28 февраля 2022. Двухэтажные кофры, контрминные галереи, длинный капонир и единственный зигзагообразный бруствер — форт №1 занимает всего одну сотую от масштаба Владивостокской крепости, но остаётся одним из самых уникальных оборонительных объектов. Среди шедевров "наскальной живописи", летучих мышей и исторических лабиринтов прогулялся фотокорр. ИА PrimaMedia.
Ансамбль Владивостокской крепости начали возводить в 1878 году, когда существовала угроза нападения британского флота и китайской пехоты. Но первыми выступили с атакой не те и не другие, а японцы — в 1904 году. Во времена интервенции и Гражданской войны строительство приостановили, а чуть позже совсем свернули и сняли всё оружие. В 1930-х во многих фортах, пороховых погребах, батареях расположили боеприпасы.
Одно из сооружений — форт № 1 — было спроектировано и возводилось в рамках строительства новой главной линии сухопутной обороны крепости в 1910–1917 годах. Благодаря скученности бетонных сооружений он напоминает, скорее, западноевропейские форты, чем форты русской военно-инженерной школы. Совершенно уникальной постройкой является горжевой полукапонир форта. Это третье во Владивостокской крепости сооружение с двумя боевыми этажами.
Попасть в форт №1 раньше было практически невозможно — объект долгое время занимали военные. В сентябре 2020 года музей-заповедник начал проводить первые экскурсии, в январе посетителям открыли подземную часть.
Пройти по лестницам и лабиринтам в месте, где зарождался и становился неприступным город-крепость Владивосток, можно и сейчас. Фотокорр. ИА PrimaMedia спустился по ступенькам вниз и прошёлся по коридорам. Антураж им придаёт живопись на бетонных стенах — рисунки женщин и сослуживцев. Авторы шедевра — военные, служившие здесь по пять лет и скучавшие по внешнему миру. Ютясь в узких проемах и холодных спальнях с буржуйками, они хотели поскорее отправиться домой и ощутить женскую теплоту. Украшают стены записи дат службы.
В своё время на постройку форта было потрачено 2,5 млн царских золотых рублей. В переводе на нынешний курс — около 2,2 млрд рублей. Сегодня он работает не по прямому назначению, отмечают экскурсоводы, но до сих пор к этому готов.