Кристина Мазур: танцоры читают такую литературу, которую не каждый осилит

Основатель танцевального центра Этажи, детской студии Бродвей о своих книжных вкусах, школьной литературе и психологии
ЛиТР
Кристина Мазур
Фото: ИА PrimaMedia

31 января 2022. Дальневосточный фестиваль "Литература Тихоокеанской России" (6+) продолжает рубрику "Полка ЛиТРа" (6+), в рамках которой известные люди и медийные личности Дальнего Востока рассказывают о своих книжных инсайтах, а также делятся топами любимых произведений, так или иначе повлиявших на них. В гостях у ИА PrimaMedia основатель танцевального центра "Этажи" и детской студии "Бродвей" Кристина Мазур.

— Все в жизни бывает впервые — первая любовь, первый поцелуй, и, конечно же, первая книга. Вы помните свою первую книгу? Что это было за произведение?

— Наверное, речь уже про более-менее осознанный возраст, когда книга как-то повлияла на меня. Пожалуй, это была "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" (12+) Ричарда Баха. Я тогда была ребенком, мне было лет 12. В то время в нашем танцевальном коллективе все её читали. И то стремление к свободе, более высоким ценностям и мечтам, проявлению индивидуальности, которое есть у главного героя, очень вдохновляло в этом возрасте.


Кристина Мазур: танцоры читают такую литературу, что закачаешься. Фото: ИА PrimaMedia

— Действительно, в каждом периоде жизни определенная книга играет большую роль в жизни человека. А какую литературу вы предпочитаете читать сейчас?

— Сейчас я выбираю психологическую литературу. Раньше было очень много бизнес-литературы. Это было интересно и нужно для рабочих целей, поэтому я потребляла информацию в запой. В меньшей степени я читаю художественную литературу, и если читаю, то классику — Антона Чехова, Николая Гоголя и др. Каждый раз думаю, как можно было давать это детям в школе? Там столько всего глубокого, жизненного, ребёнок просто не способен это осознать.

— Не могу с вами не согласиться. Сейчас сама с удовольствием перечитываю классическую литературу — те произведения из школы, которые раньше казались мне скучными. Что из художественной классики вы прочитали последним?

— Из классики я не вспомню, но в принципе последнее художественное произведение, которое я прочитала — это "Вино из одуванчиков" Рэя Бредбери. В детстве несколько раз пыталась, но что-то шло не так. А вот в 32 время пришло. Настолько это искреннее и светлое произведение, которое с головой погружает в детскую любовь к лету. И вся эта философия восприятия жизни, которая отражается в двух братьях, главных героях, настолько полна мудрости и доброты, что это не может не вдохновлять и воодушевлять.


Кристина Мазур: танцоры читают такую литературу, что закачаешься. Фото: ИА PrimaMedia

— У меня была одна книга в детстве, которую я абсолютно не понимала. Потом, когда я прочла ее в студенчестве, я сказала, что это должны прочитать абсолютно все. Я дарила ее своим знакомым, почти насильно заставляя читать. У вас была книга, которую вы прочитали и поняли, что с ней должен познакомиться каждый?

— Это Герман Гессе "Сиддхартха. Путешествие к земле Востока" (12+). Мне кажется, я тоже дарила ее близким людям, потому что это просто квинтэссенция мудрости. Все, что ищут люди, есть в "Сиддхартхе". Учитывая весь тренд на духовность и желание людей преисполнится, эта книга просто обязательна к чтению. Она совсем небольшая, но в ней собрано все, что нужно знать о духовном пути человека. А именно то, что ты никогда не вберешь в себя чью-то мудрость, не познаешь какого-то учения полностью. Все, что ты можешь познать в жизни — это твой собственный опыт. Через него ты и приходишь к просветлению. Это книга, которую должен прочитать каждый человек.


Кристина Мазур: танцоры читают такую литературу, что закачаешься. Фото: ИА PrimaMedia

— А что читаете сейчас?

— Читаю психологическую книгу, от которой у меня мурашки. Она называется "Тело помнит все" (18+) Бессела ван дер Колка. Она про посттравматические расстройства личности и методы реабилитации после страшных событий, таких как инцест, изнасилование, автокатастрофа, военные действия и пр. Она для меня интересна, потому что я плотнее вхожу в профессиональную деятельность со стороны психологии, уже обучилась танцевально-двигательной терапии.

Я очень много работаю с телом и все, что касается тела, мне безумно интересно. Сама книга про то, что в нас заложены абсолютно все воспоминания о всех событиях нашей жизни — в наших мышечных реакциях и реакциях в мозгу, и насколько мы не властны над этим. Мы можем сознательно не помнить чего-то, но тело помнит всё. Книга, по сути, научная, ее написал психиатр, исследователь травмы. Она потрясающая, объемная и безумно интересная.

— Есть ли такая литература, которую бы вы никогда не стали читать?

— Я не читаю современную прозу, но не потому что она плохая, а потому что есть столько всего интересного помимо, что у меня просто не доходят до нее руки. Я сейчас нахожусь в том состоянии, когда мне хочется познавать и просто читать описательные истории мне неинтересно. Если хочется такого чтива, я беру классику. И это, по сути, тоже познание, это история, определённый культурный срез.

Если что-то и читаю из современной литературы, то это книги на английском языке, чтобы поддерживать уровень. Из современной прозы я когда-то читала Харуки Мураками. На первом курсе университета я не могла пройти мимо книги "Денс, денс, денс" (12+). Это было очень занимательно и сильно отличалось от того, что я привыкла читать в школе.

— У меня такое отношение было к пьесам, но не так давно я познакомилась с творчеством Дмитрия Данилова и поняла, что мне это очень даже нравится. А у вас были такие моменты с литературой, когда вы неожиданно для себя открывали какую-то книгу, которую никогда бы раньше не прочитали?

— В какой-то момент мне стало интересно прочитать священные книги. Три года назад начала с Библии. Ее закончила, а к остальным так и не перешла, потому что начала читать аналитическую литературу о Библии и попала на книги журналиста Юлии Латыниной, которые до сих пор слушаю в аудио формате. И мне кажется, это самое трудное чтиво, которое мне доводилось воспринимать. Её труды настолько объёмные по количеству фактов и историй, что мне приходится тратить много сил, чтобы составить все эти цепочки смысловые в единое целое, осознать их и впустить в себя.


Кристина Мазур: танцоры читают такую литературу, что закачаешься. Фото: ИА PrimaMedia

— Хочется поговорить о чтении, как о процессе. Каждый книголюб подходит к чтению по-разному. Кто-то устраивается на диванчике, создавая атмосферу, настраивается. А кому-то все равно где читать — в автобусе, в кафе, и никакие ритуалы ему не нужны. А как у вас?

— У меня спокойное отношение к процессу чтения. Нет такого, чтобы необходимо было завернуться в плед, сесть и создать атмосферу. Я как-то завела себе привычку — вместо того чтобы открывать в очереди, например, в больнице, Instagram (12+), я открываю электронную книгу. У меня несколько книг, которые я могу читать одновременно.

— Можете поделиться, много ли читающих людей в танцевальной сфере? Она помогает вам вдохновляться?

— У меня потрясающее окружение, которое постоянно читает. Про всех танцоров говорить не могу, только о своих друзьях. Но те, кто занимаются хореографическими постановками, ставят танцевальные спектакли, они читают такую литературу, которую не каждый осилит. Потому что нужны смыслы, глубина, чувства. Это и вдохновляет на творчество.


Кристина Мазур. Фото: ИА PrimaMedia

— Возвращаясь к вашим вкусам, хочется спросить, что вы предпочитаете — зарубежную или русскую литературу?

— Сложный вопрос. Мне очень нравится русская классика. В ней чувствуется родная душа, и русский язык безумно красивый и богатый. С точки зрения любования языком мне больше нравится читать на языке оригинала и русский, в этом плане, мне, конечно, более доступен. Но и английский язык очень люблю, он потрясающий, хочется читать так, чтобы вообще не прибегать к словарю, но пока это невозможно. Какая-то часть информации выпадает.


Кристина Мазур: танцоры читают такую литературу, что закачаешься. Фото: ИА PrimaMedia

— Можете поделиться своим топом-5 книг, которые запомнились вам больше всех?

— Первая это, конечно же, Герман Гессе "Сиддхартха. Путешествие к земле Востока". На втором месте "Тело помнит все" Бессела ван дер Колка. Третье — Эрих Фромм "Искусство любить" (12+). Я ее прочитала, когда мне было лет 15, она действительно на меня повлияла.

Отмечу книгу "Источник" (12+) Айн Рэнд. Потрясающий язык, несколько надменная и высокомерная речь и позиция главных героев — кайф. Это произведение — будто более зрелая идея "Чайки Джонатана Ливингстона". Она про индивидуалистов, тех, кто не хочет мириться со статусом кво и серостью.

И, конечно же, Рэй Бредбери "Вино из одуванчиков" (12+). Это свет, доброта и искренность. Я очень люблю группу Coldplay и мне кажется их песни и "Вино из одуванчиков" — это идеальное комбо.

Напомним, что в сентябре 2022 года пройдёт пятый юбилейный фестиваль "Литература Тихоокеанской России". Партнером мероприятия и площадкой для проведения интервью является библиотека "БУК", входящая в состав Владивостокской централизованной библиотечной системы).

ЛиТР — крупнейшее событие в литературной жизни Дальнего Востока. Фестиваль проходит при поддержке правительства Приморского края, НКО "Фонд развития социальных инициатив", регионального оператора Исторического парка "Россия-Моя История" в городе Владивостоке АНО "Приморский культурно-исторический центр". 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость