Даманский разлом: основные фазы пограничного конфликта на реке Уссури 54 года назад

Как начался и чем закончился конфликт
#Боевая_Слава
Последний кадр Н. Петрова
Фото: Н. Петров

10 марта 2023. В конце 1950-х начале 1960-х годов КНР, стремясь к росту своего влияния в мире, вступила в конфликт с Тайванем и участвовала в пограничной войне с Индией, власти КНР стали использовать положения о международных границах, ссылаясь на решения Парижской мирной конференции 1919 года исходя из того, что "граница, как правило, проходит по судоходному фарватеру реки".

Такое положение имело оговорки, исходящие из "исторического использования земель". Несмотря на то, что в феврале 1964 г. по спорным пограничным вопросам начались советско-китайские консультации, китайская сторона стала настаивать на немедленном исполнении Парижских рекомендаций 1919 года. Согласно этим критериями, бывший российский и советский остров Даманский на реке Уссури должен был быть передан КНР.

Остров Даманский (в китайском варианте — Чжэньбао дао, в переводе: "Остров сокровищ"), расположенный на реке Уссури в 35 км от Лучегорска в силу своей величины (менее 1,5 кв. км) вряд ли представлял реальный стратегический или военный интерес, как для СССР, так и для КНР. По прошествии 50 лет видятся более вероятными идеологические причины кровопролитного конфликта на Уссури. Руководство Китая стремилось к мировому признанию своей роли, руководство СССР не желало уступать, отводя Китаю роль "младшего брата".

В ходе китайской "культурной революции", особенно после "Пражской весны" 1968 г. власти КНР заявили, что СССР встал на путь "социалистического империализма" и рассматривало вопрос пограничных островов, как символ советского ревизионизма. Консультации 1964 г. закончились безрезультатно, тем более,что начиная с 1960 г. количество приграничных провокаций со стороны КНР росло в арифметической прогрессии.

Китайские крестьяне, исполняя указания своих властей демонстративно заходили на спорные территори и занимались хозяйственной деятельностью: пасли скот, косили траву, ловили рыбу, заявляя, что находятся на китайской территории. Если в 1960 г. подобных инцидентов было около сотни, то в 1962 более пяти тысяч. После провала совестко-китайских консультаций по островам на советские пограничные патрули стали совершаться нападения хунвэйбинов. Счет таким эксцессам шел на тысячи. Советские пограничники, выполняя приказ, стали строго следовать точному расположению границы. Советские пограничные катера неоднократно устрашали китайских рыбаков, проходя на большой скорости максимально близко и угрожая потоплением. Назревал конфликт.

Бой 2 марта 

Ночью с 1 на 2 марта 1969 г. 70 солдат армии КНР переправились на о. Даманский и залегли на его западном берегу. До 10:20 китайские военные, одетые в зимний камуфляж и вооруженные карабинами СКС и автоматами Калашникова, оставались незамеченным. После обнаружения группы, с заставы Нижне-Михайловка на остров выехали 32 советских пограничника. Два автомобиля и БТР во главе с начальником заставы старшим лейтенантом Стрельниковым, не предполагавшим встретить отряд по численности превышавший его группу в два раза.

Советские пограничники разделились на две группы. Группа Стрельникова направилась к китайским военнослужащим, стоявшим на льду юго-западнее острова, а группа под командованием сержанта Рабовича должна была прикрывать Стрельникова, одновременно отсекая отряд (около 20 человек) направлявшихся вглубь острова.

Приблизительно в 10:45 Стрельников выразил протест по поводу нарушения границы и потребовал от китайцев покинуть территорию СССР. В ответ один из китайских военных поднял руку и… по группам Стрельникова и Рабовича был открыт огонь. Стрельников и следовавшие за ним семь пограничников погибли на месте. 

К этому моменту группа сержанта Рабовича вышла на земляной вал и попала в засаду. По ним был открыт огонь из стрелкового оружия и в скоротечном бою почти все погибли. В живых на тот момент остались только двое: рядовой Серебров и ефрейтор Акулов. Акулов в бессознательном состоянии был захвачен в плен и тело его, со следами пыток было выдано советской стороне только 17 апреля 1969 г. Геннадий Серебров — единственный остался в живых, он был ранен штыком и находился в бессознательном состоянии.

Вот как описывает события китайская сторона:

"В 8 утра 2 марта 1969 г. на острове появился китайский пограничный патруль, после чего из-за советской границы выдвинулся отряд в 70 советских солдат на двух бронемашинах, военном грузовике и штабной машине. Подойдя к острову, они перестроились в боевой порядок и атаковали китайский патруль с переднего и заднего фланга. Не обращая внимание на предупреждения с китайской стороны, советский отряд открыл огонь, убив и ранив 6 китайских пограничников. В целях самозащиты китайцы были вынуждены контратаковать. Услышав стрельбу, второй отряд пограничников под командованием Чжоу Дэнго нанес сокрушительный удар по зашедшим в тыл советским солдатам".

Тем временем, получив сообщение о стрельбе на острове начальник соседней заставы Кулебякины сопки старший лейтенант Бубенин спеша на помощь выехал на БТР в сопровождении ГАЗ-69 с 23 бойцами и в 11:30 совместно с группой Бабанского и двумя БТР занял оборону. Огневой бой продолжался около 30 минут, китайцы начали обстрел боевых порядков пограничников минометами. В бою на БТР Бубенина отказал пулемёт, вследствие чего пришлось вернуться для его замены.

После этого Бубенин решил направить свой БТР в тыл китайцам, огибая по льду северную оконечность острова, выйдя по протоке Уссури к выдвигающейся к острову пехотной роте китайцев, и начал вести по ней огонь, уничтожив роту на льду. Но вскоре БТР был подбит, и Бубенин принял решение выйти со своими бойцами к советскому берегу. Достигнув БТР погибшего Стрельникова и пересев в него, группа Бубенина двинулась вдоль позиций китайцев и уничтожила их командный пункт, однако БТР был подбит при попытке забрать раненых. Китайцы продолжали атаковать боевые позиции советских пограничников у острова. 

Командование оставшимися в живых пограничниками взял на себя старший сержант Бабанский, чьё отделение успело скрытно рассредоточиться у острова и совместно с экипажем БТР приняло огневой бой.

Позднее Юрий Бабанский вспоминал: "Через 20 минут боя из 12 ребят в живых осталось восемь, ещё через 15— пять. Конечно, ещё можно было отойти, вернуться на заставу, дождаться подкрепления из отряда. Но нас охватила такая лютая злоба на этих сволочей, что в те минуты хотелось только одного — положить их как можно больше. За ребят, за себя, за эту вот пядь никому не нужной, но всё равно нашей земли".

Около 13:00 китайцы начали отступление.

Взгляд с китайской стороны:

"После контрудара китайские пограничники были обстреляны советскими. Огонь взял на себя Юй Цинъян. Он был ранен в голову, упал, но нашел в себе силы поняться на ноги и дал последнюю автоматную очередь по советским войскам. Заместитель командира роты Чен Шаогуан с отрядом зашел в тыл советским войскам, но был окружен и атакован с двух сторон. Чен Шаогуан скомандовал своему отряду дать отпор, а сам занялся уничтожением огневой точки. Даже после тяжелого ранения он продолжил движение, выбил советских пулеметчиков из огневой точки и упал, истекая кровью. Ожесточенные бои шли уже больше часа, китайские пограничники заставили советских отступить с острова".

В бою 2 марта погиб 31 советский пограничник, 14 получили ранения. Потери китайской стороны (по оценке комиссии КГБ СССР) составили 39 человек убитыми.

К 13.30 к месту конфликта прибыл вертолет с командованием Иманского погранотряда и его начальником полковником Леоновым. Одновременно стали подходить подкрепления с соседних застав, были задействованы резервы Тихоокеанского и Дальневосточного пограничного округов. В тылу была развернута советская 135-я мотострелковая дивизия оснащенная артиллерией и (на тот момент секретными) установками залпового огня "Град". До 15 марта наступило временное затишье.

Борьба слов

Пока на Уссури было относительно тихо, стороны занимались тем, что старательно обвиняли друг друга. 3 марта в Пекине прошла демонстрация около посольства СССР. На следующий день передовицы центральных газет вышли со статьей "Долой новых царей" в которых вина за инцидент возлагалась на советские войска.

"Двинутые кликой ревизионистов-ренегатов, нагло вторглись на остров Чжэньбаодао на реке Усулицзян в провинции Хэйлунцзян нашей страны, открыли ружейный и пушечный огонь по пограничникам Народно-освободительной армии Китая, убив и ранив многих из них".

Ответная статья "Позор провокаторам!", вышедшая в газете "Правда" обошлась без характерных для периода "культурной революции" обвинительных лозунгов, но тем не менее: "вооружённый китайский отряд перешёл советскую государственную границу и направился к острову Даманскому. По советским пограничникам, охранявшим этот район, с китайской стороны был внезапно открыт огонь. Имеются убитые и раненые".

8 марта, в Москве, возле посольства КНР состоялась демонстрация, на которой советские граждане несли плакаты: "Позор клике Мао", "Долой великодержавный шовинизм китайских руководителей!", "Клика Мао Цзэ-дуна предает дело народов, борющихся против империализма". Демонстранты поднимали вверх кулаки и скандировали в сторону китайского посольства: "Позор! Позор! Позор!"

Сегодня китайские исследователи признают, что провокацию на Даманском Китай начал готовить заранее. Историк Сюй Янь отмечает, что решение провести на острове Чжэньбаодао операцию силами трех рот и создать для этого специальное командование было принято Центральным военным советом КПК 19 февраля 1969 г. 

Бывший командующий Шэньянским военным округом Чэнь Силян вспоминал, что подготовка началась примерно за три месяца. Из состава трех полевых армий были сформированы три разведроты по 200-300 человек в каждой. Все офицеры имели боевой опыт. Проводились тренировки.

Советский Союз, тем временем, подтягивал к границе силы. Танки, артиллерия, секретные "Грады" стояли наготове.

Бои 14-15 марта

14 марта в 11:15 советские пограничники заметили китайский отряд, движущийся в направлении острова, и открыли огонь. Китайцы отступили на свой берег. В 15:00 советские пограничники получают приказ убрать подразделения с острова. Как только они отходят на свой берег, китайцы занимают Даманский. В ответ на это восемь бронетранспортеров под командованием подполковника Яншина начинают движение в сторону занятого китайскими отрядами острова и "выдавливают" китайцев на левый берег Уссури. Группа Яншина (45 человек на 4-х БТР) в исполнение нового приказа, поступившего в 20:00, окапывается на Даманском.

Утро 15 марта. Китайская артиллерия и минометы начинают обстрел позиций советских пограничников. Вслед за этим в наступление переходят три роты китайской пехоты. Порядка пятисот китайских солдат занимают позицию на юге Даманского готовясь зайти в тыл группе Яншина. Два БТР группы подбиты, связь выходит из строя. В этот момент начальник 57-го погранотряда полковник Демократ Леонов принимает решение о танковой атаке. Четыре Т-62, в одном из которых сам Леонов, слишком близко подходят к китайским позициям. Танк Леонова был подбит, полковник пытался покинуть машину, но его настигла пуля китайского снайпера.

Взгляд с китайской стороны:

"Утром 15 марта с севера к острову подошли 6 бронемашин с 60 советскими пограничниками. Командир батальона Лэн Пэнфэй получил приказ привести к острову роту подкрепления. В 8 утра советская сторона начала атаку, Лэн Пэнфэй приказал своей роте закрепиться на выгодной позиции и с частью солдат направился для прорыва советских рядов. Через час им удалось отбить наступление, а в 9:46 под прикрытием артиллерии советские пограничники направили в сторону острова шесть танков и пять бронемашин, атаковав с северной и южной стороны, массированным огнем мешая китайским пограничникам забраться на остров.

Командир расчета безоткатного орудия Ян Лин стойко оборонял вторую позицию, с которой противостоял натиску советских войск. Когда советские танки подошли ко второй позиции на расстояние 10 метров, он бросил в них пять гранат, нарушив их строй, и подорвав один из танков. В ходе двух маневров огнем, ему удалось попасть в три бронемашины, после чего он пал смертью героя под ударами советской артиллерии".

Лихая танковая атака полковника Леонова, несмотря на потери, выполнила задачу. Китайцы не смогли выйти на остров. Бой продолжался два часа. Минометный и артиллерийский обстрел, следом атака китайских пехотинцев. Советские пограничники буквально зубами держатся за эти меньше, чем полтора квадратных километра покосов. Два часа! 

Когда закончился боезапас, советские пограничники были вынуждены покинуть остров. В 17:00, в критической ситуации, в нарушение указания Политбюро ЦК КПСС командующий войсками Дальневосточного военного округа генерал-полковник Лосик отдает приказ на использование реактивных систем залпового огня "Град" 135-й мотострелковой дивизии. "Грады" уничтожают большую часть ресурсов китайской группировки. После залпа "Градов" в атаку пошли бойцы 2-го батальона 199-го мотострелкового Вехне-Удинского полка и пограничники под командованием подполковника Смирнова и полковника Константинова. Китайцы отступили с занятых позиций.

После боя 15 марта на Даманском наметился переход к плавному снижению напряженности. 17 марта советские пограничники провели минирование острова и предприняли попытку вытащить подбитый Т-62. Китайская сторона ответила "ураганным огнем артиллерии" и вынудила советские войска отступить. Позднее танк, основательно провалившийся под лед, попытались уничтожить минометным обстрелом, но это не произвело желаемого эффекта. Теперь танк Т-62 (бортовой № 545) стоит в качестве одного из экспонатов Музея НОАК в Пекине.

После весеннего таяния льда советские пограничники лишились доступа к Даманскому и с мая 1969 г. остров де-факто стал китайским. В сентябре 1969 г. после похорон Хо Ши Мина в аэропорту Пекина встретились председатель Совета Министров СССР Косыгин и премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай. В результате переговоров было достигнуто соглашение о сохранении границ в существовавшем на тот момент состоянии. Даманский признавался китайским островом. Финальная точка в истории "острова, не имевшего ни экономичческого, ни стратегического значения" была поставлена в мае 1991 г., когда СССР и Китай подписали соглашение о границе по главному фарватеру Уссури, а в 1997 г., несмотря на протесты Приморского губернатора Наздратенко Даманский (Чжэньбао) и по закону стал частью КНР. Окончательно и бесповоротно.

Версия

Казалось бы, все закончено. Герои с той и с другой стороны (кто при жизни, кто посмертно) награждены. Мертвые похоронены. Города, реки, поселки на русском Дальнем Востоке переименованы. Китай из отсталой страны хунвейбинов с цитатниками превратился в крупнейшую державу мира. СССР ввязался в Афганскую кампанию, а затем развалился. Жизнь продолжается. Но все же…

Что это было? Кому так нужен был остров на Уссури, за который отдали жизни около 300 человек? Какие интересы, какие люди стояли за этой историей? В 2007 г. возникло предположение в духе "теории заговора", что за событиями 1969 года стоял "второй человек Китая" Линь Бяо, который, якобы "заказал" Даманский для того, чтобы официально стать преемником Великого Кормчего. В отдельных газетных публикациях проскальзывает утверждение, что маршал Линь Бяо надеялся "возвращением" Даманского заслужить безоговорочное доверие Мао. В апреле 1969 г.  после IX съезда КПК Линь Бяо был назначен преемником Мао.

Так это или не так — без документов говорить сложно, однако стоит отметить, что в начале 1970-х годов Линь Бяо разругался со всей верхушкой ЦК КПК и после того как китайские органы безопасности раскрыли попытку заговора, в спешном порядке предпринял попытку бегства в СССР. Самолет, на котором Линь Бяо вместе со своей семьей летел в СССР попал в катастрофу в Монголии. Никто не выжил.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость