31 января 2022. "Российские железные дороги" (РЖД) предлагают ввести обязательную ответственность грузоотправителей угля за противообледенительную обработку груза, а его получателей — за разогрев угля на месте в портах, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на "Коммерсант". Предложения монополии предполагают дополнительные инвестиции портовиков и повышение их ответственности.
По данным РЖД, за 20 дней января 2022 года потери по выгрузке в морских терминалах составили более 20 тысяч вагонов, или 1,6 млн тонн. Из них потери из-за несвоевременного подвода флота — 5,8 тысяч вагонов, из-за поломок оборудования на предприятиях — около 2,9 тысяч, из-за неблагоприятных погодных условий — 8,3 тысяч вагонов.
Как сообщил заместитель гендиректора ОАО "РЖД" Алексей Шило, 29 декабря 2021 года ОАО "РЖД" направило письмо в Минтранс с предложение пересмотреть правила перевозки смерзающихся грузов от 1999 года. В новых правилах должна быть предусмотрена ответственность грузоотправителя за подготовку груза к перевозке в зимний период, равно как и обязанность грузополучателя укомплектовать места приема груза оборудованием для разогрева.
Второе предложение — интеграция портов в информационные системы РЖД, с тем чтобы не было расхождения в данных. Тогда можно будет создать систему, при которой порты смогут ограничивать погрузку в свой адрес без участия РЖД, располагающего только столь мощным инструментом, как конвенция, то есть полный запрет погрузки в адрес порта на определенный срок.
Ещё одна идея — регулирование перерабатывающей способности портов, которая в договорах зачастую завышена до предельно возможной в идеальных условиях, тогда как "сегодня при любых раскладах выгрузка в порту не превышает 70% от заявленной перерабатывающей способности", констатирует Алексей Шило.
По его словам, РЖД в свое время активно шли навстречу портовикам, уходили от сезонной нормы (зимняя норма была, как правило, меньше, чем летняя, именно потому, что зимой возникают различные проблемы) и вводили универсальную.
В РЖД считают, что договорные отношения все равно будут пересмотрены и придется "либо возвращаться к сезонной норме, либо понимать, что 30% перерабатывающей способности зарезервированы под хорошие условия".
Другое предложение — это подготовка к зимним условиям работы. Сегодня из 50 угольных терминалов РФ только семь оснащены вагоноопрокидывателями и размораживающими устройствами, а самоходные маневренные резательные комплексы имеются только на трех терминалах в Дальневосточном бассейне. Вибробурорыхлительная техника в Дальневосточном бассейне есть только на девяти терминалах, в Северо-Западном — только на семи.
Когда говорят, что ОАО РЖД не везет что-то в порты, нам это слышать, конечно, очень обидно, и каждые сутки в портах вагонов под выгрузку примерно на 6 тысяч больше, чем фактически выгружают",
— сказал заместитель гендиректора ОАО "РЖД" Алексей Шило.
Все строящиеся и существующие терминалы уже оборудованы необходимым оборудованием.
"Но, к сожалению, любые действия любым оборудованием, направленные на возврат агрегатного состояния груза, увеличивают время обработки вагонов иногда в разы, — говорят в Ассоциации морских торговых портов (АСОП) об оборудовании для разогрева в портах. — А вот причина смерзаемости груза — это длительное нахождение его в пути следования, помогло бы сокращение время доставки груза ОАО РЖД".
В АСОП считают, что вопрос приведения к реальности данных о перерабатывающей способности портов требует детальной проработки, его надо рассматривать в летний период.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, на которого ссылается "Ъ", полагает, что в предложениях ОАО "РЖД" есть много рациональных моментов, однако более целесообразно действовать не через изменение правил или возвращение к сезонной норме, а через соглашения с угольными компаниями и терминалами.