11 января 2022. Выход бизнесмена Дениса Сарана из состава акционеров "Владивостокского морского рыбного порта" отнюдь не означает досрочной победы блока, сформированного с участием структур, подконтрольных бывшему губернатору Приморья Сергею Дарькину. В ближайшее время не исключен заход в порт федерального игрока. Бывший вице-губернатор Приморья Виктор Мясник, в своё время считавшийся одним из самых верных соратников Сергея Дарькина в бытность того губернатором, вновь напомнил о себе, став собственником генерирующей компании ТГК-14, обеспечивающей тепловой энергией потребителей на территории Забайкальского края и Республики Бурятия.
Есть версия, что ставка бывшего главного энергетика Приморья сыграла в Чите в интересах одной из крупных бизнес-структур.
Эпопея с переформатированием владельцев "Владивостокского морского рыбного порта" вышла на закономерный промежуточный финиш, но еще далека от завершения. Накануне Нового года новым акционером стивидора стало АО "Ником-Восток", созданное 13 декабря 2021 года во Владивостоке с уставным капиталом 100 тысяч рублей и специализирующееся на вложениях в ценные бумаги. "Ником-Восток" после своего создания приобрело 22,37% акций "Владморрыбпорта" у ООО "СПВ Капитал" (Владивосток), гендиректором которого является Алексей Сарана, а бенефициаром — его брат Денис Сарана.
По данным ЕГРЮЛ, гендиректором "Ником-Восток" является Вячеслав Смирнов, гендиректор и собственник ООО "СДК менеджмент", специализирующегося на деятельности в области права.
Среди новых проектов, которые планируют реализовать Денис Сарана и его партнеры, — развитие рефрижераторной логистики, сельское хозяйство, строительство (девелопмент) и ряд других.
Напомним, что в августе 2021 году доли в московской компании "Геотэкс", которая контролирует 51,9% уставного капитала "Владморрыбпорта", частично перераспределились в пользу структур лиц, связанных с главным на сегодняшний день бизнес-активом экс-губернатора Приморья Сергея Дарькина — "Находкинской базой активного морского рыболовства" (НБАМР).
На данный момент по 45% долей "Геотэкса" принадлежит зарегистрированной в Сингапуре компании Sparkler holdings и ООО "Тигр-Инфраструктура" (Москва), которое контролирует компания "Дальинвестгрупп" Ларисы Белобровой, супруги Сергея Дарькина. Еще 10% принадлежит члену совета директоров Владморрыбпорта Дмитрию Мартынову.
При этом новые совладельцы "Геотэкса" (блок Дарькина) уже подали в Федеральную антимонопольную службу заявку на приобретение оставшийся доли в московской компании, владение которой обеспечивает контроль над портом в целом.
Блоку Дарькина противостоят гендиректор ООО "Торговый дом Фили" Александр Евдокимов, к которому в сентябре этого года перешли 24,99872% акций "Владморрыбпорта" от структур Дениса Сарана, и теперь АО "Ником-Восток", выкупившие оставшиеся акции Сарана в чьих-то интересах. Как видим, этим двум игрокам суммарно принадлежит чуть более 47% акций порта, тогда как у "Геотекса" в наличии контрольный пакет. А это значит, что борьба за актив продолжится, пока одна из сторон не решится выйти из игры.
Бывший гендиректор "Дальневосточной энергетической компании" и вице-губернатор Приморья в 2010-2012 гг. Виктор Мясник стал владельцем 92,2053% акций ПАО "Территориальная генерирующая компания N14" (ТГК-14), обеспечивающей тепловой энергией потребителей на территории Забайкальского края и Республики Бурятии. Для Виктора Мясника ТГК-14 хорошо известна, он возглавлял компанию с декабря 2015 год по май 2017 года, а затем ушел в ОАО "РЖД" на должность руководителя дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог.
Собственно, сделку провело зарегистрированное во Владивостоке АО "Дальневосточная управляющая компания" (ДУК), владельцем которой по данным Kartoteka.ru является Виктор Мясник. Интересно, что 63-летний уроженец города Комсомольска-на-Амуре Виктор Мясник начинал свою карьеру в большой энергетике Дальнего Востока с должности гендиректора созвучной "Дальневосточной энергетической управляющей компании" (ДВЭУК), на базе которой позже была создана "Дальневосточная энергетическая компания".
Свои доли в ТГК-14 продали ООО "Энергопромсбыт" (Москва), ЗАО Управляющая компания "РВМ Капитал" и АО "Управляющая компания ТРИНФИКО".
АО "Дальневосточная управляющая компания" создано в июне 2009 года с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Виктор Мясник был ее первым гендиректором до мая 2010 года. Специализация компании: "деятельность в области права". Выручка за 2020 год — 8,55 млн рублей, чистая прибыль — 1,227 млн рублей.
Стоит отметить, что Виктор Мясник после того как перебрался в Читу, сохранил бизнес-интересы в Приморье. На данный момент он является гендиректором и владельцем ООО "Приморский завод металлопокрытия" и ООО "Энергопримснаб" (специализируется на производстве изделий из бетона для строительства), зарегистрированных в Спасске-Дальнем.
Есть версия, что ДУК приобрела контроль над ТГК-14 в интересах одной из крупных бизнес-структур.
Акционеры ПАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП, крупнейшая стивидорная компания в порту Владивосток, входит в транспортную группу FESCO) в канун Нового года приняли решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа компании ООО "Транспортная группа ФЕСКО".
С 19 августа 2021 года портом руководит Владимир Корчанов, проработавший в FESCO более 30 лет, пройдя путь от помощника капитана до первого вице-президента группы. Владимир Корчанов занял должность врио гендиректора порта после того как наблюдательный совет ВМТП одобрил досрочное расторжение трудового договора с Романом Кухаруком, занимавшим должность гендиректора со 2 октября 2020 года.
Управляющая компания — это юридическое лицо (для крупного бизнеса в качестве УК, как правило, выступают АО или ООО), аккумулирующее на себе комплекс стратегических, тактических, организационных, мотивационных и контрольных функций. За оказание услуг компания выплачивает управляющей организации вознаграждение.
Практика привлечения управляющих организаций для выполнения функций единоличного исполнительного органа (директора) широко распространена в стивидорной отрасли. Например, управляющей организацией "Торгового порта "Посьет" является ООО "УК Мечел-Транс", "Дальтрансугля" (угольный терминал в Хабаровском крае) — АО "Национальная транспортная компания" (НТК). В то же время "Находкинский морской торговый порт" возглавляет гендиректор Владимир Григорьев, "Ванинский морской торговый порт" — гендиректор Владимир Рогов.
Транспортная группа FESCO — крупный российский портовый оператор с железнодорожным и логистическим бизнесом в составе. Флот состоит из 21 судна, преимущественно эксплуатируемых на собственных морских линиях. Зиявудин Магомедов владеет 32,5% акций ПАО "ДВМП", у Михаила Рабиновича — 17,4%, у его партнера Андрея Северилова — 23,8%
На энергорынок Приморского края, находящийся в неценовой зоне, готовится зайти ООО "Рязанская городская муниципальная энергосбытовая компания" (РГМЭК), выступающая в роли независимой энергосбытовой компании. Таким образом, в начале 2022 года РГМЭК будет представлено уже в 16 регионах.
"Рязанская городская муниципальная энергосбытовая компания" (создана в июне 2006 года) — гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Рязани и независимая энергосбытовая компания во всех федеральных округах РФ.
Сбытовые организации делятся на гарантирующего поставщика и энергосбытовую организацию. Гарантирующий поставщик покупает электроэнергию на оптовом рынке, добавляет свою сбытовую надбавку и продает электроэнергию населению и юридическим лицам. Сбытовая надбавка, которую гарантированный поставщик добавляет сверху, ежегодно устанавливаются региональными службами по тарифам. Энергосбытовая организация покупает электроэнергию на оптовом рынке и перепродает ее по свободной цене на розничном рынке. Цены энергосбытовой организации государством уже не регулируются.
В настоящее время гарантирующим поставщиком и единым закупщиком электроэнергии во II неценовой зоне оптового рынка электроэнергии выступает ПАО "Дальневосточная энергетическая компания" (ДЭК, входит в группу "РусГидро"). Как единый закупщик компания ежегодно покупает порядка 31,6 млрд кВт.ч.
Законопроект, предусматривающий второй этап рыбных инвестиционных квот (программа действует уже пять лет), будет направлен в Госдуму в ближайшее время. Законопроект подготовлен Минсельхозом и Росрыболовством в соответствии с поручениями вице-премьеров Виктории Абрамченко и Юрия Трутнева. Он предусматривает выделение еще 20% от общих допустимых уловов на инвестиционные квоты на Дальнем Востоке для строительства судов и рыбоперерабатывающих комплексов.
Объем инвестиционных квот второго этапа предполагается распределить в равном соотношении: 10% — для строительства рыбоперерабатывающих комплексов и 10% — для судов рыбопромыслового флота. Кроме того, в законопроект включены положения по реализации на аукционах права на добычу 50% общих допустимых уловов крабов и 100% — морских гребешков, трубачей, морских ежей и трепангов.
Планируется, что аукционы будут организованы в 2023 году, закрепление квот под инвестиции — в 2024 году. В тоже время не исключено, что Росрыболовство думает об изменении порядка проведения второго этапа аукционов с квотами на добычу крабов. Вместо судов-краболовов победителей части лотов могут обязать инвестировать в строительство холодильных мощностей, что должно решить вопрос с их дефицитом на Дальнем Востоке.