24 июня 2022. Юбилейный Петербургский экономический форум (ПМЭФ, 12+), как и следовало ожидать, оказался скупым на "вкусняшки" для бизнеса Приморья, несмотря на уже набивший оскомину "разворот на Восток". Не помогло и традиционно обязательное присутствие во главе делегации Приморского края губернатора Олега Кожемяко — представители азиатского бизнеса на форуме отсутствовали, а Индия почему-то не спешит отхватить свой "кусок пирога" на границе с Китаем. Ближайшие наши соседи в Северной столице конечно же были, но на фоне санкций любые договорённости сегодня любят тишину. Хочется верить, что блокаду, поставленную коронавирусом и санкциями, по традиции прорвёт на Восточном экономическом форуме (ВЭФ, 12+), на площадку которого президент Владимир Путин пригласил представителей блока БРИКС. И речь будет идти не только об освоении ВКАД (там, похоже уже всё решено в пользу российского бизнеса), но и о совместных проектах в логистической отрасли Приморья, трансформация которой уже идёт полным ходом.
По официальным данным, участники ПМЭФ-2022 подписали около 700 соглашений на общую сумму в 5,639 трлн рублей. На полях ВЭФ-2021, кстати, было подписано 380 соглашений на сумму 3,6 трлн рублей. В Санкт-Петербурге собрались 14 тысяч человек из 130 стран с учетом РФ, а 79 государств прислали на форум своих официальных представителей. Во Владивостоке год назад зафиксировало около 4 тысяч участников, в том числе более 400 глав компаний. Самыми представительными стали делегации из Республики Корея, Японии, Индии, КНР и Казахстана. Гарантировано, в этом году эта "великолепная пятерка" лишится Кореи и Японии. Не смешно, но на замену придут Беларусь, Монголия и Узбекистан.
Скупые отчёты с полей ПМЭФ могла бы возглавить новость о планах группы компаний Freight Village Ru построить у железнодорожной станции "Воздвиженский" в ТОР "Михайловский" терминально-логистический центр (ТЛЦ) "Приморский" мощностью 300 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год. Новый объект создаст дополнительные мощности для разгрузки морских портов и обработки грузов, проступающих автомобильным транспортом из Китая. Но эти планы были озвучены еще на совещании о ходе реализации инвестпроектов на территории Приморья, которое полпред Юрий Трутнев провел во Владивостоке в начале февраля.
"Новый объект даст новый импульс развитию Уссурийского городского округа", — подчеркнул заместитель председателя правительства Приморья Николай Стецко. Ввод терминала в эксплуатацию запланирован на 2024 год, объемы инвестиций не озвучиваются.
Под проект ТЛЦ предлагается расширить границы ТОР "Михайловский", резидентом которого является ООО "Фрейт Вилладж Приморский", учреждённое ООО "Фрейт Вилладж Логистика" (Москва) в декабре 2021 года в селе Михайловка.
Группа Freight Village Ru с 2012 года управляет двумя крупными производственно-логистическими центрами: "Ворсино" (на границе Новой Москвы и Калужской области) и "Росва" (под Калугой). Пикантность в том, что учредителем группы является австрийская Schlund Immobilien Finanzierungs und Baumanagement B.V., а европейцы в последнее время предпочитают массово "убегать по-английски" из России.
Кстати, ОАО "РЖД" осенью 2016 года обещало к 2020 году построить в Приморье ТЛЦ по технологии "сухой порт" мощностью 25,3 млн тонн грузов в год для разгрузки контейнерных терминалов в порту Владивосток. Как раз на железнодорожной станции Уссурийск. Проект предусматривал формирование генеральной схемы размещения железнодорожных терминалов-сателлитов "Находкинский узел", "Владивостокский узел", "Гродеково" и "Махалино, Хасан". Инициатор проекта выступала группа компаний "Юнион", якорным партнёром была заявлена финская транспортная компания Itella.
С лёгкой руки губернатора Кожемяко в Приморье надолго задержится компания "Стройтрансгаз" (СТГ, крупный подрядчик по возведению инфраструктурных объектов). В настоящее время актив Геннадия Тимченко ведёт строительство культурно-образовательного комплекса на острове Русский с привлечением строителей из Беларуси. Ранее "Стройтрансгаз" построил подобные комплексы в Калининграде и Кемерово. Строительство этих объектов, как ни крути, один из самых крупных "культурных" подрядов в стране. Во Владивостоке под здания культурно-образовательного и музейного комплекса были выделены два участка: на сопке Орлиное гнездо (Аксаковская улица) и на острове Русском, общая площадь застройки составляет более 140 тысяч кв. м.
"Стройтрансгаз" в "нулевых" был крупнейшим в России подрядчиком по строительству объектов нефтегазовой инфраструктуры. Однако "Газпром" в 2002 году создал собственного генподрядчика — ЗАО "Газпромстройинжиниринг", который на какое-то время концентрировал основную массу подрядов монополии.
Кстати, "Стройтрансгаз" принимает участие в реализации программ газоснабжения и газификации регионов России. И наверняка захочет зарабатывать на этом и в Приморье. Будет где развернуться и на Русском, например, строительство объектов инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) "Русский", мастер-план которого по плану в ближайшее время должен представить Градостроительный институт пространственного моделирования и развития "Мирпроект". Строительство первой очереди центра запланировано на 2023-2026 годы.
О важности "Стройтрансгаза" для Приморья призван говорить тот факт, что в переговорах с гендиректором компании Владимиром Лавленцевым участвовали губернатор Олег Кожемяко, глава Владивостока Константин Шестаков и директор регионального Инвестиционного агентства Игорь Трофимов.
Мы готовы заходить на другие инфраструктурные проекты в Приморье. Хотели бы развернуть у вас полноценные строительные участки. Открыть филиал, свой асфальтобетонный завод",
— сказал гендиректор АО "Стройтрансгаз" Владимир Лавленцев.
Глава Приморья в свою очередь предложил компании рассмотреть проекты жилищного и дорожного строительства в Приморье.
"Предстоит сделать несколько крупных развязок по Владивостоку. Это достаточно большой объем работ, который требует качественных проектных решений, грамотного подхода. Давайте рассмотрим вопросы жилищного строительства — нам нужны объемы. Мы готовы рассмотреть вопросы сотрудничества, чтобы вы сразу после завершения работ на острове Русском могли перевести свои мощности на новые стройки", — сказал Олег Кожемяко.
А мэра больше заботит проект строительства нового Рудневского моста. "Проектно-сметная документация по Рудневскому мосту будет готова уже в ноябре. До конца года выйдем на экспертизу. Вот еще один возможный объект в вашу "копилку", — сказал Константин Шестаков.
Кстати, градоначальник ждёт на ВЭФ-2022 от инвесторов соглашений об участии в проекте Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД).
"Для снижения числа грузовых автомобилей на дорогах губернатор Приморья инициировал проект ВКАДа. Задача муниципалитета проще — нам необходимо организовать на въезде в город площадки для ожидания грузового транспорта, площадки подобрали и теперь готовим предложения для инвесторов, думаю, первые представим уже на ВЭФ", — сказал мэр Владивостока Константин Шестаков, выступая с отчётом перед краевыми и городскими депутатами, правительством Приморья.
В феврале правительство Приморья рассмотрело две частные концессионные инициативы (ЧКИ) на право заключения соглашения о строительстве ВКАД: от китайской CRCC International Investment (инвестиционное подразделение китайской China Railway Construction Corporation, CRCC) и от Газпромбанка совместно с группой "БТС-Мост". Согласно российской заявке, концессионером в проекте выступает совместная компания Газпромбанка и "БТС-Моста" — ООО "ВКАД".
Полпред Юрий Трутнев после совещания во Владивостоке сказал, что власти Приморья поддерживают ЧКИ Газпромбанка и "БТС-Мост".
Речь идет о строительстве и последующей платной эксплуатации участка дороги общего пользования регионального значения "остров Русский — остров Елены — ул. Казанская" протяженностью 9,7 км, в том числе 2 км мостового перехода через пролив Босфор Восточный.
Постучим по дереву — похоже бизнесмены из Поднебесной после паузы на пандемию вновь готовы осваивать благодатную "поляну" Приморья. При этом китайцам пока не до публичности, им важно, чтобы переговоры в Приморье не имели широкой огласки.
В рамках Петербургского международного экономического форума на одной из ключевых сессий, на двусторонней встрече с нашими китайскими партнерами, было принято решение, что в июле нас посетит большая объединенная группа предпринимателей из КНР",
— сказал мэр Владивостока Константин Шестаков.
Градоначальник предлагал, чтобы во время визита был организовано общение в формате видеоконференцсвязи с губернаторами соседних провинций провинции Цзилинь и провинции Хэйлунцзян, но эта идея вряд ли будет реализована, если только китайским товарищам не поступит указание сверху.
Тем временем Генеральное консульство РФ в Харбине (административный центр провинции Хэйлунцзян) отмечает рост объёмов торговли приграничных районов Китая с РФ. Доля нашей страны во внешнеторговом обороте провинции Хэйлунцзян составила 69,04% (около $11 млрд в стоимостном выражении). В основе китайского экспорта — плодоовощная продукция, органические химические соединения, текстильные изделия, обувь и галантерея, строительная техника и транспортные средства. Из России поставляются углеводородное сырье, пиломатериалы, удобрения, сельхозпродукция, руда, целлюлоза и электроэнергия.
Россия с начала года почти вдвое увеличила экспорт электроэнергии в Китай: за пять месяцев 2022 года объем поставки достиг рекордных 1,78 млрд кВт.ч на $85,2 млн.
Отметим, что экспортные перевозки грузов в Китай через пограничные железнодорожные переходы Приморья в мае 2022 года выросли по сравнению с маем 2021 года на 18,4%. Так, через погранпереход Камышовая (РФ) — Хуньчунь (КНР) в мае перевезено 388 тысяч тонн грузов (рост в 1,7 раза). Из них 334 тысячи тонн составил экспорт угля (рост в 1,5 раза). Также отправлено в Поднебесную 24 тысячи тонн железной руды (в прошлом году отправка не производилась).
Грузовые перевозки через погранпереход Гродеково (РФ) — Суйфэньхэ (КНР) составили 745 тысяч тонн. В том числе перевезено 336 тысяч тонн лесопродукции (+6,6% к маю 2021 года), 129 тысяч тонн металлической руды (+2,3%) и 29 тысяч тонн зерна (+29,5%).
Кемеровская область, угольные предприятия которой загружают работой порты Приморья, прогнозирует в текущем году снижение объемов экспорта угля на восток на 40% к 2021 году из-за сложностей вывоза по железной дороге. По факту из-за имеющихся ограничений порты частично простаивают, а могли бы давать больше прибыли и налогов.
Уголь в порту Владивосток.. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
За пять месяцев 2022 года из Кузбасса в восточном направлении экспортировано на 23% меньше угля к прошлому году. "За первые 15 суток июня отгружено лишь 80% от уровня 15 суток июня 2021 года. При сохранении текущей негативной динамики мы считаем, это может повлечь за собой сокращение до 32 млн тонн вывоза по итогам года при плановом показателе 58 млн тонн, который был определен в соответствии с поручением президента РФ", — заявил заместитель губернатора Кемеровской области Андрей Панов в ходе совещания по развитию инфраструктуры Восточного полигона желдорог (цитаты "Интерфаксу").
В 2021 году из Кузбасса в адрес портов Дальнего Востока, по данным РЖД, было экспортировано порядка 53 млн тонн угля. Угледобывающие предприятия Кемеровской области в январе-мае 2022 года снизили добычу угля на 5%, до 93,1 млн тонн, в том числе в мае — на 11%, до 17,8 млн тонн.
С 1 июня РЖД отменили понижающие коэффициенты на экспорт угля и на дальность перевозок. "Ударило, в первую очередь, конечно, по Кузбассу, так как мы находимся в середине страны, и дальность расстояния для нас очень важна. В результате рост тарифов на перевозку энергетического угля у нас составил до 68%, а для коксующегося угля — до 46%. При этом для всех остальных грузов эффект составил порядка 11%", — подчеркнул Панов.
Результатом введенных в отношении РФ санкций ценовой дисконт, применяемый в отношении российского угля, достигает 50-60%, ставки по фрахту судов выросли в 2-3 раза.
"Это достаточно серьезная тема, и такая ситуация неминуемо приведет к значительному падению добычи, массовому увольнению шахтеров, потерям налоговых поступлений и тяжелым социальным последствиям. У меня (в Кузбассе — прим. ред.) сегодня на складах у угольных компаний лежит 19 млн тонн угля по итогам работы за 5 месяцев, это 19 млн тонн готовой продукции, которую мы сегодня не можем вывезти. Компании вынуждены сокращать объемы добычи, снижать свои инвестиционные планы", — сказал чиновник.