29 января 2022. Владивосток, город к которому постоянно приковано внимание первых лиц нашей страны. И это не случайно. С одной стороны — он стратегически важен и как порт, и как главная база Тихоокеанского флота. С другой же, в силу множества причин его крайне сложно развивать. Однако, централизованные попытки это сделать предпринимались задолго до знаменитого саммита и строительства мостов с кампусом ДВФУ. Одним из самых ярких эпизодов стал период правления Никиты Хрущева. Он дважды бывал во Владивостоке. Так случилось, что именно во время этих визитов нашему городу был задан вектор дальнейшего развития на годы вперед. Как именно это произошло — в материале ИА PrimaMedia.
Впервые вопрос о недостаточной благоустроенности нашего города был поднят в 1954 году. Правительственная делегация во главе с Хрущевым прибыла во Владивосток после посещения Китая. Основной целью, как заявлял позднее сам Никита Сергеевич, была необходимость решить — делать город закрытой военно-морской базой или вывести часть кораблей в другие места. В ходе осмотра, который проводили также Булганин и Микоян, была отмечена крайняя запущенность хозяйства Владивостока. В частности, отмечалась плохая связь районов с центром, тяжелое положение в обеспечении горожан жильем, проблемы благоустройства. Это не удивительно. Прошло всего девять лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Далеко не все, что было разрушено на Западе страны, было восстановлено. Владивосток мог претендовать на весьма скромные ресурсы. Дальневосточное турне Хрущева вскрыло этот факт. По его итогам краевым руководством был подготовлен секретный доклад, где детально раскрывались все текущие проблемы.
Документ констатировал, что во Владивосток является крупнейшим краевым центром, в котором "выпускается более 1/3 всей промышленной продукции и проживает почти 1/4 часть гражданского населения края. Через Владивостокский порт проходит более 1/3 грузов и почти 2/3 транзитных пассажиров, следующих в другие порты Тихоокеанского бассейна". Уже из этой короткой фразы становится очевидна важность города. Но что же он имел в 1954 году?
Весь жилой фонд города Владивостока составляет 1210 тыс. кв. м… Более 37% жилого фонда местных Советов находится в крайне [в] ветхом состоянии, не поддается ремонту и подлежит сносу, 956 квартир трудящихся с общей площадью 16,5 тыс. кв. метров совершенно не пригодны к жизни. Из общей жилой площади до 65% составляет площадь в одноэтажных и двухэтажных домах. Не вся жилплощадь оборудована электроосвещением. Жилплощади оборудованной водопроводом менее 20%, канализацией 15% и центральным отоплением около 20%.
Городской транспорт совершенно не удовлетворяет потребностей городского населения и хозяйства в транспортных средствах. Городской трамвай с общей протяженностью одиночного пути 27,4 км имеет всего только два направления. Подвижной состав трамвайного [парка] выпуска 1925–1927 года крайне изношен.
Справедливости ради, стоит сказать, что во Владивостоке такой вид транспорта как трамвай хотя бы был. В соседнем Хабаровске первая линия была введена в эксплуатацию лишь в 1957 году.