Бизнес-обзор: инвестквоты идут на второй круг, Корея запускает Индустриальный парк

Главные экономические темы - в фокусе ИА PrimaMedia
Тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimaMedia

24 ноября 2021. Рыбную отрасль, которая является одним из доноров бюджетов дальневосточных регионов, продолжает "штормить" — представителям "новой волны", постепенно отхватывающим у старожилов рынка самые жирные куски при квотном распределении, удалось отстоять свои интересы на втором этапа распределения инвестиционных квот. При этом успешный опыт пополнения госбюджета будет перенесён и на другие ценные биоресурсы — на аукционы будут выставляться 100% добываемого гребешка, морских ежей и трепанга. Корейская LH Corporation начала реализацию проекта создания Индустриального парка в территории опережающего развития (ТОР) "Надеждинская", призванного стать точкой приложения для корейского бизнеса в Приморском крае. Достойный пример для закрывшегося в своей "антипандемийной" скорлупе Китая. Тем временем сложная ситуация на российско-китайской границе с многодневными очередями из фур привела к двукратному росту цен на автомобильные грузоперевозки в Приморье. На этом фоне ритейл готовится переписывать ценники, перекладывая возросшие затраты на корзину покупателя.

"Инвестиционные квоты 2.0": в выигрыше только государство?

Модель развития рыбной отрасли под названием "инвестиционные квоты", инициатором введения которой были новые игроки на рыбном рынке с громадным лоббистским потенциалом, будет частично откорректирована. На совещании во Владивостоке по вопросу расширения механизма инвестиционных квот с участием полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева руководитель Росрыболовства Илья Шестаков озвучил планы выделить в рамках реализации второго этапа инвестквот дополнительные 20% ресурса на Дальнем Востоке для защиты инвесторов первого этапа.

По системе инвестиционных квот государство выделяет компаниям квоты на добычу водных биоресурсов в обмен на строительство флота или перерабатывающих мощностей.

В рамках первого этапа заключено 82 договора на закрепление инвестквот за объектами нового строительства с общим объёмом привлекаемых инвестиций свыше 215,4 млрд рублей, в том числе 58 договоров под строительство рыбопромысловых судов (30 единиц для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна) и 24 договора на строительство рыбоперерабатывающих заводов, (из них 13 на Дальнем Востоке).

По результатам прошедших крабовых аукционов размещены заказы на строительство 41 судна-краболова на общую сумму свыше 60 млрд рублей. На данный момент построено два судна. Заказы на 16 судов размещены на верфях Дальнего Востока: восемь — на ПАО "Находкинский судоремонтный завод", шесть — на АО "Восточная верфь", два — на АО "Хабаровский судостроительный завод".

Глава Росрыболовства на совещании во Владивостоке озвучил ряд предложений по реализации второго этапа инвестиционных квот. Новую программу по строительству заводов планируется запустить в 2022 году, по строительству судов — в 2023 году.

Главная новация — распределить инвестиционные квоты в равном соотношении: 10% для строительства рыбоперерабатывающих заводов (согласно данным регулятора, Дальнему Востоку требуется строительство еще нескольких заводов) и 10% для судов рыбопромыслового флота. Для защиты инвесторов первого этапа рекомендовано при изъятии квот для второго этапа возместить потери бизнесу в размере 20% от объёма уже закреплённых инвестквот в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.

Ранее о разработке механизма защиты интересов участников первого этапа программы инвестквот вице-премьера Викторию Абрамченко просили одни из крупнейших российских рыбодобытчиков — Русская рыбопромышленная компания (РРПК) и ГК "Норебо". По их мнению, выделение нового пакета квот приведет к сокращению ресурса у инвесторов первой волны, а построенные компаниями объекты и так обеспечены ресурсом лишь на половину от мощности.

"При этом предлагаем всё-таки на втором этапе сконцентрироваться только на строительстве крупных мощных заводов, которые позволят вести более эффективную рыбообработку, с объёмом по сырью не менее 80 тысяч тонн в год", — сказал Илья Шестаков.

Ещё одна новация, озвученная главой Росрыболовства во Владивостоке — предложение выставить на аукционы право на добычу оставшихся 50% общих допустимых уловов краба, а также 100% общих допустимых уловов наиболее ценных морепродуктов — гребешка, трубача, морских ежей и трепанга.

АФК "Система" хочет приобрести одну из крупнейших рыбодобывающих компаний Дальнего Востока

Тем временем в рыбном секторе Дальнего Востока может появиться новый игрок — ПАО АФК "Система" ведет переговоры о приобретении компании "Витязь-авто", которая является одним из крупнейших рыбодобывающих предприятий Камчатского края. На данный момент 50% ООО "Витязь-Авто" принадлежат семье депутата Законодательного Собрания Камчатского края Игоря Редькина, с августа находящегося под домашним арестом по подозрению в непредумышленном убийстве жителя посёлка Озерновский.

ООО "Витязь-авто" принадлежит на паритетных началах (по 25%) четырем физлицам — Игорю Редькину, его супруге Елене Редькиной, Игорю Евтушку и Валерию Пономареву (оба владеют по 48,92% акций крупнейшей рыбопромышленной компании Камчатки ПАО "Океанрыбфлот"). В 2020 году выручка "Витязь-авто" составила 5,383 млрд рублей, чистая прибыль — 1,080 млрд рублей.

По данным Росрыболовства, "исторические" квоты на добычу минтая в 2021 году у "Витязь-Авто" составляют 13 тысяч тонн, наваги — более 2,9 тысяч тонн, камбалы — 3,3 тысячи тонн. Компания также является крупным добытчиком красной рыбы — нерки, горбуши и т. д. В 2018 году "Витязь-Авто" в рамках программы инвестиционных квот построил на Камчатке завод по производству филе и фарша из минтая.

По данным телеграм-канала "Рыбфронт", стоимость сделки может составить $160-180 млн, исходя из рисков, связанных с изменением системы распределения прав на добычу водных биоресурсов (срок текущих договоров предприятия истекает в 2028 году) и природными аномалиями (возможность неурожайной лососевой путины).

В июле этого года ООО "УК "Камчатка проект" (100% принадлежит ООО "Система Телеком активы", которым в свою очередь владеет ПАО АФК "Система") приобрело 49% ООО "Заря", ещё одной крупной рыбодобывающей компании, зарегистрированной в поселке Крутогоровский Соболевского района Камчатского края. Доля этой компании на рынке лососевых рыб Камчатки составляет оценивается в 10% (5% — по России). Кроме того, у нее два перерабатывающих предприятия общей мощностью 460 тонн в сутки.

В АФК "Система""Ведомостям" сообщили, что корпорация "прорабатывает различные варианты расширения своего рыбного бизнеса, однако о каких-то конкретных деталях говорить слишком рано". Гендиректор "Витязь-авто" Алексас Раманаускас.

В портфель АФК "Система" входят такие активы как телеком-оператор ПАО "МТС", маркетплейс Ozon, сеть клиник "Медси", фармхолдинг "Биннофарм Групп", лесопромышленный холдинг Segezha Group, агрохолдинг "Степь" и др.

Участники рынка считают, что АФК "Система" прежде всего интересует именно красная рыба, так как в отличие от минтая и крабов этот рынок пока не консолидирован и на нём нет крупных игроков федерального уровня.

Индустриальному парку подобрали территорию и оператора

Проект создания Индустриального парка в территории опережающего развития (ТОР) "Надеждинская" начал приобретать реальные очертания — 9 сентября Korea Land & Housing Corporation (LH) зарегистрировала в селе Вольно-Надеждинское ООО "ЭлЭйч Приморье", которое станет оператором парка. Уставный капитал нового юрлица составляет 80 млн рублей, возглавляет компанию Со Чжин Хун.

"Компания в настоящее время находится на этапе формирования пакета документов для подачи заявки на получение статуса резидента ТОР "Надеждинская". Работа ведется при сопровождении со стороны Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики и Генерального консульства Республики Корея во Владивостоке, при поддержке Минвостокразвития России. В настоящее время при содействии КРДВ подобран земельный участок для реализации проекта", — прокомментировали ИА PrimaMedia в пресс-службе КРДВ.

LH Corporation — государственная корпорация, которая отвечает в Республике Корея за развитие земельных участков в городах, а также за содержание и управление землей и жильем.

Ранее озвучивалось, что LH Corporation может инвестировать до $200 млн в создание индустриального парка, под который может быть отведена территория инвестиционной площадки "Западная" общей площадью около 1,1 тысячи гектаров. Российская сторона готова обеспечить строительство автомобильной дороги к данному участку, инвестор берет на себя вертикальную планировку территории.

В рамках проекта планируется создание более 2 тысяч рабочих мест. В Южной Корее интерес к участию в проекте проявили около 30 потенциальных инвесторов, в том числе члены Ассоциации производителей автокомпонентов и Ассоциации по переработке сои.

Интересно, что од назад LH Corporation и российская госкомпания ДОМ.РФ подписали меморандум о сотрудничестве в рамках реализации проекта комплексного развития территории на острове Русский. Вряд ли речь идёт о проектах в сфере строительства коммерческого жилья, в вот создание медицинского кластера — почему бы и нет?

Сегодня на Дальнем Востоке работает около 50 корейских компаний.

Пока этот показатель не соответствует потенциальным возможностям, которые существуют на Дальнем Востоке. С реализацией новых проектов количество корейских компаний и объемы инвестиций будут расти",

— отметил замглавы корейского министерства торговли, промышленности и энергетики Пак Ки Ен.

Приграничные заторы привели к взлёту цен на автомобильные грузоперевозки

Рост импорта из Китая и сложная ситуация на российско-китайской границе привели к резкому росту как количества заявок на автомобильные перевозки из приграничных регионов, так и цены на них. Грузоотправители отмечают, что за год доставка из Амурской области подорожала в два с половиной раза, из Приморья и Забайкалья — вдвое.

"Число заявок на перевозки из Приморского края, где ситуация на границах особенно сложная, в первые две декады ноября выросло по сравнению с июнем нынешнего года на 63%, с февралем — в два раза (на 101%), а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — в три с лишним раза (на 212%). Соответственно, растут и ставки — на 33% по сравнению с июнем, на 71% за 9 месяцев и на 97% за год", — отмечает "Биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU".

Похожая ситуация сложилась и в Забайкальском крае, где также сохраняются очереди на границах. Число заявок на перевозки из региона по сравнению с июнем выросло на 24%, за 9 месяцев — на 72%, а за год — на 161%. Рекордсменом по удорожанию перевозок стала Амурская область — по сравнению с июнем ставки на перевозки из Приамурья выросли на 81%, за 9 месяцев — на 140%, а за год — на 154%.

Менее существенно изменилась ситуация в перевозках из Хабаровского края, поскольку импорт из Китая здесь играет меньшую роль. С начала лета число заказов на перевозки отсюда выросло лишь на 7%, за 9 месяцев — на 37%, а за год — на 74%. Но ставки существенно подросли и здесь — на 29% с июня, на 32% с февраля и на 71% — с ноября прошлого года.

В целом мы видим, что нарушенное еще в прошлом году равновесие между спросом и предложением в регионе до сих пор не восстановлено. Более того, дефицит исполнителей скорее даже усугубляется, даже несмотря на существенный рост цен, повышающий привлекательность рынка для перевозчиков",

— прокомментировал основатель и директор "Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU" Святослав Вильде.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость