20 октября 2021. С приходом октября начинается сезонный рост цен на морозостойкое топливо — зимний дизель. В оптовом сегменте он уже стартовал — с минувшей недели цены на бирже на зимнее дизтопливо резко подскочили, сообщает ИА PrimaMedia. Практика показывает, что ценники АЗС начнут переписывать уже к ноябрю. Проблема ещё в том, что дальневосточные НПЗ зимнюю солярку производят в недостаточном объеме, а значит недостающие объемы придется закупать в других регионах, что ещё больше накручивает цены из-за сложной логистики.
Президент Российского топливного союза (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка) Евгений Аркуша направил письмо вице-премьеру Александру Новаку, в котором подчеркивается, что основной причиной роста оптовых цен на зимнее дизтопливо является несоответствие объемов его производства рыночному спросу.
"По состоянию на 15 октября биржевые индикаторы на зимнее ДТ на 22% превышают аналогичные значения середины октября прошлого года, то есть этап перехода на морозостойкие сорта ДТ начинается с роста оптовой цены, значительно превышающей уровень годовой инфляции, на который выросли розничные цены", — говорится в письме, на которое ссылается "Интерфакс".
Союз отмечает влияние сокращения объемов суррогата, продаваемого ранее под видом зимнего ДТ, а также подчеркивает, что налоговые службы пересмотрели свои требования по уплате дополнительного акциза при производстве зимнего ДТ посредством компаундирования летнего ДТ и авиационного керосина. Все это в целом привело к снижению выпуска зимнего топлива.
"Указанные обстоятельства вызывают тревогу и могут послужить причинами возникновения сезонного дефицита зимнего ДТ и дальнейшего роста его оптовой цены, что еще более усугубит негативную ситуацию с ценообразованием у независимых розничных операторов. В этой связи просим вас, уважаемый Александр Валентинович (Новак — прим. ред.), дать соответствующее поручение о проведении неотложного анализа баланса спроса и предложения по зимним сортам ДТ, а также об организации регулярного мониторинга объемов их производства и потребления с учетом отдельных отраслей промышленности и разработке мер, в случае необходимости, по увеличению объемов производства и предложения указанных видов нефтепродуктов на биржевых торгах и в мелкооптовом сегменте топливного рынка", — говорится в письме РТС.
На Дальнем Востоке сегодня работают два НПЗ, оба в Хабаровском крае, — "Комсомольский" (входит в "Роснефть") и "Хабаровский" (принадлежит "Независимой нефтегазовой компании", ННК). У "Роснефти" потребности Дальнего Востока в моторном топливе обеспечивают Ангарская нефтехимическая компания, Комсомольский и Ачинский НПЗ.
Руководитель проектов исследовательской группы "Петромаркет" Анна Лишневецкая отмечает, что переход на зимнее дизтопливо в России пока только в самом начале. На ключевой площадке оптового рынка — СПбМТСБ — объем реализации с НПЗ зимних сортов в октябре уже почти достиг 50% (в зимние месяцы доходит до 60%), однако на розничном рынке страны они пока реализуются всего в 20 регионах, добавляет эксперт.