21 декабря 2021. "Роснефть", не без основания считающаяся главным интересантом развития территории опережающего развития "Большой Камень", продолжает анонсировать новые проекты в формирующемся бизнес-анклаве Приморья. На этот раз речь идёт о заходе в создаваемый промышленный парк c его дополнительными льготами. Угольные порты Приморья могут не беспокоиться за свою доходную часть — некоторое снижение цен на "черное золото" в Китае оказалось не более чем сиюминутным отступлением. Эксперты Международного энергетического агентства прогнозируют, что в ближайшие годы потребление угля вырастет даже по сравнению с рекордными показателями 2018 года. На этом фоне главным камнем преткновения для роста поставок становятся ограниченные возможности железной дороги на Дальнем Востоке. Крупнейший в России транспортно-логистический холдинг Группа "Дело" не теряет интереса к покупке доли в транспортной группе FESCO, владеющей Владивостокском морским торговым портом, но на данном этапе переговоры не ведутся. Не исключено, что в перспективе две крупнейших транспортных группы страны образуют мощный альянс, который будет "делать погоду" на мировом контейнерном рынке. Тем временем стало известно, что мастер-план "Большого Владивостока" с учётом создания нового города Спутник, будет презентован на Восточном экономическом форуме в 2022 году. При этом реализацию масштабного проекта не отдадут "в одни руки".
На прошлой неделе стало известно, что границы ТОР "Большой Камень" в Приморском крае планируется расширить под проекты нынешних резидентов — ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" (ССК, создается консорциумом во главе с НК "Роснефть") и АО Дальневосточный завод "Звезда", на базе которого изначально создавалась верфь "Звезда".
С подачи Минвостокразвития в ТОР планируется включить акваторию бухты Большой Камень под реализацию проектов создания судостроительной верфи (ССК "Звезда") и создания судоремонтного завода для Тихоокеанского флота (ТОФ) России на базе действующего судоремонтного производства ДВЗ "Звезда". Включение акватории бухты Большой Камень в границы ТОР позволит резидентам использовать механизм свободной таможенной зоны на акватории, а это уже сотни миллионов рублей экономии.
ССК "Звезда" создается на базе ДВЗ "Звезда" консорциумом АО "Роснефтегаз", ПАО "НК "Роснефть" и Газпромбанка. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает "Роснефть" с заказом порядка 30 судов. ДВЗ "Звезда" — ведущее предприятие по ремонту подводных лодок ТОФ.
"Бюджетный эффект от расширения границ ТОР "Большой Камень" для всех уровней бюджетов будет положительным, так как позволит резидентам ТОР ООО "ССК "Звезда" и АО "ДВЗ "Звезда" реализовать текущие проекты в полном объеме и в период 2021-2030 годов приведет к получению бюджетами дополнительных доходов в размере 262,408 млрд рублей. Указанные доходы не будут получены в случае отказа инвесторов от реализации инвестиционных проектов", — отмечается в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ о расширении границ ТОР "Большой Камень".
Тем временем ССК "Звезда" и корпорация "ТехноНиколь", уже имеющая производство в соседнем Хабаровском крае, подали заявки на реализацию проектов в промышленном парке "Большой Камень". Так, "Звезда" планирует разместить на территории промпарка два новых цеха — гальванического и горячего оцинкования — с объемом инвестиций минимум 7 млрд рублей. Оба цеха необходимы в качестве вспомогательных в судостроении.
"ТехноНиколь" планирует вложить 4 млрд рублей в проект производственного кластера строительных материалов для промышленного и гражданского строительства, коттеджного и малоэтажного домостроения, а также транспортно-дорожного строительства. Построить завод планируется в течение пяти лет
Корпорация "ТехноНиколь" создана в 1992 году, производит и поставляет кровельные, гидроизоляционные и теплоизоляционные материалы. В составе компании 56 производственных площадок в семи странах.
Кроме того, ООО "Гиперион" планирует организовать в промпарке переработку золошлаковых и строительных отходов, для чего планирует арендовать земельный участок вблизи ТЭЦ.
По словам гендиректора АО "Корпорация развития Приморского края" (КРПК) Ольги Сун-жаю, интерес к работе в промпарке "Большой Камень" также проявляют АО "Конар" (Челябинск), выпускающее винторулевые колонки, и АО "Кислород", планирующее строительство завода по производству технического газа.
Промпарк "Большой Камень" будет представлять собой многопрофильную производственную площадку общей площадью более 170 га. Специализация парка — промышленно-производственное и логистическое направления в сфере судостроения, локализация смежных производств судостроительного комплекса. Возможна собственная отраслевая специфика.
Глава группы "Дело" Сергей Шишкарев (состояние — $800 млн) в очередной раз заявил рынку, что "Дело" на данном этапе не ведет переговоров о покупке доли в транспортной группе FESCO (базовая компания — ПАО "Дальневосточное морское пароходство", ДВМП). При этом не исключено, что в перспективе две крупнейших транспортных группы страны образуют мощный альянс.
О FESCO я говорил всегда — и два, и три года назад. Это как раз та вишенка на торте, которая позволила бы нам решить все проблемы с морским транспортом. Это не только "Владивостокский морской торговый порт", крупнейший по перевалке контейнеров, но и прежде всего морские перевозки",
— сказал глава группы "Дело" Сергей Шишкарев в интервью РБК.
"У нас нет интенсивного диалога с нынешними совладельцами FESCO, но мы в контакте с ними, как и со всеми ведущими участниками рынка. Не исключен вариант, что на каком-то следующем этапе развития по спирали состоится ситуация, когда активы (группы "Дело" и FESCO — прим. ред.) будут объединены. Но на данный момент мы не ведем переговоров. Это зависит от доброй воли акционеров и возможностей правильно дать оценку активам. Если речь идет об объединении активов, должны быть применены одинаковые формы оценки, и обе стороны согласны с будущим компании, с распределением долей, с тем, кто будет управлять такой компанией. Но подобный альянс я не исключаю. Время покажет, какие сроки это займет. Конъюнктура рынка может подсказать нам и спровоцировать более интенсивный диалог", — сказал он.
Группа "Дело" управляет морскими контейнерными терминалами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах, сетью железнодорожных контейнерных терминалов, парком контейнеров и фитинговых платформ. У Сергея Шишкарева, основателя холдинга, в нем 70%, еще 30% — у государственной корпорации "Росатом". Стивидорное направление бизнеса группы представлено холдингом "ДелоПортс" и Global Ports (крупнейший оператор контейнерных терминалов в РФ), транспортно-логистическое направление — мультимодальным транспортным оператором "Рускон" и ПАО "Трансконтейнер".
В Приморье не удалось с первой попытки найти нового владельца для Рыбопромышленной компании "Рыбацкий путь" (Владивосток), владеющей квотами (до 2033 года) на вылов трески, минтая, осьминога и кукумарии в подзоне Приморье. Аукцион по продаже 100% капитала компании, организатором которого выступило Дальневосточное отделение Российского аукционного дома (РАД), был признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок.
Опрошенные ИА PrimaMedia участники рынка считают завышенной начальную цену лота в 380 млн рублей при выручке за 2020 год всего в 76 млн рублей.
"Перспектив у предприятия в его нынешнем формате не много, а создавать новое на его базе вряд ли кто-то захочет. Да и свободных денег на рынке сейчас нет. Как всегда, в последнее время среди возможных интересантов любого актива называется группа "Доброфлот", но не в этом случае", — сказал представитель одной из крупных рыбопромышленных компаний.
"РПК "Рыбацкий путь" зарегистрирована в 2000 году. По данным ЕГРЮЛ, бенефициаром компании является Наталья Бастракова. Основной имущественный комплекс "Рыбацкого пути" расположен в поселке Южно-Морской. В состав комплекса входит два земельных участка, общей площадью 0,7 гектаров и комплекс зданий общей площадью 650 кв. м. Также в собственности компании есть флот (в том числе рыболовная шхуна и МРСы) и различное производственное оборудование. В качестве дополнительного источника дохода "Рыбацкий путь" оказывает услуги по хранению замороженной продукции.
Международное энергетическое агентство (МЭА) в своём очередном отчете заявило, что в 2021 году объем электроэнергии, вырабатываемой из угля во всем мире, стремительно вырастет до нового годового рекорда, что потенциально может поставить мировой спрос на уголь до рекордно высокого уровня в следующем году. Восстановление вызвано быстрым экономическим восстановлением в этом году, которое привело к росту спроса на электроэнергию намного быстрее, чем это могут обеспечить поставки с низким содержанием углерода. Резкий рост цен на природный газ также увеличил спрос на угольную энергию, сделав ее более конкурентоспособной с точки зрения затрат.
Согласно прогнозу, общий спрос на уголь во всем мире, включая использование помимо производства электроэнергии, например, производство цемента и стали, по прогнозам, вырастет на 6% в 2021 году. Это увеличение не превысит рекордных уровней, достигнутых в 2013 и 2014 годах. Но, в зависимости от погодных условий. закономерности и экономический рост, общий спрос на уголь может достичь новых рекордных максимумов уже в 2022 году и оставаться на этом уровне в течение следующих двух лет, что подчеркивает необходимость быстрых и решительных политических действий.
В настоящее время на мировом рынке угля доминирует Азия, при этом на Китай и Индию приходится две трети общего спроса. Эти две экономики — зависящие от угля и с общим населением почти 3 миллиарда человек — являются ключом к будущему спросу на уголь.
В Китае, где происходит более половины мирового производства электроэнергии на угле, ожидается, что в 2021 году угольная энергетика вырастет на 9%, несмотря на замедление в конце года. В Индии прогнозируется рост на 12%. Это обновит рекордные максимумы в обеих странах, даже несмотря на то, что они уже развернули впечатляющие объемы солнечной и ветровой энергии.
Цены на уголь в последние два года стремительно росли. После падения до $50 за тонну во втором квартале 2020 года, они начали расти к концу года, когда сокращение предложения уравновешивало рынок, прежде чем восстановление экономической активности и спрос на уголь в Китае начал толкать цены вверх. В 2021 году цены выросли ещё больше из-за превышения спроса над предложением в Китае, который устанавливает мировые цены на уголь, а также из-за перебоев в поставках и роста цен на природный газ во всем мире. Цены на уголь достигли рекордного уровня в начале октября 2021 года, при этом импортный энергетический уголь в Европе, например, составил $298 за тонну. Быстрое политическое вмешательство китайского правительства с целью уравновесить рынок быстро повлияло на цены. По состоянию на середину декабря европейские цены снова были ниже $150.
Пока же с учетом восстановления промпроизводства МЭА ожидает, что мировой спрос на уголь в 2021 году вырастет на 6%, до 7,9 млрд тонн после снижения до 7,45 млрд тонн в 2020 году. По оценкам агентства, к 2024 году спрос выйдет на плато на уровне 8,03 млрд тонн,
От России МЭА ждет роста внутреннего производства угля на 50% и экспорта — с 226 млн тонн в 2021 году до 232 млн тонн в 2024 году и до 380 млн тонн к 2035 году за счет разработки Сырадасайского месторождения на Таймыре, строительства новых терминалов в порту Диксон и под Мурманском и наращивания пропускной способности основных железнодорожных путей (БАМ и Транссиб) к этому сроку на 55 млн тонн, до 180 млн тонн в год.
Мастер-план "Большого Владивостока" с учётом создания нового города Спутник, планируется представить на Восточном экономическом форуме в 2022 году. При этом масштабный проект пока не имеет конкретного интересанта.
Соглашение о создании нового города недалеко от Владивостока было подписано на ВЭФ-2021 между министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, правительством Приморского края, "ВЭБ.РФ" и ООО "ПроГород".
В начале декабря правительство Приморья сообщило, что в настоящее время в окрестностях Владивостока под реализацию проекта рассматриваются три площадки — земельные участки "Спутник" и "Байкал" в Надеждинском муниципальном районе, а также перспективная площадка "Щитовая" в бухте Горностай.
Руководитель блока по управлению проектами в сфере недвижимости и работе с активами корпорации "ВЭБ.РФ", председатель правления мастер-девелопера проекта ООО "ПроГород" Александр Тарабрин в интервью РИА "Недвижимость" отметил, что при разработке мастер-плана появятся большие территории, требующие комплексного развития. В частности, площадь одной из обсуждаемых сейчас территорий составляет более 1,3 тысячи гектаров.
В тоже время говорить о выборе конкретных строительных компаний, которые будут участвовать в проекте, пока рано, однако, скорее всего, речь будет идти не об одном, а о нескольких девелоперах.
"Сегодня происходит обсуждение с правительством региона, министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и всеми заинтересованными институтами развития концепции освоения этих территорий. Уверен, что работа пойдет примерно по пути застройки территории ЗиЛа в Москве, то есть сначала будет подготовлен мастер-план, а потом будут подбираться компании, которые смогут взяться за реализацию той или иной его части", — сказал Александр Тарабрин.