Пятипалый дракон: ход истории и взгляд в будущее

Выставка Александра Гунзенова открылась в Художественном музее ДВФУ
PrimaMedia ГОРОД
Открытие выставки "Пятипалый дракон" Александра Гунзенова
Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia

26 марта 2022. В Художественном музее ДВФУ открылась персональная выставка Александра Гунзенова "Пятипалый дракон" (12+), посвященная метафорическому путешествию на Восток, к современной столице древней цивилизации — Пекину. На выставке представлены как живописные работы автора, так и графика, сообщает ИА PrimaMedia. 

Говоря о творчестве Александра Гунзенова, сложно апеллировать только к западноевропейской традиции. Александр воспитанник академической школы живописи, родился в Бурятии и является носителем культур народов центрально-азиатского региона, которые имеют свои визуальные традиции. Что касается содержательной части работ художника, в них соединяются простота, рациональность, натуралистичность и одухотворенность. Возможно, именно поэтому каждое произведение притягивает взгляд, побуждая возвращаться и рассматривать созданные образы, обдумывать выбор цветового решения и сюжетной линии, на которую стоит особо обратить внимание. 

В Азии, как известно, дракон является символом верховной власти. Идет эта традиция из Китая, в котором дракон как символ императорской власти, изображался на одежде правителя с X века н.э. Тогда на лапах у дракона изображали три пальца. Со времен династии Юань (правящая с конца XIII века) на одежде императора и принцев изображался пятипалый дракон, у знати и чиновников высокого ранга — четырехпалый. Впрочем, и сегодня вопрос власти — один из самых неоднозначных. Задуматься, в том числе, о природе этого явления и предлагает автор выставки.

Александр неоднократно посещал Китай. Он много писал с натуры, поэтому выставка "Пятипалый дракон" — повествование о стране в целом, людях, истории и письменности, основанной на иероглифах, каждый из которых несет определенное смысловое значение. Иероглифика — еще один важный аспект для изучения и размышления над выставкой. Китайская письменность знала периоды расцвета и упадка.

Известно, что в VI-V вв. до н.э. писцы становились все более безграмотными, и это незамедлительно отразилось на китайской письменности. Там, где писарь не помнил правильного написания какого-либо иероглифа, он просто придумывал новый на его замену. Таким образом иероглиф обрастал множеством ложных форм, получивших в последствии название странных иероглифов, которые копировались другими столь же безграмотными писцами и становились все более употребительными.

Конфуций, посвятивший много времени исследованию древних текстов, печально признавал подобное небрежное отношение к языку у своих современников: "Во времена моей молодости я знавал писцов, которые оставляли пустые места там, где не могли написать иероглиф правильно, теперь уже не осталось таких благородных мужей!" 

Тем не менее, написание иероглифов на бумаге кроме обычной коммуникации всегда имело в Поднебесной и сопредельных странах целый ряд других функций. Даже бросив поверхностный взгляд на текст, адресат мог представить себе культурный уровень, образованность писавшего, его склонность к искусству и философии. То есть письмо отражало личность того, кто, взяв в руки кисть и омочив ее в чернильнице, приступал к процессу написания текста на аккуратно расстеленном листе чуть шероховатой бумаги.

Существует мнение, что именно иероглифика помогла сформировать качества китайской нации, которыми та гордится, — трудолюбие, способность воспринимать замысловатые идеологические конструкции и осваивать самые сложные технологии. 

Выставка "Пятипалый дракон" — прекрасный повод погрузиться в историю, исследовать её ход и сделать вывод относительно будущего, которое непременно настанет.

Адрес: Художественный музей ДВФУ, ул. Пушкинская, 10, ауд 319 (вход со львами).

Контактный телефон: +7 914 790 96 50

Выставка продлится до 30 апреля 2022 года.

Смотрите полную версию на сайте >>>