Бизнес-обзор: Лазарев-старший возглавил Восточную верфь, миражи Свободного порта

Главные экономические темы - в фокусе ИА PrimaMedia
Тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimaMedia

13 октября 2021. Главные экономические темы — в фокусе ИА PrimaMedia

Старожил Законодательного собрания Приморского края Геннадий Лазарев после того как не попал в новый состав регионального парламента сосредоточился на управлении своим главным на данный момент бизнес-активом "Восточная верфь", еще недавно находившемся в периметре корпоративного спора. Подконтрольное Минвостокразвития ФАНУ "Востокгосплан" выдало "на гора" бравурный прогноз о росте объема ВРП региона на 2,2 трлн рублей к 2024 году. Как раз к тому времени, когда для многих резидентов региона заканчивается льготный режим в ТОР и Свободном порте Владивосток. Ведущие порты Приморья столкнулись с ощутимыми проблемами с приемом судов-контейнеровозов, после того как на фоне дорожающих перевозок из Китая в Европу через Суэцкий канал на это направление был перенаправлены дополнительные объемы грузов в контейнерах.

Геннадий Лазарев обживает кресло гендиректора "Восточной верфи"

Президент ВГУЭС и теперь уже бывший депутат Законодательного собрания Приморского края Геннадий Лазарев сумел справиться с "фрондой" среди акционеров своего главного на данный момент бизнес-актива АО "Восточная верфь". 73-летний профессор и Почётный житель города Владивостока на данный момент занял должность врио гендиректора компании, в которой ему напрямую принадлежит 19,54% акций. Ещё 19% у сына Геннадия Лазарева Иннокентия. При этом "фрондерам" не удалось разбавить совет директоров компании новыми сторонниками.

Напомним, что в начале этого года председатель совета директоров и один из основных акционеров "Восточной верфи" Геннадий Лазарев заявил, что одному из крупнейших судостроительных предприятий Дальнего Востока, только что начавшему выполнять крупный заказ по строительству краболовов, пригрозили процедурой банкротства.

Это не рейдерский захват, здесь другое. Основная причина появления исков связана с недобросовестным поведением части акционеров, которые не заинтересованы в развитии бизнеса, не хотят помогать в решении серьезных проблем, касающихся финансово-хозяйственной деятельности",

— прокомментировал ситуацию Геннадий Лазарев.

По его словам, в определенный момент ряду акционеров "Восточной верфи" стало ясно, что существенная часть финансов компании используется не эффективно, а часть денег выводятся в неизвестном направлении.

В это же время пресс-служба "Восточной верфь" сообщила, что по итогам проведенной аудиторской проверки на предприятии было выявлено хищение 300 млн рублей средств гособоронзаказа.

"Мы (ряд акционеров АО "Восточная верфь" — прим. ред.) были вынуждены обратиться в правоохранительные органы с просьбой расследовать движение денежных потоков на предприятии, сделать выводы и привлечь виновных к ответственности в рамках закона. Похоже, именно это обстоятельство заставило отчаянно активизироваться наших оппонентов, использовать банкротные иски как способ отвлечь внимание, увести от темы преступной деятельности к проблеме банкротства. Это как раз тот случай, когда на воре шапка горит, а "держите вора" громче всех кричит сам вор. Не будь эти люди причастны к системе управления, сложившейся в последние годы, не возник бы и вопрос о банкротстве", — пояснял Лазарев-старший.

"Восточная верфь" (бывший Владивостокский судостроительный завод) специализируется на строительстве военных кораблей, судов снабжения и причалов для Тихоокеанского флота и ФСБ России. С января 2020 года является единственным на Дальнем Востоке предприятием оборонно-промышленного комплекса — резидентом Свободного порта Владивосток, реализующим инвестиционный проект на основе действующего предприятия.

В настоящее время верфь отрабатывает крупный контракт на строительство судов-краболовов в рамках программы инвестквот. Для развития этого направления компания стала собственником учрежденного в июне 2020 года ООО "Восточная верфь — гражданское судостроение" с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Гендиректором предприятия, специализацией которого является "строительство кораблей, судов и плавучих конструкций", является Аркадий Фурман. Первый краболов "Охотск", построенный по заказу ООО "Дальневосточное побережье" (Хабаровск, входит в группу "Сигма Марин Технолоджи") был передан заказчику в сентябре. На данный момент в портфеле предприятия находится ещё пять судов для добычи живого краба и производства готовой продукции из него.

Заявление о банкротстве "Восточной верфи" в январе 2021 года в Арбитражный суд Приморскогто края направило ООО "Морские пропульсивные системы" (МПС, Санкт-Петербург), ссылаясь на долг верфи в 8,963 млн рублей. Честно скажем, не Бог весть какая сумма для предприятия, чья выручка в 2020 году составила 3,03 млрд рублей. В итоге "Морские пропульсивные системы" отозвали иск о банкротстве уже в феврале.

Также о намерении обанкротить верфь сообщало АО Владивостокское предприятие "Электрорадиоавтоматика" (ВП "ЭРА"), исполнительным, а затем и генеральным директором которого в свое время был Игорь Мирошниченко, в 2013-2015 году возглавлявший "Восточную верфь". При этом одним из акционеров "Восточной верфи" является сын Игоря Мирошниченко Андрей, которому принадлежит 5,75% акций. Более крупный пакет акций "Восточной верфи" числится на балансе АО "Тихоокеанская электротехническая компания" (ТЭТК), одним из акционеров которого является опять ж Андрей Мирошниченко. Как видим, консолидированных акций вполне достаточно для прохождения в совет директоров. Но не для получения контроля в нем (о судебных тяжбах по этому поводу ИА PrimaMedia уже сообщало).

В действующий совет директоров "Восточной верфи", избранный на годовом собрании 30 июня 2021 года, входят Геннадий Лазарев, Иннокентий Лазарев, бывший прокурор и вице-губернатор Приморского края Валерий Василенко, Александр Лысенко, Ольга Буглак, Денис Манежкин и Андрей Мирошниченко.

Отметим, что на данный момент в Арбитражном суде Республики Татарстан рассматривается иск АО "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро" о взыскании с "Восточной верфи" долга в размере 15,533 млн рублей. Ближайшее судебное заседание назначено на 27 октября. Но данный иск является чисто коммерческим спором и не имеет под собой никакой дополнительной подоплёки. Поэтому Геннадий Лазарев может смело сосредоточиться на управлении, не отвлекаясь, как ранее, на депутатскую работу.

Кстати, в бурный период Лазарев-старший дал показательный ответ на вопрос "Заводом управлять труднее, чем университетом?".

"Особых различий нет, хотя многие считают, что это два совершенно разных направления деятельности. На мой взгляд, университет — это такой же бизнес. Только вместо кораблей выпускает специалистов. Соответственно, и подход к организации производства, как в любом успешном бизнесе: продукция должна быть востребована, раскуплена, рентабельность должна быть положительной",

— сказал Геннадий Лазарев.

Победная реляция или прогноз "под заказ"?

ФАНУ "Востокгосплан", подконтрольное Минвостокразвития, на прошлой неделе выдало ошеломляющий прогноз, в соответствии с которым "экономика Дальневосточного федерального округа в 2021-2024 годах будет развиваться опережающими темпами, а объем ВРП региона вырастет на 2,2 трлн рублей и составит в 2024 году 8,1 трлн рублей".

К такому выводу эксперты "Востокгосплана" пришли, проанализировав данные прогнозов социально-экономического развития, разработанные органами исполнительной власти регионов, входящих в состав ДФО. Как отмечают аналитики, подобный сценарий имеет высокую вероятность при условии консервативного изменения внешних условий хозяйствования (базовый сценарий).

По данным экспертов, ВРП на душу населения увеличится до 1006,6 тысяч рублей.

"Более 68% прироста номинального (в текущих ценах) валового продукта по отношению к показателям 2020 года обеспечат Республика Саха (Якутия) (23,6% от общего прироста ВРП ДФО) и Сахалинская область (12,3%) за счет прироста добавленной стоимости в добыче углеводородного сырья, а также Приморский и Хабаровский края (19,1% и 13,5%) за счет наращивания объемов машиностроения, деревообработки, производства строительных материалов", — отмечают в "Востокгосплане".

Ведущий сотрудник Тихоокеанского института географии Юрий Авдеев в комментарии ИА PrimaMedia призвал быть осторожным в столь далеко идущих прогнозах:


Ведущий сотрудник Тихоокеанского института географии Юрий Авдеев. Фото: ИА PriamMedia

— Строго говоря, превышение роста ВРП субъектов федерации Дальнего Востока будет обеспечиваться, как об этом свидетельствуют экспертные заключения "Востокгосплана", только двумя северными территориями — Республикой Саха (Якутия), за счет разработки газовых месторождений; и Чукотским автономным округом — освоение золотосеребряных месторождений и развитие электроэнергетики. И двумя территориями на юге. Приморским краем — за счет набирающего темпы судостроения; и Амурской областью, где завершается строительство двух крупнейших по мировым меркам предприятий по переработке газа.

Однако, немногим ранее на Восточном экономическом форуме в сентябре президент Владимир Путин называл цифры зарегистрированных резидентов (более 2,5 тысяч) и порядка 68 тысяч современных новых рабочих мест на территориях опережающего развития и в Свободном порту Владивосток. Насколько вновь созданный экономический потенциал будет обеспечивать превышение показателей валового регионального продукта?

Для многих из них к 2024 году заканчивается льготный режим, и важно понимать, каким будет их вклад в экономику региона. Начиная с 2015 года каждый следующий ВЭФ знаменовался нарастающим потоком триллионов рублей и подписанных договоров, которые вроде бы должны обеспечить прорыв в экономике региона. Но реальность такова: сохраняется преобладание ресурсно-экспортной и транзитной специализации региона, что требует все больших вложений при довольно скромном приросте добавочного продукта. Собственно, это подтверждают своими цифрами и аналитики "Востокгосплана": превышение темпов роста ВРП Дальнего Востока по сравнению с Россией в 1,7 процентных пункта, только в их интерпретации звучит как победная реляция.

Не менее оптимистичным было заявление полпреда Юрия Трутнева на ВЭФ-2021 "мы вложили 80 млрд рублей, а в бюджет поступило налогов с учетом преференций объеме 123 млрд рублей", что должно свидетельствовать о высокой эффективности проводимой экономической политики на Дальнем Востоке. Но если вспомнить о том, что согласно букве законов о ТОРах и СПВ, государство брало на себя обязательство обеспечить будущих резидентов в объявленных зонах первичной инфраструктурой, что со временем стало перекладываться на плечи инвесторов с обещанием впоследствии компенсировать их затраты. Как это отразится на цифрах, которые приведены полпредом, можно только догадываться, пока же "полет продолжается нормально".

Еще одно наблюдение: какой бы интегральный характер не имел показатель валового регионального продукта, им все же не может ограничиваться прогноз социально-экономического развития Дальнего Востока. За рамками представленного аналитиками прогноза остаются вопросы роста производительности труда, мультипликативные эффекты от создаваемых производств, состояние экологии, что неизбежно отражается на среде обитания человека",

— говорит Юрий Авдеев.

В конечном счете, сколько бы не убеждали человека, что на его душу в недалеком будущем произойдет существенный прирост валового регионального продукта, если его доход не будет успевать за ростом цен, если прирост новых рабочих мест будет происходить в отраслях добывающих производств, если социальная инфраструктура не будет отвечать его потребностям, а основным компонентом экологии будет угольная пыль, то вряд ли можно будет рассчитывать на сколько-нибудь существенный прирост численности населения, отток будет продолжаться и в 2024, и в 2034 годах, а значит надежд на оптимистический прогноз останется еще меньше.

Порты Приморья работают в аврально режиме

Ведущие порты Приморья столкнулись с ощутимыми проблемами с приемом судов-контейнеровозов, после того как на фоне дорожающих перевозок из Китая в Европу через Суэцкий канал на это направление был перенаправлены дополнительные объемы грузов в контейнерах. В ряде портов банально контейнеры ставить уже негде.

В результате роста контейнеропотока увеличивается время обработки контейнеров на всех этапах логистической цепочки: нет мест на контейнеровозах, суда простаивают в очереди на рейде в ожидании разгрузки в порту, кроме того, увеличилось время ожидания подвижного состава для доставки контейнеров в центр РФ.

Как следствие, датская контейнерная линия Maersk уведомила клиентов об остановке до конца октября приема заявок на перевозку импортных и экспортных контейнеров из Пусана во Владивостокский морской торговый порт. Французская контейнерная линия CMA-CGM, третий в мире контейнерный перевозчик, в свою очередь уведомила клиентов об остановке приема заявок на перевозку контейнеров в порт Восточный на терминал "Восточной стивидорной компании" (ВСК, входит в Global Ports).

"Терминал ВСК по-прежнему испытывает дополнительную нагрузку на фоне пандемии, как и все порты Дальнего Востоке (из-за перераспределения грузопотоков в этот регион в результате высоких мировых фрахтовых ставок, дефицита порожних контейнеров, дефицита судов). Задержки в крупных портах Азии в течение всей пандемии влияют на все порты Дальнего Востока, в том числе и на ВСК", — сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Global Ports.

По данным Транспортной группы FESCO, в которую входит Владивостокский морской торговый порт, контейнерооборот порта за 9 месяцев 2021 года вырос на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Но несмотря на полную загрузку наших портовых мощностей, мы выполняем все ранее взятые обязательства перед нашими клиентами. Что касается дополнительных объемов, которые заявляют морские перевозчики, то, к сожалению, по объективным причинам мы не можем удовлетворить все эти заявки. Мы также просим наших партнеров планировать объемы перевозок на 2022 год с учетом этих факторов",

— прокомментировал директор по стратегии и развитию FESCO Максим Шишков.

MSC также сообщила клиентам об очередях в порту Пусан (Южная Корея) на погрузку контейнеров назначением в порты Владивосток и Восточный. По данным MSC, время ожидания на вывоз контейнеров из Пусана составляет до 40 дней.

Приморью обещают свой бензиновый заводик

"Роснефть" не отказывается от планов строительства на Дальнем Востоке нового нефтеперерабатывающего завода, заявил глава компании Игорь Сечин на совещании по развитию ТЭК под руководством президента РФ Владимира Путина. Сегодня проблема дефицита автомобильного топлива в ДФО решается за счёт поставок из западных регионов.

Игорь Сечин на совещании отметил, что рынок нефтепродуктов России в целом структурно профицитен: нефтепереработка вдвое перекрывает потребление. В то же врем на Дальнем Востоке, где работают два НПЗ, налицо проблема дефицита около 3 млн тонн товарных нефтепродуктов. И она решается за счёт поставки из других регионов.

На Дальнем Востоке сегодня работают два НПЗ, оба в Хабаровском крае, — "Комсомольский" (входит в "Роснефть") и "Хабаровский" (принадлежит "Независимой нефтегазовой компании", ННК). У "Роснефти" потребности Дальнего Востока в моторном топливе обеспечивают Ангарская нефтехимическая компания, Комсомольский и Ачинский НПЗ.

Перевозка топлива из Центральной и Восточной Сибири на Дальний Восток повышает стоимость топлива из-за логистического плеча и ставки железнодорожных тарифов. В связи с этим уже несколько лет обсуждается тема субсидирования железнодорожного тарифа в ДФО.

Мы вам докладывали о возможности реализовать проект по Дальневосточному НПЗ. К сожалению, договориться с министерством финансов по экономически целесообразному режиму, который бы обеспечивал возвратность на вложенный капитал, нам не удаётся пока. Мы надежду не теряем, будем продолжать эту работу",

— сказал Игорь Сечин на совещании под руководством президента РФ Владимира Путина.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость