31 октября 2021. Почему авторитарный стиль в современной школе уже не эффективен, как "подружить" учебный процесс с гаджетами, зачем смотреть ребенку в глаза и что такое мотивация, в интервью RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) рассказала директор средней общеобразовательной школы №52 города Владивостока Елена Дмитриенко.
— Елена Владимировна, вы продолжаете учительскую династию. Расскажите, кто был вашим учителем и наставником?
— Действительно, я из учительской династии. Моя бабушка, Клавдия Михайловна Трегубова, была учителем начальных классов на маленькой станции Сивуч в Вологодской области. Работала, несмотря на то, что у неё было пятеро детей. Моя мама, Нина Павловна Ярич, учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель Российской Федерации. В 1952 году она окончила Ленинградский институт имени Герцена и отправилась, как было модно тогда, на Дальний Восток за романтикой. Попала в село Ариадное Дальнереченского района, полюбила сопки, походы, вышла замуж и осталась здесь навсегда.
Мама была для меня в чем-то идеалом. Я ей помогала, начиная с 7-8 класса, проверяла диктанты. Она проверит одну работу, я по алгоритму — другую. Она даже доверяла мне выставлять оценки. Но не мама меня сподвигла выбрать учительскую стезю. У меня был чудесный классный руководитель, учитель математики Владимир Григорьевич Башарин. И в 10 классе логарифмы, производные, извлечения корней нам давались легко, потому что любое трудное задание он всегда давал нам с шутками-прибаутками. Я это теперь использую в своей работе. Например, я говорю: "Сера, сера, сера — "S", 32 -атомный вес. Сера в воздухе горит, образуя ангидрит — "H2S". Глядя на уроки Владимира Григорьевича, хотелось быть учителем.
— Как вы пришли в профессию?
— После школы я хотела быть журналистом, писала статьи в газету "Тихоокеанский комсомолец", сочиняла стихи, тогда это было модно. А еще хотела быть следователем, увлекалась химией. Я не стала поступать в пединститут, хотя из моего класса 6 человек выбрали тогда профессию учителя математики, русского, английского. А я поступала в университет на юридический факультет и в первый год просто не набрала баллов, был серьезный конкурс. Вернулась к маме в село Малиново, устроилась на работу в школу на должность пионерской вожатой и на следующий год вновь поступала на юридический факультет, уже подготовившись как следует. Но снова не прошла по конкурсу. И тогда поехала в Уссурийский пединститут, проводивший донабор на факультет биологии и химии. Поступила и успешно его окончила.
После окончания вуза я была направлена в свой Дальнереченский район, в село Боголюбовка. Отработала 1,5 года, вышла замуж и переехала во Владивосток, так как сюда перебрался мой супруг.
Во Владивостоке начала свою педагогическую деятельность в школе-интернате №1 на Баляева, 46, где отработала 20 лет, сначала в должности пионерской вожатой, учителя биологии и химии, а затем — воспитателя, старшего воспитателя, получила своё первое звание "Учитель-методист и отличник просвещения".
— Расскажите о своих первых шагах в должности директора школы №52.
— Когда я пришла в школу, мне стало страшно. Мне всегда казалось, что 52-я школа — одна из лучших. Но когда я перешагнула ее порог, увидела тёмные стены, то просто ужаснулась. Думала, что буду делать здесь после своего любимого интерната? Но уже к весне у меня была команда родителей и учителей, которые в меня поверили. И я начала делать революцию, которая началась с внешнего облика школы. Вместе с родителями снимали деревянную облицовку со стен, красили, белили, шпаклевали. Помогали мне студенты ВГУЭС, разрисовывали стены. "Учиться надо с аппетитом, а знания получать — с удовольствием", — такой девиз был написан у нас при входе в школу. Со мной и сейчас работает очень много учителей, которые тогда пришли в мою команду. Я благодарна им и тем родителям, которые в начале этих трудных 2000 годов в меня поверили.
Мы в первый же год сделали кабинет информатики, купили столики, компьютеры. Первые 10 машин были приобретены силами родителей, тогда это часто практиковалось. А потом уже стали появляться бюджетные деньги. И, конечно, компьютерная база, технические средства обучения сейчас гораздо лучше и разнообразнее. На смену телевизорам пришли проекторы и экраны. На смену экранам — интерактивные панели. Нам есть, чем гордиться. Моя дочь работает в московской школе, и она даже не представляет, что такое "интерактивная панель", а у меня такая в каждом кабинете начальных классов есть.
— Какие качества позволили вам завоевать авторитет среди коллег в школе?
— Это доброжелательность и стремление выстраивать взаимопонимание. Придя в школу, я осознавала, что не могу быть авторитарным руководителем. Это были 90-е годы, я понимала, что строить диалог на взаимопонимании будет легче, чем давать распоряжения. И сейчас в своем коллективе я говорю: "Коллеги, давайте решим, как мы с вами будем работать в этом направлении? Например, как мы будем работать с сотовыми телефонами?". Чтобы это было единое решение. Чтобы не только Валентина Владимировна, учитель математики, заходила в класс и требовала убрать смартфоны. То есть, любую проблему, которая возникает, я стараюсь обсудить со своим учителями.
Когда я пришла в школу, то поняла, что не могу только воздействовать директивно. Понимала, что нужно выстроить диалог так, чтобы тебя услышали. Мой главный девиз — находить взаимопонимание, иметь обратную связь и строить отношения на доброжелательности, коммуникабельности. Я до сих пор не понимаю, что такое "демократия", но я понимаю, что демократический стиль руководства лучше, чем авторитарный. Мне иногда говорят: "Вы слишком мягкая". У меня даже медали от детей за доброту, доброжелательность есть. Помню, первую такую медаль мне дети вручили еще в интернате: "Самый добрый педагог — Елена Владимировна". Я могу, конечно, кулаком пристукнуть, пальцем погрозить. Но чтобы тебя уважали, ценили, понимали, нужно быть примером. И когда я говорю: "Я это сделала. Будьте любезны сделать тоже". Я не приказываю, я прошу. Только доброжелательное взаимоотношение. Хотя иногда так хочется закрутить гайки в такие моменты, когда говоришь, говоришь, говоришь, а воз и ныне там. Но всё-таки крик — воздействие авторитарное, он не поможет построить коллектив.
— Какие качества позволяют вам находить общий язык с учениками?
— Те же доброжелательность и умение выстраивать отношения. Я никогда не унижу ученика, не прикрикну, а просто скажу: "Дим, посмотри на меня, пожалуйста. Петь, я хочу видеть твои глаза. Алина, ты чем занимаешься?". Если мы хотим получить обратную связь, мы должны достучаться до ребёнка, увидеть его глаза. "Читать по глазам" я тоже научилась за эти 45 лет работы в образовании. То есть, нужно выстраивать отношения с ребятами на доброжелательности, коммуникативности. Если в 5, 6, 7 классе еще можно увидеть лес рук, они еще говорят, то в 10 классе уже труднее. Дети уже не хотят поднимать руку. Уже надо спросить Тимофея, поднять Олесю, обратиться к Ксюше. Это старшеклассники, у них уже свои мысли в голове, подготовка к ЕГЭ... Но есть учебный план, куда от него деться? Я люблю детей и не представляю свою жизнь без них. Поэтому, ещё раз, повторяюсь: никогда не повышу голос на ученика даже тогда, когда хочется сорваться. Тем более, что с современными детьми такой подход уже не работает. Они не боятся ничего, живут в другом измерении. И современный учитель должен перестраиваться.
— Как работаете с "трудными" детьми и их родителями?
— За годы работы с детьми я с удовольствием учила психологию. И когда ко мне приходят родители, объясняю, рассказываю, подсказываю, как нужно себя вести с детьми, что нужно находить компромисс. Когда ребенок приходит домой, не кричать с порога: "Опять двойка!". А первым делом пригласить его пообедать, рассказать о своих делах, поделиться своими мыслями. И затем уже ненавязчиво спрашивать, как прошёл его день, обсуждать ситуацию, если что-то пошло не так. Родителям я всегда говорю: "Будьте хорошими психологами, даже если вы не получали психологическое образование". Мы рождены для того, чтобы уметь мыслить и принимать верные решения. Если сегодня мы отругали ребенка за двойку, за плохое поведение, за неопрятный внешний вид, нежелание помогать по дому, разве завтра у него будет с нами положительная обратная связь? Не будет. И мы тихонько, маленькими шажками подходим к этому пониманию.
— Чем отличается современный учитель от педагога советского формата?
— В первую очередь стилем руководства. Сейчас он демократический, а в СССР был авторитарный. Тогда учитель, директор школы был авторитетом, дети его боялись. А меня уже никто не боится. Только малыши, когда первый раз приходят в школу, могут стать на вытяжку. Я в школу из интерната пришла, и принесла определённые традиции. Например, индивидуальные беседы с учеником, когда ребенок сам себя анализирует, а потом уже к нему применяется какое-то воздействие.
В советское время считалось, что учитель знает всё. Дети принимали наши решения как должное. Потому что понимали, что могут наказать двойкой, оставить после уроков, вызвать туда-то, пригласить родителей, от которых потом достанется по полной программе. А сейчас ребёнку дано право рассуждать, высказывать свои сомнения. Мы вроде бы по-прежнему должны обучать, а как теперь это делать — непонятно. Дети до того раскрепостились, что даже родителей не боятся. Везде можно себя защитить. Даже если ученик виноват, он всё равно домой маме, папе преподнесёт вариант ответа: "Это учитель не права. Я был готов к уроку, а она мне поставила двойку". То есть, у современного учителя меньше рычагов воздействия на ученика, нет права и возможности защитить себя. Хотя в 44 статье закона "Об образовании" есть пункт 12, где прописано, что права и обязанности родителей — уважать учителей. А у нас забыли о том, что надо уважать педагогов. Знаете почему? Потому что в новом законе "Об образовании", ФЗ 273 от 2012 года написано, что учитель оказывает услугу. Совсем недавно наш президент сказал о том, что пора убрать эту фразу "Оказание услуги образовательной организации". Потому что обучение всегда шло рядом с воспитанием. Сейчас мы два этих понятия как-то разделили. Но в школе они все также идут вместе.
Еще одно отличие — в советские годы мы готовили патриотов Родины и тружеников. На этом делался акцент. А сейчас выпускник — разносторонняя личность, он кем хочет быть, тем и будет. Тружеником, патриотом или просто самим собой. Навязывать свое мнение сейчас невозможно. Я могу приводить примеры, но всегда говорю: "Если вы сомневаетесь в том, что алкодиены имеют, например, такое-то свойство, образуя сложные вещества, которые необходимы в химической промышленности, вы меня можете проверить. Давайте поспорим".
— Вам было сложно перестроиться с советского на современный стиль обучения?
— Современный ученик более раскрепощённый, а современный учитель часто находится в своей плотной оболочке. Поэтому учителя советской школы очень долго перестраивались. Надо было попасть в современную струю. Я в нее попала достаточно легко. Да, во мне есть противоречия, иногда я думаю, почему я не должна требовать знания, например, моей химии? А ребёнок понимает, что ему химия нужна поверхностно или, наоборот, очень глубоко (если он планирует поступать в медицинский вуз). Трудно сейчас в профессии учителя, потому что мы ограничены в возможностях, находимся в жестких рамках. Хоть в законе и прописано, что в образовательном процессе принимают участие три стороны: обучающийся, образовательная организация и родитель, — не всегда так получается. Либо уходит в сторону родитель, говорит: "Вы должны, я вам отдал ребёнка". Либо в нашем треугольнике нет ученика, который говорит: "Вы с мамой решайте вопрос, а я сам по себе". Это трудности, которых не было в советской школе.
— Что делать, если родитель не видит проблемы в поведении своего ребенка?
— Для каждого родителя ребёнок — самый лучший, и нередко они не хотят видеть ту же расхлябанность своего чада. Находятся оправдания, типа "гиперактивности" Но психологи уже говорят, что нет никакой гиперактивности, есть обычная невоспитанность. И это нужно уметь пресекать. Это тот ребёнок, который когда-то падал на пол, дрыгал ножками, не хотел сделать то, что просила мама. Мама закрывала глаза, миловалась, целовалась, а потом получила конфликты с воспитателями в детском саду и проблемы в начальной школе, когда ребёнок никого не слышит. И здесь родителям нужно найти зерно, корень проблем, понять, почему и что не так? А мамы, которые защищают своего неуравновешенного, невоспитанного ребёнка, рано или поздно, получают "результат" от жизни. И если создаётся конфликтная ситуация, в треугольнике "учитель, родитель, ученик" нужно найти компромисс. Даже если кажется, что это тупик, нужно из него выходить. Я иногда отпускаю ситуацию, говорю: "Хорошо, оставайтесь при своём мнении. Давайте встретимся ещё раз или созвонимся по телефону позже. Вы все взвесите, ещё раз переговорите со своим ребёнком, и потом мы вернёмся к решению этого вопроса". То есть, в любой ситуации нужно разобраться в том, что же было предисловием этого конфликта.
Зачастую родители сразу обращаются в вышестоящие организации, не хотят решить проблему внутри школы: "Ребенку поставили двойку по математике, мы всё сделали, мы ходим к репетитору", — и так далее, и тому подобное. Не разобравшись, почему двойка. А там говорят: "Пишите жалобу, пишите обращение". Но решать проблему нужно там, где она зародилась. Все равно все вернётся на круги своя. И прежде, чем защищать ребёнка, надо уметь разобраться, в чём проблема, и решить ее внутри маленького коллектива: родитель, ребёнок и учитель. Но почему-то сейчас все стремятся обвинить учителя. А ведь ребёнок, когда показывает в школе свой характер, он на самом деле демонстрирует, что он дома не получает той любви, того внимания, которое ему нужно. Это первая причина зарождения конфликтов. И если Вы сегодня у своего ребёнка не спросили, что он чувствует, если вы его не пожалели, не поговорили — вот вам, пожалуйста, конфликт. Поэтому я всегда говорю родителям: "А когда вы последний раз разговаривали со своим ребёнком? Когда обнимали, целовали, говорили добрые слова доброе словечко?".
— Почему у детей часто нет мотивации учиться?
— Мотивация зависит от воспитания в семье. Мотивация будет только тогда, когда родитель сам будет примером того, что требует от ребенка. А у нас взрослые зачастую говорят: "Да что там учить эту биологию, географию, историю? Я её не учил, сдал, получил аттестат". Мотивация начинается с семьи, когда родитель вместе с учителем объясняет, для чего это нужно. Это первое. Плюс, всегда должно быть какое-то ноухау, какая-то изюминка, чтобы заинтересовать своим предметом на уроке. Даже если мы выучиваем, например, формулы сокращенного умножения... То есть, мотивация должна быть в семье и мотивация должна быть на уроке.
А чтобы была мотивация на уроке, нужно уметь читать глаза ребёнка, видеть его, добиваться обратной связи, так давать урок, чтобы ребёнок услышал. Есть среди нашего брата урокодатели: повернётся к доске, сам с собой ведёт тихо беседу, пишет на доске, поворачивается к классу, а класс ничего не знает. Какая мотивация? А никакой. Я на уроках чётко обозначаю практическую значимость того или иного материала, даю установку на сегодняшний день, чем мы будем заниматься, и какой должен быть результат.
— Как вы относитесь к использованию учениками гаджетов в учебных целях?
— Я не стесняюсь на своих уроках отправлять детей в интернет. Особенно когда у нас какой-то спорный вопрос. Я разрешаю найти объяснение тому или иному факту. Например, на днях во время урока в 10 классе возник спорный вопрос. Я говорю: "Саша, я тебе даю задание. Посмотри. Даю минуту, открывайте телефоны". Мы не разрешаем пользоваться телефонами для игр и переписки, но для получения информации это может быть полезно. Информацию нужно разрешать находить. Раньше в советской школе это называлось "проблемное" или опережающее обучение. Это когда я заставляю поискать в учебнике что-то новенькое. Например, есть понятие "мейоз", и я не буду рассказывать, что это такое "мейоз", а попрошу учеников найти. Или сегодня говорю: "Рефлекторная дуга. Пока я рисую на доске, вы находите в интернете". Я детей мотивирую на то, что они должны найти. Почему бы не сделать это на уроке, когда есть такой вопрос? Не оставлять на дом. Дома у школьника будет еще куча предметов, математика, русский, будут спортивные секции. Поэтому я использую момент для познавательной активности именно на уроке. И с какой радостью дети достают телефоны, особенно шестиклассники, семиклассники! Например, прошу найти, что такое "агар-агар" и "желатин" и предлагаю связать с приморскими конфетами "Птичье молоко". Это очень важный, интересный момент — добыча знаний. Раньше, чтобы ответить на вопрос, нужно было пойти в библиотеку, а сейчас можно это сделать, используя телефон, добывать новые сведения, знания, не только со слов учителя, но и с помощью различных дополнительных инструментов. Добыча знаний любыми средствами помимо учебника — я это приветствую.
— Какие новые предметы было бы полезно внедрить в школах?
— У моего внука есть "Робототехника". Я бы ввела этот предмет вместе с информатикой. Потому что исследования, конструирование заставляют шевелиться головной мозг, его клетки. Я бы ввела математику в связке с информатикой. Чтобы был не просто предмет "Информатика" и не просто предмет "Математика", а интегрированный урок, на котором дети, работая на компьютере, могут использовать элементы той же алгоритмики.
Когда-то в 90-е годы физику, химию и биологию объединяли в блок естественных наук. Я бы вернулась к этому опыту, потому что у нас на уроках идёт повтор тем, которые есть в разных учебниках. Если я говорю о свойствах воды, я могла бы показать, какие состава воды с точки зрения биологии, химии (хороший растворитель), физики (проводимость тока).
Я бы как-то перестроила программу по истории, но не мне решать. У нас очень много умников и умниц, которые не работали никогда в школе, но перекраивают программу, а научить самым важным памятным датам или событиям не могут. В результате дети наши не знают историю, не знают дат, которые мы знали раньше. Так что я ввела бы такие предметы, которые на злобу дня, например, робототехнику, алгоритмику — то, что будет необходимо детям в будущем.
У нас когда-то была профильная подготовка, которая позволяла детям работать в кабинетах, подводила их к специальности по окончании школы. И сейчас нужно вводить такие предметы, которые позволят им после окончания школы, в случае непоступления в учебные заведения, уже иметь профессию и работать. Не просто какие-то буклеты раздавать, стоять на рынке. Чтобы дать детям эти знания и практические навыки, надо иметь хорошую материально-техническую базу.
— Как вы относитесь к введению Федерального государственного образовательного стандарта в школах?
— Новые требования ФГОС не сильно отличаются от советской школы. Самое главное — обучить, научить, добиться результата. Да, появились профили: социально-гуманитарный, социально-экономический, естественный, математический, физико-математический. Каждая образовательная организация может выбрать любой профиль. 4 года тому назад, в 2017 году мы провели анкетирование, разделили детей на группы. У нас был социально-экономический класс, подразумевавший больше часов по истории, праву, обществознанию, плюс была экономика. Математический класс. И был мой класс, педагогический. И в 2019 году наши ученики выпускались по трем этим направлениям: "Универсальный" (мы его хитро назвали "Математический", но на самом деле он был универсальным). Социально-экономический и педагогический или "Интеллект". Сейчас профиль мы выбираем в рамках федерального государственного стандарта. Под каждый профиль есть свой учебный план. Каких-то часов меньше, каких-то больше, в зависимости от этого профиля. Плюс проектная деятельность ученика, которую мы сдавали до прошлого года только в 9 классе. В этом году проект дети будут защищать и в 10, и в 11 классе. И в аттестате о среднем общем образовании будет присутствовать графа: "Проект на тему".
Проект предусматривает, что ребенок начинает разрабатывать эту тему с пятого класса, проводить исследования. Федеральные образовательные стандарты — это хорошо забытое старое на новый лад. Но оно сопровождается проектной деятельностью, и большей самостоятельной работой обучающегося.
Материал подготовлен в рамках проекта RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) "Профессиональное" будущее Приморья". Цель проекта — повышения уровня удовлетворенности населения информированностью об общем среднем и среднем профессиональном образовании в Приморском крае, популяризация рабочих профессий, необходимых на рынке труда Приморья, информирование о развитии профессионального образования в регионе.
18+. Электронное периодическое издание RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-35110 перерегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 23.01.2009. Учредитель и издатель ООО "Прима Медиа". Адрес учредителя, издателя, редакции: 690001, г. Владивосток, ул. Светланская, 83, офис 201. Тел.: +7 (423) 221-52-59 и 265-17-28. Электронный адрес: info@primamedia.ru. Главный редактор Федотов И. М.