Диана Лютер: Все романтичные особы города приходят к нам выбирать себе дождливую книгу

Основатель издательства Лютература и книжных магазинов Игра слов и Лютература о том, что ей дорого в книге, взрослой и детской
ЛиТР
Диана Лютер
Фото: Смитюк Мария, ИА PrimaMedia

7 февраля 2022. С течением времени вкусы людей в литературе меняются. Соответственно, меняются и любимые книги. Неизменным остается одно — любовь к чтению. Стоит ли удивляться, что Дальневосточный фестиваль "Литература Тихоокеанской России" (6+) решил открыть новую рубрику "Полка ЛиТРа" (6+), в рамках которой известные люди и медийные личности Дальнего Востока будут рассказывать о своих книжных инсайтах, а также делиться топами любимых произведений, так или иначе повлиявших на них. В этот раз о своих литературных пристрастиях журналисту ИА PrimaMedia рассказала основатель издательства "Лютература" и книжных магазинов "Игра слов" и "Лютература" Диана Лютер.


Диана Лютер с любимыми книгами. Фото: Смитюк Мария, ИА PrimaMedia

— Диана, скажите, с чего началась ваша любовь к чтению? Вы помните свою первую книгу?

— Я очень хорошо помню свою первую книгу. Это была сказочная повесть Астрид Линдгрен "Рони, дочь разбойника" (12+). Мне ее читали на ночь. Но случалось, что родители были заняты или уставали после работы. И вот один вечер пропущен, другой. А мне было так интересно узнать, что будет дальше. Я тогда, в принципе, чуть-чуть умела читать, но еще не бегло, не так, чтобы взять книгу и залпом прочесть. Тем более она была без картинок. Но в какой-то момент я не выдержала и сказала себе: "Всё, буду читать сама!". Читала медленно, буквально по капельке. И какой был восторг, когда где-то на середине книги я заметила, что читаю уже быстрее. А дочитывала уже легко. "Рони, дочь разбойника" долгое время оставалась моей любимой книгой, потому что была моей первой самостоятельной книжной победой.

— А как развивались ваши отношения с книгой в школьные годы чудесные? В школе, как известно, кроме программных произведений ученикам дают списки дополнительной литературы. Существует мнение, что тем самым произведения детям навязывают и это приводит к тому, что школьники рекомендованные книги, наоборот, не читают. А у вас как было?

— У нас была семейная любовь к чтению. Поэтому когда нам в школе давали список литературы на лето, я шла в библиотеку (нас, по-моему, было двое-трое таких в классе) и старалась максимальное количество из списка за лето прочесть. Было и такое, что я выбирала книги по названиям, которые понравились. В нашей школе давали очень обширные списки. И можно было выбрать то, что тебе нравится. Я эти списки очень любила, они помогали расширить кругозор чтения.


Диана Лютер: У нас была семейная любовь к чтению. Фото: Смитюк Мария, ИА PrimaMedia

Единственное мое расхождение со школьной программой случилось, когда вышла серия книг про Гарри Поттера. Я вставала за два часа до школы, чтобы прочитать книгу Роулинг. А когда приходила из школы, то забывала сделать домашнее задание, забрать младшую сестру из детского сада, потому что читала про Гарри Поттера. И дошло до того, что я стала читать Поттера под партой на математике. И тут я почувствовала некое раздвоение: с одной стороны я занимаюсь чем-то хорошим (ведь чтение всегда поощрялось, читаешь — значит, молодец), с другой — явно нарушаю какие-то другие правила. И вот меня на уроке пару раз поймали. "Что у тебя под партой?" — "Книжка". — "Книга — это, конечно, здорово. Но у нас-то математика".

По-моему, "Гарри Поттера" (12+) напрасно не включили в программу, потому что все дети были так увлечены этой серией. В современной литературе всегда есть то, что цепляет детей. А в школьной программе все идет по старинке.

— Вы знаете, может быть, и правильно, что не включили. Например, Александр Твардовский даже немного расстроился, когда узнал, что "Василия Теркина" включили в школьную программу. "Теперь не будут читать",…— сказал. Диана, помните, был такой человек — Владимир Ильич Ленин?

— Еще помню.

— Он сказал про книгу Чернышевского "Что делать?" так: "Она меня всего перепахала". А у вас были книги, которые вас "перепахали"? Кроме "Гарри Поттер".

— "Гарри Поттера" я читала в 10-12 лет, и это была такая детская влюбленность. Человека в 10-12 лет, по-моему, невозможно "перепахать", потому что там еще нечего "пахать". Мне пока трудно ответить на этот вопрос. Пусть он будет таким домашним заданием. Я обязательно над этим подумаю.

— Тогда поговорим о ваших любимых книгах? Пять самых-самых назвать можете?

— Пять стабильно любимых книг назвать трудно. Потому что с каждой вновь прочитанной ты как-то меняешься, да и вообще меняешься с каждым прожитым годом. И пять любимых каждый год могут быть разными. Более того, иногда, когда читаешь одну и ту же книгу в разном настроении, она открывается для тебя какими-то новыми гранями.


Диана Лютер: Пять стабильно любимых книг назвать трудно. Фото: Смитюк Мария, ИА PrimaMedia

То, о чем я хочу рассказать сегодня, — это из последнего, что мне понравилось. Я не могу сказать, что это пять любимых книг за всю жизнь. Но это пять тех, что мне запомнились.

— С чего начнем?

— С романа Гузели Яхиной "Зулейха открывает глаза" (18+). Яхина пишет невероятно. Она для своих книг выбирает достаточно сложные исторические события, в которых мало веселого, мало, как сейчас говорят, экшена, когда сюжет стремительно несет читателя к непредсказуемому финалу. Но она умеет так красиво, так глубоко описывать, умеет подбирать такие слова, что ты с удовольствием идешь через книгу, не оглядываясь, испытывая полное доверие к истории, в которую ты попал. И тебе не хочется, чтобы книга кончалась. Хочется оставаться в языке романа, в его формулировках. В общем, для меня это был потрясающий опыт. А потом были "Дети мои" (18+), а сейчас вот "Эшелон на Самарканд" (18+), который я только начала читать. Книга вышла летом, но те, кто прочел, посоветовали: "Дождись осени или зимы. И тогда книга будет очень в настроение". Можно сказать, что из современных русскоязычных писателей Яхина — мой любимый писатель.

Интересная история произошла у меня с Евгением Водолазкиным, точнее, с его романом "Авиатор" (12+). Первая часть этой книги восхитительная. А потом раз — как будто он ее устал писать.


Диана Лютер с романом "Авиатор". Фото: Смитюк Мария, ИА PrimaMedia

— Так бывает. Автор знает, чем закончится история, которую он пишет, и ему становится скучно.

— Да, бывает. Но первая половина "Авиатора" настолько прекрасна, что ради нее стоит прочитать и вторую половину. В первой половине рассказывается про человека, который попал в современность из другого века. И ты наслаждаешься его речью, богатой и очень красивой. А потом он начинает вписываться в наш XXI век, и речь его упрощается. И тебе в этом тесно и неприятно. Ты хочешь, чтобы он продолжил говорить, как раньше. Но в этом, наверное, и заключается смысл книги. Мы вместе с героем с самой верхней точке развития языка, свойственного "серебряному веку", спускаемся на уровень языка нашего века. Может быть, поэтому я так не люблю вторую часть "Авиатора". Мне неприятно, что мы действительно теряем нашу разговорную культуру, культуру взаимоотношений друг с другом.

— Значит, книга вызвала нужные автору эмоции.

— Видимо, да.

— О чем еще расскажете?

— О романе Кристин Ленес "Птица в клетке" (18+). Роман можно отнести к книгам, которые рассказывают не про саму Вторую мировую войну, а про частные истории, которые случались тогда. Про трагедию одного человека, одной семьи.  


Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Фото: Смитюк Мария, ИА PrimaMedia

А у меня еще такая ситуация, что половина семьи — немцы, а другая половина — русские. Поэтому, наверное, мне крайне важно проникнуть в ситуацию. Естественно, вопрос стоит не так: кто прав, кто не прав. Но мне важно понять, как вообще могла в мире возникнуть такая ситуация, когда большое количество людей пошло против других людей. И благодаря этим маленьким историям какое-то понимание приходит.

"Птица в клетке" понравилась тем, что в ней не раз подчеркивается, что нет плохих и хороших, правых и виноватых. Каждый человек делает свой личный выбор.

Герой книги, мальчик, который состоит в гитлерюгенд, узнает, что его родители прячут в подвале дома еврейку. А мальчик уже полностью "прокаченный", у него промыты мозги, — он считает, что Гитлер — его лучший друг. И он каждый день, каждый час пытается принять решение, что делать дальше: предавать семью, или предавать фюрера, который ему даже ближе, чем семья. И следить за тем, что творится в душе этого мальчика, невероятно интересно.

Еще одна книга, о которой хочу рассказать, — "Тонкая работа" (18+) Сары Уолтерс. Роман интересен тем, что в нем трижды происходит перелом сюжета. Когда он происходит в первый раз (герой, которого мы считали хорошим, оказывается плохим), ты мысленно говоришь автору: "Ну, спасибо. Но, наверное, так и нужно писать романы". Потом автор второй раз меняет всех местами, и оказывается, что о плохих и хороших вообще следует забыть. А когда расстановка героев меняется в третий раз, ты думаешь: "А вот это можно было сделать, только обладая очень глубокой фантазией".

Конечно, в числе пятерки любимых книг обязательно должна быть детская. Детская литература — очень большая часть моей жизни. Кроме этого взрослого магазина, где мы с вами сейчас находимся, у меня есть детский магазин и еще детское издательство. И я очень люблю книги для детей.  


Диана Лютер: Детская литература — очень большая часть моей жизни. Фото: Смитюк Мария, ИА PrimaMedia

Из последних открытий — Евгений Клюев, "Сердечко, вырезанное из картона" (0+). Клюев рассказывает сказки от имени неодушевленных предметов. Их героем может быть простой карандаш, который пишет простые истории, или дирижерская палочка, у которой внутри что-то надломилось, и она больше не может работать. Мне кажется, это именно та книга, которую нужно читать вместе с ребенком. Потому что есть слой, понятный взрослому, и есть слой, понятный ребенку. Дети хохочут, потому что им весело от сюжета, а ты наслаждаешься тем, как писатель играет словами.

— Как вы считаете, нынешние дети читают признанную классику детской литературы? Сергея Михалкова или Агнию Барто, например?

— Изначально круг чтения для своих детей выбирают взрослые. Именно они прививают детям вкус к чтению. И тут важно, как ты читаешь. Можно открыть "Тома Сойера" (12+) и бубнить себе под нос. А можно разбить главу по ролям и читать на разные голоса.

И в то же время важно перемежать детскую классику с современной детской литературой. Это нужно делать для того, чтобы у родителей не возникало читательского выгорания. Если ты берешь книги, которые ты когда-то читал и хорошо знаешь, тебе в какой-то момент становится скучно. Вот тогда и нужно брать детскую книгу, неизвестную тебе самому. Когда ты не знаешь, чем закончится история, то сам, как ребенок, попадаешь в особую атмосферу.

Однако по срезу нашего книжного магазина могу сказать, что чаще всего взрослые приходят, чтобы найти книгу из своего детства. И произносят такое название, которое, может быть, известно только им самим. Обычно тиражи этих книг давно уже вышедшие из продажи, но мы всегда записываем их в лист пожеланий, на случай, если будет переиздание. Приятно же поучаствовать в воссоединении человека с любимой книгой.

— У вас два книжных магазина. Не рискованное ли занятие вы избрали?

— Честно говоря, мне было очень страшно открывать книжные магазины. Когда я об этом заговаривала, мне говорили: "Да разве сейчас много тех, кто читает книги!" Большинство друзей считало, что я очень сильно рискую. Но у меня было такое ощущение, что нас, любящих книгу, гораздо больше, чем два-три. Опыт показал, что на самом деле нас очень много. И в детский магазин приходит много взрослых, которые ищут что-то для своих детей. Поэтому, несмотря на то, что культура чтения меняется, мы держимся.  

— Тогда скажите откровенно, вы в плюсе или в минусе? Ваш бизнес вам доход приносит?

— Перед открытием магазинов в обязательном порядке составлялся бизнес-план. И запустились мы, только после того, как добились от него плюсовых показателей. Так что у нас все в порядке.

Но вы не поверите, что действительно сильно влияет на продажи. Погода. Когда холодно, продажи падают. Ну, действительно, кто выйдет из дома, чтобы пойти в магазин за книгой, если на улице лютый мороз. Но вот когда идет дождь, то очень много людей наоборот хотят купить книгу. Наверное, думают: "Идет дождь. Куплю-ка себе книгу. Приду домой и засяду за чтение". Поэтому, когда этим летом шли дожди, мы были рады. Поджидали, что сейчас все романтичные особы города придут к нам выбирать себе "дождливую" книгу".

Напомним, что в сентябре 2022 года пройдет пятый юбилейный фестиваль "Литература Тихоокеанской России". Партнером мероприятия и площадкой для проведения интервью является книжный магазин "Игра слов" (Партизанский проспект 44, корпус 10). 

ЛиТР — крупнейшее событие в литературной жизни Дальнего Востока. Фестиваль проходит при поддержке правительства Приморского края, НКО "Фонд развития социальных инициатив", регионального оператора Исторического парка "Россия-Моя История" в городе Владивостоке АНО "Приморский культурно-исторический центр".

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость