Газеты Приморья под угрозой закрытия. Цена печати уже взлетела и готовятся к новому рывку

За пять лет тираж районок сократился на 60 процентов. Нынешняя ситуация может их просто похоронить
Тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimaMedia

3 марта 2022. Редакции районных газет в Приморье стали получать уведомления от типографий о резком увеличении стоимости услуг на печать. Цены взлетели еще до февральского обвала рубля, мартовская корректировка грозит окончательно похоронить отрасль, которая еще не оправилась от встряски пандемией, сообщает ИА PrimaMedia.

О проблеме говорят как редакции, так и типографии. Здесь они выступают общим фронтом — обе отрасли тесно связаны экономическими узами и прекрасно понимают положение, в котором оказались. Печать — сфера, сильно зависящая от колебаний курса. Большая часть оборудования и расходников, от печатных форм до краски — зарубежного производства. Вдобавок дорожает логистика — как внутрироссийская, так и региональная. Не добавляет стабильности и нехватка газетной бумаги — на российский рынок бумаги недавно зашел Китай, который скупает ее большими объемами.

— Подорожание будет сильным, — считает директор АО "Полицентр" (типография печатает порядка 35 приморских газет) Мария Епифанова. — Ближайший завод по производству бумаги находится в Новосибирске. Они подняли цены еще с того момента, как в Китай запретили вывоз дерева и он разместил очень большой заказ на бумагу российским заводам. Плюс железнодорожная перевозка до Уссурийска. Там удорожание порядка 7 процентов. Учитывая, что цена доставки контейнера порядка полутора миллионов, это серьезно. Третий удар — местные перевозчики. За доставку контейнера из Уссурийска в Арсеньев, где находится наша типография, цена повысилась с 28 до 61 тысяч. Это на конец февраля. Какой ценник будет в марте, мы еще не знаем. Понятно, что увеличится. Переговоры с перевозчиками показали, что цена будет только расти.

По словам предпринимателя, в типографии используется заграничное оборудование, пластины китайского производства, иностранные расходники, краска и так далее. Из-за валютных курсов цены на их покупку и на техническое обслуживание взлетели. Не понятно также, что будет с поставками.

— Определенный запас нам удалось создать на складах, — говорит Мария Епифанцева. — Март еще продержимся с небольшим поднятием цены. Но следующая закупка приведет к серьезному удорожанию цены. В течение месяца процентов на 7-10. А дальше — до 30-50 процентов. Нас загоняют конкретно в угол.

В типографии отметили, что за последние пять лет падение тиражей печатных СМИ составило около 60-65 процентов.

— Есть тенденция перехода в соцсети, в Инстаграм (12+), но, как показало время, эта штука не надежная, — подчеркивает Епифанова. — Да и информация там никак не модерируется, уровень ответственности низкий. Последние выборы показали, что именно в печатные СМИ кандидаты вкладывали серьезные средства, потому что им доверие выше. Если сейчас они все закроются, не знаю, как это все будет.

— Мы еще не оправились толком от пандемии, — говорит директор издательства "Пульс — северное Приморье" Жанна Чикризова. — Газетам было очень трудно. Если в 2020 году мы попали в список пострадавших отраслей и получили поддержку, выплатили зарплату, продержались, то в 2021 году такой поддержки уже не было. А было резкое падение числа рекламодателей, количества объявлений. Мы сейчас даже не можем увеличить цену на рекламу и подписку, потому что потеряем последних клиентов. Держимся на разных проектах, но деньги тают на глазах. Если сейчас еще печать поднимется, боюсь предположить, что с нами будет.

По словам директора издательства, печать является одним из наиболее затратных расходов в создании газеты. Тем более, что сейчас районки перешли на многостраничный формат еженедельников.

— Районкам нужна помощь, — говорит Чикризова. — Тем более, в нашей ситуации. Все чиновники и политики пошли в соцсети, стали там информировать о себе. Муниципалитеты завели аккаунты и так далее. Но именно там, в соцсетях, мы информационную войну проигрываем антироссийским настроениям. Они там активно давят своим мнением, вносят раздрай. У меня частная газета, но я по мышлению человек государственный. Считаю, что в таких ситуациях, как пандемия или вот как сейчас, с Украиной, когда сложности в стране, нельзя раскачивать общество. По опросам ВЦИОМ, во время пандемии самым большим доверием пользовались печатные СМИ. Может быть, потому, что у нас консервативное мышление. К тому же, мы работаем четко в рамках закона. В фейсбуке (12+) можно что угодно написать. В газете такого не напишешь. Нас контролирует Роскомандзор, ФАС, закон о СМИ, закон о рекламе и прочее. Поэтому то, что всю информацию надо в интернете переместить— так не получается. Государству и людям нужны всевозможные источники информации. Чем больше тех, кто работает в рамках закона, тем лучше для общества.

По мнению участников рынка, отрасль сейчас остро нуждается в государственной поддержке. Как рассказала Мария Епифанова, снизить риски помогли бы как субсидиарные, так и законодательные решения.

— Наверно, должны быть определенные квоты на продажу газетной бумаги зарубеж, — говорит она. — Чтобы внутренний рынок не страдал. Он готов потреблять бумагу. Есть типографии, есть заказы. Поэтому тут политика приоритетности внутреннего рынка и сдерживания цен принесла бы пользу. Во-вторых, во время пандемии мы получали определенную поддержку в виде субсидий на выплату заработной платы. Была история с невозвратными кредитами под 2 прцоента для пострадавшего бизнеса, если он сохраняет весь штат. Это помогло нам сохранить оборудование и людей. Мы никого за пандемию не уволили, продержались. Сейчас же ситуация сложнее, есть большая дебиторка — долги от редакций. Поэтому поддержка СМИ — она и нас бы тоже спасла.

В связи с возникшей ситуацией и тревожными сообщениями, поступающими от участников газетного рынка, приморское отделение Союза журналистов России готовит обращения в центральный СЖР и органы власти.

— Сегодня, в эпоху разгула фейков и обилия непроверенной информации в социальных сетях, на СМИ лежит особая социальная миссия. Печатные СМИ в районах — эта та самая последняя миля в донесении достоверной и проверенной информации до конечного потребителя. Если по разным причинам это звено распространения информации перестанет существовать, информационный вакуум кто-то заполнит. Вопрос в том, кто это будет и какую информацию он будет нести людям. В этих условиях очень важно сохранить муниципальную и районную прессу, профессиональные кадры, которые ещё остались. Для этого прессе в районах необходима государственная поддержка. Как профессиональный союз, мы приложим все усилия, чтобы донести эту мысль до органов власти, в настоящий момент мы готовим ряд официальных обращений на эту тему, — комментирует ситуацию председатель Приморского отделения Союза журналистов России Виктор Суханов.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость