2 ноября 2021. 25 октября старший советник юстиции Сергей Цуриков приступил к выполнению обязанностей прокурора города Находки Приморского края. В эксклюзивном интервью корр. ИА Nakhodka.Media новый прокурор рассказал о переезде с Запада России на Восток, качествах настоящего прокурора, отношении к бизнесу и методах работы с теми, кто приходит за помощью.
СПРАВКА: Сергей Викторович Цуриков родился в 1982 году, в органах прокуратуры служит с 2005 года, замещал должности следователя прокуратуры Лихославльского района, Конаковской межрайонной прокуратуры, следователя Конаковского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Тверской области, старшего помощника и заместителя Конаковского межрайонного прокурора.
С 11.06.2015 по 18.10.2021 состоял в должности Удомельского межрайонного прокурора Тверской области.
За примерное исполнение служебных обязанностей приказом Генерального прокурора Российской Федерации ему объявлена благодарность, неоднократно поощрялся прокурором Тверской области.
Женат, воспитывает двоих детей.
— Сергей Викторович, как вы восприняли перевод из Тверской области в Находку на край земли, за тысячи километров?
— Понимаете, у нас единая централизованная структура. И приказы вышестоящего руководства не обсуждаются. Более того, в законе и нормативно-правовых актах прописаны определенные как права, так и обязанности сотрудников прокуратуры. Поэтому… Доверие Генерального прокурора и его приказ я не могу обсуждать, а должен исполнять. А эмоции… Конечно, я представлял, где находится город Находка. Представил объем работы, собрал определенную информацию о данном месте. О специфике, определенных, так сказать, условиях географических и климатических. В принципе, конечно, неожиданно. Но интересно что-то новое попробовать, посмотреть. Даже с обывательской точки зрения посмотреть просторы нашей Родины. Осознать их… С одного конца страны на другой приехать — тут всё по-другому.
— Семью уже перевезли, или ещё только будете?
— Пока не перевез, но готовлюсь, решаю разные вопросы. Мой переезд достаточно быстро произошел. Буквально! Поэтому на сборы было не очень много времени. Сейчас занимаюсь решением всех технических моментов со школами, обустройством… Двое детей, супруга. Сначала надо обеспечить условия переезда всей семьи.
— Вы наверняка уже встречались с коллективом?
— Да, я был представлен коллективу, познакомился со штатом подчиненных работников. Обозначил свои требования, обозначил требования и краевой прокуратуры, и генерального прокурора. Этим лишний раз подтвердил приверженность требованиям вышестоящего руководства. Ознакомился с распределением обязанностей у сотрудников. На кого какие сферы надзора возложены. Как тут все это организовано. Определенные коррективы будем вносить уже по ходу работы и смотреть дальнейшую кадровую обстановку.
— У меня тут сразу вопрос "три в одном". С вашей точки зрения, кто такой прокурор? Каким он должен быть? То есть какое главное качество прокурора, по-вашему?
— Во-первых, это человек с обостренным чувством справедливости. И с принципиальной позицией относительно законности действий независимо от чинов и рангов, понимаете? Потому что закон — он един у нас для всех граждан. Повторюсь: независимо от того, кто бы ты ни был, будь ты должностное лицо или обычный гражданин, ты обязан соблюдать закон. И вот четкое следование букве закона — для меня это принципиальная позиция.
— А как вы считаете, справедливости вот этой научить можно человека? Когда ты имеешь дело с законностью, по-моему, все равно надо обладать каким-то чувством милосердия, понимать, что происходит, почему человек пошел на то или иное нарушение закона.
— Принцип справедливости — один из основных. Он закреплен и в общей части Уголовного кодекса. Дело в том, что, соотносимо с уголовной ответственностью, у нас за одно и то же деяние, казалось бы, суды назначают, а прокурор, как лицо, обладающее возложенной на него законом функцией государственного обвинения, просит, различные виды наказания. С учетом сведений о личности правонарушителя и других обстоятельств совершенного деяния, при каких оно было совершено. Так, на мой взгляд, и реализуется принцип справедливости.
— Как можно совместить справедливость и неотвратимость наказания? Ведь, какой бы ни была причина, нарушение закона — это нарушение.
— Неотвратимость наказания — это одно. Но ответственность за то или иное совершенное деяние, опять же, исходя… Я не могу сказать что из чувства сострадания, а именно исходя из всех фактических обстоятельств того или иного деяния. Не бывает двух одинаковых преступлений. В каждом случае мотивы и цели абсолютно разные. И обстоятельства, которые сподвигли человека на то или иное действие, тоже бывают разные. К нам же приходят люди не так просто, узнать, какая погода, или спросить, как дела. Люди к нам идут со своей бедой, прежде всего.
— Тогда в чем, по-вашему, главная задача прокурора?
— Задача прокурора — вникнуть в жизненную ситуацию человека, пропустить это где-то через себя, через нутро. Уверен, что любой прокурорский работник сопереживает заявителю. Не всегда мы имеет возможность, предоставленную законом или полномочиями, определенными требованиями закона, которые мы должны соблюдать, сделать все, как от нас требует заявитель. Но в этом случае мы, по крайней мере, стараемся обратившимся гражданам помочь, объяснить человеческим простым языком, а не юридическим, который не все из нас понимают, не имея нужных юридических познаний.
Цуриков Сергей Викторович, прокурор г. Находки Приморского края. Фото: ИА Nakhodka.Media
— Вы сами что считаете главным достижением в своей жизни и в работе?
— Это два разных понятия. Как у человека, мое главное достижение то, что у меня есть семья, дети. Это одно из главных, наверное, достижений. Потому что создать нормальную надежную крепкую семью, родить детей, дать им возможность получать образование, научить гордиться своей страной, воспитать их в духе патриотичном, в уважении к старшим, в уважении к стране, в которой ты живешь, — это одно из таких главных достижений.
Если говорить про достижения как прокурора, то здесь я думаю, что оценка моих действий не мной должна даваться. Она в любом случае будет субъективна. Здесь должна общественность судить там, где я проработал. Давать оценку моим делам и, так сказать, последствиям моей деятельности.
— Как вы пришли в профессию?
— Могу откровенно сказать, что в детстве и не мечтал стать прокурором. Я даже не знал, что такая профессия существует. Это уже в зрелом возрасте, наверное, при выборе высшего учебного заведения я узнал о существовании такой профессии. Начинал с должности следователя прокуратуры. То есть это расследование уголовных дел. Работа достаточно напряженная, сложная. Не могу сказать, что работа прокурора менее напряженная и сложная. Но она немного другая. Было интересно узнавать что-то новое, пробовать, стараться получать удовлетворение от того, что где-то своими действиями помогал людям восстановить справедливость, привлечь негодяев к ответственности, окончить его расследование дела и направить его в суд.
Мы же с вами понимаем, что одно дело, когда требования контрольно-надзорных органов обоснованы и объективны. Если кто-то там загрязняет окружающую среду, нарушает экологические нормы. И другое дело, когда какие-то требования притянуты... Но зачастую и предприниматели немножечко у нас склонны юлить.
— Для прокурора в профессии что самое опасное?
— Самое опасное — ошибиться. Потому что прокурор — это должностное лицо, это представитель власти, надзорного органа. Который, по сути, по всем требованиям и закона, и этики прокурорского работника должен быть максимально безупречен. То есть никаких сомнений не должно возникать в том, что это человек безукоризненной честности, порядочности. А любая ошибка… Мы все люди. Люди склонны ошибаться. Никто от этого не застрахован. Но, на мой взгляд, это очень страшно — ошибиться. Потому что за любым решением, за любым действием прокурора всегда стоят люди, судьбы.
— Прокурор — это профессия или призвание?
— Для кого как. Лично для меня скорее призвание. Что такое профессия? Профессия — это выбрали где-то и зарабатываем деньги. А когда есть определенные жизненные принципы и устои, и выбранная профессия этим жизненным принципам и устоям соответствует, то, наверное, это уже становится призванием.
— Часто приходится слышать, что у Находки репутация мрачного депрессивного города. Вы здесь новый человек. Как думаете, что является причиной такой репутации?
— Свойство человеческой психики: всегда кажется, что у соседа лучше. На самом деле, я думаю, мы живём сегодня в тех условиях, в которых живем. На мой взгляд, надо сосредоточиться больше на позитивных моментах, и меньше на негативных. Иначе в депрессию можно впасть.
И второй момент. Начинать надо с самого себя. Человек должен стремиться делать жизнь лучше вокруг себя. Тогда, поверьте мне, и в Находке будет все хорошо. Я понимаю, что это сложно. Легче всего критиковать… Это касается не только Находки, поверьте, это везде так. У нас очень мало людей инициативных, которые пытаются улучшить пространство вокруг себя, сделать что-то лучше.
— Противостояние бизнеса и власти было всегда. На прежнем месте работы вы наверняка сталкивались с этой проблемой. Одни считают, что их давят, вторые уверены, что помогают предпринимателям оставаться в рамках закона. Особенно остро это проявляется сейчас, в период пандемии. Наступил очередной локдаун, и тема административного давления вырастает все сильнее. Как со всем этим справляется прокуратура?
— Прокуратура — орган надзорный. Наша задача — надзирать за тем, чтобы обеспечивалась законность. Вот вы сказали, что присутствует административное давление на бизнес. Мы же с вами понимаем прекрасно, что одно дело, когда требования контрольно-надзорных органов обоснованы и объективны. Если кто-то там загрязняет окружающую среду, нарушает экологические нормы законодательства или ещё что-то. И другое дело, когда какие-то требования притянуты. И в каждой этой ситуации надо подходить индивидуально, смотреть, насколько эти административные препоны объективны. Насколько они соответствуют закону. Но зачастую и предприниматели немножечко у нас склонны юлить. То есть, поддержка предпринимательства и помощь в развитии — это все правильно, но при этом предприниматель должен понимать, что он должен действовать в рамках закона. Поэтому тут очень сложно. Невозможно угодить всем. Мы должны стоять на страже закона. И объяснять. Потому что по закону — вот так, а не иначе.