Шоковая терапия: как в Приморье разлучают детей с родителями

О системе изъятия детей из семьи и о том, как ее собираются перекроить
Шоковая терапия: как в Приморье разлучают детей с родителями
Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia

23 июля 2022. Неблагополучная семья, опека, центр реабилитации. Эта логическая цепочка кажется вполне логичной, но на самом деле отъем ребенка у родителей — вопрос крайне щепетильный. Грань между пользой и вредом здесь весьма тонка и расплывчата. На фоне внесения в Госдуму доработанных поправок в Семейный кодекс, которые существенно изменят систему изымания детей из семьи, ИА PrimaMedia разбирается, как обстоят дела в Приморье и пойдут ли на пользу предстоящие изменения? 

О чем речь

В июле 2022 года группа авторов, включая депутат Госдумы Павла Крашенинникова и сенаторов Андрея Клишаса и Елену Мизулину, внесла в Госдуму первый пакет поправок в Семейный кодекс РФ, которые обещают существенно его изменить. Особенно в части изымания детей из семьи. 

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, сейчас отобрать ребенка у родителей довольно легко. Сделать это можно на основании "одного лишь устного или письменного обращения о возможной угрозе жизни или здоровью ребенка" и с нарушением права на неприкосновенность жилища. 

Какие же нововведения привнесен пакет поправок?

— Введение презумпции добросовестного осуществления родителями их родительских прав (все действия родителей будут признаны нацеленными на благо ребенка, если судом не доказано обратное).

— Введение в законодательство права ребенка жить и воспитываться в своей родной семье (приоритет всегда будет отдан родственникам ребенка, а не центрам реабилитации или другим социальным учреждениям).

— Отбирание ребенка из семьи будет признано исключительной мерой и будет доступно лишь по решению суда. 

— Введение возможности временного изъятия ребенка из семьи.

Как отметила один из авторов законопроекта Елена Мизулина, он позволит "исключить порочную практику произвольного отобрания детей из семей".

Стоит отметить, что поправки — результат многолетней работы авторов, которые еще в 2020 году представили два отдельных законопроекта на эту тему, однако столкнулись с неодобрением общественности и отозвали свои предложения. В дальнейшем законопроекты с существенными доработками объединили и представили в 2021 году, после чего они снова были доработаны. настоящую версию поправок эксперты называют гораздо более сильной и юридически проработанной.

Однако и сегодняшняя версия вызывает ряд вопросов. Особенно громко звучат правозащитники, которых обеспокоило отсутствие в списке оснований для временного отбирания ребенка пункта о домашнем насилии. 

Приморье

О том, как обстоят дела с системой изъятия детей из семьи в Приморье корр. ИА PrimaMedia рассказала директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Парус надежды" Ольга Соколова.

"В Приморье в принципе не так часто изымают детей из семьи, только когда ребенок действительно оказывается в опасном положении, и есть угроза его жизни и здоровью. Прежде, чем ребенка изымут, родителям дают шанс на исправление. Специалисты совершают повторные рейды прежде, чем изъять ребенка", — рассказывает Ольга Соколова.

Как отмечает специалист, даже после того, как ребенка забирают от неблагополучных родителей, семье всегда дают шанс на воссоединение. Отдельная служба сопровождения семей работает с родителями, помогает трудоустроиться, решить имеющиеся трудности.

"Наша цель — вернуть ребенка в семью", — говорит Ольга Соколова.

Даже при ограничении родителей в правах на полгода — год у них есть шанс восстановиться и забрать своих детей. В случаях, когда ребенок через какое-то время возвращается к родителям, семью в течение трех месяцев навещает патронажная служба, чтобы убедиться, что условия жизни детей  — благоприятные.

"Для некоторых родителей изъятие ребенка — это шоковая терапия. После этого они существенно меняют свою жизнь", — отмечает Ольга Соколова.

Но, к сожалению, делает это лишь половина родителей. Примерно в 50% случаев, по словам директора "Паруса надежды", дети, изъятые из семьи, возвращаясь к родителям, вскоре снова оказываются в центре. И так по нескольку раз. 

Как отмечает Ольга Сергеевна, сегодня такой практики, чтобы ребенка, изъятого из семьи, сразу передавали другим родственникам, нет. А ведь именно это предлагает новые законопроект.

"Бывает так, что ребенка изъяли, по закону его помещают в "Парус надежды". И тут приходят родственникими: вполне адекватные, благонадежные. Но мы можем отдать им ребенка только с разрешения органов опеки в случае определения статуса ребенка: ограничения или лишения родителей их родительских прав. Думаю, что введение приоритета родственников над социальными центрами будет на пользу", — говорит Ольга Соколова.  

Громкие случаи

Несмотря на то, что по словам директора "Паруса надежды" случаев изымания детей из семьи в крае сравнительно немного, подобные истории словно грохот грома прокатываются по всему Приморью. 

Весной этого года трехлетнюю девочку изъяли их семьи. Ребенка обнаружили в одиночестве шатающимся по улицам поселка Новонежино в вечернее время суток, всю в слезах. Оказалось, что мать девочки злоупотребляет алкоголем, а семья уже два года стоит на профилактическом учете.

Одним из самых неоднозначных случаев за последние годы стало изъятие 12-летнего ребенка-колясочника из семьи инвалидов первой группы в 2021 году по причине того, что в квартире пахнет сигаретами и кошками, в холодильнике пусто, а у ребенка нет чистой одежды и постельного белья. До этого семья стояла на контроле Инспекции по делам несовершеннолетних, но все штрафы из-за антисанитарной обстановки в квартире ответственно оплачивала. Никаких предупрежений о том, что ребенка отнимут, по словам родителей, не было. После того, как ребенка забрали, все усугубилось тем, что мальчика направили в реабилитационный центр "Ласточка" за 245 км от родного Владивостока. Добираться до которого родителям-инвалидам было крайне проблематично. 

В 2020 году в реабилитационный центр и дом малютки были отправлены 8-месячный младенец и 5-летний мальчик после того, как их 36-летняя мать, оставив младенца на подругу и заперев маленького сына одного в квартире, отправилась распивать алкоголь и кататься по городу с новым возлюбленным.

А что сегодня

В настоящий момент условия, при которых возможно изъять ребенка из семьи регулируются ст. 77 Семейного кодекса РФ. Согласно ей, в случае, если ситуация угрожает детской жизни или здоровью, органы опеки и попечительства могут отобрать его из семьи незамедлительно. Основанием для этого может послужить документ от органа исполнительной власти субъекта РФ или от главы муниципального образования, если он наделен таковыми полномочиями. 

На деле основания для изымания детей из семьи могут быть самыми разными. Под угрозой здоровью ребенка иногда понимается и не вымытый вовремя пол.

Стоит отметить, что пристальное внимание к правам ребенка подчас может приобретать весьма нелогичные формы и играть уже против самих детей и их родителей. Подобных примеров хватает не только в России, но и в мире. Возможно, совсем не так далек тот день, когда ребенка будут изымать из семьи из-за невкусной манной каши на завтрак.

Один из самых громких случаев — изъятие первоклассника из семьи в Норвегии, когда ребенок пожаловался в школе на невкусный омлет, который готовит его мать. Ответственный педагог, узнав об этом, тут же сообшил в местные органы опеки о жестоком обращении с ребенком. А в США 11-летний ребенок отправился в приемную семью из своей, родной после того, как его неравнодушные одноклассники обратили внимание на его неопрятный внешний вид и не расчесаные волосы. Свое беспокойство дети передали директору заведения, который сообщил полиции об издевательствах дома над ребенком.

Смотрите полную версию на сайте >>>