприятия, заметил собеседник агентства.

Конечно, проекты резидентов косвенно повлияют на то, что девелоперские компании будут  разворачивать в том же Надеждинском районе Приморского края свои строительные проекты. В том числе, в рамках создания города Спутник. Ведь добираться на работу из Владивостока и даже из Вольно-Надеждинского на территорию ТОР "Надеждинская" сегодня не так легко. Многие наши сотрудники хотели бы купить комфортное жилье ближе к работе, да еще и в достаточно красивом месте, — сказал президент ГК "Арника".

Первые результаты обнадеживают

Несмотря на то, что преференциальные режимы существуют не так давно, уже можно говорить о первых результатах. Свою продукцию на рынок кормов для животноводства, как уже говорилось выше, поставляет завод ГК "Арника". Там же, в ТОР "Надеждинская" наращивает производство завод компании "Русский минтай". Завод по производству домокомплектов запущен компанией "DNS Девелопмент".

— Я уже видел продукцию, которая имеет знак "Сделано в ТОР" и "Сделано в СПВ". Недавно приобрели трубы, изготовленные на заводе, работающем в режиме СПВ. Лично я занимаюсь спортивной стрельбой в спортивном стрелковом клубе "Топган", построенном во Владивостоке в рамках режима СПВ. В будущем подобных примеров, я думаю, будет больше, — рассказал Дмитрий Боярко.

По его мнению, преференциальные режимы стимулируют производителей уделять должное внимание качеству выпускаемой продукции или оказываемых услуг, поскольку подразумевают дополнительный контроль со стороны оператора ТОР и СПВ — Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики.


ООО "ТРК Приморское кольцо", резидент СПВ. Фото: ИА PrimaMedia

— Впрочем, если предприниматель считает стратегией своего бизнеса изготовление качественного продукта, не имеет значения, в каком налоговом режиме он находится. Это больше относится к культуре бизнеса. Но должен заметить, что дальневосточники более ответственно относятся к качеству продукции, поскольку понимают, что в условиях сложившегося рынка должны производить продукт, который действительно востребован, который будет приобретаться, — казал Боярко.

По мнению Александра Генералова, наполнение рынка продукцией, производимой в ТОРах, пока еще не приняло тотальный характер.

— Но поверьте, это не за горами. Сейчас процесс в самом начале. Надо понимать, что продукция резидентов ТОР и СПВ ориентирована на всю Россию и на страны АТР. Но если будут возникать компании, производящие что-то полезное в нашей сфере, то мы, конечно, будем пользоваться их продукцией и услугами. Скажем, один из резидентов — компания "Газпром гелий сервис", будет производить в Приморье сжиженный газ. Мы используем его на нашем заводе, — сказал Александр Генералов.

Преференциальные режимы можно улучшать. Что и делается

В беседе с представителями дальневосточного бизнеса нельзя было не затронуть тему улучшения и оптимизации преференциальных режимов. Тем более, как отметил Дмитрий Боярко, государство постоянно обращается к бизнесу с вопросом, что еще можно сделать для его поддержки и развития.

— Я считаю, что преференциальные режимы можно оптимизировать и улучшать. Изменения нужны. Другое дело, в каком формате. Я думаю, здесь, с одной стороны, необходимо максимально упростить допуск предприятий в преференциальные режимы. Но с другой стороны, все-таки накладывать на бизнес ответственность по капитализации, по средствам, которые резиденты обязуются инвестировать в проект, по количеству рабочих мест, которые они обязуются создать. То есть государство и бизнес заключают некий договор, условия которого соблюдаются обеими сторонами, — сказал Боярко. 

С точки зрения Александра Генералова, преференциальные режимы должны создавать инвесторам не просто хорошие, а лучшие условия для бизнеса на Дальнем Востоке. Надо отбрасывать бюрократические заблуждения и страхи и давать возможность реально развиваться новым проектам.

— И еще одно предложение. Не грех перенять китайский опыт. То есть сначала создавать инфраструктуру, производственные помещения, а потом на это место звать компанию, которая осуществляет тот или иной инвестиционный проект. Сейчас, к сожалению, происходит наоборот — сначала создается производство, а затем подводится инфраструктура, — отметил собеседник агентства.


ООО "Авиаполис Янковский", резидент СПВ. Фото: ИА PrimaMedia

По его мнению, необходимо также поработать над доступностью льготных кредитов.

— Мы, например, компания с именем и очень долго на рынке находимся. Понятно, что мы как-то добрались до этих денег. Но многие предприниматели, с которым приходилось встречаться, жалуются на то, что они не могут достигнуть этого уровня. А хотелось бы, чтобы это был всеобщий процесс. Чтобы эти кредиты могли легче прийти к предпринимателям — в том числе, при участии Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, агентств по привлечению инвестиций, — сказал Александр Генералов.

Стоит отметить, что Минвостокразвития России совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики уже разработали и реализуют комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности действующих преференциальных режимов и стимулирование предпринимательской активности.

В частности, планируется снизить размер капитальных вложений для инвестиционных проектов резидентов свободного порта Владивосток. Организован механизм сквозного привлечения резидентов в центрах "Мой Бизнес". Разрабатывается ряд законодательных инициатив, направленных на повышение доступности финансирования.

Смотрите полную версию на сайте >>>