25 октября 2022. До 12 апреля на дороги Владивостока хлынет волна технологических решений, которые обещают сделать движение в одном из самых автомобильных городов России более комфортным как для водителей, так и для пешеходов. Какие инновации помогут решить проблему десятилетий? Об этом в интервью ИА PrimaMedia впервые рассказал руководитель отдела интеллектуальных транспортных систем компании "Цифровое Приморье" Евгений Кулешов. Именно он помогает городским властям реализовать "Программу комплексного развития дорожного движения".
Повтор публикации апреля 2022 года.
Можно для начала познакомиться, что такое "Цифровое Приморье"?
"Цифровое Приморье" — это абсолютно новая компания. Она образована, чтобы реализовать договор концессии между инвесторами и властью в лице муниципалитетов: Владивостока, Уссурийска, Артема и Находки. Плюс краевые власти тоже принимают участие в этой концессии. А со стороны бизнеса — ООО "Цифровое Приморье", которое разворачивает в регионе цифровые сервисы, их у нас целых 30. Я отвечаю за сервис, который касается уличных дорожных сетей и организации дорожного движения.
Евгений Кулешов. Фото: ИА PrimaMedia
Есть понятие "Центра организации дорожного движения" — это прерогатива городских властей, они занимаются организацией подобной структуры. Мы же предоставляем инструменты, которые позволят развернуть такую структуру и ей эффективно пользоваться.
У нас все сроки реализации концессии — 12 апреля. До 12 апреля мы должны закончить строительные работы по всем сервисам: в том числе умные светофоры, умные пешеходные переходы, умные остановки и сервисы мониторинга транспортных потоков. Это то, что касается уличной дорожной сети.
Но на этом наша работа не закончится. Согласно условиям концессии мы в течение 12 лет будем сопровождать все свои технические решения, оказывать сервисное обслуживание и обновлять программное обеспечение.
Отдельный большой блок — платное парковочное пространство. Это называется "Сервис управления платным парковочным пространством в городе Владивостоке". Как это будет реализовано?
Владивосток изъявил желание нормализовать трафик в центре города и снизить количество автомобилей и нарушений, связанных с неправильной парковкой: заездами на газоны, бросанием машин поперёк дороги, парковкой вторым, третьим рядом. В своей программе комплексного развития они предусмотрели развёртывание платных парковок, чтобы упорядочить парковку вдоль уличной сети, сделать эксплуатацию дорог более комфортной, а свободные места для парковки — доступными. Пусть это место будет платным, но тем не менее, когда человек приезжает в центр, у него будет возможность припарковаться правильно и гарантированно найти свою машину там, где он ее оставил.
Беспорядочная парковка — классика Владивостока. Фото: ИА PrimaMedia
Параллельно предусматривается выделение полосы движения для общественного транспорта, чтобы в целом нормализовать ситуацию с доставкой пассажиров в центр города. Создать такие условия, чтобы люди задумались: "Стоит ли брать свою машину или сесть на автобус, если он идёт: а) быстрее; б) точно по времени; в) не нужно искать парковку?
Если человек дойдёт до этой мысли сам, соответственно, и центр разгрузится.
Что касается платного парковочного пространства, мы охватили центр города. Сейчас в рамках концессии реализуем пилотный проект на пяти улицах: Океанский проспект, Светланская, Семёновская, Комарова и Фонтанная. Эти улицы мы, наверное, введём до конца февраля. В этих районах разворачиваем пилотную зону, смотрим, какой будет резонанс: понравится, не понравится, какие пожелания будут у граждан, какие проблемы будут связаны с этим.
Для пилотного проекта выделено порядка 500 парковочных мест. Сейчас там запарковано как попало. Опять же, те же самые 550-560 машин. 50 машин — это превышение, те люди, которые паркуются неправильно, в том числе на тротуарах, газонах. На эти 50 машин у нас есть парковки, которые позволяют перехватить их и расположить машину правильно.
Учитывая результаты, будем дальше расширять воплощение сервиса управления платным парковочным пространством. Во вторую очередь до 12 апреля введём в эксплуатацию парковки на остальных участках: от центра города до Луговой и до "Калина Молл".
Как это будет выглядеть технически?
Вдоль улицы мы размечаем парковочные места, ставим паркомат (средство, которое позволяет оплатить парковочную сессию). На своих ресурсах мы разворачиваем программное обеспечение, которое позволяет с мобильного телефона открыть парковочную сессию. То есть, вы припарковались, открыли парковочную сессию, оплатили, допустим, час стоянки. В течение часа вы на законных основаниях арендовали это место вдоль дороги.
Затем система автоматически предупреждает: "Ваша парковочная сессия подходит к концу — заберите свою машину".
Платить можно не только через паркомат. Можете платить через приложение в телефоне, если вам удобно. Если у вас кнопочный телефон, вы можете послать смс, чтобы у вас сняли деньги, и, соответственно, вас автоматически информировали о том, что ваша парковочная сессия открыта или завершается.
Так как сервис предназначен для того, чтобы разгрузить центр города, время его работы: с 8 утра до 20 вечера. Ночью парковка бесплатная. Если вам не нужно располагаться на час или на два, быстро решить вопросы в течение 15 минут, вы в течение этого времени стоите бесплатно.
Как контролируется парковка на платном парковочном пространстве?
Вдоль маршрута двигаются так называемые "паркрайты", это автомобили, оснащённые средствами фотофиксации, которые считывают ваши регистрационные знаки и позволяют определить, стоит ли автомобиль, какой это автомобиль и идентифицировать его владельца. По нашим маршрутам у нас пока 4 паркрайта и еще два паркона, это переносные фиксирующие устройства, которые несет человек. Это наш штат, люди, которые отвечают за фотофиксацию.
Если человек заплатил за парковку, естественно, штрафы ему не приходят. Если он вдруг припаркован и не оплатил парковку, соответственно, ему приходит штраф. Если он неправильно расположил машину, не по правилам дорожного движения, тоже приходит штраф. В следующий раз человек задумается, как правильно запарковать машину, чтобы его не оштрафовали.
Паркрайт курсирует по этим улицам непрерывно 12 часов. Раз в 15 минут машина мимо вас обязательно проедет. Машины регулярно ездят по маршруту, снимают дорожную обстановку, сравнивают те данные, которые получают, с теми данными, которые фигурируют в системе об оплате. И, соответственно, путём сравнения, если вдруг парковочная сессия неправильная, выявляется нарушение и выставляется штраф. Данные о неправильно припаркованных автомобилях и о неоплаченной парковочной сессии автоматически передаются в административную комиссию. Она в праве решать: штрафовать или нет.
Дело в том, что на этих улицах и так все запарковано, только теперь люди будут платить за это деньги. А как это повлияет на общую дорожную ситуацию?
Во-первых, не всем людям нравится платить. Попадая в зону платного парковочного пространства, человеку придётся платить. Соответственно, все будут задумываться: "А стоит ли ехать на машине, чтобы платить за парковку в центре Владивостока, и не пересесть ли мне на общественный транспорт?" Всё-таки мысль сводится к этому, чтобы больше было задействовано общественного транспорта.
Беспорядочная парковка — классика Владивостока. Фото: ИА PrimaMedia
Во-вторых, с помощью тарифа администрация сможет подстраиваться под дорожные условия, чтобы регулировать количество запаркованных мест. Эти решения также будут принимать эксперты мэрии и утверждать специальными МПА. Наше программное обеспечение поможем им считать запаркованность и определять, в какую сторону регулировать тариф. Например, если парковка на 100% забита — это плохо. Повысив тариф, городские власти смогут снизить запаркованность, например, до 80% — это оптимально, значит, есть места для парковки людей, которые приехали на 15 минут для решения быстрых вопросов. И обратная ситуация — если заполняемость парковки 50%, это сигнал, что тариф высокий, его надо снижать.
Уже известно, с каких цифр начнётся регулировка?
Базовый тариф для парковочных пространств будет один и тот же. В настоящее время он еще не утвержден администрацией Владивостока. Это зона ответственности муниципалитета, мы не занимаемся определением тарифов. Однако, насколько нам известно, предварительно рассматривается цена за парковку от 35 до 120 рублей в час. Дополнительно может быть введен набор коэффициентов: это коэффициент востребованности парковки, коэффициент времени суток. Цена может зависеть и от вида транспортного средства. Например, если минимальная ставка за мотоцикл — 35 рублей, то за легковой автомобиль — 70 рублей, а за грузовой — 120 или 140 рублей. Но, повторюсь, эти цифры приблизительные, данные будут уточнены, когда городская администрация определит точный тариф, примет нормативно-правовой акт и зафиксирует базовую ставку.
Но это нужно внедрять одновременно, вместе с улучшением работы общественного транспорта. Иначе будет негатив со стороны жителей...
У нас именно комплексный подход. Администрация подходит к проблеме комплексно. Думает об организации альтернативных путей разъезда грузового транспорта, модернизации ряда улиц, полос выделенного движения. С "Зари" до Океанского проспекта вы видели сплошную белую полосу. Понятно, она ещё не введена в действие, соответственно, ещё никого не штрафуют, когда люди двигаются прям по автобусной полосе. Мы расставим средства фотофиксации этих нарушений, соответственно, начнём наказывать — люди задумаются о том, чтобы не нарушать этот режим движения общественного транспорта.
Сейчас, если выезжаешь с "Молодёжной" и вливаешься в поток, который идёт с путепровода, то ты оказываешься заперт в этой коробке, а там запарковано совершенно. И ты просто не можешь двигаться по этой полосе. И если ты за короткий промежуток не успеешь выехать через прерывистую разметку, то оказываешься заперт сплошной чередой автобусов. И там вся эта полоса запаркована.
В части запаркованности там выстроятся дорожные знаки, которые предписывают водителям не парковаться, чтобы не создавать помех движению. В части того промежутка, когда вы перестраиваетесь, чтобы не оказаться запертым, как раз сейчас там нанесена тестовая разметка. Люди собирают статистику, через сколько водителю комфортно перестроиться, чтобы ничего не нарушать и не создавать помех общественному транспорту. Поэтому эти прерывистые полосы, они, возможно, будут перемаркировываться. Соответственно, комфортный режим движения по этой выделенной полосе с целью перестроения будет соблюдён.
Будет ли бесплатная парковка для льготников и резидентов?
Правила предписывают нам предусматривать на наших парковочных пространствах места для федеральных льготников: инвалидов, ветеранов ВОВ и других. Эти места обозначаются особой разметкой, знаком "инвалид". Соответственно, человек, имея инвалидность или имея заслуги перед родиной, гарантированно паркуется вдоль всей уличной дорожной сети на специально отведённых местах.
Другой вопрос про людей, которые живут в близлежащих домах. Допустим, дом стоит прямо на дороге, которая оснащена нашим парковочным пространством. Сейчас выделяется та служба, которая будет принимать решения о выдаче "резидентных разрешений". Житель получает такое разрешение и может припарковать у своего дома автомобиль на льготных условиях.
Что касается резидентных разрешений, у нашего парковочного пространства режим работы с 8 утра до 20 вечера. Естественно, люди, проживающие в соседних домах, тоже уезжают на работу. В этот период времени, как правило, придомовая территория и близлежащие улицы распарковываются. Но есть категория граждан, которые работают сутки через трое и в течение дня оставляют машину у дома. Таким резонно получить резидентное разрешение и в течение дня парковать машину на льготных условиях.
Во Владивостоке и городах края светофоры работают в своих режимах и, соответственно, никак не управляются. Один из наших проектов — создание сервиса умных светофоров. Мы объединяем все светофорные объекты в единую сеть и можем централизованно ими управлять.
Во-первых, это позволяет ускорить реагирование на поломки светофоров. Система автоматически нас оповещает и мы высылаем туда ремонтную бригаду. Нам не нужно дожидаться звонка граждан, которые испытывают неудобства при работающем светофоре.
Светофор. Фото: ИА PrimaMedia
Во-вторых, мы оснащаем светофоры датчиками мониторинга транспортных потоков и датчиками наличия пешеходов. И, соответственно, светофорный объект с помощью нашей системы может анализировать дорожную ситуацию и сам регулировать переключение фазы. То есть, сокращать фазу, по которой свободное движение, и увеличивать фазу зелёного света по тому направлению, где собираются пробки.
Как это будет релизовано технически?
В состав светофора входят дорожные контроллеры. Старые контроллеры, которые разрабатывались в 80-х годах и могут только переключать фазы, мы сейчас меняем на более продвинутые. Они кроме этого позволяют оператору Центра дорожного движения управлять системой удаленно. Это и есть одно из новшеств.
На светофоре есть датчики, которые получают информацию. Например, датчики мониторинга транспортных потоков. Они смотрят на пропускную способность конкретного перекрёстка: считают, собирают статистику. На ее основе Центр организации дорожного движения делает выводы: увеличить время по одному направлению, сократить время по другому. Не опытным путём, не с секундомером стоять, а именно анализировать и принимать умные решения.
А была проведена какая-то аналитическая работа прежде чем внедрять эту систему?
Сейчас мы находимся на стадии реализации проекта. До старта была разработана "Программа комплексного развития дорожного движения", именно ее мы сейчас воплощаем. Когда эту программу разрабатывали, как раз собирали статистику прохождения автотранспорта через перекрёстки. В этой программе заложен ряд мероприятий, которые позволяют организовать движение таким образом, чтобы оно было оптимальным, чтобы городская среда стала комфортной, а люди на дорогах не ощущали себя узниками в бесконечных пробках, а пользовались ими с комфортом.
Дорожные пробки. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
То есть рассматривается конкретный перекрёсток, анализируются транспортные потоки, сколько автобусов, сколько грузового транспорта проходит. В итоге принимаются какие-то решения по длине фазы, по переключению или включению жёлтого. Допустим, на менее загруженных дорогах в тёмное время суток зачем светофор переключать? Его можно вывести в режим "мигающий жёлтый", чтобы машины беспрепятственно, обращая внимание на дорожную обстановку, проезжали той или иной перекрёсток.
В экстренных ситуациях человек может вмешиваться в те режимы переключения светофоров, которые заранее запрограммированы. Действия Центра организации дорожного движения направлены на то, чтобы как раз разруливать сложные ситуации. Допустим, грузовик перевернулся и перекрыл две полосы движения. Соответственно, Центр может принять решение по организации альтернативного маршрута и сообщить его общественному транспорту. Есть и погодные условия, которые влияют на движение транспорта. Оперативное регулирование светофорного движения в такие моменты становится важным. Где-то на спуске скользко, и тормозить поток машин красным сигналом светофора — преступление. Таких ситуаций можно было бы избежать, имея режим переключения светофора.
Такие светофоры больше дают приоритет водителям или пешеходам?
У нас из 98 светофоров — 56 это те, которые разруливают именно пешеходное движение при пересечении его с автомобилями. То есть, это фактически регулируемый пешеходный переход. Приоритета в ту или иную сторону не отдаётся, но есть возможность переключить светофор, то есть сократить фазу проезда транспорта с помощью кнопки.
Сейчас в городе работают такие умные светофоры, сколько?
Прямо в промышленной эксплуатации светофорный объект сейчас работает один. Кузнецова, Юмашева, Нейбута — это светофор, который стоит внизу, прям около роддома. И выше, на Ладыгина, стоит второй светофорный объект. Они управляются одним контроллером и работают они синхронно. Причём они оснащены как раз датчиками мониторинга транспортного потока. Светофор понимает, когда собирается пробка, и сам автоматически подрегулирует (в пределах 20%) пропускную способность в ту или иную сторону.
Пробка. Фото: ИА PrimaMedia
Мы его опробовали, в прошлом году запустили. Свою опытную эксплуатацию он уже прошёл. Мы нашли оптимальный режим работы этого светофора, подстроили его так, чтобы пробка собиралась минимальная. То есть, всё, что зависело от светофора там уже, в принципе, оптимизировано.
Не все проблемы там решены. Их не решишь только светофорным объектом. Там и дорожное полотно оставляет желать лучшего. Ямки бы закатать — движение было бы веселее. Но городские власти озабочены этими вопросами: расширения полос движения автомобилей и создания нормальных пешеходных связей. Для пешеходов там не сделано от слова "ничего", это мягко говоря. Когда пешеход выходит на проезжую часть, он подвергается опасности и риску. Он никак не отделён, даже бордюрным камнем, от дороги — это не дело. Поэтому разрабатывается проект модернизации этого дорожного участка, будут сделаны нормальные пешеходные связи.
Ряд улиц во Владивостоке претерпит изменения, в том числе и в геометрии. У нас, допустим, улица Лазурная идет вверх к алее, к парку. Там нет никаких пешеходных связей, которые удовлетворяли бы ГОСТу. Мы стараемся сейчас привести наши уличные дорожные сети в то состояние, которое соответствует государственным стандартам.
А ведь ГОСТы разработаны не просто так. Они предусматривают, что для пешеходов должна быть отведена полоса движения, которая позволит пешеходу безопасно передвигаться вдоль дороги. У него не должно возникать чувства опасности от мимо проезжающих машин. Когда тротуар шириной метр, а то и полметра, как у нас встречаются дорожные участки, там прям некомфортно, когда мимо тебя едет огромная фура, и ты чувствуешь, что тебя может воздушным потоком под неё затянуть.
Сейчас мы оснащаем пешеходные переходы "кнопкой пешехода". Для того, чтобы не стоять и долго не ждать, пешеход может нажать кнопку вызова, которая сократит фазу переключения красного и включит фазу зелёного. Но тут нужно отдать должное, что светофор — это устройство умное. Допустим, идёт пешеходный поток, и каждый пешеход нажимает эту кнопку. Движение транспорта при этом не блокируется. Светофор сам переключает фазы, и в данном случае он просто удлиняет фазу движения для пешеходов. Он понимает, что их собралось много.
Пешеходный переход. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Есть в составе реализации проекта по умным пешеходным переходам ещё и пилотный проект: пешеходные переходы, оснащенные лазерной проекцией. Доподлинно известно, что когда падает снег на дорожное полотно, зебру не видно. И мы решили применить опыт питерских и томских коллег: они проецируют зебру на то покрытие, которое есть. Грязь или снег — неважно, проекция видна везде. Когда лазерная проекция светится, она подсвечивает не только дорожное полотно, но и пешеходов, которые там находятся, что позволит снизить вероятность того, что возникнет ДТП. Внимание водителей сосредоточено на дороге, но никак не на пешеходах. А когда у нас будет выделена зебра — свет, и он будет яркий, соответственно, сам бог велел обратить внимание на такую зебру.
В тестовом режиме мы хотим попробовать эти проекционные зебры. Посмотрим, как они будут работать: насколько часто нужно будет менять лампочки, насколько это будет затратным в дальнейшем, чтобы не пришлось тратить миллионы на замену лампочек в проекторах — это тоже не дело.
А где появится первая такая проекция?
На Пушкинской, 35, светофорный объект, переход к школе. Очевидно, что дети — это наше всё. Поэтому с заботой о детях первый пешеходный переход с лазерной проекцией появится, скорее всего, там. До 12 апреля — ждите.
Вообще, по городу будет пять таких пробных пилотных зон к 12 апреля. Все они близко расположены к поликлиникам, к учебным заведениям, к школам. Кроме Пушкинской — на Тихой. Тихая у нас далеко до центра, но это не значит, что там не живут люди. И там тоже попробуем. Есть общежития, есть Энерготехникум, и пешеходное движение там достаточно интенсивное.
Есть у нас поликлиника на Железнодорожников в районе Некрасовской. Вот туда, вглубь, соответственно, одностороннее движение, мимо Дома культуры железнодорожников, а до него поликлиника Железнодорожников. И вот там запаркованность достаточно интенсивная. Вблизи на подъезде зебру там не очень видно, поэтому мы решили продублировать ее, чтобы она ярко была выделена, видно её было со всех сторон. Еще на Котельникова, 5 и Котельникова, 7 нерегулируемые пешеходные переходы.
Проекция будет черно-белая?
Нет, бело-жёлтая, как наша зебра. Вообще по ГОСТу бело-чёрная, но продублировать её жёлтыми полосами оказалось эффективно. В ГОСТе этого нет, а зебра эмпирическим путём перешла в бело-жёлтую.
Пешеходный переход, зебра. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Всему городу известно, что в прошлом году был начат проект по наведению порядка на наших остановочных пунктах общественного транспорта. 32 остановки оснастили новыми остановочными павильонами. Сделали их умными: они могут показывать рекламу, раздавать Wi-fi, информировать пассажиров о том, как быстро придёт той или иной автобус. Они оснащены блоком, который показывает интерактивную карту, и можно посмотреть глазами, где находится автобус, которого вы ждёте.
В прошлом году эти остановки сделали тёплыми с подогревом лавок и инфракрасным подогревом остановки. Думали о том, что пассажирам будет комфортно в тепле переждать непогоду, которая на улице. Столкнулись с чем? Во всех остановках начали селиться маргиналы, бомжи. Не зайдёшь в остановку, она отталкивает.
Поэтому в этом году собираем остановочный павильон открытого типа. То есть, все умности и прелести остаются: то же самое информирование, тот же самый Wi-fi, кнопка вызова 112, если с вами вдруг что-то случается, система видеонаблюдения, которая, не дай бог, злоумышленника фиксирует.
По краю такими пунктами мы оснащаем 88 остановок. Во Владивостоке — 51. Уже установлено 32, 28 из них поставил "Ростелеком". То есть, 32 остановки было и 51 в городе добавляем. Параллельно ещё в Находке, Уссурийске, в Артёме оснащаем остановки умными павильонами. С состав умного блока остановок мы включили и туристические информационные киоски. То есть, потыкав в экран умной остановки, можно перейти на сервис туризма и почитать о Приморском крае, о нашем славном Владивостоке.
Закрытые, теплые остановки во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
Интерактивные экраны могут показывать рекламу, раздавать Wi-fi, информировать пассажиров о том, как быстро придёт той или иной автобус. Они оснащены блоком, который показывает интерактивную карту, и можно посмотреть глазами, где находится автобус, которого вы ждёте.
Здорово достается городскому хозяйству от вандалов?
Мы собирали статистику по тем остановкам, которые уже установлены. Люди, не стесняясь, городскую собственность скручивают, бьют стёкла, разрисовывают. Я не знаю, как бороться с этим.
Из 37 установленных остановок в 22 разбито 43 стекла. Умудряются расколотить даже толстенное стекло, которое стоит на остановке. Если экстраполировать и размазать эту статистику по количеству остановок, не осталось ни одной живой остановки, которая сохранилась бы в первозданном виде. Если не стекла побили, то граффитчики изрисовали. Так как мы должны еще и сопровождать наши изделия, мы думаем, как набрать сервисную службу, которая бы меняла стёкла, мыла, чистила те остановки. В общем, поддерживала в работоспособном состоянии.
Разговариваем с городом о том, какие сценарии отработки случаев вандализма возникают. У нас есть видеоматериалы. У нас на остановках камеры видеонаблюдения. Нужно упростить схему предъявления претензий либо разработать схему общественного порицания. Чтобы человек совершил такие противоправные действия, соответственно, у нас есть кадры записи — размещать их где-то в средствах массовой информации и говорить жителям нашего города: "Полюбуйтесь, с нами рядом живёт такой вандал. Выскажите ему своё "фи". Как минимум.
Причём по опыту Санкт-Петербурга, они прибегали к таким воздействиям на массовое сознание. Прям это хороший мотиватор, там месяца на три как бабка пошептала. Случаи такого вида вандализма у них прекратились.
Повтор публикации от 14 февраля.