26 октября 2021. Владимир Исаков — новичок в Законодательном собрании региона, но не в приморской политике. За плечами долгие годы в Думе Владивостока, где он возглавлял бюджетный комитет, на плечах — руководство Федерацией профсоюзов Приморского края. Корр. ИА PrimaMedia поговорил с политиком на разные темы. Тем более, было о чем. Время подбрасывает интересные кейсы, которые можно долго копать на предмет истины, но легче спросить напрямую.
Политические — Владимир Исаков прошел в ЗС ПК по списку "Единой России". В тройке были губернатор Олег Кожемяко и партийный функционер Анна Алеко. Собственно, эксперты называли общий список ЕР экспрессом до парламента. Как туда вообще попадают люди? Тем временем, Владивосток отправил в ЗС ПК восемь коммунистов (из 11 возможных). Почему дальневосточная столица поставила на "красное"? И как строятся отношения с представителями разных фракций? В новых условиях у фракции КПРФ есть (интервью состоялось 20 октября, до заседания ЗС ПК с вопросом по кворуму) возможность сорвать любое заседание демаршем. Насколько силен этот рычаг давления?
Из неполитических (но около того) тем — ближайшие планы экономического комитета, приоритетные направления, труб ужасные порывы и снос театра имени Горького, город Спутник и повышение цены на проезда в автобусах Владивостока, QR-коды и еще много и много всего.
— Сложно вас называть новичком в политике, учитывая опыт депутатства в Думе Владивостока и общественную деятельность. Но, тем не менее, это ваш первый опыт в ЗС ПК. И сразу — председатель комитета. Какие ощущения?
— Новый фронт работы. Комитет по экономике — это 18 отраслей. Надо понимать, что развитие края — это, во многом, развитие экономической составляющей. В предвыборной кампании я много работал с промышленными предприятиями, с которыми мы находимся в постоянном контакте в рамках профсоюзной деятельности. Поэтому тематика для меня не нова. С учетом того, что в городе я руководил бюджетным комитетом, появляется синергия. Я понимаю, как происходит финансирование тех или иных уровней экономики субъекта. Поэтому мне картина более-менее понятна. Здесь интересно поработать в плане улучшения условий для бизнеса, экономики на территории Приморья. Надеюсь, буду полезен.
— Не жалко, что оставили должность в думе города? Все-таки, столько времени... Есть ностальгия? Ощущение, что что-то не успели сделать?
— Нужно менять фронт работы. Ротировать кадры, давать дорогу другим. Не жалею.
— Вы стали депутатом ЗС ПК по списку "Единой России". Как вы попали в "проходную" тройку реготделения партии? Понятно, что такое решение приняло реготделение на партийной конференции, но ведь там же не рулетка и не генератор случайных кандидатов, и перед самой конференцией, смею предположить, был долгий подготовительный процесс и отбор. Это была изначально ваше стремление — попасть в тройку? Что повлияло на решение? И почему в списке, а не одномандатником?
— Федерация профсоюзов и "Единая Россия" имеют соглашение о сотрудничестве на федеральном уровне. На краевом уровне подобное соглашение подписано ФППК с губернатором. Это и определило мое попадание в тройку. Вся моя предвыборная работа строилась на посещении предприятий различных форм собственности, встречах с трудовыми коллективами, объяснению программы партии, почему профсоюзы с ней взаимодействуют... Профсоюзы — достаточно прагматичная организация. Они работают с "Единой Россией" потому, что это партия власти, и она способна реально решать проблемы людей. Остальные партии находятся больше в позиции критики... Это замечательно, но от этого ничего не происходит. А для профсоюзов, чтобы решить какие-то задачи по улучшению социального благополучия трудящихся, нужно взаимодействовать с теми, кто эти решения может принимать.
На профсоюзном мероприятии. Фото: Пресс-служба ФППК
— Все-таки, вы сами решили или кто-то дал совет?
— Мы обсуждали. Очень многие профсоюзные вопросы — это уровень субъекта, а не муниципалитета. Взаимодействовать по вопросам образования, здравоохранения, промышленности проще, находясь на уровне субъекта. Поэтому на совете обсуждали этот вопрос, и совет выбрал меня, чтобы я участвовал в этой избирательной кампании.
— Считается, что в тройке пройти намного проще. Не было желания пойти одномандатником?
— По всему краю профсоюзы имеют 120 тысяч членов. Логичнее было использовать представителей профсоюзов, находясь в списке, чтобы максимально получить синергию. Если бы я пошел по одномандатному округу, то занимался бы проблемами на конкретном округе. С точки зрения партийного взаимодействия, менее эффективно использовать профсоюзного лидера на точечном участке.
— Если бы вы все-таки пошли одномандатником, какой был бы округ?
— Я не рассматривал этот вопрос.
— Но какой-нибудь владивостокский?
— Наверное, да. Потому что во Владивостоке я все знаю. Но мы сразу разговаривали о списочной работе. Нужно понимать, что в Думе города я тоже был списочником. Когда туда избирался, тоже входил в тройку "Единой России".
— "Единая Россия" на выборах в ЗСПК одержала убедительную победу почти на всех территориях, кроме самой большой — Владивостока. Здесь КПРФ удалось провести 8 из 11 кандидатов, несмотря на сильную линейку кандидатов-единороссов. Вы были депутатом Думы Владивостока, наверняка, чувствовали нерв столичного избирателя. Можете предположить, с чем связан такой настрой владивостокцев? Это городские проблемы? Или это некое общее протестное настроение, присущее столичным городам? Или нечто третье?
— Покраснел не только Владивосток. По ДФО покраснели все столицы субъектов. В Якутии, в Хабаровске, в Южно-Сахалинске... Практически все крупные города в ДФО показали протестность. На мой взгляд, это связано с ожиданиями людей. Люди хотят жить здесь и сейчас, хотят быстрых изменений в лучшую сторону. Посещая Москву, они видят, сколько денег туда вкладывается, ощущают эту разницу. В первую очередь, в инфраструктуре.
Вроде есть влияние федерального центра на Владивосток. Президентский форум, средства выделяются. Но по сравнению со старением инфраструктуры и теми потребностями, которые есть у города, этих денег недостаточно. Чтобы удовлетворенность горожан в столице ДФО была выше, надо кратно увеличивать инфраструктурные вложения. Это дороги, трубы (более 1500 порывов, постоянные аварийные отключения), общественные пространства... хотя в последнее время их стали делать гораздо больше. Но на Минный городок пока не можем найти денег. На что-то дают, на какие-то перспективные вещи.
Люди, которые работают в городах, более глобальны. Они ездят по миру, видят, где и что развивается, поэтому считают, что у нас недорабатывают. Думаю, что проблемы примерно у всех типичные, и Владивосток здесь не сильно выделяется. Недостаточность инфраструктуры, конфликтность по строительству. Все хотят, чтобы что-то строилось, но только не рядом с ними. И такая тенденция есть во всем мире. В Штатах бастуют против строек. Где-то это используется как элемент политической борьбы. К сожалению, негатив раздувается. Но, в целом, даже не в этом вопрос, а в том, что есть некоторая неблагоустроенность. Чтобы ее убрать, нужно просто увеличивать кратно финансирование в крупных городах, чтобы люди постоянно видели изменения к лучшему, нон-стопом.
Инфографика. Выборы-2021. Дальний Восток.. Фото: ИА PrimaMedia
Когда этого не происходит, они власть критикуют. А мы живем в той финансовой парадигме, какая есть. Когда ты видишь бюджет Владивостока, ты понимаешь, что решаешь какие-то точечные вещи, но глобально изменить ситуацию — таких средств, к сожалению, в бюджете города нет.
Поэтому те выводы, которые должна сделать власть в такой ситуации — это увеличивать количество денег, которые нужно тратить на город, увеличить количество программ, целевых и не целевых, вкладывать в благоустройство и инфраструктуру. По общественному транспорту есть вопрос, чтобы дополнительные автобусы получил город... Шаги делаются. Новая команда главы Владивостока много идей пытаются реализовать. Но это все происходит не быстро . А люди хотят быстро.
— Как раз, пока вы ехали в редакцию, вышла новость о том, что повышается цена проезда во Владивостоке до 35 рублей наличкой.
— Всего лишь. А в Москве платят 60 при более низкой себестоимости. Если по карте, то 45. Во Владивостоке цена ниже, чем в Хабаровске. Понятно, что все против, когда повышается тариф, но какая существует парадигма в городском транспорте? Когда у тебя невысокий тариф, который экономически не обоснован, у тебя старый и грязный транспорт, водители-мигранты, ругающиеся на остановках... И ты либо в эту систему должен вкидывать бюджетные средства, чтобы общественный транспорт вообще не перестал существовать. Либо поставить такой тариф, с которым на предприятиях все работники будут иметь белую зарплату, сами предприятия — финансовый план обновления автотранспорта. А это не бывает дешево.
Та идея, которая есть сейчас — купить магистральный транспорт за счет государственных средств. Большие автобусы дороже стоят, у них больше срок окупаемости, это сложнее сделать коммерсантам. А бизнес пусть занимается автобусами меньшего размера, у которых меньше срок окупаемости. Думаю, через три года город поменяет магистральные автобусы. Наверное, это правильно.
В плане тарифов чудес не бывает. Топливо растет в цене, зарплаты растут, все растет. Государство либо должно субсидировать транспорт, либо изменений не будет. Но почему оно должно субсидировать тарифы? Это необходимо делать только для нуждающихся категорий. А для трудоспособного населения зачем? Поэтому здесь правильно использовать экономически обоснованный тариф, а льготирование применять по критериям нуждаемости. Пенсионерам и школьникам скидка, инвалидам, чернобыльцам. Вопросов нет. А всем остальным...
— Вы поместили проблемы Владивостока на общую карту ДВ. Все-таки, вы бы выделили наиболее острую для города проблему?
— Я бы не выделил. Мало средств, мало общественных пространств. Общее ощущение недоблагоустройства, разбитые дороги. Это все влияет. Где-то недостаток социальной инфраструктуры, потому что школ и детсадов мы строим не так много. И очень долго это продолжается. В силу законодательства и тендеров... Цены растут, их нужно пересчитывать, проблемы с проектами... В новых микрорайонах, где идет застройка, нужна социальная инфраструктура. Сейчас концессии вводят, застройщики начинают в большей степени работать в эту сторону. Думаю, ситуация исправится.
Когда сравниваешь с Приморье с центральными регионами, у них более-менее вопрос с этим закрыт. Очередей в школы и детсады нет. Школы современные, спортивные сооружения строятся за государственный счет. Поликлиники и больницы новые есть. Плюс набережные, парки. Есть, где погулять. У нас же с каждым из этих пунктов проблемы. Начинаешь вникать и видишь проблематику. А она не во всех регионах России, но почти во всех регионах ДФО. Сказать, что у нас есть особенная проблема во Владивостоке... Я бы такую не выделил. Дороги, наверное.
— Сейчас много всего делается, чтобы улучшить городскую среду и внешний облик города, но как-то не очень видно, чтобы обновлялись внутренние инженерные сети, трубы, коммуникации.
— Это все от денег зависит. Я помню время, когда в городе было по 500 порывов, а сейчас по 1500. Сети недофинансированы. Мы обсуждали этот вопрос на чтениях по бюджету. Рассматривается либо выделение какой-то значимой суммы денег, либо передача городских сетей в ДГК под их инвестпрограммы... Из собственных средств город не может позволить себе реконструкцию сетей. Он может только латать дыры. Но это тупиковая ситуация. Количество порывов нарастает. Сети нужно модернизировать, а на это нет средств. В том объеме, сколько нужно Владивостоку, их нет и в крае. Поэтому сейчас изыскивается механизм, как делать. Часть город, часть край, часть ДГК... Это проблема, которая требует большого финансирования.
Проблем много. Все хочется решить и все упирается в финансы. Сказать, что они каким-то волшебным образом появятся, нельзя. Достаточного объема имеющейся экономики в Приморском крае тоже нет. Мы все родом из СССР. Нам говорят, вы — представители государства, сделайте. А, когда смотришь на экономический баланс, думаешь, за счет чего?
— Если вспомнить историю, большой Владивосток развивался тоже не планомерно, а залпами, комсомольским ударным строительством, куда съезжались со всей страны. И сегодня наступает время, когда объекты, созданные массовым всесоюзным движением, также массово приходят в негодность.
— Как только закончили восстанавливать Сталинград, сюда приехали строители, которые его восстанавливали. В этот момент был сделан большой рывок. За 10 лет отстроили практически все. Мосты, коммуникации и так далее...
Раньше строительные технологии были тяжелее, но юридически все было проще. Сейчас мы в другой парадигме. Строительные технологии позволяют делать шикарные вещи в короткие сроки, но в юридическом и финансовом плане мы находимся в кардинально другой реальности. Множество разрешений, руководящих органов, документооборота, согласований, сложности с увеличением смет, с проектами... Это накладывает отпечаток. С одной стороны, это все, может быть, и правильно, но быстро не получается. Все значимые проекты в Приморском крае, по сути, строятся также по прямому указанию из центра.
— После выборов губернатор Олег Кожемяко одновременно объявил благодарность избирателям, отдавшим голоса "Единой России", и сообщил, что партия будет делать работу над ошибками, имея в виду результаты по Владивостоку. По вашим ощущениям, такая работа уже началась? Если да, то в чем заключается?
— Сейчас еще идет анализ. Безусловно, все ждут выборы в Думу города. Думаю, в течение ноября будет произведен какой-то анализ ошибок, выработана стратегия. Самое главное, что у нас есть Народная программа партии. Там записано, чего хотят жители. Ничего не надо выдумывать. Что пообещали, что сами жители записали — посмотреть свой финансовый ресурс и начать реализовывать. Смотришь, чего больше хотят люди, начинаешь закрывать эти вопросы. Бюджет — это всегда баланс приоритетов. Одновременно ты все сделать не можешь. Так или иначе, ты смещаешь финансирование на приоритеты. Я только так это вижу.
— В новом созыве ЗС ПК представлены пять партий. То есть пять фракций, пять позиций. Впереди принятие бюджета, а здесь особенно важна консолидация позиций. Как сейчас обстоят дела с межфракционной коммуникацией? Диалог получается конструктивным или не очень?
— В целом, диалог есть. У меня комитет вообще очень плюралистичный. Есть три единоросса, три коммуниста и один депутаты из "Справедливой России — За Правду". Посмотрим, как выстроится работа, но я ожидаю, что она будет конструктивной.
Все понимают, что надо работать, работать на благо граждан. Политические баталии по каким-то чувствительным вещам, которые могут затормозить поступление средств, не дать реализовать какие-то социальные программы — это опасная вещь. Не нужно ставить свои политические амбиции выше блага людей. Никогда не заигрываться в эти игры. Важно, чтобы представители других партий это понимали.
— А будет ли битва за Козицкого? Три единоросса, три коммуниста и один эсер, как своеобразная "золотая акция"?
— Алексей Анатольевич достаточно грамотный депутат. Находится в повестке и давно работает в этом комитете. Поэтому у него есть конструктивное мнение, будем взаимодействовать.
Комитет по экономике очень приземленный. Он про экономические вещи. Мы с удовольствием будем рассматривать инициативы депутатов, если они улучшают работу в каких-то отраслях. Еще раз подчеркну, что пока не прогнозирую в комитете каких-то политических баталий.
— Эксперты часто отмечают, что у КПРФ есть кворумный блок, возможность сорвать заседание, не явившись на него всей фракцией. У них есть предмет политического торга. Есть ощущение, что они им уже пользуются. Демонстрация инструмента — тоже в каком-то виде его использование. На днях внесен губернатор внес законопроект, который снижает планку кворума с двух третей до половины. Как вы относитесь к этому законопроекту?
— Иметь кворум в две трети депутатов — это тяжелая ситуация. Понятно, что по ключевым вопросам две трети — это правильно. Но иметь кворум в две трети... Кто-то заболел, не пришел и т.д... Даже безотносительно к партийной принадлежности его можно просто не набрать.
Так что кворум в 50 процентов, а по ключевым вопросам голосование двумя третями — эта ситуация логичная. Она, конечно, вызовет политическое напряжение. Сейчас идут консультации, посмотрим. Конечно, коммунисты не хотят лишаться этого рычага. Это объективно.
— Сами вы считаете этот рычаг рабочим?
— С его помощью можно сорвать любое заседание. Лучше от этого кому сделается? Никому. Поэтому, как элемент политического давления... Рычаг ли это? Да. Но когда ты начинаешь его использовать, это выглядит перебором. Все понимают, что ты сваливаешься из конструктивной повестки в политические демарши. Посмотрим. В думе города периодически случались такие демарши. Элемент политической борьбы, от этого никуда не деться. Все-таки партии — это политические организации.
— Неизвестно, насколько стройны ряды коммунистов. Вы не рассматриваете, что кто-то из фракции КПРФ может принять вашу точку зрения?
— Вот и проверим. Может, кто-то стройнее других (смеется).
— Вы долгое время занимались бюджетом Владивостока в Думе города. А в ЗС ПК перешли в экономический комитет. Почему случился этот переход?
— Потому что на уровне муниципалитета в вопросах экономики нет особых полномочий. Как-то влиять на экономическую ситуацию ты можешь только на уровне субъекта. Мне промышленники выдали кучу заданий во время предвыборной работы. В частности, по закону о промышленности. Хочется попробовать, посмотреть, как можно улучшить законодательную базу по экономическим приоритетам. Экономика — основа. Улучшая экономику, ты можешь тратить деньги на все остальное. Нет экономики — нет всего остального. Плюс я связан с профсоюзной повесткой. Для меня это достаточно интересно.
— К вопросам вашего комитета относится 18 направлений. Можете расставить приоритеты по ним? Что наиболее важно?
— В целом, это промышленность и все, что касается сетей. Потому что ситуация с ними непростая. ЖКХ, энергетика. Дороги туда входят, но они находятся на особом контроле губернатора. Я бы сказал, что именно законодательной деятельности там не очень много. А в рамках других отраслей... Градостроительная деятельность — там есть поводы к законотворчеству. Поэтому эти отрасли будут на особом внимании.
— Как вы относитесь к инициативе построить город Спутник? Среди 18 направлений есть стратегическое и территориальное планирование. Не совсем понял, как это применяется "на земле". Но, наверно, как-то и ваш комитет затронет. Как вы оцениваете его перспективы?
— У меня двойственное ощущение по Спутнику. Во-первых, можно было дать стимулы тем большим проектам, которые заявлены чуть ближе. DNS-сити, который встал из-за отсутствия сетей, проблемы в Золотой долине — это стройка в миллион квадратов, которые уже запроектированы, и это ближе. Не хотелось бы полного смещения в сторону Спутника. Спутник — это не про развитие Де-Фриза. Это дальше. Это бывшие земли совхоза Западный.
С другой стороны там нет инфраструктуры. Ее туда придется тянуть.
Толчок развития надеждинской территории это, безусловно, даст. Но логично было бы все-таки Де-Фриз освоить, а потом шагать дальше. То, что Владивосток развивается в ту сторону, мы понимаем. Более удобные территории, ниже себестоимость строительства. Насколько он будет востребован? Достаточно удалено все... Нужно понимать, что к Спутнику ты должен еще и экономику цеплять.
Если ты создаешь Спутник, ты должен усиливать экономическую составляющую Артема и Надеждинского района. Людям надо где-то работать, причем, желательно, не во Владивостоке. Иначе ждем большую маятниковую миграцию, огромные пробки. Мы еще с этим столкнемся. Жители Владивостока говорят "Зачем вы у нас под боком строите, стройте где-то там". Где-то там — уже вся мировая практика показала, что это неправильно. Создавая мертвые спальники, ты ничего не добьешься. Во-первых, ты усугубляешь траффик. Во-вторых, с градостроительной точки зрения правильнее уплотнять города. Это не значит хаотично их застраивать. Это значит, что у них среда более плотная. Дома плотнее стоят, паркинги подземные, они урбанизированы практически полностью. У них нет каких-то брошенных косогоров, пустырей, гаражей непонятных. Это все убирается и застраивается. Необязательно жильем. Парками, коммерческими и промышленными предприятиями. Сам город делается плотнее, чтобы, в том числе, и пешеходно быть гораздо более связанным.
А создание микрорайонов на большом отдалении должно иметь в себе жесткую экономическую привязку. Жители не должны там просто жить, как в спальнике. Они должны там еще и работать. Только тогда это имеет элемент правильного пространственного развития.
Как это будет применимо к Спутнику? Пока про него все говорят, но как это будет привязано к экономике, надо еще смотреть. Застроить-то несложно. Если сети подтянуть, то проблемы нет. Наверное, даже заселить не проблема. Если ты даешь невысокую цену, всякие программы, всякие школы и детсады... Будут продавать квартиры по 70-80 тысяч, и переедут. По крайней мере, купят там жилье.
Другой вопрос, что с точки зрения пространства насколько это на город повлияет... Если ты работаешь здесь, а живешь в Спутнике, эффективно ли это?
— Тяжело представить.
— Есть запрос на жилье за городом у людей. Недавно меряли общественное мнение, где люди хотят жить. На первом месте — в центре, на втором — за городом. Экология лучше, плотность меньше. Готовы чуть потратиться на проезд. Если есть социальная инфраструктура — вообще огонь. Но Спутник — это серьезное транспортное плечо. Если отсюда (из центра города — прим. авт.) поедешь, то меньше часа ехать не получится. И это без пробок.
Идея строительства хорошая, но ее нужно компоновать с экономической составляющей, помимо строительства жилья.
— Про экономику, кстати. Скоро ждем массовое введение QR-кодов. С 15 ноября в рестораны, кино и спортзалы можно попасть еще с бумажной справкой о вакцинации, но с 1 января уже нужен QR-код. Как вы относитесь к данной инициативе?
— Во-первых, я полностью поддерживаю тотальную вакцинацию и позицию профсоюзов по этому поводу. Если у тебя нет прямого медотвода, все остальное от лукавого. Человечество продлило себе жизнь и победило болезни только благодаря вакцинации. Это уже не вакцина, которую только вчера вытащили из лаборатории. Она уже имеет общероссийскую и международную статистику. Многие страны признали. Все рассуждения — это просто в силу нашего менталитета, недоверия... Никакого отношения к реальности они не имеют.
Когда за рубеж приезжаешь, там все в масках, огромное количество вакцинированных людей. Они смотрят на людей без прививки примерно так, как ты смотришь на тех, кто рассуждает про облучение через вышки 5G и чипирование. Тебе дали средство защиты от болезни, а ты не делаешь... В сегодняшней эпидемиологической обстановке ты являешься угрозой для окружающих. Почему в демократических странах все гораздо жестче, чем у нас? Обязательная вакцинация признана не нарушающей права человека, поскольку здесь ты затрагиваешь права других людей. Тем не менее, баталии об этом идут везде. Можно посмотреть, как воюют в разных странах на эту тему.
Я считаю, правильно делают, что обязывают работодателей прививать своих сотрудников. Им надо дать инструмент обязательной вакцинации, требовать ее с них и контролировать.
Но что касается QR-кодов, мы все понимаем, что эта мера не противоэпидемиологическая, а для стимуляции вакцинации. Когда они вводятся в отдельной отрасли, они ее просто убивают. Например, фитнес центры и рестораны. Они становятся почти банкротами. А в фитнесе ты продаешь абонемент вперед. К тебе придут и еще деньги потребуют обратно. И без этих услуг можно обойтись. То есть тебя не сильно простимулировали сделать прививку.
Я считаю, либо ты должен ввести коды по всем направлениям, разве что кроме продовольственных магазинов а аптек, во всю непродовольственную розницу, салоны красоты... Везде. И тогда люди поймут, что без QR-кода им никуда. Либо не вводить их вовсе. Если ты выбираешь какие-то отдельные виды бизнеса, ты просто их хоронишь. Люди просто не приходят туда, и этот бизнес мрет.
Сейчас ни про какие меры поддержки речь не идет. В бюджете есть резервный фонд на всякий случай, но пока конкретные меры не обсуждаются. Москва, на минуточку, летом рестораторам по миллиону выплачивала и половину коммуналки компенсировала. И сейчас они не спешат вводить эти коды, только на массовые мероприятия. Поэтому, я считаю, что QR-коды в существующей у нас парадигме просто убьют бизнес.
— Бизнес омбудсмен Марина Шемилина уже выступила против их введения.
— Я поддерживаю ее точку зрения.
— Одно из направлений вашего комитета — развитие туризма. В последнее время, когда смотришь на то, что делается в этой сфере в Приморского края, то видишь такие вещи, как привлечение блогеров, реклама в СМИ и так далее. А люди приезжают, и нет соответствующей инфраструктуры. Например, в Хасанском районе есть поселок Витязь. Так там местные жители сами начали дорогу посыпать, чтобы проехать можно было. А летом добраться до Витязя на какой-нибудь "пузотерке" вообще было невозможно. Только пешком или на внедорожнике. Где тут золотая середина?
— Все просто. Золотая середина — это деньги. Сейчас есть федеральная программа по развитию туризма. На туристические объекты, где больше 120 номеров, можно получить кредит на 15 лет под 3 процента. Многие большие территории идут под это развитие. На Кавказе горнолыжные курорты. В Шерегеше огромное развитие через эту программу. Инструменты строительства гостиничной инфраструктуры сейчас в государстве есть.
Что касается сетевой и дорожной инфраструктуры, это вопрос субъектов или муниципалитетов. Тут пока по средствам надо жить. Безусловно, дорога до Витязя — это притча во языцех. Одна из туристических мекк нашего края. Вообще, это всегда вопрос политической воли и количества денег. Ты можешь сейчас выделить эту территорию в комплексном развитии, подвести туда все сети и сделать дорогу, где-то изыскав средства. В Хасанском районе ведь с туристической деятельности налогов три копейки. Никто не хочет платить, а дороги хотят все.
На заседании экономического комитета ЗС ПК. Фото: Пресс-служба ЗС ПК
Нужно понимать, что в крае очень много средств съедает дорога на Находку. Там 20 процентов софинансирования дает субъект — это колоссальная сумма. По-моему, в этом году заканчивается софинансирование, и со следующего года уже другая схема, где регион дает 5 процентов. Высвободятся средства, которые регион сможет расходовать на другие дороги. Это улучшит ситуацию с дорожной составляющей. Пока что огромные суммы идут на находкинскую трассу.
Вообще, в Приморье очень много хороших мест, которые можно было бы развивать, если бы туда вела асфальтированная дорога с подведенными сетями. И бизнесмены улучшали бы свои услуги. На северах Приморья есть такие места, к которым нет нормальных трасс. На Триозерье. В Преображении дороги нет, грунтовка. Нет даже круговой асфальтированной дороги по острову Русскому. Военные не отдают. Государство может сделать асфальтированную дорогу по всему острову и около каждого пляжа заасфальтировать парковку. Все будут приезжать... А мы этого сделать не можем.
— В нынешней парадигме самые очевидные решения становятся самыми сложными.
— Очень много сложностей.
— Недавно депутаты проголосовали за урезание бюджета ЗС ПК. Разговаривал с экспертами и, с одной стороны, в этом видят наезд на "покрасневший" парламент. Но, с другой стороны, это такой наезд, который отразится не только на коммунистах, а на всех. То есть депутаты все пострадают.
— Это вообще не наезд на "покрасневшее" Законодательное собрание. Потому что коммунисты получили много платных ставок и должность оплачиваемого зама председателя. В финансах они не потеряли. Это вызвано в целом оптимизацией затрат на законодательный орган и необходимостью поиска источника финансирования на здравоохранение. Если сравнить с хабаровским парламентом, то мы только приближаемся к его цифрам.
Самая главная боль — это то, что людей сокращают. Пострадает ли работа ЗС ПК? Думаю, только на какой-то первоначальной стадии. Основное сокращение коснется аппаратов комитетов. В экономическом комитете, например, было шесть человек, а станет четыре. Болезненная история. Но будем работать более эффективно. На единицу будет больше нагрузки.
Если мы изыскиваем возможности экономии, то где-то можно и депутатскому корпусу следует поджаться. Депутаты ни чем не лучше других. В первую очередь, вопрос болезненный из-за людей. Но обоснованность его постановки присутствует.
— Просто недавно прозвучала новость, что старое здание театра Горького собираются снести, а взамен построить новое, еще лучше. В соцсетях многие негодуют — "неужели деньги не на что больше тратить?"
— Люди не понимают, как работает бюджет. Край же не за свои деньги собрался это делать. Есть федеральная программа по культуре. Там есть определенное финансирование. Был проект реконструкции. За него боролись, пытались привлечь деньги из федерального центра. Сейчас это вроде бы получается. Там есть немного краевого финансирования. Вера Георгиевна (Щербина, председатель правительства Приморья — прим. ред.) сказала, что мы потратим немного средств на проектирование и на снос. В рамках строительства это не такие большие суммы. До 10 процентов от сметы. А 90 процентов даст федеральный центр. А так бы не дали. Деньги на театр нельзя потратить на дорогу. Это другая линия. Просто была бы реконструкция театра не во Владивостоке, а где-нибудь в Томске, например. Вот и все.
С точки зрения субъекта, чем больше вы привлекаете федеральных средств по программам, тем эффективнее вы работаете, тем больше вокруг изменений. Если вы не умеете этого делать, то регион у вас зачахнет. Поэтому привлечение федеральных средств и создание новых объектов — это всегда благо. Рассматривать предложения "а давайте лучше эти деньги потратим вот на то и это" — это так не работает.
Я считаю, если бы в свое время поставили вопрос "50 млрд на Русский мост или 50 млрд на дороги внутри Владивостока?", то 90 процентов жителей было бы за дороги. Как-нибудь проживем без моста, зато 100 процентов городских трасс сделаем новыми и современными. Но не всегда такая логика работает в бюджетных правоотношениях.
— Парадигма…
— В случае с театром, это не деньги субъекта. Мы получим новый симпатичный объект. Средства, которые сюда придут, станут зарплатами, рабочей силой, материалами. Все равно для бизнеса и экономики субъекта это благо.
— Завершить разговор хочется на чем-то приятном. Какое у вас самое любимое место в Приморье?
— Я люблю ездить на маяк, на Токаревскую кошку. И на мыс Тобизина. Они мне больше всего нравятся.
— Вы за мост на Елену?
— Я за развитие. Мост на Елену вытянет из действующей дорожной сети грузовики, выходящие из торгового порта. Они будут меньше разбивать дороги. Если бы был выбор: мост на Елену и что-то другое — одно. А если выбор заключается в том, делать мост или не делать, то я, конечно, за то, чтобы делать.