Бизнес-обзор: Дарькин бьется о причалы, Китай создает Стену на границе с Приморьем

Главные экономические темы - в фокусе ИА PrimaMedia
Тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimaMedia

7 декабря 2021. Китай, два года назад выпустивший COVID-19 на волю, и единственный, кто реально справился с его локализацией (не беря в расчет Северную Корею), продолжает ужесточать карантинные меры на своей границе, что уже достаточно ощутимо бьет по отраслям Приморья, завязанным на работу с соседом. Экс-губернатор Приморья, одержавший промежуточную победу в битве за контроль над Владивостокским морским рыбным портом, пока не может решить в суде проблему с арендой причалов, что может серьезно подкосить маржинальность стивидорного бизнеса. Разрешить ситуацию могло бы вмешательство нынешнего губернатора Приморья Олега Кожемяко, которому очень важно сохранить "на плаву" одного из крупных поставщиков налогов в краевой бюджет. В предыдущий раз помощь главы региона оказалась решающей в битве за торговый порт. "Соллерс Груп" и "РусГидро "начали реализацию первого в России проекта каршеринга электромобилей во Владивостоке с создания совместного предприятия. Предполагается, что сервис по аренде электрокаров заработает во Владивостоке уже во втором квартале 2022 года. На первом этапе проекта на улицах города появятся до 140 шеринговых электромобилей.

Рыбный порт может остаться без причалов

ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" (стивидорная компания в порту Владивосток, основными владельцами которого с некоторых пор являются структуры, подконтрольные бывшему губернатору Приморья Сергею Дарькину) пока проигрывает в битве за собственные причалы государственной компании "Нацрыбресурс".

ФГУП "Нацрыбресурс" является владельцем объектов прибрежно-портовой инфраструктуры и служебно-вспомогательного флота, находящихся в собственности РФ и предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. За предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено более 500 объектов недвижимого имущества, в том числе 193 гидротехнических сооружения (115 сдаются в аренду).

В августе 2021 года ФГУП "Нацрыбресурс" удалось в Арбитражном суде города Москва добиться расторжения договора аренды, который был заключен между этим государственным унитарным предприятием и "Владморрыбпортом" на аренду причальных стенок сроком на 49 лет.

В материалах суда поясняется, что речь идёт "о расторжении договора аренды федерального недвижимого имущества, обязании ("Владморрыбпорта" — прим. ред.) передать переданные по договору аренды гидротехнические сооружения — причалы вместе во всеми неотделимыми улучшениями в порядке, предусмотренном договором аренды, а в случае неисполнения обязанности передать причалы — изъять причал".

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, "Владморрыбпорт" обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции. Апелляция, как и следовало ожидать, отказала в удовлетворении требований приморской компании. На очереди (21 января 2022 года) — заседание кассационной инстанции Арбитражного суда Московского округа.

Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, причиной иска о расторжении договора аренды от 14 августа 2017 года было заявлено невыполнение "Владморрыбпортом" инвестиционных обязательств по модернизации портовой холодильной инфраструктуры. "Материалы дела подтверждают, что первоначально новый холодильник проектировался в соответствии с заявленным объемом 35 тысяч тонн одновременного хранения. 26 июля 2019 года было получено разрешение на строительство здания такого холодильника этажностью 6-9 этажей со сроком действия до 26 марта 2021 года. Однако строительство холодильника так и не началось. В ходе реализации инвестиционного проекта по развитию холодильно-складской инфраструктуры руководством ответчика было принято решение о его корректировке", — говорится в определении суда.

Реализует холодильный проект ООО "Владивостокский рыбный терминал", 52% которого принадлежит ЗАО "Геотекс" (основной акционер ОАО "Владморрыбпорт", на данный момент контролируется структурами Сергея Дарькина и его партнерами), 48% — Денису Сарана и его партнёру Алексею Златкину. По некоторым данным, на проект уже потрачено более 100 млн рублей, в том числе на ТЭО и экспертизу.

По неофициальной информации, уже начатый проект был приостановлен после того, как в 2019 году у акционеров "Владморрыбпорта" возникли разногласия по кадровым вопросам и совместному управлению предприятием, в частности, при реализации этого масштабного инвестиционного проекта.

На сайте рыбпорта говорится, что текущий проект предусматривает строительство холодильного комплекса с крытой воздушной галереей ёмкостью 7,1 тысяч тонн. К настоящему времени на территории склада завершена заливка бетонного основания, возведен несущий каркас здания из металлоконструкций, установлены колоны, прогоны, ведется подготовка монтажа ферм пролетов.

Непоследнее "китайское ограничение"

Китай продолжает выстраивать новую Великую Стену на своей границе в расчете защититься от проникновения ковида на свою территорию извне. Очередная мера по ужесточению санитарного режима — полное закрытие Китаем железнодорожных погранпереходов с Россией для всех неконтейнерных грузов, в том числе в Приморье. Как следствие, уже популярна версия, что Пекин ставит кордоны на пути российских леса, угля и удобрений, чтобы добиться от Москвы "коммерческих уступок".

Российско-китайские погранпереходы Гродеково (РФ, Приморский край) — Суйфэньхэ (КНР, провинция Хэйлунцзян) и Забайкальск (РФ, Забакальский край) — Маньчжурия (КНР) прекратили прием всех грузов, кроме контейнерных, с 30 ноября и 1 декабря соответственно. РЖД в связи с этим ввели ограничения на отправку грузов в этих направлениях. Более всего ограничения скажутся на экспорте лесных товаров. А вот с углем ситуация иная, так как его перевозки осуществляются через погранпереход Камышовая (РФ, Приморский край) — Хуньчунь (КНР). По данным РЖД, перевозки угля на этом направлении в январе-октябре 2021 года выросли на 20,4% к уровню аналогичного периода 2020 года — до 2,4 млн тонн. Также через этот погранпереход  активно развиваются отправки продовольственных грузов, в январе-октябре перевезено 48,4 тысяч тонн (в 2020 году перевозки не осуществлялись).

Подобное положение дел может сохраниться, минимум, до окончания празднования Китайского Нового года, а может и дольше, говорят опрошенные ИА PrimaMedia экспортёры. И это на фоне продолжающегося удорожания всего, что производится в Китае, и востребовано на нашем внутреннем рынке. Рост цен уже составляет до 30%, а издержки, как и следовало ожидать, перекладываются на потребителей.

РЖД уже сообщили, что оказывает клиентам поддержку, необходимую после приостановки функционирования погранперехода Гродеково-Суйфэньхэ, в том числе по перенаправлению грузов. Грузоотправителям предлагаются альтернативные маршруты, например, через порты Дальнего Востока и далее морским транспортом. Лесозаготовители могут переадресовать товар на деревообрабатывающие предприятия региона. Также клиенты могут вернуть груз.

И это при том, что российские трансконтинентальные железнодорожные магистрали становятся все более привлекательной альтернативой морским грузовым перевозкам между Китаем и Европой.

"Объем перевозок грузов между Китаем и Европой по российским железным дорогам набирает обороты на фоне взлета цен на морские контейнерные перевозки. Однако в этих исключительных обстоятельствах такое развитие событий продемонстрировало недостатки российского железнодорожного транзита, включая сроки перегрузки контейнеров в пунктах смены ширины колеи", — отмечается в докладе Всемирного банка об экономике России.

Также банк отмечает глобальную тенденцию резкого падения качества услуг в морских портах и рекордные задержки судов. (Среднемировой показатель задержек с прибытием судов, составлявший в 2019 году 4,1 дня, в апреле 2020 года вырос до 5 дней, а в августе 2021 года поднялся до рекордной отметки — 7,6 дня).

По данным РЖД, контейнерный транзит между Китаем и Европой по сети ОАО "РЖД" в январе-сентябре 2021 года вырос на 47% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, до 568,7 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера). К уровню 9 месяцев "допандемийного" 2019 года количество транзитных контейнеров увеличилось в 2,3 раза.

Заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин считает, что ограничения на погрузку неконтейнерных грузов в адрес некоторых железнодорожных переходов с Китаем могут обойтись российским грузоотправителям в сотни миллионов рублей.

"Многие вагоны уже загружены, перегрузка одного вагона стоит десятки тысяч рублей. Кроме того, за неиспользование вагонов операторы взимают штрафы. Также нужно учитывать, что ставки на контейнерные поезда тоже повысятся. Далеко не все грузы могут быть помещены в контейнеры. Если мы будем перегружать насыпные грузы, такие как зерно, в контейнеры, то их объем снизится: если полувагон может увезти 70 тонн груза, то контейнер тонну. То есть замена контейнерами приведет к снижению погрузки массового груза", — сообщил Дмитрий Семенкин РИА Новости.

Товарооборот между Россией и Китаем по итогам 11 месяцев 2021 года вырос на 33,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $130,43 млрд свидетельствуют данные Главного таможенного управления КНР. Экспорт в Россию за отчетный период вырос на 31,3% в годовом выражении и составил $59,44 млрд, поставки из РФ в КНР выросли на 35,5%, составив до 70,98 млрд. По итогам 2020 года товарооборот между Россией и Китаем упал на 2,9% и составил $107,76 млрд.

Владивосток пересадят на электрокары

"Соллерс Груп" и ПАО "РусГидро" 30 ноября зарегистрировали во Владивостоке юрлицо для реализации совместного проекта сервиса краткосрочной аренды электромобилей (электрокаршеринг). Предполагается, что на основе опыта работы в Приморье будут приняты решения по моделям дальнейшего масштабирования услуги аренды электромобилей на другие регионы России.

ООО "РусГидроВайз" зарегистрировано по адресу: ул. Дальзаводская, д. 2, офис 7. Уставный капитал — 100 тысяч рублей. Совладельцами компании в равных долях являются АО "ГидроИнвест" ("дочка" "РусГидро") и ООО "Соллерс Груп" Вадима Швецова.

Гендиректором "РусГидроВайз" назначен Никита Владимиров, гендиректор и совладелец ООО "Холдинговая компания "Электрошеринг" (Москва).

На Восточном экономическом форуме в сентябре стало известно, что российский автомобилестроительная группа "Соллерс Авто" планирует начать выпуск электромобилей и батарей для них на заводе во Владивостоке, где уже работает совместное предприятие с японской Mazda (ООО "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус").

Запуск нашего каршерингового проекта с "РусГидро" во Владивостоке позволит протестировать перспективную модель перехода на электромобильность на самом развитом с точки зрения потребления электротранспорта рынке Приморья, и начать получать данные для дальнейшего развития продуктов и сервисов в области электротранспорта",

— отметил гендиректор ООО "Соллерс Груп" и основной владелец "Соллерс Авто" Вадим Швецов в рамках "Российской энергетической недели" в октябре 2021 года.

"Соллерс Груп" в рамках партнерства с "РусГидро" планирует сосредоточиться на управлении автопарком через собственную цифровую платформу подписки Wize. В свою очередь, "РусГидро", которая оперирует крупнейшей на Дальнем Востоке сетью зарядных станций, будет выступать поставщиком услуг зарядки для электромобилей.

Планируется, что сервис по аренде электромобилей заработает во Владивостоке во II квартале 2022 года. На первом этапе проекта на улицах города появятся 140 шеринговых электромобилей, а пользователям сервиса предложат поминутный прокат электромобилей с гибкими тарифами и возможностью аренды машин на выходные.

На данный момент российские производители не изготавливают электромобили. Однако в ближайшее время планируется начать серийный выпуск сразу нескольких, в том числе кроссовера "Кама-1" от КамАЗа и автомобиля эконом-класса Zetta.

Нулевая пошлина на ввоз электромобилей в РФ действует до конца 2021 года. По оценкам PwC, по итогам 2020 года парк электрокаров составил лишь 11 тысяч единиц.

"Антей" подбирает краба по всей стране

Владельцы группы "Антей", одного из крупнейших холдингов на Дальнем Востоке по добыче и переработке краба и рыбы, купили мурманскую компанию "Зигранд", которая занимается промыслом краба-стригуна в Баренцевом море.

Как следует из данных системы "СПАРК-Интерфакс", новыми собственниками ООО "Зигранд" 22 ноября стали ООО "ЗЭТ-Холдингз" (Москва, 99% капитала) и ООО "РСХБ-Финанс", подконтрольное Россельхозбанку (1%).

ООО "ЗЭТ-Холдингз" в августе 2021 года учредили основной владелец ООО "Антей-Инвест" (Владивосток) Игорь Михнов и его партнер по бизнесу, бывший вице-губернатор Сахалинской области Аркадий Пинчевский. Каждому из них принадлежит по 49,5% долей новой компании, еще 1% у гендиректора "ЗЭТ-Холдингз" Евгения Федоренко. Основной вид деятельности ООО "ЗЭТ-Холдингз" — управление холдинг-компаниями, уставный капитал — 100 тысяч рублей.

В феврале 2020 года Игорь Михнов и Аркадий Пинчевский создали на паритетных началах ООО "Антей Управление активами" (Москва). В декабре 2020 года эта компания стала собственником 99% ООО "Антей Север" (Мурманск), 50% ООО "ТРК" (Приморье) и 49% ООО "Алестар" (Камчатка). Все три компании занимаются морским рыболовством. В октябре 2021 года доли Михнова и Пинчевского в "Антей Управлении активами" сократились до 49,5%, а в число собственников вошло ООО "РСХБ-Финанс", подконтрольное Россельхозбанку (1%).

Структуры группы "Антей" получили одну из самых больших квот на добычу краба по итогам проведенных Росрыболовством в октябре 2019 года первого этапа аукционов, на которые были выставлены права на вылов краба в северных и дальневосточных водах за 15 лет.

Флот группы "Антей" состоит из более 20 судов, которые ведут промысел в Охотском, Беринговом и Японском морях, а также морях Росса и Амундсена. В рамках программы обновления флота построен, спущен на воду и введен в эксплуатацию первый отечественный краболов "Русь". Краба в живом и мороженом виде компания экспортирует в Китай, Японию, Южную Корею, США и страны ЕС.

Авиазавод "Прогресс" вздохнул с облегчением

Новейший гражданский многоцелевой вертолёт Ка-62 получил сертификат типа, что позволяет начать серийные поставки машины российским заказчикам. Документ, подтверждающий сертификацию, был выдан холдингу "Вертолеты России" Росавиацией 30 ноября. Производство винтокрылой машины будет налажено на авиазаводе "Прогресс" в Приморье, что позволит загрузить предприятие на фоне снижения военных заказов. В серийное производство Ка-62 будет запущен с 2022 года.

Ка-62 займет крайне востребованную нишу вертолетов с взлетной массой 5-7 тонн. В программе летных испытаний вертолета, которая стартовала в 2017 году, принимали участие три опытных образца, в общей сложности они налетали порядка 700 часов.

Стартовым заказчиком Ка-62 стал "Газпромбанк Лизинг", который подписал договор о поставке трех таких машин в 2022 году для дальнейшей их передачи в финансовую аренду эксплуатантам Дальнего Востока.

Ка-62 — многоцелевой вертолет, в его конструкции активно используются полимерные композиционные материалы (до 60% по массе), что позволило снизить расход топлива, увеличить скорость и грузоподъемность машины. Дальность полета Ка-62 составляет 700 км, максимальная скорость — 310 км/ч. Максимальная взлетная масса — 6,8 тысяч кг, вместимость — 15 пассажиров. Ка-62 также может перевозить 2 тонны груза внутри кабины и до 2,5 тонн на внешней подвеске. Вертолёт способен осуществлять полеты в сложных погодных условиях и в условиях обледенения, возможна эксплуатация с базовых аэродромов, нефтяных платформ, неподготовленных грунтовых площадок.

Сейчас авиазавод "Прогресс" серийно выпускает боевые вертолеты Ка-52 с 2010 года. Предприятие готово в ближайшее время начать сборку модернизированных Ка-52М, чтобы обеспечить первые серийные поставки в 2022 году. "Прогресс" в 2020 году получил чистый убыток по РСБУ в размере 2,926 млрд рублей против 8,697 млрд рублей чистой прибыли в 2019 году, выручка от продаж сократилась в 4,1 раза — до 15 млрд рублей.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость