5 апреля 2022. Несмотря на пессимистические прогнозы, в Приморье стартовал процесс подготовки к проведению VII Восточного экономического форума (ВЭФ). До этого заминка с проведением детища президента Владимира Путина была допущена только один раз — в пандемийном 2020 году. Возможно, что ВЭФ в этом году даже станет главной экономической площадкой страны, если будет отменён XXV юбилейный Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Вопрос в другом — кто обеспечит международный уровень. Китай, Индия, Африка или Беларусь? Российские миллиардеры после некоторой паузы продолжили выводить часть сохранившихся капиталов из-за рубежа в родную юрисдикцию. На этот раз "тихую гавань" острова Русский для редомициляции выбрала кипрская компания Wandle Holdings, владеющая крупнейшим российским золотодобытчиком "Полюс". Таким образом, в "приморском офшоре" уже присутствуют банкиры, угольщики, транспортники и золотодобытчики.
Седьмой Восточный экономический форум может пройти на острове Русский с 5 по 8 сентября. По крайней мере, такие даты обозначены на сайте "Росконгресса", в последние годы занимающегося организацией всех крупнейших экономических мероприятий. Как всегда, для отельеров и рестораторов это дополнительная возможность заработать на "денежных клиентах" из центральной России. Увы, но похоже и в этом году гости форума не вселятся в номера одного из двух приснопамятных "Хаяттов", ныне числящегося за японской компанией Okura Nikko Hotel Management Co. Ltd. Откроют ли двери отеля японцы на фоне нынешней повестки дня — большой вопрос.
Okura Vladivostok на Корабельной набережной Владивостока должен стать первым отелем японской компании в России. В настоящее время во Владивостоке работает только один 5-звездочный отель — южнокорейский Lotte.
Отметим, что процесс подготовки к проведению XXV Петербургского международного экономического форума в сроки с 15 по 18 июня пока не останавливается.
ВЭФ-2021 собрал более 4 тысяч участников из 58 стран, на его площадке было подписано 380 соглашений на сумму порядка 3 трлн рублей. В прошлом году базовый "входной билет" на ВЭФ составлял 300 тысяч рублей без питания и парковки, что значительно ниже, чем на ПМЭФ, где стоимость базового пакета участника пока составляет 840 тысяч рублей с учетом НДС, а с 1 мая повысится до 960 тысяч рублей.
Свое участие в ПМЭФ в этом году пока подтвердили представители 69 стран и территорий (в том числе из США, Великобритании, Германии, Украины, Китая, Индии и Японии), тогда как приглашения получили иностранные участники из 190 государств. Пока нет данных об участниках из Южной Кореи. Откладывают свои проекты на ВЭФ?
Что касается приморского бизнеса, то он по-прежнему воспринимает ВЭФ как своеобразную повинность.
ВЭФ уже дано превратился в ярмарку тщеславия для госкорпораций. Местному бизнесу тяжело встроиться в повестку дня — не наш это уровень. Может быть, в этом году ситуация изменится. Но я точно знаю, что многие на фоне санкций вообще не хотят "светиться" на форумах, хоть в Питере, хоть во Владивостоке",
— сказал ИА PrimaMedia один из крупных приморских бизнесменов, принимавший участие во все шести ВЭФах.
Компания "Русский бор", резидент ТОР "Находка" (ранее — ТОР "Нефтехимический") построит на базе действующего в Дальнегорске химического комбината (бывший "Бор", а ныне "Дальнегорский ГОК") завод по производству нового на рынке России продукта на основе борной кислоты — BAWS. Для ГОКа это возможность выжить в условиях ограничений в отношении экспортных поставок борной кислоты.
АО "Русский бор" учреждено в июле 2021 года в Дальнегорске с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Генеральный директор компании и ее бенефициар — уроженец города Кизляр Павел Бойко.
По соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) инвестор планирует приступить к операционной деятельности осенью 2022 года, а в 2025 году — выйти на полную мощность.
Первым этапом инвестпроекта запланировано приобретение оборудования, модернизация и усовершенствование технологической линии. При выходе производства на полную мощность планируется выпуск не менее 100 тысячи тонн BAWS в год.
На втором этапе будет приобретена спецтехника для добычи и транспортной обработки грузов. Позднее с использованием доходов от модернизированного предприятия резидент ТОР планирует заняться развитием причальных и портовых сооружений, нефтебазы и нефтепирса. На сегодняшний день компания заключила договоры аренды на земельные участки общей площадью более 150 га, здания и сооружения. Размер инвестиций в реализацию проекта только на первых двух этапах составит 285 млн рублей (с НДС).
BAWS — уникальный продукт и полностью новая разработка, созданная в Дальнегорске на основе отлаженного производства борной кислоты.
"С прошлого года во многих заграничных портах началось ужесточение требований к перемещению опасной продукции, к которым относится борная кислота российского производства. Понимая перспективы развития событий, возможность выхода на международный рынок нового продукта BAWS на основе борной кислоты является серьезным инструментом импортозамещения и исключения угрозы неспособности реализации российской экспортной программы", — прокомментировал Павел Бойко.
Исходное сырье для производства BAWS будет добываться на Дальнегорском борном месторождении — единственном месторождении датолитовой руды в России, объемы которого составляют 3% мировых запасов. По подсчетам экспертов, при текущей добыче запасов Дальнегорского борного месторождения хватит более чем на 100 лет.
Боропродукты используются при производстве эмалей, глазури, керамики, бытовых и промышленных чистящих средств, средств личной гигиены, медицинских препаратов, удобрений, гербицидов, инсектицидов. Также они востребованы в стекольной, нефтегазовой и атомной промышленности, в металлургии, при производстве космической и лазерной техники, в нанотехнологиях.
Дальнегорский ГОК является единственным в РФ производителем борной продукции из собственного минерального сырья, имеет полный технологический цикл от добычи руды и ее обогащения до синтеза боропродуктов, таких как борная кислота различных марок, борат кальция, борный ангидрид, датолитовый концентрат. Почти 90% продукции комбинат реализует на экспорт через собственный порт, основной объем направляется в страны АТР.
Единственным владельцем ООО "Дальнегорский ГОК" является ООО "Радамант" (Москва), следы владельцев которого скрываются в кипрском офшоре. Выручка комбината в 2020 году составила 2,582 млрд рублей, чистый убыток превысил 294 млн рублей.
Седьмым резидентом специального административного района (САР) на территории острова Русский стала международная компания акционерное общество (МКАО) "Вандл Холдингс Лимитед". Новая компания зарегистрирована 23 марта в порядке редомициляции в поселке Мелководный на острове Русский. Отрасль — "деятельность холдинговых компаний". Генеральным директором является Иван Канарский.
Редомициляция — реорганизация юрлица, при которой меняется юрисдикция (страна регистрации) и юридический адрес компании.
Ранее "Полюс" сообщил, что основным акционером золотодобытчика вместо зарегистрированной на острове Джерси Polyus Gold International Limited (PGIL) стала кипрская компания Wandle Holdings. Бенефициаром "Полюса" является сын Сулеймана Керимова Саид Керимов. ПАО "Полюс" — крупнейшая российская золотодобывающая компания. Разрабатывает рудные и россыпные месторождения в Красноярском крае, Иркутской и Магаданской областях, а также в Якутии.
САР были созданы в России в августе 2018 года. Основной целью их создания называлась деофшоризация зарубежных холдингов, подконтрольных гражданам РФ и владеющих активами в России, в том числе в качестве антисанкционной меры. Здесь действуют особые режимы валютного регулирования, резиденты получают ряд льгот, в том числе освобождаются от налога на доходы, полученные в виде дивидендов. Сейчас в двух САР на островах Русский и Октябрьский в Калининграде насчитывается более 70 резидентов, большая часть зарегистрирована в Октябрьском. При этом зарегистрироваться в САР теперь могут и совсем молодые компании, созданные до 1 марта 2022 года (ранее — до 1 января 2018 года). Кроме того, введено условие инвестирования 300 млн рублей (ранее минимальный "взнос" составлял 50 млн рублей) в инфраструктуру региона, что очень даже неплохо по меркам Приморья. Отметим, что намерение создать свой САР для привлечения инвестиций недавно озвучили власти Башкирии.
На данный момент на острове Русский зарегистрированы семь МК: "Финвижн Холдингс" (регистрация в 2018 году), "Доналинк" (регистрация в 2019 году), "СУЭК ЛТД", "Колмати" и ООО "Интеррос Капитал" (все три зарегистрированы в 2021 году), "Уорлд Боат Сервис Лтд" и "Вандл Холдингс Лимитед" (обе зарегистрированы в марте 2022 года).
На недавнем совещании во Владивостоке под руководством полпреда Юрия Трутнева было озвучено, что потенциально в 2022 году в САР на Русский зайдут еще 9 резидентов с нынешней "пропиской" на Кипре, Джерси, Британских Виргинских островах и Нидерландах.
Основная проблема для резидентов — отсутствие комфортабельных офисных площадей. Их на острове сегодня за исключением кампуса ДВФУ просто нет. А правило, что резидент обязан организовать офис в САР площадью не менее 100 кв. метров и нанять штат работников не менее 15 человек, постоянно или временно проживающих на территории сперайона никто не отменял. Частично снять проблему может ввод в 2023 году нового здания рядом с популярной гостиницей "Новик". Говорят, что офисные площади в нем уже распределены.
ООО "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" (МСМР), совместное предприятие российской автомобилестроительной группы "Соллерс" и японской Mazda во Владивостоке вновь стало прибыльным после провала в 2020 году.
Как следует из финансовой отчётности МСМР, чистая прибыль СП по РСБУ в 2021 году составила 586 млн рублей против 334 млн рублей чистого убытка годом ранее (до этого убыток последний раз фиксировался в 2015 году).
Выручка выросла на 25,6% — до 53,9 млрд рублей, себестоимость продаж — на 22,5%, до 44,2 млрд рублей. В то же время платежи поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы и услуги в 2021 году выросли на 33,1%, до 49,6 млрд рублей.
"Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" выпускает автомобили с 2012 года. Сегодня завод во Владивостоке собирает внедорожники Mazda CX-9, кроссоверы Mazda CX-5 и седаны Mazda 6. В сентябре 2018 года МСМР открыла в ТОР "Надеждинская" завод по производству двигателей Mazda. Продукция отгружается на автомобильные предприятия Mazda Motor Corp. в Японии.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, многие иностранные втомобильные бренды заявили о приостановке поставок машин в РФ. Это сделали, в частности, Volvo, Volkswagen AG, Audi, Skoda, BMW, Jaguar Land Rover и… Mazda.
В пресс-службе группы "Соллерс" сообщили, что завод во Владивостоке работает в обычном режиме весь март. Что будет с проектом дальше — вопрос, ответ на который, похоже, пока не знают и в самой Японии.
Лесная отрасль на фоне санкций и ухода с российского рынка иностранных поставщиков оборудования просит о помощи на уровне с системообразующими предприятиями. Одной из предлагаемых мер поддержки может стать предоставление субсидий лесопереработчикам на логистические затраты при переориентации грузов на Дальний Восток.
В письме "ОПОРЫ России" и "Деловой России", адресованном вице-премьеру Виктории Абрамченко (на него ссылается "Интерфакс" ), в том числе предлагается обеспечить перевозки лесопродукции приоритетным доступом к инфраструктуре Восточного полигона и наличие согласованных между OAO "РЖД" и железной дорогой KHP целевых планов по отгрузке лесопродукции, а также предусмотреть дополнительные контейнерные мощности, в том числе с привлечением китайских перевозчиков.
Отдельное внимание "ОПОРА России" и "Деловая Россия" уделяют проблеме экспорта пеллет, ранее почти полностью ориентированного на европейские страны. "Уход с рынка перевозок контейнерных компаний создает угрозу разрыва логистической цепи при условии текущей занятости лесной логистики контейнерным типом перевозок на уровне 80% от общего объема транспортировки", — отмечают представители бизнес-объединений. При этом изменение логистики топливных гранул в случае переориентации сбыта на страны азиатского региона (Япония, Южная Корея) "невозможно в связи с высокой стоимостью перевозки".
В письме приводится пример, когда в порту Владивостока стоимость реализации пеллет составляет $132 за тонну, при этом себестоимость достигает $148 за тонну с учетом $90, приходящихся на транспортировку. "ОПОРА России" и "Деловая Россия" просят просубсидировать стоимость транспортировки пеллет в порт Владивостока до уровня $70.
Также, по мнению бизнес-объединений, требуется создать портовую инфраструктуру в морских портах Дальневосточного региона, способную обеспечить формирование и отгрузку партий пеллет объемом от 10 до 30 тысяч тонн, так как специфика рынка Японии и Южной Кореи предполагает отгрузку пеллет сухогрузными партиями именно такого объема.