18 июня 2022. Планы правительства разрешить сетевому ритейлу превышать долю в 25% рынка для покупки конкурентов вызвали сопротивление поставщиков продуктов на федеральном уровне. Участники рынка, опрошенные ИА PrimaMedia, не ожидают трансформации продуктового ритейла в Приморье и прихода федеральных игроков.
В мае председатель российского правительства Михаил Мишустин озвучил приостановку до следующего года действия ограничения по доле 25% для ритейлеров. По замыслу, это поддержит компании, желающие расширить бизнес за счет появившихся на рынке активов, в том числе, если иностранные хозяева закрывают бизнес в РФ.
Однако поставщики продуктов обеспокоились и направили правительству свои возражения. В письме они привели следующие цифры: за шесть лет доля X5 Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Чижик") выросла с 6,4% до 12,7%, "Магнита" — с 6,8% до 9,9%, а сетевого ритейла в целом — с 51% до 68,6%. Дальнейшее усиление доминирования и снижение конкуренции грозит сокращением доступа для поставщиков, уменьшением ассортимента, перераспределением дохода в цепочке "от поля до прилавка" в пользу крупнейших сетей, считают оптовики.
Кроме того, как указали поставщики, от доли сетей зависят цены. В 2021 году на 745 территориях, где отдельные сети занимали более 25% рынка, стоимость муки, хлеба и мяса на 10% превышала уровень территорий, где признаков доминирующего положения не было.
Федеральные торговые сети до недавнего времени раздражали дальневосточников заявлениями о планах экспансии в регион. Сегодня в Приморском и Хабаровском краях доминируют местные игроки — "Реми" (бизнес семьи известного предпринимателя Дмитрия Сулеева) и "Самбери" (главный собственник, через ГК "Невада" и ООО "Невада-Восток" — хабаровский бизнесмен Юрий Егоров). Именно они поделили между собой ушедшую с рынка сеть "Фреш 25" ("Самбери" подхваил ещё дискаунтер "Радиус"). Не собирается отказываться от развития небольшой сети минимаркетов "Квартет вкусов" и ретейлер ДНС.
В то же время ясно, что анонсированные в прошлом году планы крупнейшего ритейлера страны X5 Retail Group открыть первые магазины на Дальнем Востоке (сеть представлена во всех остальных 7 федеральных округах, кроме ДФО — прим. ред.), пока поставлены на паузу. Второй по величине продуктовый ритейлер РФ "Магнит" открытие магазинов в ДФО вообще не рассматривает.
"Мы не ожидаем экспансии в Приморье от западных сетей и сами не планируем расширяться в ближайшее время, — заверила пресс-секретарь сети "Самбери" Ветта Вольгушева. — Только в прошлом году "Самбери" включила в себя магазины сети "Фреш 25". Важно настроить в них работу на высоком уровне сервиса, на что требуется время. Развиваем то, что уже присоединили. Что касается потенциальных конкурентов, то возможный приход во Владивосток "Пятерочки" или "Магнита" воспримем спокойно".
Уполномоченная по правам предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина указывает, что в регионе две наиболее крупные сети продуктового ритейла: "Самбери" и "Реми".
"Ничего не говорит в пользу того, что какая-то одна вытеснит другую. Испытываю большие сомнения по поводу того, что сюда зайдут федеральные сети. Не тот масштаб у региона, даже в более благополучные времена с точки зрения покупательской способности никто не открылся. Конечно, федеральные сети работают в маленьких городах европейской части и Сибири. Но важнейшую роль играет логистика. Везти товары с запада страны для отдельного магазина не имеет смысла" — отмечает она.
Действительно, платежеспособный спрос населения существенно упал по сравнению с прошлым годом. Это, однако, не значит, что сети не рассматривают планов развития на Дальнем Востоке. Предпосылки к тому имеются, считают экономисты.
"Компании с запада России, либо, берущие с них пример, имеют определенные конкурентные преимущества, — считает доктор экономических наук Александр Латкин. — Начнем с имиджевых. Люди, скажем, доверяют бренду "Пятерочки", технологиям и образцам сети. Точки сети "Монастырев", которая построена по лучшим западным стандартам, воспринимаются лучше, чем дворовые аптеки. Соответственно, там выше продажи. Когда Приморским краем управляли губернаторы Евгений Наздратенко и Сергей Дарькин, они внимательно следили за тем, чтобы "посторонние" в регион не приходили. Сейчас не препятствует никто. Если торговая сеть решит, что на нашем скудном рынке им есть, за что побороться — пускай попробуют. Конкуренция в сфере розничной торговли в Приморье не такая уж мощная".
На этом фоне многое зафисит от позиции антимонопольного органа.
Сейчас мы находимся в процессе исследования, какую долю занимает та или иная сеть. Методика предполагает определение доминирования в границах муниципального образования, а не субъекта федерации в целом",
— считает руководитель УФАС Приморского края Елена Ерькина.
Поставщики имеют различное мнение по поводу того, каким образом влияет на рынок доминирование и конкуренция.
"Снятие ограничений по доминированию на рынке — большой минус. Если во Владивостоке появится сеть, которая вытеснит большинство конкурентов, то будет диктовать условия поставщикам жестче, чем сейчас — говорит директор компании "АгроФреш" (импортер фруктов и овощей) Сергей Юрченко. — У меня в багаже — работа с одной из крупнейших продовольственных сетей в Приморском крае.Не буду называть ее из соображений корректности. Мы осуществляли туда поставки около года, причем, постоянно терпели убытки. Работали, лишь бы не потерять клиента. Причин такого положения вещей — целый комплекс".
Как объясняет Юрченко, генеральных поставщиков по городам ДФО у торговых сетей немного. "Один, максимум, два, ротация в этом звене небольшая. Большее количество поставщиков может привлекаться под акции, но это не очень выгодно. Потому что акции проводятся в разных городах, а цены в сети — повсюду единые. Маржинальность страдает", — объясняет предприниматель.
Во-первых, рамки по логистике весьма жесткие. От поставщика требуют полностью выбирать всю линейку продукции, которая требуется сети.
"Вы поставляете овощи и фрукты, это 80-120 наименований в зависимости от сезона, — рисует картину Юрченко. — Все они должны быть у вас на складе обязательно. Если запаса нет, то товар надо поставить все равно — откуда угодно. То есть, либо вы заказываете товар впрок, и он постепенно портится, либо покупаете с наценкой — у другого поставщика".
Данный момент можно в определенной степени нивелировать, грамотно организовав работу склада. Однако никак не обойти следующую проблему. Сети всегда требуют отсрочки, которая, согласно закону о госрегулировании торговой деятельности в РФ, на скоропортящуюся продукцию составляет 8 дней.
"По факту, крупные сети требуют отсрочки на 14 дней, от мелких поставщиков — даже на 21 день, — рассказывает Юрченко. — В данном конкретном случае мы договорились об оплате счетов-фактур в срок 12-14 дней. Но не всегда получали деньги даже в эти сроки. Поскольку поставщиков и документов много, процесс расчета нередко затягивался. В наше непростое коронавирусное настоящее, когда регулярно перекрываются границы между провинциями внутри Китая — и сейчас я даже не говорю про заторы на рубежах России — колебания цен в сторону повышения бывают очень серьезными. Представьте, у вас оборотные средства — в дебиторской задолженности две недели. К тому времени, когда получаете от сети ваши деньги, стоимость продукции в КНР выросла, получается, в оборот нужно будет еще и дополнительно вложиться".
У сети могут быть свои требования по качеству, не всегда обоснованные.
"Китайская продукция — без ГМО и вредных добавок, натуральная, — объясняет коммерсант. — И это не американские зеленые яблоки, которые такие красивые, потому что без химикалий и генномодификации не обошлось. На плоде из КНР запросто может быть черное пятнышко от листочка, который на нем лежал. Такой фрукт сразу же выбраковывается. На приемке люди к товару относятся не слишком бережно. Ломают хрупкие ветки винограда, ягоды сыплются, давятся. Такой товар не принимают. Отбросы винограда — даже не яблоки, стоят больших денег. На приемке мы теряем несколько процентов прибыли".
Четвертый момент, с которым сталкивался поставщик — постоянные возвраты.
"Сети не соблюдают условия хранения, — говорит Юрченко. — Все продукты вместе хранятся в одном холодильнике, в результате, срок хранения уменьшается. Скоропортящиеся продукты нуждаются в отдельном холодном помещении, в обдуве, которых в супермаркетах, как правило, нет. Продукты на прилавке портятся, покупатели мнут их руками.
Между тем, каждый товаровед заинтересован сделать как можно больше возвратов, чтобы избежать потерь в прибыли магазина, как следствие — в зарплатах и премиях. Получается, сначала на приемке отбраковали "неправильный" товар, потом идут еще и возвраты. Такой товар — даже не второй сорт, кроме, как на корм животным, продукт некуда девать. Теряется еще несколько процентов нашей маржи. Кроме того, возвраты сильно давят психологически".
Наконец, вопрос ценовой политики ритейла сводится к тому, что поставщиков зачастую выжимают "до последней нитки". "Деваться некуда — не хотим работать мы, захотят китайские экспортеры, — говорит предприниматель.
Чем дешевле товар, тем для сети лучше. Допустим, я могу привезти помидоры — не премиальные, по средней цене, но хорошие. Ритейлу это невыгодно — на 5 рублей дороже, якобы, покупать не будут. Сеть выбирает овощи по самой низкой цене. Те, в принципе, тоже натуральные и выглядят нормально. Но нет ни хорошего вкуса, ни запаха — пластиковый. Отсюда и миф, что китайские овощи и фрукты — плохие. Это не так, просто выгодно покупать товар дешевле и хуже, чтобы сделать выручку",
— считает директор компании "АгроФреш" Сергей Юрченко.
Возможно, если говорить про продукцию с длительным сроком хранения, поставщикам работать с сетями интереснее, предполагает Сергей Юрченко. Отсекаются вопросы с сортировкой, не так резко колеблются цены на рынке.
"Так ли хорошо, когда много магазинов? — задает вопрос директор ООО "Урожай" Юрий Рыбак. — Покупатели не смогут их "прокормить". Ведь любой магазин живет за счет нас с вами. На месте государства, ограничивал бы безмерный рост торговых площадей. Первый шаг на этом пути, как считаю, уже сделан — с установлением предельной наценки на социально важные товары".
Характерно, что имевшийся у Рыбака в прошлом опыт сотрудничества с супермаркетами города Артем не был радужным, здесь продавцы устанавливали максимальные наценки и поставляемый предпринимателем товар (картофель, овощи из "борщевого набора"), зачастую плохо продавался.
Как обычно — в кризис выживают сильнейшие, имеющие большие ресурсы. Рынок ритейла давно и прочно движется в сторону укрупнения, хотя и формат придомовой торговли, по-прежнему, актуален. Доминирование на рынке, монополизация его отдельными компаниями или развитие конкуренции — от этих альтернатив во многом зависит, сколько и чего можно будет купить приморцам в магазинах завтра.
P.S. Опрошенные ИА PrimaMedia бизнесмены уверены — в кризис выживут сильнейшие, имеющие большие ресурсы игроки. В Приморье рынок ритейла давно и прочно движется в сторону укрупнения, но формат придомовой торговли остаётся актуальным. Кто успешнее приспособится к новым реалиям — останется с хорошей маржой, кто не сумеет перестроиться — будет вынужден выйти из бизнеса с убытками.