Хор моржовый — шутка. Любовный напиток — мечта

Звезда Приморской Мариинки тенор Илья Бомелий Астафуров — о Моцарте и Сальери, взорванном Интернете, счастье петь в опере и быть собой
Илья Астафуров - великий повар Понг в "Турандот" Пуччини
Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

15 июня 2022. Солиста Приморской сцены Мариинского театра тенора Илью Астафурова знает пол-Владивостока. Одни — по "взорвавшим" Интернет "оперным" пародиям на поп-хиты, записанным вместе с другом и коллегой по театру, также тенором, Всеволодом Мариловым. Другие — по ярким ролям на сцене Приморской Мариинки. Кто видел, тот согласится: созданные Ильей образы настолько убедительны и органичны, что порою крепко "прирастают" к нему, воспринимаются зрителями как некое alter ego артиста. Так, для многих зрителей он — Бомелий, яркий и запоминающийся персонаж из оперы Римского-Корсакова "Царская невеста" (12+).

И вот уже на поклонах после спектакля "Макбет" (16+) из зрительного зала несутся громкие возгласы: "Браво, Бомелий!", несмотря на то, что здесь Астафуров не коварный чернокнижник времен Ивана Грозного, а благородный и честный Малькольм, сын злодейски убитого Дункана, короля Шотландии.

"Для справки, кричали мои знакомые, такая группа поддержки. Но всё равно было приятно", —смущенно улыбается Илья. Однако сути это не меняет. Дебют Астафурова в роли принца Тамино в постановке оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Волшебная флейта" (6+) на Приморской сцене был интересен обозревателю ИА PrimaMedia Александру Куликову не только с вокальной точки зрения. Бэкграунд "светлых" персонажей, созданных Ильей (Принц из оперы Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" (6+), Николенька Иртеньев из одноактной оперы Сергея Баневича "Сцены из жизни Николеньки Иртеньева" (6+), тот же Малькольм), рождал определенные ожидания, которые, кстати говоря, с лихвою оправдались. Оставалось узнать, насколько они оправдались у самого артиста.

"Я не депрессивный. Я задумчивый"  

— Илья, можно ли сказать, что партия Тамино стала исполнением вашей мечты, а если не мечты, то, по крайней мере, какого-то большого желания?

— Конечно, я давно мечтал исполнить эту партию, тем более что "Волшебная флейта" идет у нас с 2016 года. И вот мечта сбылась. Это замечательно, поскольку партия Тамино — одна из самых востребованных для тенорового репертуара. И я безумно счастлив, что мне удалось ее исполнить.

— Когда вы узнали, что будете исполнять эту партию, то, наверное, стали думать, каким должен быть ваш Тамино? 

— Он, прежде всего, должен был колоссально отличаться от другого персонажа, которого я играл в той же "Волшебной флейте". А играл я Моностатоса, мавра, охранявшего Памину, дочь Царицы ночи. Тамино должен был отличаться от него и по пластике, и по звучанию, по голосу.

Тамино прежде всего принц. Он такой статный, благородный, романтичный, нежный. И в то же время наивный. Ведь сначала он поверил Царице ночи, что Зарастро — злодей, а на самом деле все оказалось с точностью до наоборот. Поэтому я решил, что мой Тамино будет романтичным, наивным и благородным.


Тамино — "Волшебная флейта" Моцарта. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

— А что-нибудь от самого Моцарта там было, как вы считаете?

— От самого Моцарта? Ну, если вы имеете в виду то, что связано с Моцартом и Сальери…

— Я имею в виду, что вы когда-то исполняли роль Моцарта в опере Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" (12+) по пьесе Пушкина. 

— Нет-нет. Мне кажется, Моцарт и его герой Тамино никак не вяжутся друг с другом. Это совершенно разные образы. Моцарт у Пушкина и Римского-Корсакова получился этаким божеством, любившим над собой пошутить: вот, мол, мое божество изголодалось, пойдемте отобедаем в трактире "Золотого льва". То есть немного дурачился. А Тамино все делает всерьез. Влюбляется, проходит испытания, страдает, радуется…