Геймплей один, графика - разная: выборы в Артеме стали братом-близнецом владивостокских

Об особенностях (а, скорее, об одинаковостях) думской кампании в Артеме – в предвыборном обзоре ИА PrimaMedia
Тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimaMedia

7 июля 2022. Думская кампания в Артеме развивается в некоторой степени по франшизе Владивостока — все то же самое, только с меньшим размахом и силой. Присутствует и сплочение провластных кандидатов вокруг мэра — в разряженной и более мягкой форме. И зачистка оппозиции — в столь же разбавленном виде и с менее очевидной необходимостью.

Артем в отличие от "старшего брата" всегда считался территорией спокойной и предсказуемой. Возможная интрига здесь, пожалуй, заключается в том, как уживутся друг с другом лояльные местные элиты, чьи амбиции становятся особенно заметны на расчищенном поле. ИА PrimaMedia еще на далеких подступах к выборам в Артеме писало, что драматургией в городе будет дирижировать внутривидовая борьба. В целом, после старта избирательной кампании прогноз можно назвать, как минимум, актуальным.

Родимые пятна выборов

Большинство партий утвердили списки своих кандидатов на выборы в Думу Артема.

Претенденты от ЕР традиционно стали известны еще в мае — после проведения праймериз. Партия закрыла кандидатами все 25 округов. Остальные политические силы в конце июня — начале июля сформировали пул участников по результатам конференций. Представители "Справедливой России — За Правду" и ЛДПР пока не публиковали перечни выдвиженцев. Список от КПРФ в своем телеграм-канале (12+) разместил член партии, общественник Максим Чихунов. Известно, что коммунисты закроют кандидатами только 11 из 25 округов. Симптоматично, что сам Максим Чихунов остался без выдвижения, несмотря на то, что из всех артемовских коммунистов вел наиболее активную публичную деятельность.

Беглый взор на кандидатские расклады в Артеме говорит о том, что, как и во Владивостоке, оппозиция не стремится реализовывать здесь протестный потенциал и предпочитает решать задачи представительства, в основном, через "диалоговые окна".

— КПРФ в этом сезоне явно взяла на вооружение стратегию соглашательства, — считает политолог Вячеслав Беляков. — Очевидно, что взят курс на договоренности, что КПРФ не собирается активно воевать с властью ни во Владивостоке, ни в Артеме. Ни там, ни там мы не видим от коммунистов активной кампании, мы не видим ярких коммунистов среди кандидатского пула. Возможно, свою роль сыграл отказ КПРФ от несистемного и наиболее радикального крыла. Именно оно все последние годы являлось главной электоральной силой партии. Конечно, КПРФ все равно обладает ядерным электоратом. Возможно, надеется на какие-то успехи, но это такая, не до конца настоящая политическая борьба".

По словам политолога Юрия Коломейцева, у КПРФ сегодня сложилась непростая ситуация с кадровой линейкой. Отсюда наличие уже 11 кандидатов — определенный успех. В то же время, удаление с шахматной доски одного Чихунова может быть компенсировано одним-двумя мандатами в рамках "джентльменских" отношений. Как говорится, услуга за услугу.

Видимое взаимопонимание сторон делает артемовские выборы своеобразным дублем владивостокских.

— Кампании похожи тем, что в Артеме, как и во Владивостоке, возник определенный консенсус, стратегия с упором на главу города, — говорит Вячеслав Беляков. — Кандидаты от ЕР в Артеме сплочены вокруг мэра Вячеслава Квона. Во Владивостоке мы видим похожий "Блок Шестакова". При этом Артем — гораздо менее протестная территория. В прошлом году именно Артем позволил выиграть кандидатам от ЕР в Законодательное собрание на смежных с Владивостоком округах. Поэтому для того, чтобы сформировать команду мэра не нужно прибегать к широкой коалиции от представителей разных партий и общественников.

— Все то же самое, только масштабы другие, — коротко комментирует выборы в Артеме и Владивостоке Юрий Коломейцев. — Как в компьютерной игре, где геймплей остался тем же, а настройки графики поменяли под более слабые требования.

Заметим, что выдергивание малейших ростков конкуренции в лояльном Артеме выглядит не только избыточным, но и противоречащим задаче по возвращению доверия к институту выборов. Конкуренция, хотя бы видимая, легитимизирует итоги голосования в глазах избирателя. Когда она отсутствует даже в условиях товарищеского матча, да еще с удалением более-менее боеспособных игроков, это уже заострение драматургии, когда зритель может перестать скучать и задаться вопросом — насколько это оправдано и справедливо. Снижая стоимость победы на выборах под угрозу попадает главная их ценность — легитимность.

Но есть нюансы...

При этом у думских кампаний есть и ряд фенотипичеких отличий. Эксперты ожидают в Артеме бОльшую вовлеченность в процесс региональных депутатов, избранных в ЗСПК от города. Главным образом потому, что во Владивостоке таковыми являются представители КПРФ. В Артеме обратная ситуация — все депутаты, избранные от города, являются единороссами.

Среди таковых уже заметна активность Игоря Чемериса. В последнее время он усилил публичное присутствие в местных медиа. С начала года воскресла активность его проекта "Команда Игоря Чемериса", долгое время пребывавшего в спящем режиме. Сегодня соцсети (12+) "команды" наполняются новостями с равномерным ускорением. Участились и визиты депутата на округ. Все это может свидетельствовать как о стремлении политика поддерживать публичную активность после выборов в ЗС ПК, так и о желании оказать влияние на грядущие выборы в Думу Артема и, возможно, провести в нее наиболее дружественных из лояльных кандидатов.

Вероятно, с течением времени и избирательной кампании амбиции артемовских элит будут обозначаться более явно и часто. Исключение конкуренции между политическими силами приводит к ее появлению внутри одной политической силы. В данной ситуации "Блок Квона", в отличие от похожего владивостокского проекта, может поступательно терять свою субъектность и значение эффективного политтехнологического инструмента. Более того, при активизации элит в городе роль самого Вячеслава Квона закономерно будет снижаться, что чревато в приниципе потерей влияния мэра на внутренние процессы.  

Главным же образом, референдумный характер выборов в Думу Артема ставит перед ее операторами задачу легитимизации результатов. При конкурентном сценарии эта задача решается сама собой — победой сильнейшего в честной борьбе. Когда вместо сильнейших представлены вторые или третьи командные составы, возникают вопросы к спортивным качествам победителей.

Смотрите полную версию на сайте >>>