20 мая 2022. "О как здорово, что в Приморье есть свой производитель корма для животных! Дайте мне корм с Алтая", — типичный разговор покупателя и продавца в находкинских зоомагазинах. Почему так происходит, как убедить покупать местное и как сегодня выжить малому и среднему бизнесу — в эксклюзивном интервью ИА Nakhodka.Media рассказали владельцы завода по производству кормов для домашних животных — супруги Елена и Михаил Медведевы из Находки. ООО "Милена" изготавливает корма для собак и кошек под собственным брендом "Ева".
— Елена, сейчас малому бизнесу непросто, то COVID-19, то санкции с запретами и ограничениями. Насколько стало сложно выживать предпринимателю, особенно производителю? Ситуация с кормами насколько неоднозначная?
— Производителю вообще сложно выживать. Во все времена. Но сейчас по поводу кормов пока ничего нельзя сказать. На Дальнем Востоке сильного дефицита не чувствуется. Как были бренды на рынке, так они и есть. Их корма еще не съели. Ну либо склады еще забиты.
Елена и Михаил Медведевы: Препоны на пути бизнеса — это инструменты роста. Фото: ИА Nakhodka.Media
— Михаил, на каком этапе вашего производства есть проблемы из-за санкций?
— Как и все такие заводы, мы производим корма из мясной муки, овощных и фруктовых добавок и ароматизаторов. Сначала эти "печеньки" выпекаются, а потом пропитываются натуральными добавками, чтобы собачки нормально ели продукт. Смотрите, все эти компоненты натуральные, в итоге — они особо-то не пахнут.
А собака ест носом. Если она чует что-то для нее вкусное, она не будет это есть. Мы как-то для эксперимента взяли чистую кукурузную муку, напекли корма, пропитали вытяжкой из печени и дали собакам на пробу. Ели с огромным аппетитом. Так что, если ваша собака хорошо ест какой-то корм, это не говорит о том, что в продукте все натуральное и полезное.
Это говорит о том, что ароматизаторы использованы привлекательные для животного. И к составу корма это отношения не имеет. Так что не стоит доверять своей собаке при выборе корма. На рынке кормов идет настоящая битва запахов.
Елена и Михаил Медведевы: препоны на пути бизнеса — это инструменты роста. Фото: ИА Nakhodka.Media
— И все-таки, на чем сейчас споткнулись?
— Как раз на пропитках. Изначально мы выпускали свою продукцию, как экологически чистую. И собаки не ели. Потому что мы не использовали ароматизаторы. Но начали общаться с другими производителями, и наши коллеги объяснили: что бы ты ни положил, сколько бы мяса в корм ни вбухал, не будет ароматизаторов, не будет животное есть корм. Мы стали закупать натуральные добавки в Европе. И сейчас у нас стоит последний куб с вытяжкой печени. Если честно, последний в России! Он кончится, и всё. А синтетику мы использовать не будем. Пробовали закупать в Турции, но… Нашли натуральные добавки российского производства. Посмотрим, как они себя покажут.
Елена и Михаил Медведевы: Препоны на пути бизнеса — это инструменты роста. Фото: ИА Nakhodka.Media
— Получается, ваш бизнес тоже пострадал от санкций. И это при том, что в битве брендов натуральные корма, можно сказать, проигрывают. Люди идут за красивой привычной упаковкой, а не за качеством?
— Для таких, как мы, для малых заводов, начинающих, малоизвестных, хороший выход — госзакупки и муниципальные контракты. Мы недавно поставили большую партию собачьего корма в Благовещенский ФСИН. Их собачки-охранники довольны, как и кинологи. И планируем уходить на закупки по Приморью. Так же ФСИН, собачьи питомники и передержки муниципальные. Считаю, что мы вполне конкурентоспособны и можем потягаться с большими компаниями с Запада. А вот с розницей все не так просто. Наш бренд не знают. Зоомагазины не рискуют брать его на реализацию. Им нужна гарантия, что покупатель заберет товар. Такой вот замкнутый круг. Магазины не знают, покупатели не знают. Сами были свидетелями забавного в чем-то случая: оптовый магазин кормов на одной из баз Находки, очередь из людей, человек видит мешок нашего корма и спрашивает: "А это что?" Им отвечают, что есть в Находке свой производитель. Человек радуется и просит дать ему корм с Алтая.
— Прямое импортозамещение в России — проблема? Люди не готовы отказаться от импортного в пользу российского в силу консервативности и недоверия?
— В России же много лет не велась работа по раскрутке собственных товаров, только последние годы что-то изменилось, причем только в сельском хозяйстве на уровне субъектов федерации. Что касается кормов для собак и кошек, то сейчас принимаются решения на самом верху. Вопрос импортозамещения кормов дошел до Государственной Думы. Потому что помимо просто корма для собак и кошек, еще необходимы лечебные корма, которые в России в принципе отсутствуют. Но работа в этом направлении пошла.
— Местные власти могут оказать вам какое-то содействие в рамках программы импортозамещения?
— Администрация о нас, как минимум, знает. Мы уже помогаем питомнику во Врангеле, даем некоторое количество корма для их собак. Там какие-то проблемы с тендером возникли, поставщик начал тянуть время и прекратил поставки. А животные должны есть, и не по одному разу в день. Помогаем, как можем. Когда объявят новый тендер, мы обязательно будем участвовать. В прошлый раз на два дня не успели. Предприятие только-только завершало регистрацию.
— Помимо этого, какие планы на будущее?
— Мы намерены прийти на рынок кормов в Приморье всерьез и надолго. Куда-то дальше пока нет. Здесь бы справиться. Все собачники друг друга знают. Заводчики, владельцы породистых собак и кошек, поставщики, будут друг другу рассказывать, а там и слухами земля наполнится.
— Давайте отойдем от кормов. Как предприниматели, много лет проработавшие в Находке, скажите, что сейчас больше всего может создавать препоны малому бизнесу? Что мешает?
— Ничего. Все эти проверки были, есть и будут. Их назначение — отсеять тех, кто работает спустя рукава, кто не собирается всерьез быть на рынке. Если ты реально хочешь делать дело, то все эти так называемые препоны превращаются в инструменты роста. Все эти проверяющие и чиновники на самом деле свое дело знают. Нам не раз и не два просто подсказывали, что и как делать. За руку буквально протаскивали через сложности, учили и помогали.