Проект музея к 150-летию со дня рождения Владимира Арсеньева. Фото: сайт годарсеньнева.рф
К слову, сайт посетило уже более 6 тысяч человек за первый месяц его работы, зафиксировано более тысячи скачиваний. Мы получаем отзывы со всей страны от педагогов и школ — благодарности, что мы им помогли. Им не нужно самим обрабатывать большое количество материалов, достаточно скачать. Нам даже прислали трогательную фотографию из станицы Ленинградская Краснодарского края на Кубани, где дети выводят имя Арсеньева и рисуют иллюстрации.
Поэтому могу сказать, что благодаря нашему музею и работе моих коллег очень много людей по всей стране занимаются изучением Арсеньева в формате школьных уроков и открытых встреч на библиотечных площадках с помощью вот этого сайта. Мы и фирменный знак сделали, его придумал наш дизайнер Василий Корнеев. Думаю, по итогам года статистика посещаемости сайта будет впечатляющей. Если юбилейный год и посвящен тому, чтобы как можно больше людей открыли для себя Арсеньева — это отличные результаты, может ключевые в рамках тематического года. Это веерная и очень точечная работа, которая позволяет в сознании маленьких жителей, не живущих на Дальнем Востоке, "поселить" героя и попытаться им их заинтересовать.
— Как еще жители Приморья смогут соприкоснуться с наследием исследователя в течение года?
— Очень важная часть нашей работы будет посвящена открытию памятника в сквере Музея города на Петра Великого. Если сайт — образовательная история, то памятник — это то белое пятно, которое не очень красило Владивосток все это время. Его не было. Это не будет огромный монумент. Всех тайн раскрывать не буду, но скажу, что работает над ним один из самых авторитетных скульпторов России Андрей Николаевич Ковальчук. Его прекрасный памятник Бунину стоит во Франции и много где еще — его другие произведения. Он действительно очень хороший автор. Мы давно вели с ним переговоры. Надеюсь, сентябрь будет месяцем появления памятника на территории музея.
Кроме того, мы работаем над экспозицией в доме-музее Арсеньева. Она у нас перманентная, но мы постоянно добавляем что-то, пытаемся вернуть дому более аутентичный вид. Дом одно время стоял совсем в руинах, потом восстанавливался в тех возможностях и средствах, которые коллеги могли добыть в тяжелые 90-е годы. С уважением ко всем этим заслугам нужно их видоизменять, доводя их до того образа, который максимально соответствует современным представлениям об экспозиции. Опираясь на воспоминания людей, постепенно возвращать туда если не оригинальные, то типологические предметы, восстанавливая те или иные конструктивные особенности. Например, изразцовую печь, которая придает свою атмосферу, нужно восстанавливать. Актуальность в год 150-летия приобретают доработки в кабинете Арсеньева, в экспедиционной комнате. Плюс необходимо работать с территорией, которая прилегает в дому. Нелегальные гаражи, автостоянка, ветхое жилье, стройка — там необходимо благоустройство, чтобы символически важное место стало объектом рекреации городского значения. Но ландшафтно-парковая история за один месяц не возникает, растения не приживаются за одну секунду.
Мы хотим, чтобы эта территория привлекала не только именем Арсеньева, но еще и благоустройством, которая отсылала бы к той истории. Это может быть парк с образцами таежных растений, прогулочная зона — чтобы это был не просто еще один сквер, а запоминающийся и титульный, чтобы у него было свое лицо.
Плюс мы хотим ходатайствовать перед администрацией Владивостока, чтобы ближайшую автобусную остановку переименовали в "Дом Арсеньева". Думаю, комиссия по топонимике пойдет нам навстречу.
— Традиционные музейные фестивали вы планируете посвятить Арсеньеву?
— Конечно. Второй год подряд мы будем делать фестиваль "Арсеньев week"(6+), в сентябре, в теплое время года. Надеемся, что эту идею в год 150-летия подхватят другие города Дальнего Востока. Это большой городской фестиваль, к которому присоединяются все — от музейных площадок до окрестных кафе и ресторанов. Планируем, что практически неделю Владивосток будет жить с именем Арсеньева. Это чудесное время, когда многие гуляют по улицам, наслаждаются нашим прекрасным "бабьим летом". Этот кейс мы предложили и другим музеям Дальнего Востока, когда начала работу Ассоциация музеев Дальнего Востока.
Иллюстрации книги об Арсеньеве 80-х годов издания. Фото: ИА PrimaMedia
— Сентябрь станет кульминационной точкой всех мероприятий?
— Не только, но из-за большого количества международных мероприятий в Приморье так сложилось, что в сентябре в регион прибывает много представителей органов исполнительной власти, высших должностных лиц государства. Это хорошая возможность представить определенные результаты деятельности и включить их в орбиту — попасть в культурную программу ВЭФ довольно важно с точки зрения демонстрации достижений.
К примеру, уже сейчас мы ведем большую подготовительную работу: мы точно сделаем настольную игру по Арсеньеву, вместе с Тихоокеанским институтом географии — атлас карт Арсеньева, две тематические художественные книги для детей с иллюстрациями.
Отдельные задумки попробуем реализовать совместно с другими площадками и структурами. Одна из них — ретроспектива работ Юрия Ракши, который работал художником-постановщиком на "Мосфильме" и на фильме "Дерсу Узала", но, к сожалению, скоропостижно скончался. И несмотря на короткую жизнь — ему было около 35 лет, он умер от лейкемии в 80-е годы — тем не менее, он оставил богатое художественное наследие и является невероятно самобытным художником. Есть его пара произведений в музее Арсеньева. Некоторые новейшие работы его навеяны пребыванием на Дальнем Востоке. Он был одним из ярких членов талантливой съемочной команды "Мосфильма" и Акиры Куросавы. Есть его трогательные воспоминания, свидетельства о работе команды в регионе. Он вернулся после съемок в Москву, недолго после этого прожил, но девять его работ хранятся в Третьяковской галерее и порядка 200 в национальном музее Башкирии в Уфе. Его родная сестра до сих пор работает хранителем коллекции живописи. Жаль, что в стране его знают не очень хорошо. Вот этот проект могут реализовать к 150-летию на площадке Приморской картинной галереи.
Анжелика Петрук. Фото: пресс-служба Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
— Расскажите о более длительных проектах?
А.П: Музей Арсеньева не прекращает ни на минуту работу с его наследием. Мы в постоянном поиске. Ведь много вещей просто пропало, и на протяжении десятилетий наши коллеги где-то выуживали отдельные артефакты — ездили в Москву, Петербург, на север Читинской области, где только не были. Поэтому сейчас у нас уже накоплен результат многолетней скрупулезной работы, но формирование коллекции очень важно для нас и сейчас. Есть планы работы с коллегами из-за рубежа. В Германии есть культурно-исторический музей-парк, там работают энтузиасты, которые очень любят Арсеньева, читают и знают. Ведь еще при жизни три его книги вышли в 20-е годы одна за одной в Германии. Поэтому кроме обязательств с партнерами на Дальнем Востоке, мы планируем отправить в Германию визуальные материалы, сделаем там выставку.
Из долгоиграющих проектов — создание сводного электронного каталога всех коллекций Арсеньева. В России мы знаем пять главных точек, где они хранятся. Два питерских музея, Казань, Хабаровск и Приморский край. Есть немного артефактов в Забайкалье, в Чите несколько предметов. Это большой проект, в нем могут быть задействованы множество музеев. Это может быть и зарубежная история, ведь Арсеньев был членом Вашингтонского общества естественных наук, в Германии был членом научного общества. Вполне возможно, что и там что-то есть. Потихоньку продвигаемся в этих направлениях.
Музей с 1945 года носит имя Арсеньева. Конечно, это всегда была приоритетная тема для нас и остается ей. Нам очень повезло, что у нас есть такой герой. К примеру, другие регионы Дальнего Востока только ищут таких персонажей. Мы каждый раз говорим, что Арсеньев родился и вырос не здесь. У него были чудесные шансы сделать прекрасную карьеру в Петербурге: красавец при сабле, закончил пехотно-юнкерское училище. Прекрасные данные, замечательная "голова" — был бы себе офицером, до генерала точно дослужился бы. Пытливый, любознательный, умница, не пьющий. Но тянуло же его в эти дали. Он хотел другой судьбы и выбрал ее сам.
Смотрите полную версию на сайте >>>