Мобильная связь на Дальнем Востоке подорожает. Но это даже к лучшему

Операторы большой пятёрки рассказали ИА PrimaMedia о новых трендах развития телеком-отрасли на Дальнем Востоке
Тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimaMedia

27 января 2022. Телеком-операторы на фоне инфляции и росте трафика в пандемийных условиях готовятся пересмотреть тарифы на связь и интернет в сторону повышения. В большинстве случаев подорожание коснется так называемых архивных тарифов, со временем утративших актуальность. С другой стороны, абонентам будут предложены новые условия, выбор которых позволит получать больше услуг практически за те же деньги.

О том, почему связь дорожает не так резко, как бензин и квартплата, почему исчезают тарифы с безлимитом, и какие новинки в части повышения сервиса предложат операторы на Дальнем Востоке в 2022 году — в актуальном и телеком-обзоре ИА PrimaMedia.

Тарифы будут пересматриваться, но не столь радикально

Информационно-аналитическое агентство Content Review опубликовало результаты исследования тарифов операторов РФ и рассчитанный на их основе индекс доступности связи по итогам второго полугодия 2021 года. В ходе исследования были зафиксированы тарифы восьми операторов во всех регионах РФ. Обработанные данные удивляют — минимальный пакетный тариф на мобильную связь подешевел на 15% сравнению с первым полугодием 2021 года — с 326 до 278 рублей. Авторы исследования объясняют, что это произошло благодаря ребалансировке тарифов операторами в результате изымания из тарифных линеек предложений с безлимитным мобильным интернетом. А перевод тарифов с безлимитным интернетом в верхний ценовой сегмент позволил предложить более доступные начальные пакетные тарифы.

В 2021 году повышение цен на мобильную связь было локальным и небольшим — на 2–4%, рассказал гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Дешевле всего услуги сотовой связи на данный момент в Москве, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах, Магаданской и Сахалинской областях, самой дорогой по итогам года стала мобильная связь в Чечне, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Дагестане.

По предварительным данным, рост цен на связь в феврале 2022 года может составить 10-15%, чему есть логичное объяснение — с наступлением эры пандемии операторы отмечают взрывной рост трафика, что приводит к увеличению нагрузки на сеть и, соответственно, требует дополнительных инвестиций в развитие. При этом никто не отменял дополнительной нагрузки от действия "Закона Яровой". Но даже в этих условиях бизнес не торопится перекладывать затраты на абонентов, предлагая им самим формировать свои запросы по части объёмов и скорости передачи данных.

Абоненты выбирают качество и объёмы, операторы предлагают новые "вкусняшки"

Опрошенные ИА PrimaMedia дальневосточные операторы не сговариваясь отмечают главное — при высоком качестве стоимость услуг связи в России остается одной из самых доступных в мире, а основным фактором сдерживания роста цен является жесткая конкуренция в отечественном телекоме.

"На нашем телеком-рынке сегодня высокий уровень конкуренции — он позволяет балансировать предложение по тарифам, что делает услуги связи в России одними из самых доступных в мире. Мы не комментируем свои планы по изменениям в продукте и бизнесе компании. В целом по теме корректировки тарифов можем отметить, что это обычная рыночная практика. Сейчас у "Билайна" есть ряд предложений, среди которых каждый может выбрать для себя что-то интересное: комплексные тарифные планы, к которым можно подключить всю семью и экономить на связи, индивидуальные — например, мы не так давно мы запустили тарифный план "Твое решение", в котором можно выбрать самостоятельно необходимое количество минут и гигабайт интернета. Кроме того, недавно мы запустили тарифный план "Близкие люди с Яндекс. Плюс" — это тариф с единым платежом, в который входят пакет минут, интернет и безлимитные мессенджеры, а также доступ к Кинопоиску, Яндекс.Музыке и кешбэку баллами в сервисах Яндекса", — отмечает директор розничного бизнеса Восточного региона "Билайна" Ольга Колтунова.


Директор розничного бизнеса Восточного региона "Билайна" Ольга Колтунова.. Фото: фото предоставлено билайн

"Стоимость услуг связи формируется в зависимости от множества факторов, включая экономическую ситуацию, конкурентную среду, уровень спроса и потребности клиентов. Сейчас мы не планируем менять текущие условия для абонентов. Действующие тарифы нашей основной линейки #БезПереплат максимально соответствуют потребностям пользователей. Например, популярные мессенджеры на протяжении всего года не расходуют пакет интернета и работают даже при отрицательном балансе, позволяя абоненту оставаться на связи с близкими, даже если нет возможности пополнить счет", — прокомментировали в пресс-службе Дальневосточного филиала ПАО "МегаФон".

"Тарифы меняются постоянно в зависимости от рыночной ситуации, запросов пользователей и новых сервисов, которые появляются в экосистеме МТС. Но мы заранее и в максимально развернутом формате предупреждаем абонентов об изменениях, чтобы они могли выбрать: остаться на действующем тарифе или перейти на другой тариф или подписку. Безусловный хит — "Smart для своих. Новогодний". Также отмечу Нетариф — своеобразный "тариф-конструктор", который можно собрать под свои запросы и потребности — подписка на связь, музыку, онлайн-кинотеатры и другие сервисы. Чем больше пакеты, тем дешевле подписки и опции. Можно включить в тариф только то, что вам действительно необходимо и отказаться от неактуальных сервисов. Также есть специальная подписка для детей — Нетариф Junior, куда входят мультфильмы, музыка, учебники, книги, связь и безлимитные мессенджеры", — сказала директор МТС в Приморском крае Евгения Сысоева.

В "Ростелекоме" отмечают, что оператор, как и все участники рынка, плавно и точечно пересматривает устаревшие архивные тарифные планы на домашний интернет и платное телевидение, если они перестают соответствовать экономическим реалиям и не отвечают себестоимости. Так, с 1 января 2022 года в среднем на 8% увеличилась стоимость для незначительной доли клиентов по Дальнему Востоку, которые пользуются архивными тарифными планами.

Повышение связано с увеличением затрат на поддержание и обслуживание сети, в том числе в связи с возросшим трафиком, в том числе необходимостью инвестиций в расширение пропускной способности сети и закупку оборудования. Увеличение тарифов не влияет на текущие тарифные линейки, так как это увеличение произошло только на архивных тарифных планах",

— сказал директор по работе с массовым сегментом региона "Дальний Восток" ПАО "Ростелеком" Баир Аюшеев.

В "Ростелекоме" действует много различных акций, направленных как на привлечение новых абонентов, так и для действующих. Это позволяет существенно экономить на пользовании услугами и пользоваться только теми предложениями, которые необходимы клиенту.

"Например, наши абоненты могут управлять настройками тарифа и платить только за то, чем действительно пользуются: настраивать самостоятельно скорость домашнего интернета, выбирать пакеты ТВ-каналов и фильмов в онлайн-кинотеатре Wink, управлять количеством минут мобильной связи. На территории Приморского и Камчатского краев, Сахалинской и Магаданской областей мы предоставляем услуги мобильной связи. Используя мобильную связь от Ростелекома, клиенты могут значительно экономить средства благодаря акционной линейке пакетных тарифов, на которой каждому клиенту предоставляется безлимитный интернет и до 1,2 тысяч минут мобильной связи. При этом клиент может выбрать семейный тариф и объединить мобильную связь всей семьи, домашний интернет и интерактивное ТВ в один пакет", — добавляет Баир Аюшеев.


Директор по работе с массовым сегментом региона "Дальний Восток" ПАО "Ростелеком" Баир Аюшеев.. Фото: фото предоставлено "Ростелеком".

Tele2 не может не учитывать изменения на рынке, в отрасли и экономике, а также инвестиционную нагрузку, связанную с необходимостью постоянного расширения емкости сети. Однако независимо от влияний внешней среды, позиция Tele2 остается неизменной: мы стремимся делать наиболее актуальные предложения для клиентов с оптимальным соотношением цены и качества",

— комментирует директор приморского филиала Tele2 Андрей Шмалёв

По его словам, действующие тарифные планы линейки "Мой Tele2" оптимальны по наполнению и соответствуют потребностям пользователей.

"Также наши клиенты даже при отрицательном балансе могут использовать свой оплаченный тариф в полном объеме — минуты, гигабайты и другие подключенные опции. Такой подход отличается от правил, принятых на телеком-рынке. Мы последовательно воплощаем концепцию "Другие правила" и выполняем обещание — регулярно запускать инновационные продукты. Например, в коллаборации с видеосервисом Wink мы предложили клиентам обмен неизрасходованных минут на кино. Воспользоваться услугой можно на всех тарифах Tele2. Одна минута равна минуте фильма, а всего на выбор предлагается более 4 тысяч кинохитов. По итогам прошлого года наши клиенты обменяли 117 млн минут и посмотрели таким образом более 1 млн фильмов", — сказал Андрей Шмалёв.

Пандемия изменила поведение и привычки пользователей

Операторы отмечают, что прошлый год стал периодом адаптации к новым условиям, в которых оказался мир после прихода пандемии.

"В 2021 году экономика начала постепенно восстанавливаться, со снятием жестких ограничений мы наблюдали рост деловой и покупательской активности. Увеличился спрос на услуги мобильной передачи данных, цифровые и контент-услуги, выросли продажи оборудования и аксессуаров в розничных сетях, — комментируют в пресс-службе Дальневосточного филиала ПАО "МегаФон". — Диджитализация, которую подстегнула пандемия, останется важным трендом и в 2022 году. Несмотря на то, что большинство сотрудников российских компаний уже вернулись в офисы, бизнес продолжит переводить основные процессы в онлайн. Сохранится спрос на аналитические сервисы с использованием больших данных и решений для организации удалённой работы, а также тенденция к безбумажной работе и переносу услуг и процессов в облака. Как показал опыт 2020-2021 годов, рыночные условия меняются очень быстро и требуют от компаний всё большей гибкости и скорости принятия решений. Мы внимательно следим за всеми изменениями, чтобы быстро реагировать на новые вызовы и эффективно использовать открывающиеся возможности".

У "Ростелекома" в 2021 году в среднем рост интернет-трафика достигал 20% в некоторых регионах (в 2020 году был рост до 33%). Активность интернет-пользователей по регионам разная: самый высокий рост трафика показывают Хабаровский край и Якутия.

"Мы понимаем, что тенденция к росту останется, поэтому развиваем оптическую инфраструктуру, которая в будущем позволит предлагать клиентам еще более высокую скорость интернета — от гигабита в секунду. Сегодня в ряде регионов мы уже предлагаем до 250 Мбит/с на оптических сетях и до 500 Мбит/с на игровых тарифах, — говорит директор по работе с массовым сегментом региона "Дальний Восток" ПАО "Ростелеком" Баир Аюшеев. — Ситуация сегодня показала, насколько высока потребность населения в надежной телеком-инфраструктуре. Выросли требования клиентов к стабильному интернету и качественному обслуживанию. Специалисты "Ростелекома" обеспечивают бесперебойную работу телеком-инфраструктуры. Уровень сервиса напрямую зависит от качества Сети, поэтому и строительство новых линий связи, и модернизация оборудования постоянно в фокусе нашего внимания. За 2021 год компания обеспечила оптикой более 35 тысяч дальневосточных домохозяйств.

Во многом благодаря работе отрасли были сохранен рабочий режим огромного количества компаний, которые перевели персонал на удаленку. Удалось сохранить непрерывность не только экономических, но и образовательных процессов в школах и ВУЗах. Выросли востребованность и значение портала госуслуг, с помощью которого осуществлялись важнейшие меры социальной поддержки населения.

"Но и в целом, за последние пять лет общий интернет-трафик в стране вырос в шесть раз. Сети "Ростелекома" справились с нагрузкой, благодаря своевременному развитию и умощнению, при строительстве сетей всегда закладывается резерв на рост спроса и трафика", — добавляет Аюшев.

Tele2 традиционно отмечает рост интернет-трафика в собственной сети по итогам года. В зависимости от региона объем потребления растет двузначными темпами.

"Пандемия изменила поведение и привычки клиентов. Многие вещи сегодня неразрывно связаны с мобильным интернетом и режимом онлайн — работа, образование, здравоохранение или развлечения. Изменилось и восприятие качества мобильной связи: до пандемии отношение к нему было не таким критичным, тогда как сейчас резко вырос спрос, а требования абонентов стали жестче. Если раньше больше смотрели на стоимость, то сегодня вес имеют скорость и стабильность", — отмечает директор приморского филиала Tele2 Андрей Шмалёв.


Директор приморского филиала Tele2 Андрей Шмалёв.. Фото: фото предоставлено Tele2

Потребление мобильного интернета от МТС увеличивается ежегодно в Приморском крае в среднем на 50%, а в некоторых локациях, например, во Владивостоке, Находке и популярных местах летнего отдыха (Хасанском, Партизанском и Лазовском районах) трафик вырос за 2021 год даже кратно — почти в два раза.

Связано это с тем, что практически все сферы жизни все больше уходят в онлайн — учеба, работа, развлечения, медицина и большинство бытовых вопросов — от оплаты коммунальных услуг до онлайн-шопинга. И во время пандемии этот тренд только усилился",

— рассказала директор МТС в Приморском крае Евгения Сысоева.

Стоит ли ожидать в 2022 году улучшения качества услуг связи?

Одна из основных задач компании "МегаФон" — строительство новых базовых станций и модернизация оборудования на действующих объектах связи как в крупных городах, так и в отдаленных малочисленных населенных пунктах, чтобы все абоненты, независимо от места проживания, имели равные цифровые возможности. Так в прошлом году связь и скоростной мобильный интернет от МегаФона впервые пришли в село Дубовое Сахалинской области, у жителей Магаданского села Тополовка с численностью населения порядка 50 человек также впервые появилась возможность общаться по мобильному телефону с близкими или вызвать экстренную помощь при необходимости. В Хабаровском крае в конце 2021 года, в рамках проекта "Хабаровский край на связи" запущены базовые станции в восьми удалённых и малочисленных населенных пунктах, где ранее не было мобильного интернета и связи. В Забайкальском крае сотовая связь и быстрый мобильный интернет впервые появились в небольших селах Кондуй и Передняя Бырка Борзинского района и Укурик Хилокского района. Кроме этого, более двух тысяч жителей и горняков посёлка Усть-Карск Сретенского района впервые получили доступ к скоростному 4G-интернету.

Компания ведет такую работу постоянно, как с точки зрения технического развития (повышения скорости и надежности передачи данных), так и улучшения клиентского сервиса, в котором всё большее значение приобретают дистанционные цифровые каналы обслуживания.

"Ростелеком" в 2021 году повысил максимальную скорость для пользователей домашнего интернета (по оптике). В итоге скорость для клиентов разогнана от 100 до 300 Мбит/с в зависимости от технической возможности. Инициатива по ускорению доступа в интернет нацелена на повышение комфорта и стала ответом на растущие потребности клиентов.

"В квартирах наших клиентов стабильно включены сразу несколько смартфонов, компьютеров, телевизоров, а у многих — устройства видеонаблюдения и датчики "Умного дома". Расширяется территория предоставления услуг по оптическим каналам связи, мы строим новые линии, а также постоянно работаем над модернизацией нашей сети, — рассказывает Баир Аюшеев. — Для нас очень важно обеспечить цифровое равенство и доступную связь не только в городах, но и в самых отдаленных населенных пунктах".

Стоит отметить, что потребление трафика растет с каждым годом. Для того, чтобы наши абоненты могли с комфортом пользоваться всеми современными сервисами и услугами, мы непрерывно работаем над улучшением качества связи на территории России, в частности — Дальнего Востока",

— говорит директор розничного бизнеса Восточного региона "Билайна" Ольга Колтунова.

В 2021 году "Билайн" построил сотни базовых станций в городах и поселках Дальневосточного федерального округа. В Хабаровском крае направлены огромные инвестиции в развитие инфраструктуры в краевом центре, в Комсомольске, Николаевске, населенных пунктах Бикин, Советская Гавань, Вяземский и тринадцати муниципальных районах, запустили 3G в селах, в которых живет несколько сотен человек, например, Тахта, Долми, Кукан и сети четвертого поколения в Амурске и Солнечном — ранее там были вышки 2G, но теперь есть и LTE.

В Приморье, помимо прочего, были переведены со спутниковых на наземные каналы связи 4G 14 отдаленных населенных пунктов, что позволило обеспечить жителей надежной голосовой связью и стабильным интернет-соединением. На Камчатке в отдаленных населенных пунктах Ивашка, Тымлат, Пахачи и Манилы, куда невозможно доехать по земле, "Билайн" расширил спутниковый канал, обеспечивающий связь на местности, в среднем в 1,5-2 раза, после чего вдвое больше абонентов могут пользоваться голосовой связью одновременно.  В Южно-Сахалинске за прошлый год не только увеличили покрытие 4G и улучшили качество сотовой связи, но и сделали домашний интернет более быстрым и надежным: осенью специалисты завершили работы по усовершенствованию сети, благодаря чему ее пропускная способность выросла с 1 до 10 Гбит/с.

Также в 2021 году технические специалисты "Билайн" занимались расширением пропускной способности сети и увеличением скорости мобильного интернета в городах Дальнего Востока. Специалисты провели рефарминг в Якутии, Биробиджане, во Владивостоке — расширили полосу частот в диапазоне LTE 1800 МГц, что сравнимо с увеличением количества полос на шоссе. Интересно, что во Владивостоке рефарминг провели дважды за год. Проведенные работы увеличили скорость мобильного интернета у абонентов, а также позволили большему числу пользователей одновременно активно работать в сети.

"Эту работу по строительству и модернизации оборудования, в том числе на отдаленных территориях, мы будем продолжать и в дальнейшем", — отмечает Ольга Колтунова.

На сегодняшний день связь МТС доступна на территории, где проживает 97% жителей Приморского края. Помимо населенных пунктов, связью МТС стандарта LTE покрыты важные автотрассы и рекреационные зоны региона.


Директор МТС в Приморском крае Евгения Сысоева.. Фото: фото предоставлено МТС

"Но представления абонентов о цифровом комфорте постоянно меняются, и наша задача — им соответствовать, постоянно расширяя покрытие и увеличивая скорость мобильного интернета.  Для того чтобы клиенты продолжали пользоваться быстрым мобильным интернетом там, где душе угодно, МТС непрерывно ведет работы по улучшению качества сети, расширению зоны покрытия сетью LTE, увеличению скорости мобильного интернета.  В 2021 году мы покрыли связью "четвертого поколения" 39 малых населенных пунктов практически во всех районах Приморья — от Красноармейского на севере до Хасанского на юге. Там, где раньше никогда не было мобильного интернета, появилась современная связь "четвертого поколения". Также впервые связь LTE появилась в одном из самых популярных мест летнего отдыха приморцев и гостей региона — бухте Триозерье. В 2022 году работы по улучшению качества сети будут продолжены — и в городских агломерациях, и в местах летнего и зимнего отдыха приморцев и гостей региона", — говорит Евгения Сысоева.  

По итогам прошлого года 4G-интернет Tele2 впервые появился более чем в 80 населенных пунктах Дальнего Востока. В 2022 году оператор продолжит техническое развитие сети и будет активно модернизировать инфраструктуру дальневосточных регионов. На территории Приморья работы запланированы в ряде населенных пунктов Надеждинского, Пограничного, Дальнегорского, Михайловского, Лазовского и Ханкайского районов. На Камчатке оператор модернизирует сеть в Усть-Большерецком и Елизовском районах, в Бурятии — в Баунтовском эвенкийском, Джидинском, Окинском, Заиграевском и Хоринском районах.

Автор Олег Клименко. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость