СССР-США: загадки необъявленной войны

История основана на одном из немногих рассекреченных до настоящего времени документов на эту тему
СССР-США: загадки необъявленной войны
Фото: ИА PrimaMedia

18 марта 2022. Много лет назад в залитом солнцем Жариковском скверике, что расположен у остановки "Дальзавод" во Владивостоке, появился скромный обелиск. Пожалуй, сегодня мало кто из проходящих мимо прохожих в состоянии вспомнить, кому и по какой причине установлен этот памятник. Который, к тому же, является ещё и надгробьем на братской могиле.

Между тем, это одно из сохранившихся до настоящего времени свидетельств необъявленной войны, которую вели между собой США и СССР. Да, официально этой войны не было, как не происходило и широкомасштабных боевых действий. Но были жертвы с обеих сторон, причем, далеко не всегда — военнослужащие. Без малого 70 лет назад, 27 июля 1953 года в небе Китайской Народной республики четырьмя реактивными истребителями ВВС США F-86A "Sabre" был расстрелян безоружный советский транспортный самолет "ИЛ-12" с двадцатью пассажирами на борту...


СССР — США: загадки необъявленной войны. Фото: Константин Лыков

... В тот день над арендованной у Китая советской военно-морской базой Порт-Артур светило жаркое солнце. Второй месяц лета пятьдесят третьего года подходил к концу. Вместе с ним заканчивалась Корейская война, ставшая, по сути дела первым реальным, со времени Второй Мировой полигоном, на котором проходила испытания новейшая для того времени боевая техника СССР и США.  Как известно, практически всё вооружение — от автоматов "АК" обр. 1947 г. до реактивных истребителей "МИГ-15", на которых воевали северокорейские (и советские) пилоты поставлялось режиму Ким Ир Сена Советским Союзом. В свою очередь и американская сторона не только снабжала самым современным оружием южнокорейского лидера Ли Сын-Мана и его сторонников, но и сама, не особенно не скрываясь, принимала непосредственное участие в боях на Корейском полуострове.

Экипажу готовящегося к вылету "ИЛ-12" предстоял совершенно обычный рейс. Самолёт, числившийся за 593-м отдельным транспортным авиаполком Тихоокеанского флота, не одну сотню часов налетал по маршруту, связывавшему Порт-Артур и Владивосток. Да и погода была хорошей, никаких сюрпризов от "небесной канцелярии" синоптики не обещали.

После непродолжительной задержки — ждали припозднившегося пассажира — "ИЛ" развернулся на рулежной дорожке, и, пробежав по накаленной южным китайским солнцем полосе, взмыл вверх. Несколько минут спустя только темная точка в небе еще указывала направление, в котором скрылся самолет.

Но приземлиться во Владивостоке ему не было суждено. Через два с половиной часа, когда "Ил-12" находился недалеко от китайского городка Хуадянь, из облаков вывалились сразу четыре американских "Сейбра" и принялись расстреливать беззащитный пассажирский самолет...

На его борту находилось шесть членов экипажа и четырнадцать пассажиров. Вначале в официальных сообщениях писали, что их было 15, и только после того, как в обломках нашли штурманскую планшетку со списком пассажиров, стало ясно, что один человек из тех, кто должен был лететь в тот день, на самолет не успел. Поругался с женой, да так, что опоздал к вылету. От пустяков иной раз зависит человеческая жизнь.


безоружный советский транспортный самолет. Фото: Константин Лыков

Был и еще один, чудом спасшийся. Матрос, которого сняли с того самого рейса, чтобы освободить место для торопившегося во Владивосток офицера. Двое — остались живы. Двадцать — погибли. Когда через несколько дней их нашли, стояла страшная жара, и то, что осталось от людей, захоронили в Порт-Артуре. Только в декабре того же года, останки кремировали и перевезли во Владивосток. Тогда и появился в тихом скверике на остановке "Дальзавод" скромный памятник.

***

Расстрелянный в полёте "ИЛ-12" стал одной из последних жертв Корейской войны. Именно в этот день, 27 июля 1953 года в Паньмыньчжоне было заключено долгожданное перемирие. Но напоследок, воевавшая в Корее Восьмая армия США решила еще раз показать клыки. Буквально за несколько часов до подписания паньмыньчжонского соглашения, в воздушное пространство Кореи и Китая вторглись 324 (!) американских военных самолета. Более семидесяти из них были направлены в район, где пролегала воздушная трасса Владивосток — Порт-Артур...

Обстоятельства гибели советского самолета до сих пор не вполне ясны. В рапорте командира звена американских истребителей капитана Ральфа С. Парра, написанном вскоре после "боя" с безоружным самолетом говорится, что "ИЛ-12" был сбит... над Северной Кореей — на расстоянии не менее чем 172 километра от действительного места расстрела пассажирского рейса. Именно такой версии придерживалась вначале американская сторона. Однако после того, как на плоскогорье между городами Хуадянь и Дуньхуа, куда упал "ИЛ" советскими военными была привезена группа представителей ООН, от той версии американцам пришлось отказаться.

Более того — проведенное тогда же расследование, большая часть материалов которого закрыта до сих пор, показало, что еще за час-два до появления советского самолета китайские крестьяне видели несколько упорно круживших над полями "Сейбров". Словно кого-то ждали. Значит, "ИЛ-12" не был простой жертвой решивших поразвлечься воздушных пиратов? Тем более, в последний день корейской войны, за считанные часы до начала перемирия…


Американский военный самолет. Фото: Константин Лыков

В фондах Центрального военно-морского архива (ЦВВМА) хранится "Акт расследования обстоятельств гибели Ил-12 593-го отдельного транспортного авиаполка ВВС ТОФ". К слову сказать, это один из немногих рассекреченных до настоящего времени документов, относящихся к давней трагедии в китайском небе: 

"В 11 час. 16 мин. станции ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи. — Авт.) отметили самолет Ил-12, следовавший по перелетной трассе, над пунктом Хуадянь, а в 11 час. 18 мин. в этом же районе обнаружили две группы самолетов типа F-86, по 4 самолета в каждой группе, следовавшие на север.

В 11 час. 26 мин. над пунктом Хуа-Гоу произошла встреча самолета Ил-12 с одной из групп F-86, после чего радиолокационные станции самолет Ил-12 не отмечали.

По показаниям местных жителей, между 11 и 12 часами дня 27 июля они услышали необычный звук и стрельбу в воздухе, затем последовал взрыв. После взрыва они видели падающий горящий большой самолет, от которого в воздухе отделялись предметы. На месте падения Ил-12 обнаружено: на кабине и фюзеляже 19 пробоин от крупнокалиберного пулемета; у 6 трупов из двадцати имеются следы пулевых ранений.

...Все собранные материалы подтверждают, что самолет Ил-12 был атакован в 11 час. 26 мин., сбит и упал в 4 километрах от деревни Маоэрошань, провинция Гирин".

Радиус действия F-86 "Сейбр" составлял 1600 километров. От китайско-корейской границы до места, где сбили советский самолет — 300 с лишним километров. Примерно столько же, если не больше, американским истребителям пришлось пролететь с аэродрома наземного базирования, который никак не мог располагаться выше 38-й параллели — именно по ней до сих пор проходит демаркационная линия между Севером и Югом Корейского полуострова.

Трудно представить, что американские пилоты могли решиться на далекий полет наугад, не зная, попадется им здесь что-нибудь или нет. Значит, наш самолет ждали? Или — ждали не его, а кого-то еще?

 У одного из погибших членов экипажа "ИЛ-12", штурмана Ивана Мулина, осталось трое детей. Одна из его дочерей, Людмила Проскурина, впоследствии на протяжении многих лет работала в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, здание которого расположено чуть выше сквера. И — вот ведь ирония судьбы — ежедневно ходила на работу и обратно мимо могилы своего отца…

Как рассказывала Людмила Ивановна автору этих строк в начале 90-х годов прошлого века, несколько лет спустя после гибели самолёта к её матери, Валентине Яковлевне Мулиной, пришел военный, отказавшийся назвать себя. И рассказал, что по тому же маршруту и в то же самое время должен был лететь другой "ИЛ-12". С высшим командным составом ТОФ на борту.

Эту версию частично подтвердил писатель Игорь Сейдов, автор книг о советских летчиках-асах — героях Корейской войны:

"В тот день в Порт-Артуре, действительно, проводилась партийная конференция базы ВМС. Американцы предполагали, что в этот день бортом Ил-12 будут вывозить в СССР с Ляодунского полуострова командный состав наших ВМС. Но партийная конференция затянулась, и поскольку самолету было дано ограниченное время для полета, вместо начальства на нем отправили членов медкомиссии флота и молодых офицеров. Американцы, видимо, не знали, что в последний момент произошли изменения. Они специально охотились за этим самолетом, и для его перехвата была поднята четверка капитана Парра. Гибель ни в чем не повинных людей ложится черным пятном на все ВВС 5-й ВА США в Корее. И навсегда останется на совести этого летчика".


СССР — США: загадки необъявленной войны. Фото: Константин Лыков

По другой версии, американцы ждали маршала Малиновского, который должен был возвращаться во Владивосток из Порт-Артура. 

Кстати, практика исподтишка подкарауливать и сбивать самолеты с высшим военным руководством враждебных стран существовала у американцев достаточно давно. Незадолго до окончания Второй Мировой, американская разведка расшифровала японские военные шифротелеграммы. В итоге, выяснив график передвижения главкома вооруженных сил Японии Ямамото, американцы подстерегли и сбили его самолет вместе с самим главкомом.

2 августа 1953 года в советских средствах массовой информации появилось лаконичное сообщение, в котором говорилось, что заместитель министра иностранных дел СССР А.А. Громыко вручил послу США Ч. Болену ноту протеста по поводу того, что "4 американских истребителя, вторгшиеся в пределы Китайской Народной Республики, атаковали и сбили в районе г. Хуадянь, в 110 км от китайско-корейской границы, советский пассажирский самолет Ил-12, совершавший регулярный полет из Порт-Артура в СССР по установленной трассе".

После этой публикации о расстреле мирного советского самолёта американскими ВВС словно предпочли забыть. Грозная нота советского МИДа не переросла в международный скандал и ответ на неё, если и был дан американской стороной, на страницах "Правды", "Известий" и других главных газет страны не появился. Последним в те годы публичным упоминанием о трагедии стала небольшая заметка в органе партийной печати Приморского края, газете "Красное Знамя", сообщавшая о захоронении в Жариковском сквере урн с прахом погибших на "Ил-12".

Поневоле вспоминается другая история, также связанная со сбитым самолётом. В отличие от этой — "раскрученная" намного более широко, и в своё время ставшая причиной совершенно оголтелой антисоветской истерии, по накалу похожей разве что на нынешний "санкционный шабаш", развязанный нашими "заклятыми друзьями" против России. Речь идет о трагедии южнокорейского рейса KAL-007, якобы сбитого советским лётчиком Геннадием Осиповичем ночью 1 сентября 1983 года над Сахалином. В отличие от нашего "Ил-12", скандал вокруг которого был совершенно очевидным образом "спущен на тормозах", южнокорейский боинг, которому посвящены множество книг и расследований, оказался самым беззастенчивым образом использован американской пропагандой и американскими же политиками для клеветы на СССР. Именно тогда на весь мир громко прозвучало высказывание одного из американских конгрессменов: "Атаковать безоружный гражданский самолёт — всё равно, что атаковать автобус со школьниками…". Несмотря на то, что в той истории существует множество до сих пор никем и ничем не объясненных нестыковок и странностей, Америка в буквальном смысле слова "выжала" из этой ситуации всё возможное.

Почему тридцатью годами ранее отечественная дипломатия не использовала совершенно очевидные и доказанные факты для демонстрации всему миру звериной сущности американского империализма? Вопрос, на который едва ли когда-нибудь будет получен ответ. Возможно, всему виной — смерть И.В. Сталина в марте того же 1953-го и последовавшая за тем совершенно беспрецедентная для послевоенного советского руководства борьба за власть? Тогда как кровь членов экипажа и пассажиров мирного советского самолёта, пролитая американцами в китайском небе, так и осталась не только не отомщенной, но и забытой на долгие годы…

В следующий раз "завеса молчания" была прорвана лишь в середине 90-х годов, когда в газетах Владивостока появились первые публикации, посвященные той давней истории. Возможно, окончательно пролить свет на тайны рейса "Ил-12" позволило бы рассекречивание материалов расследования, проведенного советской комиссией, но вот когда это произойдёт? И произойдет ли вообще?

Всё, описанное выше — лишь один из эпизодов необъявленной войны, которая велась между США и СССР по всему земному шару, практически везде, где так или иначе пересекались интересы двух претендовавших на мировое лидерство сверхдержав. И, как свидетельствует реальность, в которой мы все живём, начиная с 24 февраля 2022 года, эта война по-прежнему продолжается. 

Константин ЛЫКОВ, специально для "ПримаМедиа". Фото автора.

Смотрите полную версию на сайте >>>