Заградительный азарт чиновников выдавливает российский металлолом с рынков АТР

Приморью грозят заградительные пошлины и минимальные квоты на экспорт металлолома, работать в таких условиях бизнес не может
Портовая инфраструктура
Фото: ИА PrimaMedia

18 июля 2022. В преддверии Дня металлурга (отмечался 17 июля) во Владивостоке состоялась конференция, посвященная ситуации на региональных рынках лома черных металлов. Предпринимателей и экспертов со всей страны собрала ассоциация "РУСЛОМ. КОМ" — для экстренного обсуждения и выработки предложений в связи с теми рисками и угрозами отрасли, которые несут отрасли намерения федеральных чиновников продлить жесткие ограничения на экспортные поставки металлолома. Предприниматели и представители региональных властей, принявшие участие в конференции, убеждены, что проект нового постановления кабмина, предусматривающий резкое уменьшение квоты на металлический лом Приморскому краю, приведет к остановке работы десятков предприятий, а также негативно отразится на работе портов, занятых в перевалке таких грузов.

Отметим, что сбор и оборот металлолома — это давно уже далеко не та "добровольно-принудительная" деятельность, которой в советском прошлом занимались школьники и студенты. Ломозаготовительная отрасль — отдельное направление в металлургии, ежегодно дающая российской экономике от 25 млн до 30 млн тонн металла. В основном весь собранный лом идет на российские металлургические комбинаты, однако около 3-4 млн тонн ежегодно традиционно отправляются на экспорт. Через порты Приморья, в частности,  лом отправляется преимущественно в Южную Корею, где наши экспортеры уверенно конкурируют с поставками из Японии и США.

В настоящее же время экспорт в эту страну — заморожен, снижен в разы, говорили участники конференции. Как утверждает директор компании "Металлторг" Дмитрий Ступаченко, перевалка металлолома у его компании упала с 30 тысяч тонн до 3-5 тысяч тонн в месяц. 

"На рынке наблюдается "идеальный шторм". Цены упали от максимальных значений марта-июня, и пошлина в 100 евро за тонну делает бизнес нерентабельным — тем более, когда рубль так сильно укрепился. Нас сегодня не очень-то и ждут на рынке Кореи и вообще Азии, с трудом покупают российские товары, боятся санкций, а наше правительство ещё и дополнительно устанавливает торговые ограничения", — высказался Ступаченко.

Введенные высокие экспортные пошлины на лом, напомним, появились как ответ правительства РФ на резкий скачок цен, который последовал за резким ростом на продукцию металлургов, являющихся потребителями лома. Однако в настоящее время ситуация — противоположная. 

Как рассказал директор ассоциации НСРО "РУСЛОМ.КОМ" Виктор Ковшевный, в России уровень ломообразования в разы больше, чем нынешнее внутреннее потребление этого сырья. Поэтому ограничивать рынок, оставляя, по сути, лишь одного монопольного покупателя на Дальнем Востоке (то есть завод "Амурсталь") — никак нельзя, уверены в бизнес-сообществе. Пострадают и все те предприятия, у которых остается лом металлов в результате их деятельности или перевооружения производств. Уровень ломосбора в ДФО по отношению к прошлому году уже и так упал на 44% за шесть месяцев этого года. 

Для приморского лома, повторимся,  может остаться единственный покупатель — завод "Амурсталь". Однако из заготавливаемых в регионе 3 млн тонн это предприятие приобретает всего 1 млн тонн. Остальные 2 млн тонн — это, по сути, невостребованные излишки. В итоге крупные предприятия ДФО не могут реализовать свой лом по хорошей цене и тем самым получить средства для обновления фондов. 

Кроме минимальных квот (в разы меньше среднегодовых объемов торговли) именно таможенные пошлины стали жестким барьером для экспорта лома. Неподъемные для бизнеса тарифы стали одной из основных тем при обсуждении работы компаний. Представители отрасли и эксперты отметили, что на рынке сложился несправедливый дисбаланс. 

Текущая вывозная пошлина сейчас — 100 евро за тонну даже внутри квоты, и это делает экспорт нерентабельным. Заводы же платить рыночную цену и делиться доходами не желают. Поэтому экономика страны рискует просто выбросить из оборота несколько миллионов тонн металлургического сырья, дают неутешительные прогнозы участники конференции.

"Необходимо отменить действие экспортных ограничений на вывоз лома металлов с территории РФ, вернуть размер экспортных пошлин к уровню декабря 2020 года, а также ввести понижающие коэффициенты на железнодорожные тарифы для перевозки лома", — сформулировал предложения предпринимательского и экспертных сообществ директор Ассоциации НСРО "РУСЛОМ.КОМ" Виктор Ковшевный.

В настоящее же время вместо экстренной помощи экспортеры рискуют получить еще один заградительный барьер. 

Отметим, что в проекте постановления правительства, который подготовил Минпромторг, предложено с 1 августа по 31 декабря 2022 года установить тарифную квоту на вывоз лома и отходов черных металлов с территории РФ в объеме 1 350 000 тонн с внутриквотной ставкой вывозной пошлины 35 евро за тонну. Правда, уже сейчас чиновники вернулись к тому, чтобы оставить запретительную ставку в 100 евро за тонну даже внутри квоты. 

При этом для Приморского края предлагается установить минимальный квотный коэффициент среди дальневосточных регионов — 0,43 (для Сахалинской области, например, установлен коэффициент 1,71, для Камчатского края и Магаданской области — 2,85). С учетом того, что только 70% этой квоты реально получить для экспортеров, Приморью оставляют лишь 30% от прошлогоднего объёма. Все это очень похоже на явное дискриминирование приморских заготовителей лома, а также — тех предприятий, которые являются владельцами металлического лома (судостроительные заводы, железная дорога, энергетики, строители и т.д.).

Представители регионального правительства, ознакомившись с проектом постановления, отметили, что по результатам отраслевого анализа в правительство РФ будет представлена позиция,  в которой будет отражено, что Приморью необходимо скорректировать квоту в сторону увеличения до коэффициента 1. Отмечается, в этой отрасли задействовано достаточно много работников, при этом под перевалку лома в регионе создана полная логистическая инфраструктура. 

Поддерживает увеличение квотного коэффициента для края и вице-президент Торгово-промышленной палаты Приморского края Михаил Веселов. 

"Приморский край со всеми своими возможностями является самым удобным хабом для экспортеров и импортеров. Это надо учитывать, и таким образом расставить все акценты", — прокомментировал свою позицию представитель ТПП.

Правительству России нужно не допустить ослабления присутствия поставщиков российского металлолома на внешних рынках, уверен предприниматель Алексей Митрофанов. На рынке Южной Кореи отечественные компании активно конкурируют с компаниями из США и Японии. Корейцы знают качество российского лома. Они хотят работать с Россией. Сейчас наблюдается рецессия, но как только она прекратится, потребление стали в мире опять вырастет, и российские ломозаготовители должны будут обеспечить сырьем и свои комбинаты, и продолжать работать на экспорт, резюмируют участники рынка.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость