21 октября 2021. В Приморье Центр "Мой бизнес" реализует 100 услуг по шести направлениям. Предприниматели не зря называют его министерством добрых дел. И руководитель центра, и все его сотрудники постоянно находятся на связи с бизнесом и открыты к общению в личных пабликах. Чем сегодня живет "министерство добрых дел" и какие новые направления продвигает, рассказал гендиректор АНО "Центр поддержки предпринимательства Приморского края" (Центр "Мой бизнес") Евгений Никифоров.
— Евгений Александрович, к вопросу о государственных структурах с человеческим лицом. Когда создавался центр "Мой бизнес", была поставлена задача сделать его новой точкой кипения, притяжения для предпринимателей, где решаются самые насущные вопросы. Что, вы считаете, главное в этом процессе?
— Собственно, главное — человеческое лицо. Центр "Мой бизнес" и называют министерством добрых дел, потому что мы всегда работаем с открытой дверью. Абсолютно любой предприниматель или тот, кто только задумывается об открытии собственного дела, может прийти в наш фронт-офис в любой день даже без записи — это, я считаю, самая главная наша заслуга.
Все сотрудники знают своих клиентов в лицо, встречают их лично и всегда находятся на связи.
Если это первая консультация, мы можем здесь же, в офисе, оказать бесплатную услугу по регистрации ИП или ООО в электронном виде. Если клиент уже работает с нами, он свободно поднимается к менеджеру, который его ведёт, и проговаривает все вопросы. Плюс я регулярно провожу личные встречи.
— По каким каналам вы поддерживаете обратную связь с предпринимателями?
— Это в первую очередь электронные каналы — WhatsApp, WeChat, Skype, а также соцсети — Instagram (12+) и Facebook (12+). Телефоны и личные паблики наших сотрудников всегда доступны. Задействуются все каналы коммуникации.
— Сегодня у вашей страницы в Instagram 10 тысяч подписчиков. Как оцениваете эту цифру, и какая аудитория подписывается на Центр "Мой бизнес"?
— Самая разная — и самозанятые, и просто интересующиеся, и действующие предприниматели. Но всё это живые подписчики, которые общаются с нами каждый день. Пиар-служба постоянно мониторит статистику в соцсетях, я тоже отслеживаю её в фоновом режиме. И могу сказать, что динамика хорошая. Начинали вообще с нуля, три года назад в нашем Instagram было три тысячи подписчиков. Сегодня их 10 тысяч. Каждый день в мой аккаунт прилетают сообщения. Социальные сети — это живая книга жалоб и предложений, поэтому их необходимо развивать. Сейчас, кстати, присматриваемся к TikTok. Площадка новая, пока до конца непонятная, но необходимо ее использовать для работы с молодой аудиторией.
— Вы постоянно на связи в соцсетях и месенджерах и даже оставляете личный телефон в телеграм-чатах. Легко ли даётся такая открытость?
— Когда ты знаешь, чем занимаешься, когда любишь свое дело, и тебе нечего скрывать, всё получается легко.
Не только я, но и все сотрудники Центра напрямую дают свои личные телефоны и готовы общаться в личных пабликах. Есть практика прямых эфиров в социальных сетях, которая всячески поощряется.
Центр "Мой бизнес". Фото: Предоставлено Центром "Мой бизнес"
Важно, что предпринимателю не обязательно писать обезличенные обращения по официальному адресу. Он может использовать любой канал коммуникации и быть уверенным, что его услышат. Поэтому мы — самое дружелюбное министерство в нашем крае. А может быть, и не только в крае.
— После того, как поступило обращение от предпринимателя, что с ним происходит дальше?
— Всегда по-разному. Если обращение поступило мне лично, я пытаюсь разобраться в сути вопроса или передаю его в отработку. Если речь идёт о понятной услуге, даю нужную ссылку. Так как все наши услуги переведены в электронный вид, можно в один клик подать заявку на портале центра "Мой бизнес" и получить обратную связь. Если это официальная заявка, поступившая во фронт-офис, — она тут же принимается в работу или передаётся в соответствующее ведомство. Например, недавние прямые эфиры, которые я провожу каждый четверг, были посвящены имущественной поддержке малого и среднего бизнеса, а именно возможности по результатам аукционов арендовать на льготных условиях или выкупить в собственность земельные участки и помещения разного назначения. После этих эфиров нас буквально бомбардировали вопросами. Все обращения были переданы в муниципалитеты, и уже есть результаты. Буквально на прошлой неделе к нам с благодарностями обратились три предпринимателя, которые сегодня занимаются оформлением помещений под свой бизнес.
— С какими проблемами и вопросами предприниматели обращаются чаще всего?
— Самыми разными, начиная от того, чем бы заняться, когда есть немного денег и желание уйти в свободное плавание. В этом случае думаем, в какой сфере можно применить компетенции нашего клиента, где ему поучиться, откуда взять деньги — здесь, понятно, могут пригодиться услуги микрокредитной компании Приморского края как подразделения центра "Мой бизнес". Обсуждаем проблемы и перспективы, составляем бизнес-план. Что для меня особенно отрадно — на любом этапе предприниматели приходят к нам. От самозанятых до крупных предприятий, с которыми ведётся работа по продвижению товаров на экспорт или повышению производительности труда.
— Сколько всего сегодня направлений работы у центра "Мой бизнес"?
— На данный момент мы реализуем шесть направлений и предоставляем порядка 100 услуг. Это общее предпринимательство — масса консультаций и образовательных мероприятий. Это поддержка самозанятых. Это поддержка социальных бизнесов — тех, которые связаны с решением различных задач в обществе. Поддержка производственных предприятий — у нас есть центр инжиниринга, который помогает с модернизацией и расширением производств. Это большой экспортный блок. И новое направление, появившееся в этом году, реализует наше структурное подразделение — центр компетенций в сфере повышения производительности труда.
— Расскажите подробнее о новом направлении.
— В его сферу входит всё, что связано с повышением эффективности предприятий для увеличения прибыли. Помощь могут получить даже такие крупные производства, как, например, завод "Звезда", которому центр компетенций помогает на разных участках оптимизировать производственные процессы. То есть представьте развилку работы — от самозанятого до якорного предприятия ТОР "Большой Камень".
— Сколько сегодня человек в вашей команде? Как строится их работа?
— В рабочий штат входят порядка 50 человек. Это сотрудники бэк-офиса, фронт-офиса, люди, которые работают непосредственно с самими предпринимателями. Понятно, что бумажная работа требует отдельных кадров, так как центр "Мой бизнес" — все-таки подведомственная организация, а это подразумевает серьёзную отчётность. Услуги в электронном виде и электронные каналы связи позволяют охватить все муниципалитеты Приморского края, работать с предпринимателями удалённо. Хотя формат выездов тоже есть — по краю ездим регулярно. До конца года выберемся в Лесозаводск, где запланирована целая программа по развитию района. Что касается постоянных представительств центра "Мой бизнес", сегодня они работают в пяти муниципалитетах. В основном, на базе предпринимательского объединения "Опора России", с которым у нас плотное сотрудничество и взаимная синергия.