16 июля 2022. В правительстве Приморского края 13 июля состоялось совещание по вопросу подготовки блока Восточного цифрового форума в 2022 году "IThub-регион. Траектория развития". Инициатором проведения блока Цифрового образования выступил колледж IThub ВГУЭС. На совещании обсудили программу форума, в которую войдут вопросы тесного взаимодействия образовательных организаций с предприятиями в процессе подготовки квалифицированных кадров, особенности цифровизации производств края и их потребности в IT-кадрах, проблемы позиционирования местного образования и перспективы концентрации IT и Digital инноваций во Владивостоке. Представители министерства цифрового развития и связи Приморья, министерства профессионального образования и занятости населения края и министерства образования края поддержали предложения ВГУЭС, сообщает ИА PrimaMedia.
— Цифровая трансформация определена Президентом России как одно из стратегических направлений развития страны до 2030 года. Ни одно преобразование, а тем более цифровая трансформация не произойдет без грамотных компетентных специалистов. Значительное внимание сегодня уделяется IT-специальностям, и государство активно поддерживает российские организации, реализующие проекты по цифровой трансформации и внедряющие IT-решения, которые не перестают развиваться и в такое экономически не простое время. В Приморье есть серьезный образовательный базис, как в рамках высшего образования, так и среднего специального. Именно поэтому в рамках Восточного цифрового форума "RUSSKY MEETUP & DIGITAL REGION" мы планируем проведение отдельного модуля "IThub-регион. Траектория развития", — говорит заместитель председателя Правительства Приморского края — министр цифрового развития и связи Приморского края Константин Волошин.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса предложил предметно подготовиться к обсуждению насущных вопросов цифровизации образования на предстоящем форуме. У университета есть собственный опыт цифровизации бизнес-процессов, организации процесса образования на уровнях среднего профессионального и высшего образования, дистанционного образования, открытие по московской франшизе образовательных программ мирового уровня.
— 25 июня у нас произошло знаковое событие: мы открыли колледж IThub во ВГУЭС. Колледж уникальный по своему содержанию, по организации образовательного процесса. Успешный опыт работы этого колледжа (работает уже 6-й год) показывает, что среднее профессиональное образование может соответствовать, по их примеру, мировым стандартам. Колледж IThub занимает лидирующие позиции. И глядя на них, мы прониклись этой идеей, их философией, поняли, каким образом нужно обучать. Когда только появился замысел этого колледжа в Москве, наши партнеры потратили 1,5 года на работу с индустрией, работали с IT-компаниями, узнавали, как и чему обучать. И ещё полгода потратили, чтобы все это подвести под образовательные стандарты, — сказала директор IT-колледжа ВГУЭС (IThub Владивосток) Юлия Кравченко.
Партнёром ВГУЭС выступила московская Международная академия информационных технологий IThub. Его главное отличие — интенсивная программа бизнес-ориентированного обучения. Программы формируют практикующие специалисты, и они же выступают наставниками в диджитал-инкубаторах, где студенты создают IT-продукты на заказ.
Юлия Кравченко. Фото: ИА PrimaMedia
Юлия Кравченко, директор колледжа IThub Владивосток, отметила, что в Приморье наблюдается некоторый обрыв связи между образованием и индустрией. Важная задача — наладить этот диалог, понять, что местной индустрии надо, и в чем специфика Дальнего Востока. С этой целью было предложено организовать панельную дискуссию IThub-образование в регионе.
— Когда мы говорим IThub-регион, мы должны позиционироваться как точка притяжения IT и Digital направлений. Можно использовать опыт, например, Университетского консорциума исследователей больших данных. В понедельник у нас как раз начинается проектно-аналитическая сессия университетов ДФО, организованная ВГУЭС совместно с Университетским консорциумом исследователей больших данных и Томским государственным университетом, направленная на проектирование в регионе центров прикладного анализа данных и определения направления развития Приморского образования. Но нам необходимо осознать собственную специфику и начать позиционировать бренд приморского образования, бренд нашего края — сказала Юлия Кравченко.
При этом эксперты отметили, что отношение к средне-профессиональному образованию изменилось. И дети охотно идут учиться в колледжи, эта категория студентов увеличивается ежегодно. Студенты колледжа стали более мотивированы, твердо знают, чем хотят заниматься.
Вопрос кластеризации с предприятиями стоит во главе процесса переосмысления профильного образования школьников. Различия между школами сохраняются. У каждой школы свой образовательный потенциал, но динамика обновления интенсивная. В прошлом году в крае открыли 43 точки роста. В этом году 1 сентября планируется еще один марафон открытий 43 точек роста. Что составляет пятую часть школ края, все они оснащены оборудованием. Многие школы осваивают робототехнику. С 2019 года работает детский технопарк "Кванториум" — это федеральный проект дополнительного образования инженерно-технического и естественно-научного направления.
Марина Шкуратская. Фото: ИА PrimaMedia
— В инфраструктурном плане наши школы на хорошем уровне. Но наши специалисты, которые сейчас работают в школах, в том числе и сфере IT, они значительно отстают от мейнстрима. Чтобы знания не отставали от практики, у нас есть серьезная установка, чтобы школы искали партнеров в лице предприятий. Утверждена концепция в сфере кластерной политики в сфере общего образования, уже сформировался кластер агроклассов, идет формирование индустриального кластера с классами технологического направления. Так, 1 сентября открываются профильные классы по направлениям авиа— и судостроения. И мы их осознано подводим под взаимодействие с вузами и предприятиями. Сфере технологического образования придается большое значение. Открываются ITкубы на базе школ и техникумов, — сказала заместитель министра образования Приморского края Марина Шкуратская.
Министерство образования Приморского края ведет обсуждение с предприятиями вопрос вовлеченности в образовательный процесс, потребности в кадрах и их подготовки.
Ольга Батурина. Фото: ИА PrimaMedia
— Задачу обучения IT компетенциям взрослых, как для сферы образования, так и для бизнеса, мы можем реализовывать по модели колледжа в высшей школе. У человека, который хочет поменять профессию, у него есть конкретный запрос. И здесь мы можем адаптировать опыт колледжа IThub Владивосток с точки зрения обучения профессии, адаптировать для взрослых, которые хотят в этой профессии развиваться, имея базовое образование в другой сфере, — директор департамента цифрового развития ВГУЭС Ольга Батурина.
Участники совещания отметили, что необходимо не только расширять применение IT-технологий, но и обратить внимание на обратную сторону, например, дистанционных технологий — снижение коммуникативных навыков и эффективности командной работы. Первыми с этим столкнулись IT-компании, поэтому в их корпоративных университетах много внимания уделяется освоению soft skills.
Сергей Дубовицкий. Фото: ИА PrimaMedia
— Сегодня нет ни одного предприятия, которое не использовало бы IT-технологии. Без этого уже невозможно. Это вопрос самовыживания. Конечно, ситуация с карантином дала толчок для развития информационных технологий. IT важны, но не надо переусердствовать. Многие компетенции получить дистанционно невозможно, пока человек не будет руками работать. Ну, и коммуникативный навык тоже может пострадать. Видеоконференцсвязь и дистанционные технологии стали превалировать над очным образованием, — отметил министр профессионального образования и занятости населения Приморского края Сергей Дубовицкий.
Все стороны обсуждения сошлись на мнении, что коммуникативные навыки и soft skills — это базовые умения команды любой компании. После периода карантина их востребованность стала только выше.
— В корпоративных университетах учат soft skills. К сожалению, в наших университетах этому уделяют меньше внимания. Научить писать алгоритмы можно и медведя. Сейчас важнее вести себя правильно в компании: быть ориентированным на результат, понимать, кто клиент и какие у него потребности, проявлять эмпатию, быть командным игроком — это норма, — заместитель председателя Правительства Приморского края — министр цифрового развития и связи Приморского края Константин Волошин.
Ректор ВГУЭС отметила, что из школ после пандемии пришли студенты, которым заново надо привыкать общаться.
Татьяна Терентьева. Фото: ИА PrimaMedia
— Традиционно в университете даются не только hard skills, но и soft skills. Возможность общаться и поднимать свой культурный уровень. Даже если студент отучится год-два и дальше не будет продолжать обучение, у него уже будет другой уровень культуры. И такие изменения влияют на общий культурный уровень города. Человек меняется. Высшее образование дает компетенции, которые позволят ему в жизни развиваться и занимать разные позиции в разных направлениях. Можно в YouTube зайти и научиться всему. Но в любом случае нужна еще точка притяжения, где люди будут общаться с людьми более высокого интеллектуального уровня, — ректор ВГУЭС Татьяна Терентьева.
По итогам диалога были намечены основные темы работы блока "IThub-регион. Траектория развития" Восточного цифрового форума "RUSSKY MEETUP & DIGITAL REGION": взаимодействия образовательных организаций с предприятиями в процессе подготовки квалифицированных кадров, особенности цифровизации производств края и их потребности в IT-кадрах, проблемы позиционирования местного образования и перспективы концентрации IT и Digital инноваций во Владивостоке. Представители министерств Приморского края выразили поддержку выдвигаемым инициативам и обещали привлечь своих партнеров к участию в форуме. Также было выражено пожелание реализовать в полной мере практическую направленность мероприятия.
Напомним, с 30 сентября по 1 октября состоится "Восточный цифровой форум Russky MeetUP & Digital Region". Организаторами мероприятия выступают Дальневосточный федеральный университет, правительство Приморского края и ИА PrimaMedia.