23 февраля 2022. Председатель правительства Михаил Мишустин поставил точку — новый порт в Славянке хотя бы на данном этапе не будет угольным. Обещаны зерновой и контейнерные терминалы, но что будет по факту, стоит посмотреть. Спрос на российское зерно в АТР есть, пусть и не такой ажиотажный как на уголь. А вот с гарантированными объемами поставок пока заминка — зерно успешно доходит до Азии и из Новороссийска. Первый на Дальнем Востоке электрокаршеринг заработает во Владивостоке уже в июне текущего года, парк сервиса под брендом Green Crab будет состоять из китайских субкомпактных кроссоверов JAC. Справятся ли переднеприводные электрокары с непростым рельефом и дефицитом парковочных мест столицы ДФО — большой вопрос. Затянувшаяся пауза с реализацией проекта ВНХК привела к первому в истории переименованию приморской ТОР по ходу дела. ТОР "Нефтехимический", создававшаяся с прицелом на формирование нефтегазового кластера, но до сих пор имеющая лишь одного реально работающего резидента в лице Находкинского завода минеральных удобрений, будет переименована в ТОР "Находка". Под новую вывеску обещаны новые инвесторы.
Известный приморский политик и бизнесмен Джамбулат Текиев может занять свободную нишу в портовом бизнесе региона, сделав ставку на перевалку зерна. Проектов в этой отрасли в свое время было предостаточно, но ни один из них так и не дошел до начала строительства. Например, построить зерновой терминал в бухте Троицы в своё время собиралась небезызвестная группа "Сумма", совладелец которой Зиявудин Магомедов вместе с братом Магомедом задержаны в марте 2018 года и обвиняются в создании преступного сообщества, особо крупных хищениях и растрате.
Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил изменения в схеме территориального планирования РФ, в нее включен проект строительства морского терминала в порту Славянка Хасанского района. Порт находится на территории Славянского судоремонтного завода, принадлежащего Джамбулату Текиеву, входит в международный транспортный коридор (МТК) "Приморье-2".
На сайте Славянского СРЗ говорится, что порт Cлавянка специализируется на перевалке металлолома, леса круглого, пиломатериалов и других генеральных грузов (штучный груз и товар, который перевозится в упаковке — прим. ред.). Сейчас порт способен перерабатывать до 100 тысяч тонн грузов в год.
Правительство одобрило строительство многофункционального морского терминала "Славянка". В него войдет зерновой комплекс мощностью 7 млн тонн в год, контейнерный комплекс мощностью 330 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год, а также комплекс генеральных грузов мощностью 1 млн тонн в год. Имя инвестора проекта не раскрывается, но понятно, что проект с заявленными параметрами будет стоить не один десяток миллиардов рублей.
Из перечисленных параметров видно, что зерновой терминал закладывается с явным "профицитом". Сегодня найти даже два-три миллиона тонн зерна для перевалки через Дальний Восток достаточно сложно",
— сообщил ИА PrimaMedia представитель одного из российских зерновых трейдеров.
Отметим, что на данный момент самым крупным в России игроком на этом рынке является "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" (НКХП, входит в группу ОЗК) — мощность принадлежащего ему терминала в порту Новороссийск сегодня составляет 7,1 млн тонн в год. К 2025 году после модернизации мощность может вырасти до 12,1 млн тонн. По итогам 2021 года НКХП сократил перевалку зерна на экспорт на 16% — до 5,279 млн тонн.
Проекту в бухте Славянка еще предстоит выдержать конкуренцию с новым морпортом Суходол в Шкотовском районе. Новые совладельцы этого проекта в лице АО "Центр развития портовой инфраструктуры" (ЦРПИ) на последнем Восточном экономическом форуме заявили о планах создать на его базе многофункциональный хаб с перевалкой не только угля, но и строительством контейнерного и зернового терминалов. Общий объем инвестиций в проект оценивается до 180 млрд рублей, включая инвестиции в первый этап проекта — угольный терминал (до 62 млрд рублей). Терминалы для перевалки зерновых, минеральных удобрений и прочих грузов планируется создать в Суходоле до 2030 года.
Владивосток станет местом для обкатки электрокаршеринга, проект которого реализуют автомобильная группа "Соллерс" и "РусГидро", управляющее большой энергетикой Дальнего Востока. Сервиса под брендом Green Crab начнёт работу уже в июне, парк будет состоять из китайских субкомпактных кроссоверов JAC, на первом этапе предполагается использовать до 70 машин.
"Соллерс" объяснил, почему для сервиса выбран не привычный приморцам Nissan Leaf.
"На данный момент JAC iev7 — единственный бюджетный электрический кроссовер, имеющий официальную омологацию (улучшение технических характеристик — прим. ред.) в России и официальную сервисную поддержку дистрибьютора. Также ждём выхода на рынок других брендов и будем их прорабатывать", — прокомментировали в пресс-службе "Соллерса".
На данный момент цены на JAC iev7 у российских дилеров стартуют с 2,8 млн рублей.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, в ноябре 2021 года "Соллерс" и "РусГидро" зарегистрировали на паритетных началах во Владивостоке ООО "РусГидроВайз" под проект электрокаршеринга.
На данный момент "РусГидро" создало во Владивостоке достаточно развитую зарядную инфраструктуру и имеет планы по её расширению.
На сайте Green Crab сообщается, что пользователям будут доступны три тарифа: поминутный (13 руб.\мин), 12-часовой и посуточный (1-4 суток). 12-часовой тариф обойдется в 3 тысячи рублей (включено 100 км пробега), посуточный — в 4,5 тысячи рублей (включено 300 км пробега в сутки). ОСАГО включено во все тарифы.
Арендованные электрокары можно будет бесплатно заряжать в 11 местах. От "быстрых" станций зарядка происходит за 1 час, от "медленных" — за 6 часов, от бытовой сети за 16 час от 0 до 100% (обязательное наличие заземления в розетке). Зарядка на указанных станциях бесплатная.
Запас хода заряженного автомобиля — 230-250 км в зависимости от температуры воздуха, рельефа местности и манеры вождения.
Парковка разрешена на местах, где допускается бесплатная парковка в соответствии с ПДД, на платных парковках с оплатой пользователем за счет собственных средств (за рядом исключений); в местах, где отсутствует доступ к системам GPS/ГЛОНАСС и /или к сети Интернет, и /или к сетям мобильной связи; на парковочных местах для инвалидов.
Председатель правительства РФ Михаил Мишустин утвердил постановление о переименовании территории опережающего развития (ТОР) "Нефтехимический" в ТОР "Находка". Согласно официальной версии "решение принято в связи с заявками потенциальных инвесторов, которые готовы реализовать на этой территории проекты в сферах, отличных от нефтепереработки и нефтехимии". Постановлением также предусмотрено расширение границ ТОР за счёт включения дополнительных земельных участков.
Пока еще не озвученные проекты могут быть реализованы в области промышленности, газохимии, девелопмента, туризма и возобновляемых источников энергии. В частности, на обновлённой территории планируется построить завод по производству борной кислоты. "Это позволит создать более 2 тысяч новых рабочих мест и привлечь в экономику региона не менее 324 млн рублей частных инвестиций", — отмечает пресс-служба правительства РФ.
Производством борной кислоты в Приморье на данный момент занимается ООО "Дальнегорский горно-обогатительный комбинат". Нынешний оператор единственного действующего в РФ борного месторождения был создан на базе обанкротившегося химкомбината "Бор" и имеет весьма запутанную схему владения.
На Дальнегорском боросиликатном месторождении сосредоточенно около 3% мировых запасов бора. "Дальнегорский ГОК" является единственным в РФ производителем борной продукции из собственного минерального сырья, имеет полный технологический цикл от добычи руды и ее обогащения до синтеза боропродуктов, таких как борная кислота различных марок, борат кальция, борный ангидрид, датолитовый концентрат. Почти 90% продукции комбинат реализует на экспорт через собственный порт, основной объем направляется в страны АТР.
В июле 2018 года на тот момент врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко анонсировал, что комбинат вскоре перейдет к новому собственнику, который готовит перспективный план развития предприятия.
"Несмотря на то, что собственник скрылся, и производство было под угрозой срыва, мы предприятие отстояли. Сейчас к вам заходит новый собственник. В ближайшее время он представит перспективный план развития комбината", — сказал Тарасенко на встрече с трудовым коллективом "Дальнегорского ГОКа". Спустя без малого три года имя истинных владельцев комбината по-прежнему теряется в офшорах.
"В 2021 году комбинат столкнулся с беспрецедентным галопирующим ростом цен на сырье, особенно на серу и мазут, эти факторы сильно усложнили экономику производства. Несмотря на это, мы приложили все усилия, чтобы выполнить намеченный план выпуска борной кислоты и увеличили итоговый объем готовой продукции почти на 5% по сравнению с прошлым годом", — прокомментировал итоги прошлого года гендиректор "Дальнегорского ГОКа" Дмитрий Рачков.
Перед полпредом Юрием Трутневым стоит непростая задача найти достойного кандидата на должность главы "Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики" (КРДВ). Должность, честно, говоря, едва ли не "расстрельная", ибо задач перед единым институтом развития поставлено очень много, и не по всем есть видимые пути решения. Например, в последнее время застопорилась работа с иностранными инвесторами, а на фоне непростой внешнеполитической повестки стоит ожидать приостановления и уже имеющихся договоренностей.
Напомним, что прежний гендиректор КРДВ Игорь Носов, возглавлявший корпорацию с мая 2021 года, скончался 8 февраля в возрасте 43 лет и похоронен на Арском кладбище в Казани. До прихода в КРДВ в течение двух лет он занимал должность замглавы Нижегородской области, а еще раньше был гендиректором ОЭЗ "Иннополис".
На данный момент обязанности гендиректора КРДВ исполняет Николай Запрягаев, до этого занимавший должность заместителя гендиректора корпорации.
Запрягаев работает в КРДВ с 2017 года, до назначения в качестве заместителя гендиректора курировал вопросы резидентской политики, проектного управления, взаимодействия с федеральными и региональными органами власти, институтами развития.
Компании лесопромышленного комплекса просят отложить на два месяца намеченный на 1 марта запуск "балансового" модели учета древесины в ЛесЕГАИС с тем, чтобы сначала провести тестирование программы. Отдельные законодательные требования по учету древесины уже несут определённые риски для лесопользователей и участников оборота древесины.
С 1 января 2021 года вступили в силу положения Лесного кодекса РФ, согласно которым транспортировка древесины и продукции ее переработки допускается только после формирования электронного сопроводительного документа (ЭСД). В связи с этим возник ряд проблем: несовершенство программного обеспечения, задержки с оформлением сопроводительных документов, сложности использования системы ЛесЕГАИС при транспортировке заготовленной древесины различными видами транспорта и многие другие. В частности, сформированный QR-код у лица, осуществляющего транспортировку древесины, не отображает все сведения из электронного сопроводительного документа, то есть данная ситуация законодательно не урегулирована и влечет возможность привлечения данного лица к административной ответственности.
А уже с 1 марта должны вступить в силу требования по предоставлению отчетов о балансе древесины и отчетов о древесине и продукции из нее. Корреляция данных о балансе древесины на лесосеке или месте складирования древесины с данными, предоставляемыми компанией для совершения сделки, станет обязательным условием для оформления электронного сопроводительного документа (ЭСД), без которого с 1 января 2022 года сделки не могут осуществляться легально.
Вопрос о переносе новых требований обсуждался на заседании комиссии РСПП по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу. В итоге итогам комиссия пришла к выводу о необходимости предусмотреть после 1 марта 2022 года переходный период для адаптации к функционалу ЛесЕГАИС, в течение которого установить работу "балансовой" модели без необоснованных ограничений на формирование электронных сопроводительных документов. Соответствующее обращение рассмотрит Минприроды России. до 1 мая 2022 года.
"Лесопромышленники опасаются, что нововведение вызовет сложности при формировании электронных сопроводительных документов, так как до запуска невозможно предусмотреть уязвимость системы и тех моментов, которые вызовут затруднения. При запуске обновленной ЛесЕГАИС именно возможность "обкатать" систему выявила узкие места", — сказал директор по взаимодействию с государственными органами компании "Свеза" Борис Френкель.
Рослесхоз, со своей стороны не видит необходимости в переносе сроков и допускает, что на период отладки системы на предприятия не будут накладываться какие-либо санкции.