1 декабря 2021. Глава Артема Вячеслав Квон побывал в гостях редакции ИА PrimaMedia. В ходе двухчасового разговора мэр рассказал о том, чем Артем лучше Владивостока (при этом, заблаговременно и с уважением перечислив достоинства дальневосточной столицы), о шахтерских традициях, которые в муниципалитете чтят и стар и млад и которые будут продолжены, о своем видении идеального многоквартирного дома и проблемах точечной застройки, а также о планах на благоустройство, развитие дорожной и энергетической инфраструктуры Артема.
— Вячеслав Васильевич, какое настроение сегодня у жителей Артема? Нельзя назвать его грустным городом?
— Мне кажется, что артемовцы сегодня очень позитивны. Во многих есть гены или течет кровь шахтеров, а шахтеры — они всегда были некой движущей силой, всегда были сплоченными. В свое время Артем был практически моногородом, где основная отраслью была угледобыча и все, что с ней связано. Когда закрывали шахты, приняли программы по диверсификации, по развитию новых производств, по созданию рабочих мест. Постепенно Артем превратился в разносторонний город, где есть логистика, есть авиационная деятельность, есть интегрированная развлекательная зона. Достаточно разная промышленность представлена. И в плане производств, и в сфере обслуживания. Город не стоит на месте. Я считаю, что на карте Приморья мы довольно активны.
— О насущном. Вчера и сегодня снег и дождь (разговор состоялся 23 ноября, после первого снегопада на юге Приморья — прим.ред.) Как у вас с погодой и уборкой? У нас мэр Шестаков недавно сам машину толкал. Вы способны на такой поступок?
— У меня не получилось машины потолкать. Времени хватило только на осмотр дорог. В районе восьми вечера выехал в город, чтобы самому посмотреть ситуацию. А так с утра все отслеживалось, велась обратная связь с жителями и сотрудников.
— Жалуются?
— Достаточно много пишут и звонят. Сегодня в городе нам удалось открыть большое количество каналов обратной связи с жителями, в том числе через соцсети. Видим, что какая-то часть жителей обращается именно с жалобами, а какая-то с проблемными вопросами, которые касаются вещей заявительного характера. Если человек хочет высказать какую-то точку зрения.
Вячеслав Квон в гостях у редакции ИА PrimaMedia. Фото: ИА PrimaMedia
— Простой момент. Если человеку удобно передвигаться по городу даже в снегопад и гололед, то это уже показатель качественной работы власти. Как у вас организована эта работа? Проезжаете по утрам или есть специально обученные люди?
— С утра всегда делаю объезд. Как правило, в течение поездки уже какие-то замечания могут поступать от меня руководителям определенных служб для принятия мер. Но в целом мы сейчас говорим о каком-то ручном управлении. От этого нужно уходить. Больше стараться сделать механизм и систему. Механизм работающий. Бегать по городу и выискивать какие-то вещи — это ручное управление. Наверное, сегодня уже за те полтора года, которые я нахожусь в Артеме, какая-то часть этого механизма выстроена. И нет потребности мне лично ежедневно совершать объезды, выискивая проблемы.
— Такая система появилась?
— Полтора года назад я пришел в Артем. Тогда у меня и моих коллег рабочий день начинался с начала 9 и заканчивался часов в 10 вечера, а то и после полуночи. В таком режиме прошло месяцев 7-8, пока не выстроилась система. Сегодня люди работают в более штатном режиме, могут себе позволить уйти с работы в 7-8 часов.
— Вы раньше возглавляли Спасск-Дальний. А где беспокойнее — в Спасске или Артеме?
— В большинстве своем у муниципалитетов одни и те же проблемы. Все зависит от объема и людей, с которыми ты работаешь. В Спасске было трудно с тем, чтобы удержать действительно квалифицированных специалистов. Тех людей, которые полностью отдавали бы себя работе в администрации. Нормальная ситуация, когда человек из небольшого города, получив определенную квалификацию, едет в большой город. Там есть перспективы. Чуть только человек вырос, он сразу стремится во Владивосток.
В Артеме ситуация со специалистами проще. Но и тут многие стремятся мигрировать во Владивосток.
— На зарплату не жалуются? У нас пару раз представители мэрии поднимали вопрос в Думе города, что пора добавить денег, потому что многие даже из мэрии Владивостока бегут.
— Если взять уровень зарплаты молодого специалиста, который приходит только после института — в районе 27 тысяч. Чтобы человек вышел на уровень 60 тысяч рублей, должна быть определенная квалификация, он должен дойти либо до начальника отдела, либо до заместителя. Это время. Но молодой человек, если он ставит перед собой цель работать в органах МСУ или государственной власти, и считает для себя эту работу каким-то стартом, он найдет место для того, чтобы сделать скачок. Если его тут не повысили, то в другом месте повысят. В частности, во Владивостоке, если его квалификационные требования будут соответствовать.
— Основной вопрос у людей сейчас по поводу вакцинации, QR-кодов. Как в Артеме обстоят дела? Есть ли очереди? Люди жалуются, что не хватает вакцины, что есть очереди и т.д.
— По вакцинации мы вышли на уровень выше среднекраевого. 61% был на вчерашний день по Артему (на 22 ноября — прим. ред.). По многим отраслям и крупным предприятиям процент гораздо больше. Например, в сфере образования. Там больше 90% вакцинированных. Есть предприятия, где 99 процентов привито. В частности, в интегрированной развлекательной зоне.
Что касается очередей, когда поступил приказ Роспотребнадзора об отстранении от работы без прививки, то жители массово пошли в пункты вакцинации. В Артеме 8 стационарных пункта и две мобильные бригады. Были очереди, было недовольство. Но это были не такие беспросветные очереди, когда люди занимают место с утра и ждут целый день. Один кабинет специально отвели для вакцинации только по записи. Человек мог по времени записаться. Правда, за этот период было 2 сбоя, когда система зависла.
А так были даже сообщения, что многие жители Владивостока и близлежащих районов приезжали в Артем на вакцинацию, хотя во Владивостоке сейчас больше 30 пунктов.
Вячеслав Квон в гостях у редакции ИА PrimaMedia. Фото: ИА PrimaMedia
— Новые пункты планируете открывать?
— Сегодня нет. Больше 60% артемовцев вакцинировались. Мы видим пока небольшой спад. В августе-сентябре прививалось по 200-250 человек в день. Мы считали это рекордом. Брали автобус, убирали сидения, ставили морозильные камеры для вакцины, оборудовали кабинеты с ширмами. И этот автобус у нас по микрорайонам выезжал, чтобы упростить процедуру и привлечь людей. Люди могли спускаться и вакцинироваться. Сегодня же мы в среднем делаем по 800 прививок за сутки. Пик был в 1200, но он пройден.
— Какие лично вы приоритеты делаете в развитии города? В том плане, чему больше всего уделяете внимание? Например, будут ли в дальнейшем в Артеме реализовываться федеральные и краевые программы по благоустройству дворов, придомовых территорий, скверов и т.д. Совсем недавно в городе появился большой парк с фонтаном, сейчас активно идет реконструкция городского променада, буквально несколько недель назад за Дворцом культуры появилась большая парковка. Чего еще ждать жителям Артема в плане развития благоустройства города? И какое будущее ждет некогда любимое место досуга местных жителей — вторую плотину?
— Одна из приоритетных задач — удержать людей, которые сейчас живут в Артеме. Поэтому мы пытаемся восстановить то, что было популярно, и создаем новые общественные пространства, в современном стиле. Что касается парка с фонтаном, мы в прошлом году его сделали. Там установлен цветной музыкальный фонтан, очень интересно. Я в Спасске фонтан делал, практика есть. Год прошел, и артемовцы уже не говорят об этом фонтане, как о чем-то необычном.
Что касается благоустройства. Начиная с городской среды (дороги, детские и спортивные площадки и так далее), ели судить по цифрам, то мы уже второй год порядка 20 км дорог ремонтируем и делаем. В этом году было дано конкретное поручение специалистам, чтобы обратили внимание на пешеходные зоны и тротуары. Поэтому мы уже порядка 9 км мы отремонтировали тротуаров. В этом году около 33 придомовых территорий сделано. В прошлом году — около 20 сделали. Но тогда акцент был поставлен на детские и спортивные площадки.
— Кроме фонтана еще есть у вас задумки? Чем отличиться Артему в плане благоустройства?
— В этом году мы начали реконструкцию нашего детского парка. Это была заросшая территория, заболоченная местность. Мы завершаем первую очередь реконструкции, сделали коммуникации, водоотведение, осушение территории, провели электричество. Там будут скамейки, дорожки пешеходные. Казалось бы, простые вещи, которых, однако, ранее не было. Делаем, например, благоустроенные туалеты в общественных местах. Он уже появился в парке на 17-м, появится и в детском парке. Я считаю, что это важно.
Вячеслав Квон в гостях у редакции ИА PrimaMedia. Фото: ИА PrimaMedia
— Вопрос касаемо реконструкции стадиона. Он будет сдан в этом году, несмотря на срыв сроков?
— Это сложный объект. Его начинали строить в 2019 году, он находился в стадии расторжения контракта. Я понимал, что город там может ничего не получить. Понимал для себя, что это может быть неоднозначным решением, но принял его. Мы этот объект будем заканчивать.
— Это здорово. В связи с этой реконструкцией что принципиально нового будет на стадионе? Дополнительные зоны или секции?
— Конечно. Это реконструкция всего стадиона. Сейчас мы делаем первую очередь — маленькое искусственное поле. Дальше переходим на большое футбольное поле — это вторая очередь. Проект планируем завершить в 2023 году.
— А сами спортом увлекаетесь?
— Я давно занимался большим теннисом. Но в Спасске получил травму, повредил ахиллово сухожилие. Прошел болезненную и длительную процедуру восстановления. Сейчас есть только желание побегать и поиграть. Пока с опаской. В последнее время с коллегами в whatsapp-группе (12+) "Наш актив" разные активности предлагаем. На Фалазу поднимались с заместителями и начальниками управлений. Около 30 человек.
Помните, Олег Николаевич (Кожемяко — прим. ред.) сделал популярными зарядки по субботам, в которых очень много людей принимали участие по всем муниципалитетам. Я тоже принимал участие. Так получилось, что по субботам мы привлекали детей из детдома. В конце все разбегались по своим делам. а они брали мяч и играли. Я с ними играл. Где бы они меня теперь ни встретили, принимают за своего.
Но пока не получается сейчас заниматься постоянно каким-то видом спорта.
— И все-таки по второй плотине…
— Само место отдыха очень хорошее. Я там неоднократно бывал в свое время. Наверняка, были причины, по которым приняли решение спустить воду. Сейчас гораздо сложнее все восстановить. Мы сделали концепцию развития Озерных ключей. Она включает в себя территорию от Кирова и детского парка и до второй плотины. Вы сегодня говорили о променаде. Это как раз небольшая часть реализации этого проекта. Мы второй год говорим о концепции этого проекта, и в 2021 году нами принято решение уйти от простых слов. Но есть два фактора. Первый — проект финансово емкий. Второй — территория самой второй плотины сегодня в аренде у частного лица.
Сегодня мне кажется, что этот предприниматель не может привлечь финансирование, чтобы восстановить территории былую популярность. Министерство природных ресурсов сегодня ищет механизм расторжения договора, либо предоставления другого земельного участка...
Что важно — в рамках концепции мы сформировали единый земельный участок. При этом нам удалось некоторые участки освободить от третьих лиц. Это было важно, потому что в детском парке, в том числе существовали участки, переданные в аренду частным лицам под застройку. Я встречался с этими людьми и убеждал, что неправильно строить торговые объекты и объекты общепита в этих местах, в зонах рекреации. Мы убеждали предпринимателей отказаться от этих участков. Они нас услышали. Мы сформировали единый земельный участок, где можно реализовывать любой проект, связанный с туризмом и рекреацией без третьих лиц. Постоянно встречаемся с инвесторами. Буквально на прошлом неделе встречались с представителями ВЭБ, показывали концепцию. Это большие деньги. Пока думают. Нормальная ситуация. Артем будет ждать инвестора, который придет сюда.
— Артем входит в пресловутую Владивостокскую агломерацию, речь о которой идет с 2015 года. Можете рассказать, когда и в каком виде там будут какие-то метаморфозы?
— Агломерация в определенном виде давно существует. Соглашение между муниципалитетами о создании агломерации было подписано в 2015 году — Владивосток, Надеждинский район, Артем и Шкотовский муниципальный район. Агломерация же не говорит о том, что это должна быть одна административная единица. Примеров по всей России очень много.
Что касается агломерационных механизмов, то сегодня это правила благоустройства, которые утверждаются единой комиссией. Это механизм, который регулирует рекламную деятельность в рамках агломерации. Был момент, когда все, что было связано с распределением неразграниченных земель, тоже было связано с единой комиссией по агломерации. Сейчас это все обратно отдали на уровень муниципалитетов. Поэтому агломерация существует. В каком виде она дальше будет, все зависит от мнений региональных властей и от необходимости.
Мое мнение — в рамках агломерации было бы здорово сделать единую транспортную систему. Чтобы маршрутная сеть позволяла жителям агломерации очень быстро доехать до работы и обратно. Это может быть любой вид транспорта — автомобильный, электрический. Без разницы. При этом сразу запустятся механизмы миграции рабочей силы. У нас же много случаев, когда жители покидают район, потому что нет работы, а работа есть во Владивостоке. А так мог бы жить в Артеме, а приезжать в город на работу.
Вячеслав Квон в гостях у редакции ИА PrimaMedia. Фото: ИА PrimaMedia
— Точечная застройка — очень конфликтная тема для Владивостока. А для Артема?
— В любом муниципалитете для развития должна быть и точечная застройка, и новая, с новыми микрорайонами. Но при этом правила застройки должны регулировать и учитывать интересы жителей. К моему счастью, когда я пришел, земельных участков, которые нужно распределить, в Артеме практически не было.
— Есть ли дефицит земли для строительства?
— В Артеме есть жилой комплекс "Артемовские высоты". Это 22-этажные дома. Они строились как элитное жилье. С верхних этажей очень красивый вид. Но сегодня я все больше и больше слышу от жителей, что они не хотели бы жить в многоэтажках, а хотели бы в иметь квартиру в малоэтажном доме. В указанном ЖК три дома стоят и абсолютно нет мест для парковки. Сложно подъехать на своем транспорте и оставить машину на ночевку сложно подъехать на такси, экстренным службам. Это вызывает серьезное недовольство у жителей.
— Во Владивостоке уже были случаи, когда сотрудники МЧС не могли подъехать к дому и потушить пожар из-за автомобильной блокады. Все это вызывает общественный негатив. Эксперты говорят, что у вас, товарищи, в двух шагах платная парковка. Никто не хочет дойти туда и оставить.
— Я считаю совершенно нормальным желание уставшего человека оставить машину как можно ближе к дому. Мы сегодня пересмотрели некоторые нормативы градостроительной деятельности на территории Артема. Наслушались много критики со стороны застройщиков, приняли правило "1 квартира — 1 парковочное место". Теперь, когда застройщик делает проект планировки, он должен это правило учитывает. Выполняет его проект требование — вперед. Нет — меняй этажность, переделывай, но чтобы количество парковочных мест соответствовало правилу.
Уверяю, текущая застройка, даже точечная, будет комфортной для жителей. Не будут перекрываться межквартальные проезды, проезды для экстренных и коммунальных служб, когда их машины не могут подобраться к контейнерным площадкам.
— Появились уже эти идеальные дома?
— Что значит идеальные? Вряд ли в жизни вы найдете такой пример. Могу сказать про один абсолютно новый дом, который строился при мне — в районе Березарина. Мы там покупаем квартиры для переселенцев из ветхого и аварийного жилья. В выходные там был, смотрел отделку. Да, там достаточно парковочных мест. И там будет достаточно комфортно для жителей.
— Для Артема каким дом должен быть?
— Я обсуждал это со своими градостроителями. 8 этажей — это, наверное, максимум, что нужно для Артема. Сегодня, например, мы выделили участок под строительство арендного жилья. Это то жилье, которое предусмотрено для социальных работников, бюджетников по краевой программе. Этот микрорайон мы предусматривали 4-этажным.
— Где он будет расположен?
— В Артеме в районе 17го километра. Сегодня важно, чтобы дом сам по себе был очень красивым. У нас на территории находится завод ЖБИ-3. Это панели, и когда они предлагали изначально свои проекты, я просил отходить от панельных домов. Но, будучи в Новосибирске в командировке, я посмотрел там новый район с застройкой из панельных домов на берегу Оби. Это совершенно другая панель, которая очень красиво смотрится, соблюдает все нормативы, в там числе по утеплению. Мы поговорили об этом с ЖБИ-3, и "учительский" дом они нам сдали... Он очень красивый.
— Раньше в Артеме была очень большая проблема электрообеспечения. Имеется в виду маленькое напряжение в сети. Куча жалоб была, и сейчас вроде бы опять начинается.
— Сижу и думаю, когда же это "опять"? На улице Гончарова был случай, когда женщина подсоединила какой-то прибор и показала, что напряжение низкое. Больше не припомню Отключения были, в том числе аварийные, но острой проблемы с пониженным напряжением "опять" нет.
Что такое электросетевое хозяйство Артема? Порядка 300 подстанций, 18 фидеров и как минимум четыре сетевые компаний, которые осуществляют электроснабжение города. Порядка 80% — это Артемовская электросетевая компания, около 18% ДРСК и понемножку Оборонэнерго и электросеть Восточная. Когда я пришел, был острый вопрос по напряжению. По отключениям вопрос встал после ледяного дождя. А тогда жителей вопрос волновал, что не хватало напряжения. Я собрал все электросетевые компании, мы с ними проговорили инвестиционные программы, которые должны продвигаться в ближайшие годы 2020-2021.
ДРСК сетей не так много, поэтому у них по большей части высокое напряжение, большие мощные подстанции. Дефицит энергии, с учетом новой поликлиники и застройки, был порядка 7 или 8 МВт. ДРСК в этом году запустили новую подстанцию на Ульяновской на 10 МВт. Это позволит разгрузить центр города, посмотрим как будем проходить эту зиму по дефициту.
Но энергия поступает через сетевые организации, в том числе через Артемовскую электросеть, к которой было самое большое количество нареканий. Мы обговорили с ними инвестиционную программу. В течение 2021 года они поменяли около 25 км электросетей и около 3000 опор. Это существенно изменит ситуацию. На 2022 год осталось порядка 12 км сетей и около 1500 столбов. Закончится обширная ремонтная программа по модернизации сетевого хозяйства. Все это связано с отключениями. В течение всего лета они были через день для проведения ремонтных работ. Даже плановые отключения вызывают у людей вопросы и негатив. Сейчас мы посмотрим, как пройдет зима. Наибольшее потребление ведь идет зимой.
Почти 80% территории Артема — это частный сектор, стояли печки в домах. Помню, в детстве Артем был в дымке зимой. Запах горелого угля был привычным. Сейчас дымки нет. Сегодня люди уходят от топки печек и приходят к электрическим котлам. Это нормально. Но сети этого всего не выдерживают. Посмотрим. Но в целом мы предполагаем с учетом перспективной многоэтажной застройки, инвестиционных вложений и строительства новых предприятий, что дефицит по Артему в ближайшее время будет порядка 30 МВт.
ДРСК, у которой все мощности, говорит, что эта мощность есть, ее нужно просто перераспределить. Какие-то районы перезагружены, какие-то недогружены... В течение 2020 года мы препирались со всеми этими электросетевыми компаниями, но в 2021 году приняли решение сделать актуальную схему электроснабжения. До конца года — аукцион и контракт. Нам компания сделает этот аудит, и мы уже будем разговаривать с компаниями более предметно.
Сегодня принято решение о строительстве новой ТЭЦ на территории Артема. Выделили уже участок. Большое и затратное мероприятие. Она будет на газе. Это кардинально меняет подходы. Для угольной ТЭЦ нужен был участок 360 га, а для газовой всего лишь 60 га. Мы нашли в районе развилки Трех котов. Сегодня идут проектные работы. Думаю, в первом квартале 2022 года уже зайдут на строительную площадку организации. При том, что это не дополнительные мощности. Существующая электростанция рассчитана на чуть меньше 400 МВт. При том, что оборудование с каждым годом устаревает, и производимая мощность уменьшается. Думаю, что сейчас она производит около 300 МВт. Новая проектируемая электростанция будет производить 400 МВт. Сетевым организациям нужно будет развиваться.
Вячеслав Квон в гостях у редакции ИА PrimaMedia. Фото: ИА PrimaMedia
— В инстаграм (12+), пока мы с вами говорили, пришел вопрос от жителя улицы Ватутина по освещению. Волнуется, что никто не реагирует.
— По увеличению освещенности наших улиц не было муниципальной программы. Мы с прошлого года в этом направлении начали двигаться. Что касается Ватутина, то мы часть ее уже осветили. И это нормально, что другой части хочется света прямо сейчас. Но поэтапно идем. Часть улицы Заречной сделали и до Ватутина дойдем.
— Вы же были пилотом "Владивосток-авиа". Не скучаете по штурвалу?
— У меня однокашник не так давно закончил летать, летал в S7. Он пишет стихи, песни поет, очень популярный в авиационной среде. У него есть такие слова "У каждого из нас есть тот день, когда с небес приходится спуститься на землю". У меня он наступил раньше. Причин достаточно много. Я не так много летал по авиационным меркам, 13 лет. Общий налет был около 3600 часов. В среднем летчик не меньше 10 тысяч часов летает. Хочется сейчас или нет? Легкомысленного "сесть в кабину и подергать рычаги" — такого нет. Все-таки самолет гораздо сложнее автомобиля, объект повышенной опасности. Если бы природу полета самолета я не знал, то наверное ответил бы "дайте подергаю". Но я знаю, что за каждым движением в кабине есть какие-то продуманные вещи. Не просто "от себя — значит вниз, на себя — значит вверх". Иногда бывает и наоборот. Мне предлагают. Наш приморский авиаклуб, мы с ними в очень хороших отношениях. Он меня всегда заманивает. Есть у него те типы самолетов, на которых я летал еще в училище. Як-18Т, тренировочный. Но времени нет. Когда бывают выходные, хочется с семьей побыть, в лес съездить.
— Вы летали по ДВ или по дальнемагистральным маршрутам?
— Тогда во "Владивосток-Авиа" были самыми большими Як-40. Тот самолет, который стоит в аэропорту, названный именем Владимира Сайбеля.
— Далеко летали?
— Постоянные рейсы были максимально до Благовещенска, Охотска. А чартерами по всему СССР.
— Знаете еще мэров-летчиков?
— Не знаю. Любители наверняка есть. Сегодня динамика развития документации по любительской авиации, легкой и сверхлегкой, позволяет в аэроклубах проходить первоначальную подготовку и летать.
— Все крупные города Приморья фигурируют в федеральной и региональной повестке. В Находке порт, в Большом Камне — завод. В Артеме — аэропорт и казино. Много лет мы наблюдали конкуренцию между Владивостоком и Хабаровском. Столицей ДВ неожиданно для многих стал Владивосток. Что нужно сделать в Артеме, что вам по силам, чтобы Артем мог побороться с Владивостоком за статус столицы как минимум Приморья?
— Провокационный вопрос. Сегодня бренд Владивостока очень мощный, вокруг него многие вещи должны объединяться. Об этом и не стоит говорить.
— Мы задали вопрос, чтобы вы показали нам картинку, каким должен стать Артемовский городской округ?
— Когда мы говорим о развитии развлекательной зоны, мы не говорим об игровой зоне. Сегодня так повелось, что игровая зона в какой-то мере даже отпугивает жителя. Я помню, сколько было неоднозначных мнений, когда было принято первое решение и начиналась эта стройка. Действительно, в большинстве своем построена только игровая инфраструктура. Но планы по развитию этой территории огромные. В большей степени это связано не с игровой деятельностью, а с туризмом и рекреацией. Гольф-поля, курорты, развитие прибрежной зоны. На прошлой неделе мы встречались с "Мадера Групп", которая развивает Красную поляну и Сочи. Они сегодня тоже зашли в Артем для развития пляжной, курортно-развлекательной зон и гольф-поля. Я считаю, что в ближайшее время это будет та территория, которая будет серьезно развиваться в плане рекреации.
Я со многими инвесторами об этом говорю. Есть крупные и небольшие. Я всегда говорю, что мы в названиях проектов должны использовать слово "Артем". Тот же гольф-клуб планируют назвать владивостокским. Я сидел и слушал. Предложил "а можно где-нибудь с краю вставить Артемовский?". И они с уважением и интересом отнеслись к этому. Действительно, это нужно сделать. Чтобы название Артема где-то было.
— Хороший вопрос про региональное и муниципальное брендирование. Нужно ли на уровне муниципалитетов делать что-то, чтобы каждый житель идентифицировали себя и гордился, что живет в Артеме? Раньше Артем был городом шахтеров. Сейчас Артем — город кого? Что это за бренд?
— В свое время было принято решение Владимиром Михайловичем Новиковым и его командой о том, чтобы совместить проведение Дня города с Днем шахтера. Сегодня житель Артема не всегда скажет, когда День ВМФ или День рыбака. Но каждый скажет, когда День шахтера — последнее воскресенье августа.
За Дворцом культуры "Угольщик" была глиняная поляна. Мы в этом году ее заасфальтировали, сделали там места для парковки. Но на этом месте всегда на День города был костер. Сегодня у жителей Владивостока, если спросить, почему его жгут, мало кто ответит. А жители Артема, когда мы заасфальтировали площадь, стали спрашивать: "А где костер будет?" Причем не взрослые писали мне, а молодежь. Они понимают, что это была шахтерская традиция. Что такое копёр? Это такое сооружение из метала, которое стоит над стволом шахты. Шахта — это отверстие, куда вниз спускается клеть с шахтерами, и этим копром закреплены колеса и троса. А наверху этого копра была всегда звезда. Внутри была лампочка. И не каждый раз лампочка эта горела, а когда шахта выполняла план в смену. Загорелась звезда — и тогда все знали: сейчас эта смена выполняла план. А смены были по часам. В это время не горит звездочка — значит, шахтеры не выполнили план. Это одна история всего, что связано с огоньком. И вторая. У шахтеров внизу абсолютная темнота. И они носили каски с аккумуляторами, чтобы светить внизу и делать свою работу. И огонек для шахтера — это что-то священное. Поэтому на День шахтера в каждом дворе сжигали костер. Весь город в копоти стоял. Везде горели костры.
— А что по этому поводу сотрудники МЧС говорят?
— Тогда еще не было МЧС, потом принялось решение, что надо упорядочить как-то. И принялось решение, что на этом месте нужно делать большой городской костер. И у нас сейчас большая дилемма, как этот костер делать на следующий год. Нам проектировщики говорят, что нужно уложить бетонными плитами площадку. В прошлом году Артем занял первое место по социально-экономическим показателям за 20 год. И мы получили премию 50 миллионов. Часть денег мы выделили на асфальтирование площадь.
— Костер будет в следующем году?
— Мы принимаем решение. Проектировщики говорят, что можем плитами бетонными выстлать и на них делать костер. Жалко, асфальт расплавится. Опять же, по многим вещам сегодня легко принимать решение: закинул в массы, и жители сами решат.
— Вы упомянули, что вам и дети писали, и взрослые. На мобильный телефон? Есть в открытом доступе? И у вас есть время отвечать?
— В любом случае всем говорю: "Вы только пишите. Я либо ночью, либо рано утром буду отвечать". Мой аккаунт в "Инстаграме" (12+) очень активно работает. Все я там просматриваю сам. И сообщения в телефон тоже есть. Где не записаны номера — это номера жителей. На каждой встрече с жителями я диктую телефон. Это нормально.
— Смелый человек.
— А что тут такого? Звонят. Кто-то пишет. Сегодня с большим пониманием люди относятся. За редким исключением по ерунде звонят. А в большинстве своем пишут о проблемах, о том, что где-то их не услышали. Есть статистика, сколько в год обрабатываем вопросов. Порядка 30 тысяч — это вопросы, которые проходят через аккаунт.
— Наверное, важно еще, чтобы на каждый вопрос находился достойный ответ, и были приняты меры. Когда последний сотрудник администрации АГО вчера уходил с работы, зажглась лампочка? А если нет, что для этого нужно.
— Лампочка, когда ты работаешь в органах местного самоуправления, наверное, редко зажигается, потому что это то хозяйство, когда невозможно все сделать. Я уходил вчера в восемь, чтобы очистку дорог проверить. На парковке еще стояли машины. Может, уже после них лампочка зажглась.
— Назовите три, пять, десять пунктов, почему Артем лучше Владивостока?
— Да что ж такое! Владивосток — очень красивый и привлекательный город. При этом Артем тоже своеобразен. В Артеме есть аэропорт, есть интегрированная развлекательная зона. В Артеме есть Дворец культуры угольщиков. В Артеме есть фонтан на 17-м.
— У нас тоже есть фонтан.
— У вас появился позже. В Артеме есть Синяя сопка. В Артеме есть люди, которые знают, что такое День шахтера. В Артеме есть угольный комбайн (часть мемориала "Шахтерская слава" рядом с администрацией города — прим.ред.), есть Т-34. Много чего есть в Артеме, чего нет во Владивостоке. При этом сегодня Владивосток — очень красивый, современный город. И когда приезжают гости, мы едем во Владивосток. Всех он восхищает.
— А Артем восхищает?
— И Артем тоже.
— Еще вопрос про животных. Это проблема общая для других округов — проблема бездомных животных. В Артеме она тоже остро стоит. Это появление случаев нападения животных, увеличение количества стай. Мы знаем, что цены аукционов не подходят для исполнителей, и условия сложные. Что делать? Есть перспектива создания муниципального учреждения, которое будет этим заниматься?
— Мы к этому идем, стремимся. Мы создадим муниципальное учреждение. Что касается создания приюта для обращения с безнадзорными животными, то помимо тех мероприятий, которые должны делать на этих площадках: по обследованию, стерилизации, еще чему-то — должны быть созданы комфортные и цивилизованные условия. Это не должен быть сарай или какое-то заброшенное здание. Это ветеринарный пункт должен быть. Место для передержки после стерилизации животного. На круг в среднем эта процедура занимает 25 дней. 25 дней муниципалитеты должны содержать собак. А они же постоянно пребывают. В любом случае, потом выпустить этих собак в места обитания, при этом взвесив для себя, что если животное больное, то в соответствии с рекомендациями врача принять какое-то решение, как и в случае, если животное агрессивное.
Мы сегодня выделили земельный участок, составили смету на оборудование приюта. Цифра получилась достаточно большая, если соответствовать всем требованиям. В следующем году мы как минимум начнем работу по строительству. Может быть, разобьем на несколько этапов. Да, есть жалобы жителей на то, что животные нападают. В рамках предотвращения ЧС мы нашли возможность заключать небольшие контракты на отлов этих животных. Эта процедура по времени занимает гораздо меньше времени. Точно так же животное чипируется. Ветеринар обследует. Животное стерилизуется. Если животное условно может быть социально адаптировано, не агрессивное, то оно пускается в эту же среду, где было. Мы в этом году порядка 85 собак таким образом простерилизовали, прочипировали. При этом до конца года заключим договор на отлов, кажется, 40 безнадзорных животных, чтобы по другим адресам, где приходят заявки, эти мероприятия сделать. Когда к нам поступают обращения от жителей, мы выезжаем и точечно работаем, и это дает эффект. Жалоб стало меньше.
Вячеслав Квон в гостях у редакции ИА PrimaMedia. Фото: ИА PrimaMedia
— Про подготовку Артема к НГ. Будет ли звездный дождь, которым восхищались горожане в прошлый раз? Будет ли ледовый городок?
— Да, будет все, и городок. Найдем средства. И предприниматели помогут. Что сделали в прошлом году, и почему жители это отметили? Раньше что было? Было принято решение центральную елку перенести за Дворец. Как раз на то поле, которые мы заасфальтировали. Но мне кажется, что центральная площадь в городе предназначена для того, чтобы не только жители, но и гости проезжали и видели красоту. А елка очень красивая. Меня удручает, что центральная площадь представляет сейчас большую стоянку автомобилей. Сегодня в планах развития по Озерным ключам есть развитие центральной части города, в том числе площади Ленина. На зиму мы перекроем ее. В прошлом году, когда приняли решение о переносе елки и установки ее на центральной площади, конечно, жители это восприняли с большим удовольствием. Как и любому муниципалитету, наверное, нам с каждым годом хочется делать и сам город, и новогодний праздник красивее.