28 июня 2022. Крупнейшие продуктовые ритейлеры для сдерживания цен просят Федеральную налоговую службу (ФНС) снизить НДС на социально значимые товары и бананы, ввести отсрочку на выплаты страховых взносов. Кроме того, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) предлагает обсудить в правительстве РФ возможность долговременного снижения ставки эквайринга для торговых сетей, сообщает ИА PrimaMedia.
Ассоциация компаний розничной торговли России объединяет двадцать семь крупнейших торговых компаний, в том числе X5 Retail Group, "Магнит", "Ленту", "Дикси", DNS, "О"Кей", "Детский мир", "М.Видео-Эльдорадо", "Леруа Мерлен" и др. Приморские сети ("Самбери" и "Реми") в ассоциацию не входят.
Как пишет "Коммерсант", АКОРТ обратилась к главе ФНС Даниилу Егорову с просьбой принять новый пакет мер поддержки торговой отрасли. Среди предложений ассоциации — снизить НДС на товары первой необходимости и бананы, на год продлить срок уплаты налогов для компаний, торгующих такой продукцией, упростить процедуру признания расходов по налогу на прибыль организаций в случае кражи товаров.
В АКОРТ со ссылкой на данные Минэкономики указывают, что по состоянию на 1 апреля 2022 года продовольственная инфляция в годовом выражении составила почти 20%. Сокращение торговой наценки на товары первой необходимости позволило бы снизить конечные цены на них на 10%, оценивают там. Сейчас НДС на социальные товары составляет 13%, но этого недостаточно, отмечают участники рынка.
В ассоциации говорят, что сейчас из-за кризиса ритейлеры вынуждены для пополнения оборотных средств брать кредиты по высоким ставкам, что ведет к росту конечных цен на продукцию. Кроме того, добавляет господин Караваев, финансовая и операционная нагрузка на торговые сети в последние месяцы значительно возросла из-за необходимости перестраивать логистические процессы и цепочки поставок.
АКОРТ также предлагает обсудить в правительстве РФ возможность долговременного снижения ставки эквайринга для торговых сетей. "Мы предлагаем организовать в правительстве РФ обсуждение оптимизации механизмов формирования тарифов за оплату потребительских товаров банковскими картами и возможности долговременного снижения предельного уровня ставки эквайринга", — пояснили в ассоциации.
Тарифы на эквайринг в России до временного понижения в апреле этого года составляли от 1,5% до 2,5%, что значительно выше, чем в Европе, где максимальная ставка для дебетовых карт не превышает 0,2%, а для кредитных — 0,3%.
Оборот розничной торговли в РФ по итогам 2022 года снизится в пределах 8-9%, прогнозирует АКОРТ.
"По итогам года мы можем ожидать снижение общего оборота розничной торговли в пределах 8-9%. Это не удивительно. Сложности, с которыми столкнулась в этом году сфера торговли, беспрецедентны: разрушение логистических цепочек, необходимость быстрого поиска новых поставщиков, инфляционное давление, снижение платежеспособного спроса — отрасль впервые ощущает действие всех этих факторов одновременно. К тому же новый кризис по факту наложился на последствия пандемии", — сказал "Интерфаксу" председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
По его словам, в секторе продовольственной торговли ситуация позитивнее: крупные сети продолжают развиваться, оперативно трансформируют бизнес. Основное влияние на общее снижение оборота розничной торговли по итогам года могут оказать сектора бытовой техники и электроники и fashion.
По данным Росстата, оборот розничной торговли в I квартале вырос на 3,6%: в марте рост замедлился до 2,2% с 5,7% в феврале и 3,2% в январе. В апреле оборот упал на 9,7%. По итогам четырех месяцев рынок ритейла сохранил символический рост — на 0,1%.
Сейчас мы отчетливо видим, что покупатель стал экономнее: он отказывается от импульсных покупок, растет популярность формата "жесткого" дискаунтера и запрос на промо",
— считает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
Ранее первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов поручил Минпромторгу и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проконтролировать соблюдение ретейлерами сроков оплаты за продукты питания, так как поставщики массово сообщают о срывах сроков платежей со стороны торговый сетей.