18 ноября 2021. Анна Алеко — одна из самых ярких депутатов-новичков, вошедших в Законодательное собрание Приморья по итогам сентябрьских выборов (была в экспресс-тройке "Единой России"). За ее плечами руководящие должности в администрации Владивостока, четыре года руководства департаментом культуры региона, еще четыре — приморской филармонии, потом партийный проект "Историческая память". А впереди — пять лет в парламенте. Будем надеяться, плодотворных и (главное) благотворных для приморской культуры. Ведь после того, как ЗС ПК покинул худрук театра имени Горького Ефим Звеняцкий, место "главного по искусству" народного избранника оказалось тревожно вакантным.
В интервью ИА PrimaMedia Анна Алеко рассказала, что не собирается ограничивать депутатскую оптику исключительно культурными вопросами, а расширит их вещами более приземленными, но не менее значительными. Также в разговоре вспомнили некоторые эпизоды из прошлого, не всегда приятные. Было время, когда департамент культуры вызывал нарекания у депутатов. Теперь экс-глава департамента сама стала депутатом. Побывав на той и этой стороне, наверно, можно разглядеть проблемы более объемно и выпукло. Поговорили о будущем — о намеченных целях и заложенных средствах. О судьбе провальных и популистских проектов. И немного о женщинах в политике, которые заявляют о себе не только качественно, но уже и количественно.
— Анна Николаевна, у вас за спиной 20 лет стажа на разных должностях в муниципальной и государственной службе. В этом году вы примерили новую для себя роль — депутата Законодательного собрания. Как вам этот пост? Чем он отличается от госслужбы?
— Ощущение, что мне комфортно. Работа понятна, работа с людьми. Нельзя быть депутатом, если ты людей не любишь. Народные избранники должны, в первую очередь, работать в их интересах и защищать их права.
Вчера был первый прием граждан. Мы решили провести его в очном формате, хотя все эти вещи можно делать и онлайн, но на онлайн-совещании всех эмоций и взглядов не передать. Разбирали три ситуации. Пришел человек с ограниченными возможностями здоровья, он выпускник, устроился работать в ДВФУ и нужна поддержка в виде ходатайства, чтобы устроить его в общежитие, представить льготную транспортную карту и найти возможность бесплатно заниматься теннисом. Думаю, что этот вопрос мы решим быстро. Второй вопрос — обратилась женщина, которая хочет воспользоваться материнским капиталом, чтобы оплатить ребенку частный детский сад. Она собрала соответствующий пакет документов, отправила через МФЦ, и пришел ответ от департамента соцзащиты, что ИП не является организацией, которой можно перечислить маткапиталл. На мой взгляд, это не так. Во-первых, есть положительная судебная практика (правда, не в Приморье). Во-вторых, мы сейчас делаем запросы по трактовке этой формулировки у минюста и прокуратуры. Думаю, что найдем консенсус и создадим прецедент. Мне бы этого хотелось, чтобы граждане все-таки могли пользоваться материнским капиталом так, как они хотят. Ну и третий вопрос — конфликтная ситуация в научной среде, долго об этом говорить не буду, там много частных историй и вопрос уже находится на контроле у прокурора Приморского края.
— Вы прошли в ЗС ПК в тройке списка "Единой России". Сомнений не было, что все списочники пройдут в парламент без проблем. Но тут важен момент — многие эксперты задавались вопросом — как вы попали в этот "экспресс". Обычно общий список — это политический локомотив, который тянет партийный бренд. Тут с точки зрения чистой предвыборной прагматики нужны люди, прежде всего, узнаваемые и уже обладающие электоральным весом. Попадают туда не за имеющиеся заслуги и не за потенциал, а за ту пользу, которую они могут дать. Наличие там губернатора Олега Кожемяко — предсказуемо. Владимира Исакова, как лидера профсоюзного движения — понятно. Но вас многие встретили с удивлением. Можете пролить свет, как так получилось, что общий подход к набору в общий список изменился? В чем был прагматический смысл? Или же тут "Единая Россия" решила взять не прагматикой, а какими-то другими смыслами?
— 21 ноября исполняется 15 лет, как я состою в партии "Единая Россия". Всегда следовала партийным целям, несмотря на должности, и всегда занималась своим любимым делом — общественной работой, патриотическим воспитанием. Сегодня это федеральный проект "Историческая память", координатором которого в Приморье я являюсь. Те результаты, которые мы показалаи в 2020-м году, просто не могли быть не замечены. В рамках только одного направления — это "Диктант Победы" — было организовано 316 площадок проведения события в регионе, в котором приняло участие 15 тысяч приморцев. Для понимания — я сама лично курировала это направление, а это очень большой объем работы. Организационные навыки, функционал, знания, желания, умения, стремления, — все это сподвигает к тому, чтобы человека заметили. В том числе у нас есть такой формат, когда координаторы федеральных проектов — а таких 15 в регионе — отчитываются публично, в присутствии секретаря партии "Единая Россия", которым является Олег Николаевич Кожемяко, о проделанной работе, о том, что намечено. После одного из таких выступлений мне и предложили попробовать свои силы. И, кстати, я курировала проведение праздника "Дальневосточная Победа", который состоялся на территории региона 3 сентября 2021 года, с охватом в 60 тысяч человек. Думаю, что это очевидные вещи.
— Что бы Вы сказали тем экспертам, которые ставят под сомнение ту пользу, которую Вы принесли для результатов "Единой России" в списочной тройке?
— Отвечу вопросом на вопрос — а кто это сказал? Какие эксперты?
— Для примера — политолог Павел Наливайко дал нам такой комментарий.
— Павел Наливайко, несомненно, один из ведущих экспертов в Приморском крае в области политологии. Но в данном случае, стоит полагаться на мнение партии, которая самостоятельно определяет для себя кандидатов. Да, я новый человек в политике. Таких "новых", кстати, очень много в седьмом созыве. Но это не значит, что мы не умеем работать. Всё-таки судить о работоспособности человека предвосхищая события — не совсем корректно.
— На Ваш взгляд, почему так преступно мало женщин в Законодательном собрании Приморского края. Неужели у нас такой сексистский край?
— Скажу откровенно — сложная это все-таки работа. Особенно участие в дебатах с депутатами из дружественных и недружественных фракций. Чтобы женщине пойти в Законодательное собрание, у нее должен быть мужской характер. Должна быть воля, крепкий кулак и, наверное, какое-то другое мышление в отличии от всех остальных женщин — пусть женщины на меня не обижаются.
Это очень сложно, не каждый выдержит, потому что это нагрузка, плотный график и даже прессинг. Тут уже каждый выбирает, справится он или не справится.
Но давайте посмотрим на состав правительства Приморского края. Я была на всех слушаниях по бюджету, где были представлены все министры, заместители председателя правительства. Превалирующее большинство — это женщины. Я удивилась, что крайне мало мужчин в руководящем составе правительства. Это значит, что женщины умеют не только воспитывать детей, но и быть успешными функционерами. На самом деле, наша жизнь — это как цепные реакции. Мы можем говорить долго о женщинах в политике, но это не спонтанные случаи, по типу — захотела и решила пойти в политику. Это все-таки длинные истории. Моей истории — 15 лет. У меня еще яркий пример перед глазами — мама была народным депутатом Приморского края.
Анна Алеко в гостях у ИА PrimaMedia. Фото: ИА PrimaMedia
— В Вашей карьере — довольно стройной и поэтапной — есть определенные самостоятельные эпизоды, о которых бы хотелось поговорить подробнее. Во-первых, она начала строиться в администрации Владивостока. Молодежка, культура, потом департамент культуры в администрации Приморского края — почему вы определили для себя именно эти направления?
— Всё это началось еще со школьной скамьи и участия в общественных движениях. Чем мы только в школе не занимались, даже играли в КВН. У нас была общественная организация — мы, как могли, помогали людям, которые остались в сложной жизненной ситуации, от сбора вещей и до благотворительных концертов. Добровольчество и культура — эти направления мне были понятны с детства.
Я окончила музыкальную школу, пела в хоре, поэтому музыка мне очень близка. Дальше, когда я училась в университете на факультете психологии, я была профоргом факультета, председателем студенческого совета, и вот такая активная жизнь мне всегда нравилась. Скажем так, за что боролась, туда и пришла. Было выбрано направление — комитет по делам молодежи в администрации Владивостока. Тогда это так называлось. Но как же молодежь без творчества? Это же самое прекрасное, что может быть в 14-16-летних подростках, которые ищут себя и для которых надо создать то совершенное поле, где бы они могли реализовать себя.
— Вы сказали, что играли в КВН.
— Помню команду "Бурса", мне даже удалось пару игр с ними провести. Я не играла, я пела, помогала ребятам. Практически все сейчас живут в Москве. Да, тогда это был КВН. Может быть, была другая атмосфера, не знаю, с чем это можно сравнить.
— Смотрите ли сегодня КВН и существует ли он?
— Конечно. я смотрю КВН, записи в Youtube (12+). Почему-то КВН, как форма юмористической программы, мне все-таки ближе, нежели Камеди клаб или еще какие-то вещи, которые нам показывают по ТВ. Многие заявляют, КВН нынче не тот, но если мы сейчас посмотрим на высшую лигу, то есть пара ярких команд. Это Пермь, ИП "Бондарев" и команда "Имени меня". Все-таки, КВН есть, он существует, его надо развивать. Но нужны новые авторы, нужны модераторы, кураторы. Те люди, которые годами играли в КВН, способны это сделать. И здесь нам в Приморском крае необходимо развивать это движение, потому что когда-то в 90-е многих из нас спасал КВН.
— Четыре года Вы возглавляли департамент культуры Приморского края. В том числе, на это время пришлось и недовольство депутатами вашим департаментом. В частности, финансированием театра оперы и балета и недофинансированием других учреждений по краю, низкими зарплатами культработников и т.д. Сейчас Вы сами депутат ЗС ПК. Взглянув на ситуацию с новой стороны, Вы видите, в чём критика депутатов была справедливой, в чем нет? Какие тогда стояли препоны в развитии культуры, и какие они есть сейчас?
— Смотрите, во-первых открыли театр оперы и балета. Когда пришла наша команда, его уже достраивали, я принимала участие в открытии. Было непросто, потому что надо было найти и художественного руководителя, и директора, и, вообще, наполнить это огромное здание жизнью, начиная с балетной труппы, оперы, миманса, всех технических служб. Это где-то 500-600 человек. Весомое штатное расписание. Конечно же, нельзя было оставлять театр в простое. Главой региона (в то время Владимиром Миклушевским — прим. ред.) было принято решение, что мы открываемся. А что делать дальше? Построили объект и бросили? Нет, так нельзя. Да, было выделено финансирование. На тот момент это было 350 млн рублей в год. И замечу, что финансирование Театра оперы и балеты не повлекло за собой ущемление прав других подведомственных учреждений культуры. Но мы же пошли дальше и буквально через 1,5 года, после совещания с Игорем Шуваловым (в то время вице-премьер РФ — прим. ред.), было принято решение, что имущественный комплекс театра оперы и балета будет передан в безвозмездное пользование на 10 лет Мариинскому театру. Данное решение привело к послаблению нагрузки для региональный бюджет. Приморская сцена Мариинского театра сейчас прекрасно существует. Если не ошибаюсь, финансирование театра составляет 900 млн в год, содержится труппа, приезжают звезды, выступают, все прекрасно. Да, были сложные времена, но по крайней мере это были такие верные и масштабные поступательные шаги, которые привели к тому, что сегодня Приморская сцена Мариинского театра — наша гордость.
— Ко второй части вопроса…
— Вы упомянули про низкие зарплаты, а у кого именно?
— Насколько помню, сотрудники театра молодежи выступили тогда с публичными обращениями.
— Давайте разбираться. Есть разного типа учреждения. Есть бюджетные, есть казенные, есть автономные. Просто вернемся в прошлое. Театр молодежи восемь лет назад и Театр молодежи сегодня — разные театры. У них сейчас разве низкие зарплаты? Я вас уверяю, что сейчас с учреждением все в порядке. Напомню, что оно является автономным. Наши театры, филармония — это "автономки", которые призваны выполнять не только государственные задания, но и зарабатывать соответствующий объем денег, и не менее 30% из них пускать на зарплаты. Это еще майские указы президента. Есть дорожная карта по поэтапному повышению зарплаты.
Если опять же говорить конкретно про театр молодежи, да, были там и конфликтные ситуации, кто-то не справлялся, но, так или иначе, корректировка кадрового состава привела к тому, что учреждение развивается. Если бы это была повсеместная история, это один вопрос. Точечно — бывают такие провалы. Это жизнь, люди иногда устают.
— Все-таки, что нужно было делать для культуры тогда и что можно сделать для культуры сейчас?
— На мой взгляд, для этой сферы сегодня делается довольно многое. Реализуется нацпроект "Культура", в несколько этапов ведется оснащение, укрепление материально-технической базы учреждений, выделяются деньги на реализацию проектов, поддерживается система грантрайтинга. Все это вкупе говорит о том, что к культуре повернулись лицом. И у нас в регионе от нее тоже не отворачиваются. Да, есть определенные вопросы, есть, конечно, и популистские решения.
Например, инновационный культурный центр на острове Русский. Считаю, что это просто головная боль и Приморского края и Министерства культуры РФ. Я отчасти была погружена в эту историю. В то время, когда всё начиналось, замминистра культуры РФ был Иван Демидов, некогда ведущий "Музобоза", и Анна Трапкова (в то время замдиректора департамента господдержки искусства Минкультуры — прим.ред.), приезжали сюда на совещание, выбирали место на острове, где будет работать Инновационный культурный центр. Выделялись средства на ПСД, а после и на начало строительства. Затем вся эта история была заморожена из-за моральных несостыковок.
Инновационные культурные центры по разумению тех руководителей должны были аккумулировать всю часть современной культуры, которая существует или могла бы существовать. Один из депутатов Госдумы очень резко высказался по этому поводу, противником такой идеи стала и РПЦ, поэтому деятельность культурных центров необходимо было пересмотреть. То есть в корне поменять концепцию наполнения, оснащения. Теперь ИКЦ должен был стать уже Домом новой культуры — ДНК. Как его только не называли. Было выделено 666 млн 666 тысяч рублей, как сейчас помню. Какая-то такая магическая цифра.
В общем, деньги не были освоены, проект и объект сейчас в заморозке. Очень жаль. Я считаю, что это изначально была такая популистская тема, не проработанная до конца. История тянется с 2013 года. Это просто балласт, с которым надо что-то делать и принимать решение. Нельзя не замечать этот объект. Его надо либо передавать на другой уровень, либо что-то новое в нем создавать. Фундамент есть, проект есть. Давайте разберемся сначала с теми незавершенными проектами, которые остались в наследство.
— Продолжая разговор у культуре, есть идея, которая сейчас взбудоражила сферу — о сносе и строительстве заново театра имени Горького. Вы лично что думаете по этому поводу?
— Здание не такое уж и старое, чтобы сносить, оно в хорошем состоянии. Не спорю, что объекту нужна реконструкция, так как есть уже совершенно новые нормы и требования к организации театральной деятельности. Необходимо поменять машинерию сцены, сделать реконструкцию зала. Но там хороший фундамент, театр находится на скальной породе, ничего не проседает. Это вопросы в компетенции органов исполнительной власти, и на данный момент я могу выразить только свое мнение. У нас большое количество зданий, которые требуют ремонтов, реконструкций. Есть, куда направить деньги — хотя бы на завершение того самого Дома новой культуры. Может быть, там театр стоить сделать.
— Имени Горького?
— Почему нет? (смеется). Если серьезно, там же столько студентов живет. Им действительно необходим культурный центр, чтобы ребята не ездили на материк, а имели бы площадку для досуга у себя на острове.
У театра кукол сегодня нет своего здания, они арендуют помещение. Это приоритетный вопрос. У Краевого центра народной культуры когда-то отобрали здание. Это был ДК имени Ленина, 4 этажа с залом. Их переселили в памятник деревянного зодчества — в дом, где жил поэт Асеев. А ведь центр народной культуры должен заниматься всеми коллективами в нашем регионе. Им надо свое здание? Надо.
— Вы четыре года руководили филармонией, наверняка Вам не безразлична и сейчас ее судьба. На ваш взгляд, филармония — это место для кабаре?
— Для кабаре во Владивостоке есть место, это здание бывшего кабаре "Лотос". Там, наверно, было бы уместно повторить и реанимировать эту историю. Все-таки филармония — это учреждение культуры, которое призвано заниматься популяризацией и продвижением классического искусства. У нас в регионе единственный симфонический оркестр находится в филармониии. Исходя из концепции развития концертной деятельности в РФ до 2025 года и, опять же, основываясь на положениях министерства культуры и архивного дела Приморского края, упразднять деятельность оркестра ни в коем случае нельзя. В случае образования какого-то другого процесса в сфере культуры, пусть это будет кабаре, варьете, цирк, не важно, — это будет стеснять собственные коллективы филармонии. Здание на самом деле небольшое. С фасада мы заходим, думаем, ого, как много места, как все красиво. На деле же там полтора репетиционных зала для оркестра. При наличии дополнительных площадей, репетиционных баз, дополнительных складов под хранение реквизита и всего остального, конечно, можно найти компромисс.
— Продолжая тему филармонии и вообще классического искусства, сейчас очень много в СМИ тиражируется и говорится о том, что современное искусство — оно всегда как-то на грани, все время пытается нащупать эту грань, пределы дозволенного, иногда скатываясь в дурной вкус, а иногда и в нарушение законодательства. Где грань между экспериментаторством и провокацией? Искусство ведь обязано задевать человека за живое, но некоторые люди вот как-то не любят, чтобы их "живое" задевали.
— Интересная тема для обсуждения. Например, сейчас прочитала в инстаграме, что завели уголовное дело на авторов шоу о Наливкине. С одной стороны, это практически юмористическое короткометражное кино. Но кому-то это не нравится. По какому поводу возбудили уголовное дело? Мы этого тоже не знаем. Возможно, что в паблике нам подают не совсем корректную информацию. В чем там вопрос на самом деле, соответствующие службы должны разобраться.
По поводу грани для себя — приведу простой пример. Есть группа "Ленинград". Когда вы ее слушаете у себя в машине или дома, то здесь идет речь о частном восприятиии. В текстах сохранена вся лексика, в том числе ненормативная. Когда я пришла на концерт группы "Ленинград" в Фетисов-арену, где было еще пять тысяч человек и со сцены начались маты, мне стало не по себе. Я ушла с концерта. Считаю, что такие вещи неприемлемы. Если ты хочешь одиозно себя вести, раздеваться или пить на сцене виски из бутылки, как это делала исполнительница Наргиз — делай это на закрытых тусовках, не надо это тащить в институт культуры. Есть классическая культура, которая является основой для развития, а есть псевдокультура. Эпатажное поведение — это не культура, это способ обратить на себя внимание. Но это все прогорает как спичка. А вечное остается вечным.
— Для вас существуют примеры, когда человек эпатажен в положительном смысле, то есть привлекает к себе внимание, но он того стоит?
— Например, модельер Александр Васильев. Вы же не каждый день встретите мужчину на улице в цилиндре, пиджаке в огурцах, с тростью и в каких-нибудь крокодиловых сапогах (смеется). Ну у него такая профессия, он имеет право так одеваться, это тоже эпатаж. На такого человека приятно смотреть и даже хочется с ним сфотографироваться.
Внимание можно привлекать к себе по-разному. Можно это делать красиво, как делает Васильев, а можно надеть на голову кучу тряпок, бегать по улице со шваброй и кричать "я Мойдодыр". Это тоже привлечение внимания. Но это вызовет только смех и обсуждение. Будущего у такого эпатажа нет.
— В СМИ о вас часто пишут и очень часто не беспристрастно. Кто язвительно, кто комплиментарно. Как Вы относитесь к пристальному вниманию СМИ к Вашей персоне, чем объясняете?
— СМИ же пишут по делу, я надеюсь. Просто так ни о ком писать не будут, всему предшествуют какие-то события, действия, мероприятия. Пишут разное. Мне нравится общаться с журналистами, потому-то мы узнаем друг друга. Когда журналист пишет о человеке, судя по каким-то слухам и публикациям в телеграм-каналах, наверное, этот человек не журналист. Все-таки, лучше пообщаться лично с тем, про кого вы пишете. Вообще я нормально отношусь. Ну и это ваша работа, пишите.
— После перехода в ЗС ПК что будет с партийным проектом "Историческая память" в Приморье?
— Меня проект и привел в ЗС ПК. Конечно же, он остается со мной. И я с ним. У нас появились новые члены команды, как, например, Антон Юрьевич Шпак. Антон много занимается исследованиями, родословными, пишет книги о селах, о том как они возникли, какими семьями заселялись. Начиная с первых переселенцев.
К нам обратились жители села Лесное, Лесозаводский городской округ. Там живет около 150 человек. Люди захотели, чтоб у них появился памятный камень с именами жителей, что ушли на Великую Отечественную войну, защищали нашу Родину. Я материалы передала Антону, он нашел кроме тех, кто был указан в списке, еще несколько человек. Нашел на всех солдат карточки военные, съездил в Лесное, все посмотрел. Сейчас с коллегой-депутатом по округу Евгением Ткаченко планируем поставить камень. Он сказал, что поможет сделать отсыпку. Потому что глава городского округа отказался, направил отписку. Я считаю, что такое памятное место людям просто необходимо организовать.
В целом, в команде появляются новые люди, им интересно, они инициативные. Причем люди связаны именно с исследованием нашей малой Родины, Приморского края. Таких людей, которые бы занимались вопросами первых переселенцев, устанавливали бы факты, работали с архивами, в регионе очень мало.
— Будучи и руководителем департамента, и руководителем учреждения культуры, вы наверняка сформировали определенные запросы к парламенту. На чем, как депутат, вы собираетесь сосредоточить свою работу?
— Мне достался комитет по депутатской этике. Это, скажем так, тот комитет, работу которого не совсем видно, потому что там, в первую очередь, решаются организационные задачи по работе парламента, начиная от корректировки регионального законодательства, приведение его в соответствие с федеральным, заканчивая тем, что на заседаниях ЗС ПК необходимо наблюдать за регламентом, поправлять коллег, если начинают вести себя некорректно. Я решила, что не буду сосредотачиваться на чем-то конкретном. Вопросов очень много. Например, мы рассматриваем сегодня вопрос экологии, связанный с автопокрышками — куда эта отработанная резина уходит и уходит ли вообще. Понятно, что сферы образования, культуры, молодежной политики, социальной защиты — мне где-то ближе. Но также интересно разбираться и с другими направлениями. У нас нет ограничений по деятельности, депутаты равны друг перед другом. Не важно, в каком ты комитете, если к тебе обратился гражданин, то это твоя работа разобраться с обращением в рамках законов.
— Проблемы бывают разные. Сейчас по Приморскому краю прошла волна акций против принуждения к вакцинации — Находка, Владивосток, Уссурийск. Что с этим делать?
— Меры принимаются органами исполнительной власти. Меня пугает огромное количество спама, который рассылается по группам в мессенджерах. Всю это историю необходимо купировать. Естественно, это возможно, если информационная кампания о вакцинации наберет оборот и примет другой облик. А по поводу прививок, я сама сделала, моя семья тоже. Хотела бы напомнить, что мы все-таки не в кино и не в инстаграм существуем. Некоторые люди это воспринимают, как часть элемента шоу-программы или жизни в социальной сети. Будто бы можно рисковать своим здоровьем, активно призывать других не делать прививку. Посмотрите, какое количество смертей сегодня? Те, кто сделал прививку, тоже болеют ковидом, но проходит он в легкой форме, без летальных исходов. Поэтому здесь, в первую очередь, надо думать о здоровье, а не о том, сколько лайков наберет твой пост "против" в социальной сети.
— Те люди, которые выходили на акции, вряд ли выходили за лайки. Не знаю, были ли эти мероприятия кем-то инспирированы, но чувствовалось, что люди там выражают свою искреннюю позицию и недовольство принудительным характером вакцины, которая с одной стороны добровольная, а с другой — штрафы, угроза увольнением и так далее. И работодатель остался, по сути, наедине с трудовыми коллективами. Должен внушать сотрудникам — привейтесь, иначе у меня штрафы и так далее...
— Опять же вопрос к телевидению и СМИ. Мы смотрим по телевизору красивую социальную рекламу, где красивый врач в каких-то нанотехнологических помещениях рассказывает, как лечат больных ковидом. Вот если бы сняли реальную обстановку в местных больницах, как это все выглядит на самом деле, может быть, люди и задумались. Я сама переболела, лежала в больнице вместе с мамой, ничего интересного в этом нет. Второй раз с таким тяжелым течением болезни я столкнуться не хочу. И я очень благодарна медикам, за то внимание, которые они оказывают каждому пациенту. Может быть, прививки не делают те люди, кто еще серьезно не болел. Если бы мы понимали целевую аудиторию, кто они такие — антипрививочники, было бы проще. Здесь палка о двух концах: против прививки или против QR? При рождении нас прививают вакциной от краснухи, кори, свинки. И к этому привыкли по умолчанию. Прививка от ковида внесена в календарь профилактических прививок. И нам с этим жить.
— Недавно проект бюджета Приморского края на 2022 год прошел публичные слушания. Вы активно принимали участие в это процессе. Как Вам главный финансовый документ региона, справляются ли специалисты правительства или надо быть с ними построже? В частности, вы задавали вопрос по организации безопасности в вузах и колледжах. Услышали на него ответ?
— Правительство Приморского края осуществляет свою деятельность, в том числе, на основе госпрограмм, где есть основные исполнители и соисполнители. Там все по полочкам разложено, нельзя упустить ту или иную позицию. Поэтому с версткой документа, наверное, проблем нет. Единственное, что появляются новые требования на уровне Минфина, в основном технико-юридического характера.
По поводу безопасности в вузах и, в частности, в сузах, то у нас на территории 29 среднеспециальных учебных заведений. Вопросы безопасности актуальны, и, в нашем регионе принимаются все меры, для того чтобы жизнь наших детей была в безопасности. Вспомним недавний случай — стрельба в Пермском вузе.. Тут, мне кажется, есть влияние компьютерных игр. Конечно, все еще от семьи зависит. Семья основа государства. Когда ребенок отстранен от общения со сверстниками, от общения в семье, когда он замкнут, тут можно ожидать всего, что угодно.
— А сами Вы играете в компьютерные игры?
— В компьютерные — нет на это времени. Но если бы играла — выбрала бы игры, где можно строить и развивать города. Однако я наблюдаю за тем, какие компьютерные игры выбирает мой сын и очень даже интересуюсь сюжетом и происходящим в игре. Пока он подросток, важно контролировать контент. Я прекрасно понимаю, если бы в моем детстве был такой компьютер и такие игры, я, наверное, тоже бы там проводила свободное время. Поэтому ограничения в виде прямых запретов "выключай свой компьютер" в нашей семье не присутствуют. В семьях, где есть традиции, например, вместе готовить ужин и говорить о том, как прошел день, дети ведут себя иначе, не ставя во главу угла компьютерные игры.
— Пять лет назад на Приме в рубрике "Книжная полка" Вы назвали среди авторов, обязательных к прочтению, Пелевина, Блока, Зюскинда, Гончарова, Марка Твена и еще ряд писателей. За эти годы ваш читательский вкус не изменился и кто из авторов наиболее вам "зашел"? Может, есть в этом списке и местные, приморские авторы?
Анна Алеко в рубрике "Книжная полка". 2016 год.. Фото: ИА PrimaMedia
— Сколько я сейчас читаю! Только не художественной литературы. Надо бюджет дочитать (смеется). На самом деле сейчас появилось очень много хороших книг от наших местных издательств, это и "Рубеж", и "Русский остров", которое выпустило несколько томов из серии про Владимира Клавдиевича Арсеньева.
— У вас есть страница на сайте Стихи.ру. Такое можно только приветствовать. Но там крайне мало ваших работ — семь произведений. Не хватает времени для творчества или просто не хотите публиковать?
— Многие лучшие произведения нашими классиками написаны, когда им было 14-16 лет. Творчество и вдохновение приходят в том нежном возрасте, когда первая любовь, переживания, эмоции и т.д. Со временем эти чувства притупляются, наверное, в силу быта, рабочего процесса. Публиковать все смысла нет, и пишу я не в свободное от работы время, а тогда, когда посетила муза. Я, например, стала автором приморской части гимна улицы Дальнего Востока. Мне позвонил тогда вице-губернатор Павел Юрьевич Серебряков. Говорит, Аня, ты же за культуру? У тебя 5 минут, надо написать текст про Приморский край, что мы самые классные, на мотив такой-то песни. Я эту песню никогда и не слышала. Но текст написала.
Горжусь, что у нас с Мишей Гребенщиковым получилась хорошая песня про 1 сентября, школьники часто ее перепевают, а на ютубе много видео. Песня веселая, прославляет учителя и еще под нее можно танцевать. Такое вот хобби, легкое увлечение.
— О депутатах принято думать, что это такие очень серьезные и важные люди в деловых костюмах, которые пишут законы и умеют говорить только на языке официальных документов — "осуществление проекта реализации соглашения" и т.д. И чем больше существительных рядом, тем солиднее. Это действительно так, или депутаты не чужды лирике и, не побоюсь этого слова, юмору?
Анна Алеко. Фото: ИА PrimaMedia
— Любой человек рано или поздно начинает говорить тем языком, на котором говорит его работа. Если мы с вами пойдем работать воспитателями в детский сад, лет через пять есть вероятность, что будем разговаривать с окружающими, как с маленькими детьми. Сказываются особенности профессии. Депутаты имеют дело с огромным количеством документов, которые необходимо вычитывать, вести дебаты по этому поводу. Доказательная база происходит на официальном языке. Поэтому со стороны кажется, что люди говорят выдержками из законов.
А вообще, депутаты — это милые люди. Я еще не так знакома с нынешними созывом, но уже могу сказать, что есть активная молодежь, есть весельчаки, есть буки. Все — нормальные и обычные люди. Я вечером тоже прихожу домой, проверяю уроки, мою полы и варю борщи...