16 февраля 2022. Приморье и его порты могут заработать на санкционных ограничениях, наложенных США на "Беларуськалий", обеспечивающий более 15% мирового рынка калийных удобрений. Основной поставщик валюты для Александра Лукашенко после отказа разрыва контрактов Литвой остался без маршрутов по экспорту калийных удобрений. Вопрос — кто рискнет заработать шальные деньги на транспортировке в Китай и Индию фонящего возможными санкциями груза? Владельцы угольного порта Суходол в Шкотовском районе в очередной раз поменяли директора. Как это скажется на сроках запуска забуксовавшего проекта — стоит посмотреть. В Приморье в ближайшей перспективе может появиться местный конкурент "доширака" — производство макарон и лапши быстро приготовления хочет запустить турецкая компания Selva Gida. Инвестор не исключает, что в перспективе даже наладит экспорт продукции в АТР, но на практике это выглядит прожектом — у каждого из соседей своя качественная и совсем недорогая лапша. Предприятия аквакультуры Приморья продолжают снимать хорошие урожаи с "морских огородов", но не хотят выкладывать большие деньги за квоты на аукционах с инвестиционными обязательствами, идею которых продвигает Росрыболовство.
На фоне санкций США по решению правительства Литвы госкомпания "Литовские железные дороги" с 1 февраля расторгла договор с "Беларуськалием" (БКК) о транзите калийных удобрений и прекратила их перевозку. Договор был подписан в 2018 году и действовал до 2023 года, он предусматривал транзит через Литву по железной дороге и перевалку в порту Клайпеды 11 млн тонн белорусского хлоркалия в год. По факту эти перевозки обеспечивали треть дохода местным железным дорогам.
Братья-сябры уже заявили, что переориентируют поставки на порты РФ на Балтике. При этом очень крупным клиентом "Беларуськалия" являются Китай, Индия и Япония, в которые через порты Приморья уже давно уходит российский уголь. А перевалка минеральных удобрений легко организуется. Например, удобрения из вагонов выгружаются в специализированные контейнеры, которые затем остаются на терминале в качестве мобильного склада, или же удобрения сразу выгружаются из контейнера в судно. А для поставок в КНР и порты не нужны, можно возить прямиком по железной дороге через погранпереход Камышовая (РФ) — Хуньчунь (КНР).
В принципе, заработать на этом можно. При условии гарантированных объёмов обеспечить перевалку может любой мало-мальски свободный терминал. Проблема в другом — ситуации имеют веерный характер. А значит, если компания из любой страны продолжает работать с "Беларуськалием", у нее могут быть неприятности с бизнесом в США и расчётами в долларах. Риски огромные",
— прокомментировал ситуацию ИА PrimaMedia один из угольных трейдеров, работающих с портами Приморья.
Эксперты в калийной отрасли обращают внимание, что санкции США в отношении БКК представляют собой наиболее жесткий вариант, они включены в так называемый SDN List, что в принципе заметно осложняет расчеты по экспорту БКК. По оценке экспертов, это не означает, что расчеты БКК становятся невозможными. Скорее всего, это приведет к схеме продаж с существенным дисконтом к рынку за дополнительный риск для покупателя.
"Беларуськалий" является единственным производителем хлоркалия в Белоруссии, а также одним из крупнейших поставщиков калийных удобрений на мировой рынок. Предприятие экспортирует продукцию через БКК в 107 стран, при этом его доля в мировом экспорте калийных удобрений составляет более 20%.
ООО "Морской порт "Суходол", реализующее проект строительства одноименного порта в Шкотовском районе Приморского края уже без малого десять лет, возглавил Сергей Кропотов, в 2006-2013 годах занимавший должность гендиректора ООО "Морской торговый порт "Лавна" (оператор проекта строительства порта в Мурманской области).
Кропотов сменил в "Суходоле" Алексея Бушуева, возглавлявшего строящийся первоначально в качестве угольного порт с октября 2020 года. До Бушуева проект с момента его запуска в 2012 году возглавлял Павел Колбасюк, а затем сменивший его в 2018 году Василий Варення.
Интересно, что мажоритарным собственником ООО "Морской торговый порт "Лавна" с долей 60% является АО "Центр развития портовой инфраструктуры" (ЦРПИ), которое хочет создать на базе морского порта Суходол теперь уже многофункциональный хаб с перевалкой не только угля, но и погрузкой контейнеров и зерна.
По данным ВЭБ.РФ, общий объем инвестиций в проект оценивается до 180 млрд рублей, включая инвестиции в первый этап проекта — угольный терминал (до 62 млрд рублей). Тот самый терминал, инициатором строительства которого выступило АО "Холдинговая компания "СДС-Уголь", до сих пор не имеющее собственных портовых активов на Дальнем Востоке. Проект реализуется (внимание!) с 2012 года.
На данный момент владельцами ООО "Морской порт "Суходол" в равных долях являются президент холдинга "Сибирский деловой союз" Михаил Федяев и совладелец "СДС-Угля" Владимир Гридин (по 25,1%), ООО "Группа Сибуглемет" (Москва) с долей 25,01%, и АО "ЦРПИ" с долей 24,79%.
Осенью 2020 года 100% ООО "Морской порт "Суходол" было передано в залог ВЭБу и банку ВТБ, которые 1 сентября 2020 года открыли компании кредитный лимит на сумму около 32 млрд рублей (в том числе ВЭБ — на 27 млрд рублей).
Консорциум турецких компаний Selva Gida и Imas планирует построить на территории Приморского края элеватор для единовременного хранения 100 тысяч тонн зерновых и запустить производственные мощности — две линии по изготовлению муки и линию по производству макарон, лапши быстрого приготовления и бисквитов. Рассматриваются варианты размещения производства в ТОР "Михайловский" или в ТОР "Надеждинская".
План создания производств был представлен на недавнем совещании о ходе реализации инвестпроектов на территории Приморья, которое провёл полпред президента Юрий Трутнев во Владивостоке. Предполагается, что поставщиками сырья для производственных линий станут сельскохозяйственные предприятия Алтайского края и дальневосточные сельхозпроизводители. В настоящее время в Приморье нет собственного производства муки.
По заверению инициаторов проекта, основными рынками сбыта продукции проекта будут страны АТР. Но верится в это, скажем честно, с трудом. Конкуренция на рынке макаронных изделий у наших соседей сумасшедшая.
Selva Gida является крупнейшим экспортером муки, манной крупы и макаронных изделий в Турции. Imas Makine Sanayi А.S. специализируется на производстве мукомольного и комбикормового оборудования.
Предприятия Приморского края в 2021 году увеличили производство товарной аквакультуры по сравнению с 2020 годом на 15%, до 56,8 тысяч тонн. В том числе в прошлом году выращено 32,8 тыс. тонн моллюсков (гребешки, устрицы, мидии) и иглокожих (трепанги, морские ежи), а также 24 тыс. тонн ламинарии, следует из статистики Росрыболовства. Серьезный рост отмечен прежде всего в производстве устриц, за два последних года производство увеличилось на 84%, до 4,2 тысяч тонн
По данным правительства Приморского края, разведением аквакультуры в регионе на конец 2021 года занимались 114 предприятий, за которыми закреплено 327 рыбоводных участков.
Отметим, что Росрыболовство предлагает в рамках второго этапа инвестквот (в 2019-21 гг. состоялись аукционы прав на добычу крабов с инвестиционными обязательствами) выставить на аукционы право на добычу 100% уловов наиболее ценных морепродуктов — морского гребешка, трубача, морского ежа и трепанга. При этом, параметры инвестиционных обязательств ещё не определены.
Идея сразу же вызвала негативные отзывы от приморских марикультурщиков.
Никто не знает, на каких условиях будут проводиться аукционы. Но у мелкого бизнеса и без того высокая долговая нагрузка, кредитоваться всё сложнее. В случае, если будет принято решение о применении схемы инвестквот, не исключено, что в отрасль придёт новый крупный игрок, который получит большую часть квот, как это уже произошло с рыбой",
— сообщил ИА PrimaMedia представитель одного из приморских предприятий аквакультуры.
Отметим, что группа "Русская аквакультура", крупнейший в РФ производитель аквакультурной красной рыбы, не исключает возможности производства продукции гребешка и трепанга на Дальнем Востоке.
"Мы, конечно, рассматриваем опцию пойти в марикультуру на Дальнем Востоке. Мы видим, что это бурно развивающийся бизнес, которому, может быть, не хватает технологий, может быть, не хватает капитала. Вполне вероятно, что мы можем быть той компанией, которая добавит технологии и капитал в марикультуру. Конечно, есть огромный спрос в мире на гребешки и трепанг. Но, конечно, необходимо изучать технологии, возможности, подходы, источники посадочного материала. Все это достаточно сложно сейчас на Дальнем Востоке", — отмечал гендиректор "Русской аквакультуры" Илья Соснов в апреле 2021 года.
Авиастроительная компания "Байкал-Инжиниринг" ("дочка" АО "Уральский завод гражданской авиации") выбрала ТОР "Комсомольск" (Хабаровский край) для размещения авиационного центра по региональной и беспилотной авиации. Проект планируется реализовать в 2022-2024 годах. Он предусматривает создание сборочного испытательного центра и авиационного учебного центра по подготовке лётного и технического состава.
"Байкал-Инжиниринг" в настоящее время ведёт проект создания девятиместного лёгкого самолёта "Байкал" для местных воздушных линий на замену "кукурузнику" Ан-2. В свое время новые самолёты, основным заказчиком которых должна стать Единая дальневосточная авиакомпания "Аврора", планировалось собирать в Улан-Удэ, а вот вариант с использованием мощностей авиазавода "Прогресс" в Приморье был сразу отметён.
В конце января самолёт ЛМС-901 "Байкал" совершил первый сертификационный полет. Минпромторг РФ рассчитывает собрать за 2,5-3 года пакет заказов минимум на 400 машин.
Разработчиком "Байкала" является ООО "Байкал Инжиниринг", которое в 2019 году выиграло соответствующий тендер Минпромторга. Ежегодный объем выпуска "Байкалов" в перспективе составит 50 единиц в год.
"Аврора" должна получить первые два "Байкала" уже в 2023 году, десять — до 2025 года, следует из графика поставок, утвержденного Минпромторгом.