28 июня 2022. Краеведение, как часть патриотического воспитания, и проектная деятельность, как инструмент развития малых территорий и закрепления молодежи на местах, — это стало основой двух общественно значимых проектов в Приморье, реализованных РСМ при поддержке краевой субсидии. О том, как выстраивается эффективная проектная работа с молодежью в малых городах, какую поддержку социально ориентированной некоммерческой организации оказывает государство, в интервью RIA Prima-Media рассказал руководитель Приморской краевой организации Общероссийской общественной организации "Российский Союз Молодежи" Максим Пряженников.
— Максим Олегович, расскажите, чем занимается РСМ в Приморском крае?
— Для нас сейчас самое главное — сделать так, чтобы молодой человек на каждой малой территории Приморского края, в каждом муниципалитете, независимо от того, где он живет — в большом городе или в маленьком населенном пункте, имел доступ к инструментам саморазвития. Достигаем это за счет формирования сетки специалистов по работе с молодежью, объединения их вместе и передачи им необходимых технологий.
Конечная цель — сделать так, чтобы любой молодой человек в Приморском крае мог себя реализовать. В целом у РСМ такая цель, но мы это решаем через работу со специалистами и инфраструктурными организациями на местах.
— Какие направления работы РСМ в Приморье вы могли бы выделить?
— Особое внимание мы уделяем развитию проектной деятельности среди молодежи. В частности, реализуем большую федеральную программу "Пространство развития". Важное направление — работа с талантами. Здесь мы развиваем такой проект, как "Морская лига интеллектуальных игр". Она сейчас реализуется на территории всего федерального округа. Это чемпионат по решению социальных кейсов, которые позволяют прокачать профессиональные компетенции у молодых людей.
Третье большое направление связано с вовлечением молодежи в развитие территории. Это, в большей степени, вовлечение молодежи в развитие городской среды.
Еще одно значительное направление связано с тем, чтобы прививать молодежи навыки самоуправления. Делаем мы это через развитие в школах, колледжах и вузах сети органов молодежного самоуправления.
Еще один небольшой блок связан с неформальным образованием, развитием тренинговых технологий.
За последний год у нас появились направления, которых не было в федеральной повестке. Например, это большое направление, связанное с развитием добровольческой деятельности. У нас появилась собственная программа, которая называется "Спектр добра" со своими уникальными технологиями. Вторая большая региональная программа — это "Знай край". Она способствует вовлечению молодежи в изучение и развитие истории своих малых территорий.
— Расскажите подробнее о проекте "Знай край", на каком этапе реализации он находится, что удалось достичь?
— Проект "Знай край" официально завершился 31 мая. Мы уже несколько лет работаем с территориями, мотивируя нашу молодежь что-то создавать, к примеру, арт-объекты, то есть развивать городскую среду. И нам пришла идея добавить этой работе больше содержания, чтобы была какая-то конкретная отдаленная цель, ради которой всё это делается.
Так мы решили поработать с брендом территории, ведь каждый населенный пункт имеет свой уникальный облик. И речь не о каких-то эфемерных материях, речь идет о развитии этих территорий, их экономической составляющей, привлечении туристов. Но самое главное, чтобы люди не уезжали со своей малой Родины.
Поэтому в рамках этого проекта мы поставили перед собой амбициозную цель — с помощью создания молодежных проектных офисов разработать концепции брендов малых территорий. По итогам реализации проекта от 7 городских и муниципальных округов мы имеет 7 готовых концепций.
— Что включают в себя эти концепции?
— Прежде всего, эти концепции аккумулировали общие предложения по тому, какие символы территорий в основе бренда могут лежать. Ребята для объективности провели большое исследование на местах. Они поговорили с местными жителями, проанализировали медиапространство и теперь понимают, какие символы характеризуют их территории и могут лечь в основу концепции бренда.
Второй важный момент, на который хотелось бы обратить внимание, это то, что в концепции бренда четко прописано, как эти символы можно вписать в среду населенных пунктов, в общественные пространства, элементы оформления зданий, остановок и так далее.
Третий момент — смысл проекта не в создании каких-то капитальных строений, а в том, чтобы жизнь кипела. Жизнь кипит там, где происходят события и мероприятия. Поэтому ребята в рамках концепции предложили мероприятия, которые можно провести, чтобы бренд жил и развивался, прокачивался, чтобы туристы приезжали.
На мой взгляд, получился очень интересный продукт. В середине мая участники проекта представили его на итоговом форуме компетентному жюри, которое также хорошо оценило активность ребят и важность этого продукта.
Надо отметить, что в рамках проекта мы не только концепцию бренда разрабатывали. Мы провели серию просветительских и краеведческих мероприятий.
К слову, благодаря разработанным концепциям, с помощью художников из мастерской монументального искусства "Дом культуры" мы смогли создать на каждой территории по одному уникальному арт-объекту с использованием соответствующих символов территорий.
Проект закончился, но это направление деятельности мы планируем развивать дальше, потому что это действительно хорошая и важная вещь.
— Расскажите о проекте "Пространство развития Приморья". На каком он этапе, кто принимает в нем участие, и в чем его суть?
— Это часть большой федеральной программы РСМ. Она реализуется с 2018 года. Ее суть очень проста. Мы используем проектное обучение, проектный подход как способ организации молодежных проектных команд на малых территориях, в небольших населенных пунктах. Ребята формируют проектные команды и через обучение пробуют решать проблемы. Так удается закреплять людей на территориях, а в ряде случаев создавать молодежные некоммерческие объединения, которые после реализации программы продолжают работу. Так на территориях появляется жизнь.
Хочу подчеркнуть, "Пространство развития" — это не про большие города, а про малые населенные пункты и в большей степени про работающую молодежь.
В Приморском крае в проект вовлечена не только работающая молодежь. У нас есть школьники и студенты. Реализация этого проекта у нас в крае идет уже несколько лет при финансовой поддержке департамента внутренней политики.
В этом году в рамках проекта мы решили поэкспериментировать и придумали формат, при котором специалисты на территории, наши партнеры и коллеги, муниципальные координаторы проекта, вместе с нами будут реализовывать программу сопровождения проектных команд.
Поэтому в феврале мы собрали специалистов по работе с молодежью с территорий, провели серьезное трехдневное проектное обучение. Специально для этого привезли федерального эксперта, который помог нам все это реализовать. И с февраля началась четкая постадийная работа по сопровождению молодежных проектных команд.
На первом этапе на местах мы сформировали команды из представителей молодежи в возрасте до 35 лет, провели с ними сессии по выявлению проблем в малых территориях, их ранжированию на приоритетные и второстепенные, решаемые и нет.
Второй этап стартовал в марте в 15 территориях Приморья. В офлайн и онлайн форматах начала работать проектная школа. То есть во Владивостоке мы сделали центральную площадку и посредством онлайн-сервисов давали всю образовательную программу участникам проекта в малых территориях. На местах ребята выполняли задания и писали проекты. В этом им в том числе помогали муниципальные координаторы. Поэтому всего за два дня у нас появилось 80 проектных инициатив.
В течение месяца эти проектные инициативы, тот, кто захотел, мог доработать. 15 наиболее интересных проектов участники в конце апреля презентовали на региональной проектной школе. Там проекты дорабатывались на более глубоком уровне. Также в мае с этими проектными инициативами познакомились специально приглашенные эксперты.
Главной особенностью проекта "Пространство развития Приморья" стало то, что после завершения его реализации мы продолжаем продвигать подготовленные молодежью проекты. Мы ставим перед собой задачу довести их до участия в различных грантовых конкурсах. Могу отметить, что один из проектов, разработанных в рамках программы, уже получил поддержку фонда Тимченко. Это проект по созданию молодежного пространства под названием "Сокол" в Октябрьском муниципальном округе. Все остальные проекты мы также будем стараться максимально продвигать.
— Как проектная деятельность, на ваш взгляд, может помочь в развитии малых городов и территорий?
— Проектная деятельность — штука универсальная. Потому что это определенный способ организации мышления. Мы учим молодежь, специалистов, работающих с молодежью, в соответствии с проектным подходом четко определять цели, которых хочешь достичь, определяя сколько на это понадобится времени, какие ресурсы будут нужны и какой путь надо пройти. В условиях дефицита ресурсов именно такой подход показал свою эффективность для развития малых территорий.
Он помогает создавать молодежные НКО, участвовать в грантовых конкурсах. Помогает даже в реализации тех инициатив, которые, быть может, не требуют огромного количества финансов, так как обученный проектный менеджер всегда сможет привлечь нефинансовые ресурсы для достижения необходимой цели.
— Как вы оцениваете государственные механизмы поддержки некоммерческих организаций в Приморском крае?
— Господдержка НКО в Приморском крае, которая реализуется по линии департамента внутренней политики, честно скажу, мне очень нравится. Во-первых, у нас очень прозрачная и честная система отбора грантовых проектов, исключающая кулуарность. Во-вторых, с проектами, заявленными на конкурс, работает компетентная комиссия, ею четко прописаны все критерии отбора. Третий немаловажный фактор — объем поддержки. В Приморском крае в 2022 году только по линии департамента внутренней политики будет распределено примерно 122 млн рублей. Это средства из бюджета края, и средства, которые передал краю Фонд президентских грантов. На мой взгляд, это беспрецедентные меры поддержки.
Все это в совокупности в последние годы позволило многим НКО, в том числе нашей, серьезно развить свою деятельность. У нас появилась возможность экспериментировать, а не проводить из года в год одни и те же мероприятия. Благодаря государственной поддержке в регионе мы запустили ряд совершенно новых направлений и форматов работы. Это очень круто.
Хочу отметить, что в целом департамент внутренней политики выстраивает с НКО партнерское, взрослое, честное и открытое взаимодействие. Мне это нравится.
— Какими принципами вы руководствуетесь в работе с молодежью?
— Очень интересный вопрос. Для нас первый принцип — это принцип максимального допущения молодежной инициативы. Если молодые люди чего-то хотят, РСМ будет стараться это поддерживать. Хотя я сам формально пока еще молодежь, но уже несколько далёк от понимания потребностей и нужд молодых людей. Поэтому, если хотим делать что-то нужное для молодежи, нужно спрашивать об этом их самих.
Второе. Мы стараемся всегда меняться, придумывать что-то уникальное, чем-то удивлять. С молодежью по-другому и не получится. Если ты из года в год проводишь условную Масленицу в одном и том же формате, рано или поздно это всем надоест. А молодым людям это надоест еще раньше. Поэтому стараемся постоянно меняться.
И третий принцип — это честность. Молодежь не приемлет и не любит манипуляций. Надо говорить с молодёжью честно и открыто. Наверное, это про то, что надо давать молодым людям право делать самим и самим решать. Надо осознавать, что молодежь это не какой-то объект, на который мы можем воздействовать, причем это касается и нашей организации, и органов власти. Молодежь — это живые люди, которые очень чутко чувствуют происходящее. Поэтому с ними можно общаться только на равных, только честно и открыто. И надо бежать с молодежью в ногу. Иначе молодежную политику не выстроить.
Материал подготовлен в рамках проекта RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) "Приморское НКОбщество". Цель проекта — информирование жителей Приморского края о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, ведущих свою деятельность в Приморье.
18+. Электронное периодическое издание RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-35110 перерегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 23.01.2009. Учредитель и издатель ООО "Прима Медиа". Адрес учредителя, издателя, редакции: 690001, г. Владивосток, ул. Светланская, 83, офис 201. Тел.: +7 (423) 221-52-59 и 265-17-28. Электронный адрес: info@primamedia.ru. И. о. главного редактора Бабченко М.О.