29 апреля 2022. Бывают люди, каждая встреча с которыми — праздник. Виктор Антонович Коркишко из их числа. И это не формальное юбилейное утверждение, не журналистский штамп. Так оно и есть на самом деле. О чем вам скажет каждый, кто хоть раз пообщался с Виктором Коркишко, кто хоть раз испытал на себе силу его невероятного обаяния.
В молодости Виктор Антонович играл в волейбол. Выступал за сборную города Тольятти, откуда он родом. Был разыгрывающим, или, как тогда говорили, "разводящим", чья главная задача — раздавать пасы нападающим. Позже, учась в Саратовской консерватории, был капитаном и играющим тренером ее команды. Завязывал комбинации, держал все нити игры в своих руках. Вот и в беседе с журналистом Коркишко мгновенно взял инициативу на себя. История за историей, точно эйсы, то есть подачи навылет. Обозревателю ИА PrimaMedia Александру Куликову не оставалось ничего другого, как за мячом бегать (уточняющие реплики подавать). Блокнот с заранее заготовленными вопросами так и остался закрытым. Да и зачем он нужен, если под рукой увесистая подборка из богатого фотоархива Виктора Коркишко, заслуженного артиста РФ, многолетнего солиста Ансамбля песни и пляски ТОФ, одного из старейших артистов хора Приморской сцены Мариинского театра.
— То, что меня потом связало с оперой, началось еще в Тольятти. Шел 1964 год, когда учительница повезла наш класс на оперу "Травиата" (12+) в Куйбышев (тогдашнее название Самары — А.К.). И меня, тогда еще мальчишку, потряс низкий, красивый и мощный голос доктора Гренвиля. Мог ли я тогда подумать, что моей первой оперной партией станет именно доктор Гренвиль в театре-студии "Классическая опера" во Владивостоке…
Мы возвращались в Тольятти в полупустой электричке ночью возбужденные и пели песни. И педагог заметила, что у меня есть голос, который выделялся среди голосов сверстников. А пели мы в основном Высоцкого, которого я любил. Учительница предложила мне сделать концерт в школе. Тем более я немного играл на фортепиано и гитаре… Концерт удался, и вот с тех пор не могу остановиться.
Первые выступления — первый успех. Фото: из архива Виктора Коркишко
После школы надо было как-то определяться. Отец у меня был крупным инженером на заводе тяжелого цементного машиностроения "Волгоцемтяжмаш". Ну, стало быть, и мне судьба стать инженером. Отец сказал поступить в политехнический институт, и я поступил на вечернее отделение. Параллельно начал работать на заводе техником-конструктором в отделе главного конструктора.
Занимался спортом. Был членом мужской сборной Тольятти по волейболу. Участвовал в самодеятельности, был солистом сразу в трех оркестрах. На одном из конкурсов художественной самодеятельности меня услышал Цех Геннадий Гурьянович (почитаемый в Тольятти музыкальный педагог — А.К.), который был членом жюри. Он работал завучем в музыкальной школе и велел зайти к нему. Я пришел, и Геннадий Гурьянович говорит: "Ты знаешь, у тебя есть голос… Я сейчас еду в Саратов, в консерваторию, по своим делам. Хочу показать тебя профессору. Поехали?".
Сели на пароход в Тольятти, утром были в Саратове. Профессора в консерватории не оказалось, поехали к нему домой. Там он меня прослушал и сказал: "Бросайте свой политехнический институт, я вас беру". Ну, вернулся я домой, никому ничего не сказал… Езжу, минуя институт. А там клуб "Гидростроитель" — с оркестром, с занятиями, с танцами… Мне и на танцах петь приходилось. Тогда микрофонов почему-то не было, пел без них, благо голос громкий был.
— Так вы и сейчас поете без микрофона!
— Да, сейчас вот вернулся к истокам (смеется)… Словом, бросил я институт. Батя узнал, конечно. А он моего пения никогда не слышал. Хотя сам на гитаре играл и песни пел. Но это так, для развлечения. А главное для него — это производство. Узнал, что я бросил институт: "Надо окончить!".
— Знакомая песня. А потом делай, что хочешь?
— Ну да. Короче, скандал, отец выгнал меня из дома… Ну как выгнал? Я сам сгоряча ушел. А ему уже сказали, что у сына есть голос, что сын хорошо поет… И он втихаря как-то пришел и послушал. Как говорят, Божий промысел. Народу полный зал. Я в свете рампы. Спел что-то. И такой прием был хороший, что батя осознал.
— И стал я учиться в консерватории. Сначала два курса подготовительных, потом еще 5 лет учебы. У меня ведь не было никакого музыкального образования: ни музыкальной школы, ни музыкального училища. Только голос.
За первые два года весь курс музыкального училища прошел. И на общих основаниях поступал в консерваторию, на вокальный факультет, класс старшего преподавателя В.И. Удодовой, концертмейстер — Т.А. Расторгуева-Караваева. Окончил консерваторию в 1973 году. Вот фотография той поры: справа — будущий народный артист СССР Леонид Сметанников, слева — я.
Саратовская консерватория. Студенты: слева — Виктор Коркишко, справа — будущий Народный артист СССР Леонид Сметанников. Фото: из архива Виктора Коркишко
Когда шел на интервью, вспомнил свою встречу с Ростроповичем. Он же был дирижером Большого театра. Но его оттуда попросили за то, что у него на даче жил Солженицын. Ростропович приехал в Саратов и руководил нашим студенческим оркестром. А моя первая жена была виолончелисткой. Он ее называл "внучка".
Интеллигентнейший человек. Просто душа. Помню, как-то пришел в поликлинику, горло заболело. Обкомовская поликлиника, тесть был начальником какого-то строительного треста, и я был к ней прикреплен. Сижу возле кабинета. И тут Ростропович пришел. Поздоровался. Сидим вместе, ждем, когда врач освободится. Выходит пациент, я говорю: "Мстислав Леопольдович, пожалуйста". А он: "Нет-нет, деточка, я не тороплюсь, подожду". А ведь гений. На виолончели такие чудеса творил. Вишневская, та с характером была. Честно говоря, мы, студенты, ее недолюбливали. А его просто обожали!
Истоки оперного творчества. Саратовский театр оперы и балета . "Иоланта" Чайковского. Сезон 1967-1968 годов. Фото: из архива Виктора Коркишко
В 1971/1972 учебном году к нам в консерваторию приехал работать известный дирижер из Ленинграда Геннадий Проваторов. К тому времени он как дирижер принял участие в создании фильма-оперы "Князь Игорь" (12+). Я недавно видел этот фильм по ТВ. В главной роли — Борис Хмельницкий (поет Владимир Киняев). С Хмельницким, кстати, я тоже был знаком. Роль хана Кончака спел Евгений Нестеренко. Как нам рассказывал Проваторов, нижняя нота "фа" на записи у Нестеренко не прозвучала или из-за усталости, или из-за состояния здоровья. Пришлось на утро назначить новую запись. Нестеренко с вечера "подлечил" голос — подержал ноги в тазике с холодной водой. Голос "подсел" и "… ужас смерти сеял мой булат!!!" прозвучало как надо. Такой вот "мастер-трюк" от Нестеренко…
— И вот окончил я консерваторию. А тогда устраивалась такая как бы ярмарка. Всех выпускников собирали в один город. Приезжали директора филармоний, худруки, и мы им, как говорится, товар лицом. На нас заявки делали. Скажу, не хвастаясь, на меня было много заявок, а я выбрал филармонию в Кисловодске на кавказских минеральных водах. Шикарная филармония, красивое старинное здание, в нем еще Шаляпин пел, Собинов.
16 лет проработал в этой филармонии. Сначала был солистом музыкального лектория, пел классику. Но вот готовишься и готовишься. Бережешь голос, держишь форму, ведь надо Кончака петь или Гремина… А это же санаторий, курорт. Приходишь на концерт — в зале пять человек. А на эстраде всегда аншлаг. И вот в 1975 году я создал эстрадную группу. Света Рожкова, которая из "Аншлага", у меня там конферансье работала. У меня большая группа была.
— Виктор Кόркиш, так на афишах писали?
— Это мой псевдоним был в молодости. Это была фамилия предков, выходцев из мадьяр, которые обосновались на Украине.
Кисловодская филармония. Виктор Коркишко и его ВИА. Фото: из архива Виктора Коркишко
— Да вы были круче, чем Бари Алибасов…
— Да нет, что вы… С Алибасовым такая история произошла. Приехал он в Кисловодск со своим "Интегралом", стал выступать по санаториям, и тут же на него в горком жалоба пришла, мол, играют очень громко, и вообще что-то не то… А я тогда был членом худсовета и парторгом филармонии, а также членом горкома партии.
Вызывает меня директор филармонии и говорит: "Виктор, в Ессентуках выступает группа „Интеграл“. Если что, снимай с маршрута однозначно". Я приезжаю. А они-то саратовские, и я саратовский тоже. Я, в принципе, мог втихаря приехать, посмотреть концерт, написать отзыв и всё. Но неудобно было.
Я пошел, вызвал Бари Алибасова. Мол, так и так, у меня полномочия такие-то и такие-то. Я в этом зале часто работаю, знаю, какой репертуар нужен. Давайте выстроим программу, чтобы комар носа не подточил. Тогда у него в коллективе Юрий Лоза был, Женя Белоусов. Он собрал их всех. Как он там орал! В общем, мы в зале вдвоем выстроили все по звуку. Концерт прошел нормально, отзыв я хороший написал. Потом ехали вместе, Алибасов предложил: "Давай ко мне, посидим". Но я отказался, домой спешил.